г. Москва |
|
27 октября 2014 г. |
Дело N А41-17623/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 октября 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мищенко Е.А.,
судей Виткаловой Е.Н., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Белкиным Н.А.,
при участии в заседании:
от истца: не явились, извещены,
от ответчика: не явились, извещены,
от третьего лица: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании исковое заявление Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 9 по г. Москве и Московской области о взыскании с федерального государственного учреждения "66 учебный центр, межведомственный, методический" штрафа в сумме 93 805 рублей 72 копеек, третье лицо: Федеральное казенное учреждение "Единый расчетный центр Министерства обороны РФ",
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 9 по г. Москве и Московской области (далее - истец, пенсионный фонд, управление) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к федеральному государственному учреждению "66 учебный центр, межведомственный, методический" (далее - ФГУ "66 МУМЦ") о взыскании финансовой санкции за несвоевременное представление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в размере 93 805 рублей 72 копеек.
Решением Арбитражного суда Московской области от 08.05.2014 по делу N А41-17623/14 с ФГУ "66 МУМЦ" в пользу Пенсионного фонда Российской Федерации, взысканы финансовые санкции в размере 9 380, 57 рублей. С ФБУ - войсковая часть 88612. В остальной части отказано (л.д. 34-36).
Не согласившись с указанным судебным актом Федеральное казенное учреждение "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации" в порядке статьи 42 АПК РФ обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение 08.05.2014 отменить.
Апелляционным судом установлено, что решением Министра обороны РФ, выраженном в директиве данного должностного лица от 10.06.2010 N Д-60дсп "Об организационных мероприятиях, направленных на совершение финансовой деятельности Минобороны России", с 1 января 2011 года с воинских частей Вооруженных Сил РФ, исключена функция финансирования и распоряжения денежными средствами. При этом созданы новые подразделения, которые осуществляют с 01 января 2011 года финансирование воинских частей.
Финансирование ФГУ "66 МУМЦ" ведется через ФКУ "Единый расчетный центр Министерства обороны РФ".
ФКУ "ЕРЦ МО РФ" осуществляет свою деятельность на основании Положения о Федеральном казенном учреждении "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации", утвержденного Министром обороны Российской Федерации 21 октября 2011 года, в соответствии с пунктом 19 которого на ФКУ "ЕРЦ МО РФ" возложены полномочия по своевременному проведению расчетов, в том числе с бюджетами бюджетной системы РФ и государственными внебюджетными фондами, составлению и предоставлению отчетности.
Указанные полномочия возложены на ФКУ "ЕРЦ МО РФ" с 2012 года.
Во исполнение своих полномочий ФКУ "ЕРЦ МО РФ" в рамках предоставленных лимитов бюджетных обязательств с 2012 года осуществляет выплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование военнослужащих.
Таким образом, предоставление сведений в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 9 по г. Москве и Московской области, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2012 год от имени ФГУ "66 МУМЦ" осуществляло ФКУ "ЕРЦ МО РФ".
Определением от 18.09.2014 суд перешел к рассмотрению дела N А41-17623/14 по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дел в суде первой инстанции.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное казенное учреждение "Единый расчетный центр Министерства обороны РФ".
В судебное заседание не явились представители лиц, участвующих в деле, в материалах дела имеются доказательства надлежащего извещения о дате, времени и месте судебного заседания. Информация о времени и месте судебного заседания имеется на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Согласно исковому заявлению истец ссылается на нарушение страхователем установленных законом сроков представления индивидуальных сведений за отчетный период - 3 квартал 2012 года. Таким образом, ответчик несет ответственность в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования".
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы искового заявления, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований в части.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФГУ "66 МУМЦ" не представлены в установленный законом срок сведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме АДВ-6-2 за 3 квартал 2012 года.
Выявив указанные обстоятельства, орган Пенсионного фонда Российской Федерации, составил акт N 180 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 09.07.2013 по признаку представления сведений с нарушением установленных сроков за 3 квартал 2012 года; акт проверки с указанием даты рассмотрения материалов проверки направлен в адрес организации почтой.
Рассмотрев материалы проверки, орган Пенсионного фонда Российской Федерации принял решение N 180 о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 31.07.2013, которым привлек организацию к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в сумме 93 805,72 руб. Поскольку направленные страхователю требования от 24.10.2013 N138, от 05.11.2013 N144 (л.д.12, 26) исполнены не были, пенсионный фонд обратился в суд с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела, апелляционный суд приходит к выводу о снижении страхователю назначенного наказания до 1000 рублей в связи со следующим
Согласно статье 3 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" (далее - Закон N27-ФЗ) целями индивидуального (персонифицированного) учета являются создание условий для назначения пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица, обеспечение достоверных сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер пенсии при ее назначении, развитии, заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
В силу статьи 5 Закона N 27-ФЗ органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 Закона N 27-ФЗ страхователь обязан представить в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своей регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах и трудовом стаже.
