г. Вологда |
|
17 ноября 2014 г. |
Дело N А52-176/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2014 года.
В полном объёме постановление изготовлено 17 ноября 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Холминова А.А., судей Осокиной Н.Н. и Пестеревой О.Ю. при ведении протокола секретарём судебного заседания Куликовой М.А.,
при участии от открытого акционерного общества "Псковэнергосбыт" Семёновой Л.А. по доверенности от 31.12.2013 N 37, Коренченко Г.Г. по доверенности от 15.10.2013, от открытого акционерного общества "Оборонэнергосбыт" Залеских С.В. по доверенности от 24.12.2013 N 21,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Псковэнергосбыт" на решение Арбитражного суда Псковской области от 10 сентября 2014 года по делу N А52-176/2014 (судья Героева Н.В.),
установил:
открытое акционерное общество "Псковэнергосбыт" (ОГРН 1046000314238, ИНН 6027084016; город Псков, ул. Заводская, д. 24; далее - ОАО "Псковэнергосбыт") обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Псковской области (ОГРН 1036000308508, ИНН 6027026536; город Псков, ул. Кузнецкая, д. 13; далее - Управление) о признании незаконным решения от 27.12.2013 по делу N 43/10/13-ТР.
В деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, участвует открытое акционерное общество "Оборонэнергосбыт" (далее - ОАО "Оборонэнергосбыт").
Решением Арбитражного суда Псковской области от 10.09.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ОАО "Псковэнергосбыт" с этим решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование ссылается на неправильное применение судом норм материального права.
В судебном заседании представители ОАО "Псковэнергосбыт" апелляционную жалобу поддержали по изложенным в ней основаниям.
Управление в отзыве просит решение суда оставить без изменений.
ОАО "Оборонэнергосбыт" в отзыве и его представитель в судебном заседании просят решение суда оставить без изменений.
Управление надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав представителей ОАО "Псковэнергосбыт" и ОАО "Оборонэнергосбыт", исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в Управление 27.09.2013 поступило заявление ОАО "Оборонэнергосбыт" в отношении действий ОАО "Псковэнергосбыт" по введению полного ограничения потребления электрической энергии на объектах Министерства обороны Российской Федерации.
При рассмотрении этого заявления Управление усмотрело в действиях ОАО "Псковэнергосбыт" нарушение пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции"), о чём вынесло решение от 27.12.2013 по делу N 43/10/13-ТР (том 1, лист 15).
Не согласившись с этим решением, ОАО "Псковэнергосбыт" обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Это заявление не подлежит удовлетворению.
Приказом Управления от 05.07.2007 N 54 ОАО "Псковэнергосбыт" включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определённого товара (работ, услуг) долю более 35 %, по товарной позиции "купля-продажа электрической энергии", ОКВЭД 40.10.3, с долей более 65 % в географических границах Псковской области.
ОАО "Оборонэнергосбыт" в силу распоряжения Правительства Российской Федерации от 02.02.2010 N 78-р является единственным поставщиком электроэнергии для нужд Минобороны России. Во исполнение данного распоряжения ОАО "Оборонэнергосбыт" заключило с Минобороны России контракт на поставку электрической энергии от 19.12.2011 N 156/8747 (том 1, лист 70).
В целях закупки электрической энергии между ОАО "Псковэнергосбыт" (гарантирующий поставщик) и ОАО "Оборонэнергосбыт" заключён Договор поставки электрической энергии от 04.03.2010 N 15-э (том 1, лист 84).
Из приложения N 2 к этому договору следует, что электроэнергия приобретается в том числе для следующих объектов:
- профилакторий Гороховое озеро (Псковская область, Островский район), воинская часть 17646-с;
- профилакторий Гороховое озеро (Псковская область, Островский район), воинская часть 49371-2 (ранее - воинская часть 25504);
- профилакторий Гороховое озеро (Псковская область, Островский район), воинская часть 35700 (ранее - воинская часть 35600).
В пункте 2.2.1 договора определено, что поставщик вправе вводить ограничение режима потребления электрической энергии ОАО "Оборонэнергосбыт" в случаях, предусмотренных действующим законодательством, в том числе при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии.
ОАО "Оборонэнергосбыт" согласованные договором сроки оплаты потребленной электроэнергии не соблюдались, а в июле 2013 года оплата не производилась.
ОАО "Псковэнергосбыт" 04.09.2013 направило в адрес ОАО "Оборонэнергосбыт" уведомление с требованием погасить задолженность в сумме 30 792 758,39 руб. Этим также оно сообщило о введении с 10.00 час 17.09.2013 режима полного ограничения потребления электрической энергии в отношении перечисленных выше объектов Министерства обороны Российской Федерации (том 1, лист 139).
