город Ростов-на-Дону |
|
30 октября 2014 г. |
дело N А32-2045/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 октября 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.,
судей Сурмаляна Г.А., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шаовым Т.Д.,
при участии:
от заявителя: представителя Ряполова Р.В. по доверенности от 09.07.2013;
от заинтересованного лица: представителя Подколзина А.С. по доверенности от 15.10.2014;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 26.05.2014 по делу N А32-2045/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мебекс"
к заинтересованному лицу Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 7 по Краснодарскому краю
об оспаривании постановления,
принятое судьей Хмелевцевой А.С.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Мебекс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Краснодарскому краю (далее - налоговый орган) от 14.01.2014 по делу об административном правонарушении N 283, которым общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением суда от 26.05.2014 заявленные требования удовлетворены, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено. Решение мотивировано недоказанностью наличия в действиях общества состава вмененного ему правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, налоговый орган обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить, полагая что судом не исследовались надлежащим образом материалы административного дела, решение суда вынесено незаконно и не обоснованно, носит формальный характер.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с главой 34 АПК РФ.
В судебном заседании представитель налогового органа доводы апелляционной жалобы поддержал, настаивал на отмене решения суда первой инстанции.
Представитель общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, согласился с выводами суда первой инстанции.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество имеет статус юридического лица и состоит на налоговом учете Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 7 по Краснодарскому краю.
17.12.2013 налоговый орган провел проверку общества на предмет соблюдения требований Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", работы с денежной наличностью, проверки полноты учета выручки, постановки на учет в налоговом органе, снятию фискальной памяти с ККТ.
В ходе проверки был выявлен факт применения обществом в магазине, расположенном по адресу г. Сочи, ул. Гагарина 76, контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее применения (ККТ модель ЭКР 2102К, с заводским номером N 1725228 в нарушение пункта 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 470 "Об утверждении Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями" устройство для считывания информации с пластиковых карт не подключено к контрольно-кассовой технике для передачи информации о проведенном расчете с использованием платежной карты).
18.12.2013 по результатам проверки налоговым органом составлен акт проверки N 003281.
26.12.2013 составлен протокол об административном правонарушении N 0-905/22-25/486.
14.01.2014 налоговым органом вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 283, которым общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с постановлением налогового органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ ввиду следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, составляет, в частности, использование контрольно-кассовой техники с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения.
Осуществление контроля за соблюдением законодательства при применении организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложено на налоговые органы статьей 7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) под контрольно-кассовой техникой понимаются контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закон N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Согласно пункту 1 статьи 4 Закон N 54-ФЗ требования к контрольно-кассовой технике, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, порядок и условия ее регистрации и применения определяются Правительством Российской Федерации. При этом контрольно-кассовая техника (за исключением контрольно-кассовой техники в составе платежных терминалов, применяемых платежными агентами и банковскими платежными агентами, субагентами, и банкоматов, применяемых банковскими платежными агентами), применяемая организациями (за исключением кредитных организаций) и индивидуальными предпринимателями, должна: быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика; быть исправна, опломбирована в установленном порядке; иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме.
Пунктом 3 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 470, установлены требования, согласно которым контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр контрольно-кассовой техники и применяемая пользователями при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, должна:
а) иметь корпус, фискальную память, накопитель фискальной памяти, контрольную ленту и устройство печати кассовых чеков;
б) обеспечивать печать кассовых чеков, некорректируемую регистрацию информации и энергонезависимое долговременное хранение информации;
в) обеспечивать фиксацию информации в фискальной памяти, на кассовом чеке и контрольной ленте в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;
г) обеспечивать возможность ввода в фискальную память информации при первичной регистрации и перерегистрации в налоговых органах в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;
д) обеспечивать возможность вывода фискальных данных, зафиксированных в фискальной памяти и на контрольной ленте в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;
е) эксплуатироваться в фискальном режиме;
ж) регистрировать в фискальном режиме на кассовом чеке и контрольной ленте признаки такого режима, подтверждающие некорректируемую регистрацию информации о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт, в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;
з) блокировать в фискальном режиме фиксацию информации в фискальной памяти, на кассовом чеке и контрольной ленте при отсутствии признаков фискального режима в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;
и) иметь часы реального времени в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;
к) быть исправной;
л) обеспечиваться технической поддержкой поставщика или центра технического обслуживания;
м) соответствовать образцу, представленному в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации при внесении сведений о модели контрольно-кассовой техники в Государственный реестр;
н) иметь паспорт установленного образца;
о) иметь идентификационный знак установленного образца;
п) иметь марки-пломбы установленного образца и эксплуатационную документацию;
р) иметь знак "Государственный реестр" установленного образца;
с) иметь знак "Сервисное обслуживание" установленного образца.
Согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику (за исключением контрольно-кассовой техники в составе платежных терминалов, применяемых платежными агентами и банковскими платежными агентами, субагентами, и банкоматов, применяемых банковскими платежными агентами), обязаны: осуществлять регистрацию контрольно-кассовой техники в налоговых органах; применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную контрольно-кассовую технику, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти); выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки; обеспечивать ведение и хранение в установленном порядке документации, связанной с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением контрольно-кассовой техники, а также обеспечивать должностным лицам налоговых органов, осуществляющих проверку в соответствии с пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, беспрепятственный доступ к соответствующей контрольно-кассовой технике, предоставлять им указанную документацию; производить при первичной регистрации и перерегистрации контрольно-кассовой техники введение в фискальную память контрольно-кассовой техники информации и замену накопителей фискальной памяти с участием представителей налоговых органов.
При осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт на территории Российской Федерации применяются модели контрольно-кассовой техники, включенные в Государственный реестр (пункт 1 статьи 3 Закон N 54-ФЗ).
Как верно установлено судом первой инстанции, используемая обществом модель ККТ ЭКР 2102К включена в Государственный реестр контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации (Протокол заседания ГМЭК от 18.12.2003 N 4/76-2003).
Кроме того, на момент проведения проверки 17.12.2013 в соответствии с Приказом Федерального агентства по промышленности от 06.03.2007 N 105 "О государственном реестре контрольно-кассовой техники" модель ККТ ЭКР 2102К входила в перечень моделей ККТ, применяемых при осуществлении организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
По мнению налогового органа, обеспечивать ввод в ККТ информации о проведенном расчете с использованием платежной карты возможно только при подключении ККТ к устройству для считывания информации с банковских карт.
Между тем, суд апелляционной инстанции признает данную позицию налогового органа ошибочной.
Пунктом 6 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 470, установлено, что при печати кассового чека с оплатой по платежной карте контрольно-кассовая техника должна кроме кассового чека обеспечивать печать документа, подтверждающего факт осуществления расчета с использованием платежной карты. При этом устройство для считывания информации с платежных карт должно входить в состав контрольно-кассовой техники или обеспечивать ввод в нее информации о проведенном расчете с использованием платежной карты.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что используемая обществом модель ККТ ЭКР 2102К действительно напрямую не подключена к устройству для считывания информации, однако имеет несколько секций, в том числе секцию для обеспечения ввода информации о проведенном расчете с использованием платежных карт, что соответствует требованиям вышеуказанного пункта 6 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями.
При проведении операции оплаты по карте, кассир-операционист, получив терминальный слип с одобрением операции, проводит операцию по кассовому аппарату, обеспечивая тем самым "ввод в нее информации о проведенном расчете с использованием платежной карты". Какие-либо ограничения на использование неинтегрированного оборудования или указания обязательного использования интегрированного оборудования отсутствуют.
Согласно приказу от 01.07.2011 N 5, принятому директором общества с целью разделения наличных денежных средств, пробитых по ККТ, и сумм, оплаченных по платежным картам, оплату покупателя, полученную по карте посредством электронного терминала с НДС, кассир вручную пробивает на отдельную секцию ККМ.
В соответствии с письмом Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве от 20.06.2007 N 22-12/058084 суммы, оплаченные платежными картами, пробиваются по ККТ, на определенную секцию. В фискальной памяти кассового аппарата регистрируется и хранится информация как о наличных денежных расчетах, так и о расчетах с помощью платежных карт.
Письмом Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве от 11.08.2008 N 22-12075210 "О праве организации на использование разных секций применяемой ККТ" поясняется, что организация вправе для обеспечения раздельного учета сумм выручки использовать разные секции применяемой ККТ либо указывать на кассовом чеке и контрольной ленте ККТ дополнительные реквизиты, например реквизит "в т.ч. НДС".
Учитывая изложенное, а также то, что постановление Правительства Российской Федерации от 23.07.07 N 470 "Об утверждении Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями" не регламентирует, каким способом должен быть обеспечен ввод информации - ручным или автоматическим, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что используемая обществом процедура ввода в ККТ информации о проведенном расчете с использованием платежной карты, не противоречит действующему законодательству.
Материалами дела подтверждается, что общество применяет надлежащую ККТ с соблюдением порядка и условий ее применения: распечатывает кассовые чеки, терминальный чек (слип), вносит данные в журнал кассира-операциониста, учитывает разделение операций с использованием платежной карты от наличных платежей.
Таким образом, ККТ ЭКР 2102К используемая обществом обеспечивает возможность ввода в неё информации о проведенном расчете с использованием платежной карты.
Ввиду изложенного, вывод налогового органа о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ, является не обоснованным, в связи с чем, суд первой инстанции правильно признал подлежащим удовлетворению заявление общества о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления N 7 от 14.01.2014.
При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы налогового органа и отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.05.2014 по делу N А32-2045/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
Г.А. Сурмалян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-2045/2014
Истец: ООО "МЕБЕКС"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N7 по Краснодарскому краю
Третье лицо: Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы N 7 по Краснодарскому краю