г. Москва |
|
18 ноября 2014 г. |
Дело N А40-81674/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 ноября 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Савенкова О.В.,
судей Левиной Т.Ю., Мартыновой Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Филатовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "АРТИКО" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.01.2014,
по делу N А40-81674/13 (9-869), принятое судьей Иевлевым П.А.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "АРТИКО" (ОГРН 1027739320388)
к ответчику Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340)
третьи лица: 1) Департамент городского имущества г. Москвы (ОГРН 1037739510423, ИНН 7705031674); 2) Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (ОГРН 1097746680822, ИНН 7726639745); 3) Высший исполнительный орган государственной власти города Москвы - Правительство Москвы (ОГРН 1027739813507); 4) ОАО "Городской кадастр" (ОГРН 1027739738729),
об установлении кадастровой стоимости земельного участка,
при участии в судебном заседании:
от истца: Степанян А.Ж. по доверенности от 18.02.2014
от ответчика: не явился, извещен;
от третьих лиц: 1) 3) Вейн К.В. по доверенности от 27.12.2013 и 01.09.2014, 2) 4) не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) "АРТИКО" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об обязании ответчика внести изменения в Государственный кадастр недвижимости в части сведений об удельном показателе стоимости 1 кв.м. земельного участка с кадастровым номером 77:06:0009011:31 в размере 13503 руб. 73 коп., об обязании ответчика внести изменения в Государственный кадастр недвижимости в части сведений о кадастровой стоимости земельного участка в размере 53 771 853 руб. (с учетом уточнений в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 22.01.2014 по делу N А40-81674/13 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и вынести новый судебный акт об удовлетворении иска. Заявитель апелляционной жалобы указывает на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела; неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение судом норм материального права.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца требования апелляционной жалобы поддержал по изложенным в ней мотивам, просил решение суда первой инстанции отменить и вынести новый судебный акт об удовлетворении иска.
Представитель Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы требования апелляционной жалобы не признал. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке ч. 3 ст. 156 АПК РФ в отсутствие надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы представителей ответчика и 3-х лиц: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, ОАО "Городской кадастр".
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для отмены судебного акта по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, истец является собственником здания по адресу: Москва, 38 километр МКАД.
На основании Договора долгосрочной аренды земельного участка от 05.04.1996 г. N М-06-004955 истец арендует земельный участок с кадастровым номером 77:06:0009011:31 площадью 4558 кв.м., расположенный по адресу: Москва, 38 километр МКАД, для эксплуатации кафе-шашлычной.
В связи с проведением кадастровой оценки земель города Москвы и вступлением в силу с 01.01.2013 результатов государственной оценки земель города Москвы, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 27.11.2012 N 670-ПП "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель города Москвы", а также в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 10.09.2012 N 477-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ГТП и признании утратившими силу правовых актов (отдельных положений правовых актов) Правительства Москвы", кадастровая стоимость земельного участка площадью 4558 кв.м. с кадастровым номером 77:06:0009011:31 составила 144.973.622,36 руб.
Истец обратился к оценщику - ИП Донскову О.Д., согласно отчету N М04-04/13 которого рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2012. составила 61.550.000 руб.
По определению Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2014 г. по делу назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено эксперту АНО "Центр Оценки Недвижимости и Бизнеса" (адрес места нахождения: 115093, г. Москва, Партийный пер., 1, корп. 57, стр. 3.) Ширяевой Оксане Николаевне.
Согласно заключению эксперта от 14.08.2014 г. N 005882/5/77001/252014/09АП-9947/14-ГК рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2012. составила 76483990 руб., по состоянию на 01.01.2013 г. - 77246380 руб.