В силу абзаца 1 статьи 16 Закона N 27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право требовать от страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, определенных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
При этом пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи до 15 числа второго календарного месяца, следующим за отчетным периодом, представляют в органы Пенсионного фонда РФ расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на всех застрахованных лиц вместе со сведениями о каждом работающем у него застрахованном лице.
Согласно материалам дела ФГУ "66 МУМЦ" сведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме АДВ-6-2 за 3 квартал 2012 года представлены 05.07.2013, то есть с нарушением установленного срока.
Таким образом, ответчиком не исполнена в установленные сроки возложенная на него законом обязанность по представлению полных и достоверных сведений, необходимых для индивидуального (персонифицированного) учета 3 квартал 2012 года, в связи с чем пенсионный фонд правомерно привлек войсковую часть 88612 к ответственности.
Вместе с тем, при проверке расчета суммы штрафа, апелляционным судом установлено следующее.
Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" внесены изменения в часть 3 статью 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", согласно которым за непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах к такому страхователю применяются финансовые санкции в виде взыскания 5 процентов от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах. Указанные изменения вступили в силу с 1 января 2014 года.
Согласно внесенным изменениям смягчена ответственность страхователя за непредставление либо представление неполных и (или) недостоверных сведений персонифицированного учета, размер санкции составляет 5 процентов от суммы страховых взносов, начисленных к уплате в ПФР за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены (представлены неполные или недостоверные) сведения.
Согласно общему принципу, предусмотренному частью 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Закон, смягчающий или отменяющий ответственность либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого решение о наложении штрафа не исполнено.
Статья 54 Конституции Российской Федерации имеет прямое действие. Ее нормы подлежат применению и в тех случаях, когда в том или ином законе или нормативном правовом акте они не нашли соответствующего отражения.
Согласно пункту 4.3 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20.04.2006 N 4-П императивное по своему характеру правило части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, предписывающее применять новый закон в случаях, когда после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, не предполагает наличие у суда или иного органа, применяющего закон, дискреционных полномочий, которые позволяли бы ему в таких случаях игнорировать действие этого закона.
Следовательно, заявление о взыскании санкции за рассматриваемое правонарушение, допущенное страхователем до 1 января 2014 года, может быть удовлетворено судом лишь в части, не превышающей максимального ее размера, установленного действующей редакцией части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, а именно в размере пяти процентов от суммы страховых взносов, начисленных за последний отчетный период, вместо санкции в размере десяти процентов, действовавшей до 1 января 2014 года.
При этом, суд руководствуется правовой позицией, содержащейся в пункте 1 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 N 34 "О некоторых вопросах, связанных с вступлением в силу Федерального закона от 03.12.2011 N 379-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды" и пункт 5 постановления Пленума ВАС РФ и Пленума ВС РФ от 11.06.1999 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
С учетом изложенных норм сумма штрафа должна составить 93 805 рублей 72 копеек.
Вместе с тем, частью 4 пункта 6 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) установлено, что в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, в том числе, выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного данным Федеральным законом.
Частью 4 пункта 1 статьи 44 Закона N 212-ФЗ установлен неограниченный круг обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение правонарушения, которые могут быть признаны таковыми судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело.
Согласно пункту 4 статьи 44 указанного Закона обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.
Из совокупного толкования названных норм следует, что орган контроля за уплатой страховых взносов при рассмотрении материалов проверки о правонарушении и определении размера штрафа должен выявлять и учитывать смягчающие ответственность плательщика страховых взносов обстоятельства в силу прямого указания закона.
В рассматриваемом случае из решения органа пенсионного фонда не усматривается, что при его вынесении устанавливались обстоятельства, смягчающие ответственность общества за совершение правонарушения.
Между тем, с 2012 года деятельность по выплате денежного довольствия военнослужащим и гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации централизованно осуществляет ФКУ "ЕРЦ МО РФ".
Приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от 29.06.2012 N 12 организовано зачисление военнослужащих и лиц гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ на финансовое обеспечение ФКУ "ЕРЦ МО РФ".
ФКУ "ЕРЦ МО РФ" реализует государственную, социальную, финансовую и налоговую политику в сфере деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пунктам 18 - 19 Положения о ФКУ "ЕРЦ МО РФ" в компетенцию данного учреждения входит своевременное проведение расчетов, в том числе с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации и внебюджетными фондами, составление и предоставление отчетности.
