г. Хабаровск |
|
20 ноября 2014 г. |
А73-7850/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 ноября 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Балинской И.И.
судей Вертопраховой Е.В., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю": Капишулина В.В. - представитель по доверенности от 27.02.2012 N 10;
от Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу: Бутков А.М. - представитель по доверенности от 16.12.2013 N 02-18/5316;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу
на решение от 12.09.2014
по делу N А73-7850/2014
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Руденко Р.А.
по заявлению Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю"
к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу
о признании незаконным и отмене постановления от 10.06.2014 N 9/06-1638 о назначении административного наказания по части 1 статьи 8.45 КоАП РФ
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение Исправительная колония N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю (далее - ФКУ ИК N 5 УФСИН по Хабаровскому краю, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу (далее - департамент, административный орган) от 10.06.2014 N 9/06-1638 о назначении административного наказания по части 1 статьи 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 750 000 рублей.
Решением суда от 12.09.2014 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, департамент в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на доказанность материалами дела состава вмененного учреждению правонарушения.
В судебном заседании представитель департамента поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, настаивал на ее удовлетворении.
Представитель учреждения в заседании суда апелляционной инстанции отклонила доводы апелляционной жалобы как несостоятельные, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения начальника департамента от 05.03.2014 N 72 административным органом проведена проверка соблюдения ФКУ ИК N 5 УФСИН по Хабаровскому краю законодательства об охране окружающей среды.
В ходе проверки проведен осмотр акватории водного объекта, водоохраной зоны (береговой полосы) залива Советская Гавань, прилегающей акватории бухты Эгге, устьевой части реки Малая Эгге и установлено, что на земельном участке, расположенном в водоохраной зоне залива Советская Гавань, на расстоянии 300-350 метров от береговой полосы бухты Эгге, в 150-180 метрах от автомобильного моста через реку Малая Эгге, расположен выпуск сточных вод на рельеф местности, которые попадают в устьевую часть реки Малая Эгге.
Выпуск сточных вод организован с территории, принадлежащей учреждению, а также из ряда переполненных этими сточными водами бетонных колодцев, расположенных под уклон, в сторону бухты Эгге: первый - на расстоянии 1-2 метра, второй-третий - 5-6 метров от деревянного забора - заграждения территории ФКУ ИК N 5 УФСИН по Хабаровскому краю; земельный участок в районе выпусков сточных вод загрязнен фекалиями, окурками, остатками от сигаретных пачек, оберток от конфет, полиэтиленовых пробок и т.д. на площади до 50-60 кв. м, сточные воды имеют специфический запах канализационных вод.
Выявленные нарушения зафиксированы на цифровой носитель с помощью цифрового фотоаппарата "Nikon" N 20111379.
Определением административного органа от 24.04.2014 в отношении учреждения возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования.
В ходе административного расследования установлено, что территория учреждения находится в водоохраной зоне бухты Эгге залива Советская Гавань, правоустанавливающий документ на использование земельного участка, расположенного по адресу: Хабаровский край, г. Советская Гавань, ул. Кишиневская, д.5 - распоряжение администрации г. Советская Гавань от 10.02.1992 N 912-з. Учреждение производит эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей, имеет очистные сооружения, которые "выведены из эксплуатации в 90-х годах прошлого столетия, из-за дефектов, полученных в процессе некачественного строительства, монтажа канализационных сооружений и вспомогательного оборудования.
До настоящего времени очистные сооружения находятся на балансе учреждения. Канализационные сети имеют значительные повреждения, порывы, канализационные колодцы имеют плохую пропускную способность из-за большого загрязнения, в связи с чем происходит выпуск (выдавливание) сточных вод на рельеф на осматриваемом участке территории, принадлежащей учреждению, с дальнейшим формированием их в водный поток (ручей), следующий, благодаря уклону в сторону водного объекта, в бухту Эгге (устьевая часть реки Малая Эгге).
В рамках проведения административного расследования 13.05.2014 проведено обследование территории между учреждением и водными объектами (бухта Эгге и устьевая часть реки Малая Эгге), о чем составлен протокол осмотра от 13.05.2014 N 9/02-1638.
Также в ходе административного расследования 13.05.2014 специалистами отдела анализа водных ресурсов по Хабаровскому краю ФБУ "ЦЛАТИ по ДФО" для проведения химико-аналитического контроля, был произведен отбор 6 проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды в районе выпуска сточных вод на рельеф местности -внешняя часть территории учреждения с северной стороны, район поворота с автомобильной трассы "Советская Гавань - Ванино" на грунтовую дорогу, ведущую к КПП учреждения по адресу: г. Советская Гавань, ул. Кишиневская, д. 5.
Для проведения всестороннего и объективного расследования была проведена экспертиза анализов отобранных проб воды. Согласно информации отдела анализа водных ресурсов по Хабаровскому краю ФБУ "ЦЛАТИ по ДФО", из заключения результатов анализа природных вод (протоколы от 20.05.2014 N 247, N 247а, N 247/1-а) следует, что сточные воды учреждения сбрасываются в водные объекты со значительным превышением предельно допустимой концентрации (ПДК) вредных веществ для водных объектов.