Истец в данном случае полагает свои права нарушенными тем, что завышенная кадастровая стоимость влечет необоснованное увеличение арендных платежей, исчисляемых от кадастровой стоимости.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции принял во внимание, что согласно ст. 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценке) для целей настоящего Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
В данном случае, суд учел, что участок, занятый принадлежащим истцу зданием и необходимый для его эксплуатации, не может быть отчужден собственником участка на открытом рынке в условиях конкуренции, поскольку собственник участка в силу ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации обязан, при наличии волеизъявления собственника здания, продать участок только одному лицу - собственнику здания. Участок, обремененный исключительными правами, предоставленными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации собственнику расположенной на участке недвижимости, собственник участка (город Москва) не может представить на открытом рынке посредством публичной оферты. Истец же, как собственник здания, также не вправе продать арендованный им участок, поскольку последний ему не принадлежит на праве собственности.
Соответственно, в отношении спорного участка имеют место определенные законом обстоятельства, исключающие его продажу на открытом рынке в условиях конкуренции.
Суд также посчитал, что рыночная стоимость для участка, продажа которого на открытом рынке невероятна, не устанавливается. А для данного земельного участка кадастровая стоимость участка является основой расчета выкупной цены.
Согласно ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.
Определенные ценовые ограничения установлены Федеральным законом от N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного Кодекса РФ".
Таким образом, цена продажи государственного земельного участка собственнику расположенной на этом участке недвижимости является нормативно установленной.
В соответствии с п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" даны разъяснения применения норм о цене продажи государственной земли. Определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка. Положения Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" при определении цены земельного участка по такому договору не применяются.
Кроме того, суд первой инстанции посчитал, что истец, как арендатор спорного земельного участка, не имеет соответствующих полномочий заказывать оценку рыночной стоимости земельного участка
Арбитражный суд города Москвы пришел к выводу, что в данном случае подлежит применению процедура оспаривания, установленная Федеральным законом от 29.06.98г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).
Так, согласно ст. 24.19 Закона об оценке для обжалования результатов определения кадастровой стоимости заявитель обращается в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, Девятый арбитражный апелляционный суд Девятый арбитражный апелляционный суд принимает во внимание, что истец просил определить рыночную стоимость объекта недвижимости вместо его кадастровой стоимости, установленной постановлением Правительства Москвы от 27.11.2012 N 670-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы", которым были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 01.01.2012.
Вместе с тем, постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 N 751-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" с 01.01.2014 утверждены результаты оценки по состоянию на 01.01.2013. Данное постановление действует по состоянию на дату рассмотрения спора по существу. При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что указанная истцом рыночная стоимость земельного участка определена на дату, которая не соответствует дате, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельного участка.
Девятый арбитражный апелляционный суд также учитывает, что истец не обращался с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в комиссию в порядке, установленном статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности. Комиссией такой спор не рассматривался. Исковые требования об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной к органу, осуществлявшему функции по кадастровой оценке, также не заявлены.
Доводы жалобы со ссылкой на Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28.06.2011 являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, где ему дана надлежащая правовая оценка. Данное постановление принято по делу по иску, предъявленному до внесения изменений в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", регламентирующих порядок оспаривания кадастровой стоимости.
Таким образом, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что требование истца о непосредственном судебном принуждении органа кадастрового учета к внесению изменений в государственный кадастр недвижимости не соответствует нормам законодательства (ст. 4 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности) и иным нормативным актам, определяющим разграничение компетенции государственных органов и учреждений в сфере кадастровой оценки и кадастрового учета.
При таких обстоятельствах, приведенные в апелляционной жалобе ответчика доводы не нашли правового и документального обоснования, фактически направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и не могут являться основанием к отмене судебного акта.
Судом первой инстанции исследованы обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, дана надлежащая оценка доводам сторон и имеющимся в деле доказательствам.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права арбитражным апелляционным судом не установлено. И у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266-268, п. 1 ст. 269, 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 22.01.2014 по делу N А40-81674/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
О.В.Савенков |
Судьи |
Т.Ю.Левина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-81674/2013
Истец: ООО "АРТИКО", ООО "АРТИКО" Представитель Армен Жоресович
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
Третье лицо: ВЫСШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ ПРАВИТЕЛЬСВО МОСКВЫ, Высший исполнительный орган государственной власти города Москвы-Правительство Москвы, Департамент городского имущества г. Москвы, Управление Росреестра по г. Москве, АНО "Центр Оценки Недвижимости и Бизнеса"