Централизация системы оплаты страховых взносов по месту нахождения головной организации - Министерства обороны Российской Федерации и ее уполномоченного финансового учреждения - ФКУ "ЕРЦ МО РФ" осуществлялась в соответствии с разъяснением Заместителя председателя правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 06.10.2010 N ТМ-30-19/10590 "Об уплате страховых взносов за воинские формирования" (ответ на запрос заместителя Министра обороны Российской Федерации по финансово-экономической работе от 13.08.2010 исх. N 205/181/4/348). В данном письме было указано, что при переходе организации на централизованную уплату страховых взносов обособленные подразделения данной организации утрачивают признаки самостоятельности. Уплата (перечисление) страховых взносов и представление отчетности по ним осуществляется в составе платежей и отчетности по страховым взносам головной организации по месту ее нахождения с момента централизации учета.
На совместном совещании Департаментов Министерства обороны Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и ФКУ "ЕРЦ МО РФ" 24.09.2012 было принято решение о сдаче отчетов за каждое юридическое лицо в отдельности (Протокол от 24.09.2012).
В соответствии с полномочиями, делегированными Министерством обороны Российской Федерации, ФКУ "ЕРЦ МО РФ" представило в Государственное учреждение - Управление N 7 Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 10 по г. Москве и Московской области единый отчет за все юридические лица Министерства обороны Российской Федерации, за 3 квартал 2012 года, что подтверждается копией электронной квитанций от 15.11.2012. Требование пенсионного фонда о сдаче отчетности за каждое юридическое лицо в отдельности было выполнено.
ФКУ "ЕРЦ МО РФ" направило в Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 9 по г. Москве и Московской области реестры платежей за 3 квартал 2012 года в разрезе платежей с разбивкой по каждому юридическому лицу для зачисления в территориальные управления по месту регистрации организации с последующим представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета и расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам с использованием информационно-телекоммуникационных сетей ЗАО "ПФ "СКБ Контур" за ЭЦП уполномоченного лица Лощеновой О.В.
Требование Пенсионного фонда РФ о сдаче отчетности за каждое юридическое лицо в отдельности было исполнено, что подтверждается копией электронной квитанции от 11.07.2013.
Перечисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование за указанный период были произведены в полном объеме, что подтверждается платежным документами на оплату страховых взносов на страховую и накопительную часть трудовой пенсии, а также на оплату страховых взносов в ФФОМС.
При этом каких-либо обстоятельств, отягчающих ответственность, органом ПФР при вынесении решения о привлечении к ответственности не установлено.
Изучив материалы дела, апелляционный суд учитывает в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность ответчика, то обстоятельство, что правонарушение совершено ответчиком не умышленно; правонарушение не повлекло вредных последствий для бюджета ПФР, страховые взносы ответчиком были уплачены своевременно и в полном объеме; обстоятельства организационного характера, связанные с реорганизацией структурных подразделений Министерства обороны Российской Федерации; ответчик является некоммерческой военной организацией - государственным учреждением Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющей социально и государственно необходимую деятельность по обеспечению защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, а финансирование его расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Доказательств обратного органом ПФР не представлено.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях от 11.03.1998 N 8-П, от 12.05.1998 N 14-П, от 15.07.1999 N 11-П отметил, что санкции должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, компенсационного характера применяемых санкций, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств.
На основании изложенного апелляционный суд приходит к выводу о снижении размера назначенного штрафа до 1000 рублей.
Учитывая наличие безусловных оснований для отмены решения Арбитражного суда Московской области от 08.05.2014, предусмотренных пунктом 4 части 4 статьи 270 АПК РФ решение подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 4 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области 08.05.2014 по делу N А41-17623/14 отменить.
Взыскать с федерального государственного учреждения "66 учебный центр, межведомственный, методический", ОГРН 1075024004626, расположенного по адресу: 143421, Московская область, Красногорский район, с. Николо-Урюпино в пользу государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 9 по г. Москве и Московской области штраф в сумме 1000 рублей.
В удовлетворении оставшейся части заявления отказать.
Председательствующий |
Е.А. Мищенко |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-17623/2014
Истец: ГУ УПФ N9 по г. Москве и Московской области
Ответчик: ФГУП "66 учебный центр, Межведомственный, Методический"
Третье лицо: Федеральное казенное учреждение "Единый расчетный центр Министерства обороны РФ", ФГУП "66 учебный центр, Межведомственный, Методический"
Хронология рассмотрения дела:
27.10.2014 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-7846/14