В отношении указанных объектов 17.09.2013 было введено полное ограничение потребления электрической энергии.
Эти действия ОАО "Псковэнергосбыт" обоснованно расценены Управлением как незаконные и нарушающие Закон "О защите конкуренции".
Рассматриваемые объекты, в отношении которых ОАО "Псковэнергосбыт" ввело полное ограничение потребления электрической энергии, в соответствии с Федеральным законом от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне", Федеральным законом от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", относятся к объектам, в которых предусмотрена военная служба.
При этом заслуживают внимания доводы Управления и ОАО "Оборонэнергосбыт" о том, что в силу государственной и военной тайны поставщик электрической энергии может и не располагать информацией о действительном назначении объектов Министерства обороны Российской Федерации, поэтому наименования объектов могут быть ложными и договор энергоснабжения заключается в отношении точек поставки.
Пунктом 18 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Правила N 442), предусмотрено, что в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемым ими объектов), частичное или полное ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящимся к категориям потребителей согласно приложению, частичное ограничение режима потребления вводится не ниже уровня аварийной брони.
К таким потребителям пунктом 4 Постановления N 442 отнесены воинские части Минобороны России.
Отсутствие согласованного сторонами акта аварийной брони электроснабжения в отношении рассматриваемых объектов не является основанием для введения в их отношении полного ограничения режима потребления электрической энергии.
Так, согласно пункту 18 Правил N 442 при отсутствии у потребителя акта согласования аварийной брони, величины аварийной брони определяются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) по согласованию с исполнителем в размере не менее 10 процентов максимальной мощности соответствующих объектов такого потребителя.
Таким образом, в отношении воинских частей Минобороны России не может быть введено ограничение режима потребления электрической энергии менее 10 % максимальной мощности соответствующих объектов потребления.
В рассматриваемом случае ОАО "Псковэнергосбыт" ввело полное ограничение потребления электрической энергии, чем нарушило приведённое выше требование о недопустимости подобного ограничения менее 10 % максимальной мощности соответствующих объектов.
Таким образом, введённое ОАО "Псковэнергосбыт" ограничение потребления электрической энергии нарушает Правила N 442.
На недопустимость условий договора, предусматривающих возможность ограничения потребления электрической энергии при отсутствии согласованного акта аварийной брони, указывается в определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.07.2014 N ВАС-9585/14, от 29.07.2014 N ВАС-9994/2014, от 29.07.2014 N ВАС-10007/2014, от 29.07.2014 N ВАС-10006/2014, а также Верховного Суда Российской Федерации от 01.09.2014 N 308-ЭС14-197.
В апелляционной жалобе ОАО "Псковэнергосбыт" сослалось на постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.09.2014 по делу N А52-2865/2013.
Эти доводы являются необоснованными.
По указанному делу N А52-2865/2013 судом рассматривался иной предмет спора - согласование условий договора электроснабжения. Суд в рамках рассмотрения этого спора пришёл к выводу о том, что к режиму ограничения потребления электрической энергии в отношении объектов ОАО "Оборонэнергосбыт", являющихся воинскими частями Минобороны России, не подлежит применению Указ Президента Российское Федерации от 23.11.1995 N 1173, так как этот вопрос регулируется специальным нормативным актом - приведёнными выше Правилами N 442.
Данный вывод суда не противоречит выводу по настоящему делу о том, что введённое ОАО "Псковэнергосбыт" ограничение потребления электрической энергии нарушает Правила N 442. На необходимость соблюдения этих Правил указано в названных выше определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации.
Согласно статье 10 Закона "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Незаконные действия ОАО "Псковэнергосбыт" по прекращению поставки электрической энергии в отношении рассматриваемых объектов Министерства обороны Российской Федерации ущемляют интересы ОАО "Оборонэнергосбыт", так как лишают его возможности исполнять свои договорные обязательства перед Министерством обороны Российской Федерации, могут привести к нарушению безопасности государства, что является нарушением пункта 4 части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции".
На основании изложенного Управление пришло к правильному выводу о нарушении ОАО "Псковэнергосбыт" пункта 4 части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции".
Решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявления ОАО "Псковэнергосбыт" в целом является верным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 10 сентября 2014 года по делу N А52-176/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Псковэнергосбыт" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.А. Холминов |
Судьи |
Н.Н. Осокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-176/2014
Истец: ОАО "Псковэнергосбыт"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Псковской области
Третье лицо: ОАО "Оборонэнергосбыт"