03.06.2014 в связи с выявленными нарушениями административным органом в отношении ФКУ ИК N 5 УФСИН по Хабаровскому краю, в присутствии его представителя Капишулиной В.В., действующей по доверенности от 12.11.2013, составлен протокол об административном правонарушении N 9/06-1638.
10.06.2014 департаментом, в присутствии представителя учреждения в отношении ФКУ ИК N 5 УФСИН по Хабаровскому краю вынесено постановление N 9/06-1638 от 10.06.2014 о назначении административного наказания по части 1 статьи 8.45 КоАП РФ в виде штрафа в размере 750 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 1 статьи 8.45 КоАП РФ невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, в случаях, если такие требования установлены законом, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Согласно части 2 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Частью 2 статьи 55 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при использовании водных объектов юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами РФ.
Подпунктами 1, 3 части 6 статьи 60 Водного кодекса РФ запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов; осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, в которых содержаться возбудители инфекционных заболеваний, а также вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций.
Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ - водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Факт нарушения требований природоохранного законодательства подтверждается материалами дела и самим учреждением по существу не оспаривается.
В соответствии с частью 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Как следует из материалов дела, 12.05.2012 решением Советско-Гаванского городского суда удовлетворен иск Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора к учреждению, о понуждении к совершению действий по делу N 2-390/2012, ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю обязано оборудовать и ввести в эксплуатацию очистные сооружения в течение 6 месяцев по вступлении решения суда в законную силу.
Решение Советско-Гаванского городского суда было обжаловано учреждением в Хабаровский краевой суд.
Апелляционным определением от 05.09.2012 по делу N 33-5268 Хабаровский краевой суд обязал учреждение, а при недостаточности у него денежных средств Российскую Федерацию в лице ФСИН России оборудовать и ввести в эксплуатацию очистные сооружения на выпуске сточных вод в водный объект реку Эгге (Большая Эгге) в течение одного года со дня вступления решения в законную силу.
После вступления указанного решения суда в законную силу, департаментом проведена проверка соблюдения учреждением законодательства об охране окружающей среды, по результатам которой выявлены вышеуказанные нарушения, что и явилось основанием для вынесения обжалуемого постановления.
Между тем, до вынесения вышеуказанного постановления 23.05.2014 учреждение обратилось в Советско-Гаванский городской суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда от 12.05.2012 по делу N 2-390/2012.
Определением Советско-Гаванского городского суда от 01.07.2014 N 13-124/14, вступившим в законную силу 17.07.2014, учреждению предоставлена отсрочка исполнения решения суда от 12.05.2012 по делу N 2-390/2012 до 01.01.2016, поскольку суду были представлены доказательства о принятии учреждением действия по исполнению судебного решения от 12.05.2012.
До принятия решения суда от 12.05.2012 по делу N 2-390/2012, учреждение 01.02.2012 обращалось с запросом в ООО "Городской водоканал" с просьбой о выдаче ему технических условий на подключение к сетям водоотведения объектов капитального строения, расположенных по адресу: г. Советская Гавань ул. Кишиневская, 5.
06.02.2012 исх. N 332 ООО "Городской водоканал" отказал в выдаче технических условий на подключение к сетям водоотведения, мотивировав отказ отсутствием централизованной системы водоотведения в районе объектов учреждения.
Получив отказ, учреждение обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением о понуждении ООО "Городской водоканал" выдать технические условия на подключение к сетям водоотведения.
До рассмотрения указанного иска арбитражным судом, ООО "Городской водоканал" выдал учреждению технические условия на подключение к системе водоотведения, которые поступили в адрес учреждения 16.03.2012.
Материалами дела подтверждается, что учреждение неоднократно обращалось в вышестоящий орган с просьбой о включении в план капитального строительства и введения в эксплуатацию очистных сооружений на выпуске сточных вод в водный объект р. Эгге (Большая Эгге).
07.05.2014 из ФКУ УС-101 ФСИН России в учреждение поступило письмо о том, что утвержденной ФСИН России программой по реализации деятельности ФКУ УС-101 ФСИН России по объектам капитального ремонта в 2014 году предусмотрена разработка проектно-сметной документации для проведения капитального ремонта очистных сооружений ФКУ ИК-5 УФСИН в сумме 2 000 тыс. руб.
20.01.2014 ФКУ УС-101 ФСИН России заключен государственный контракт N КС-1 на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации для проведения капитального ремонта очистных сооружений. После окончания работ по проектированию в 2015 году планируются работы по капитальному ремонту очистных сооружений.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
На основании изложенного, суд первой инстанции обосновано нашел недоказанными наличие вины учреждения в содеянном и, соответственно, состава административного правонарушения, отраженного в оспариваемом постановлении.
Отсутствие состава административного правонарушения согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, суд первой инстанции обосновано признал незаконным и отменил постановление административного органа от 10.06.2014 N 9/06-1638.
Доводы апелляционной жалобы относительно доказанности вины учреждения в совершении вменяемого правонарушения полно и всесторонне рассмотрены судом первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку применительно к обстоятельствам настоящего дела. Доводов, опровергающих обоснованность выводов суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 12.09.2014 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-7850/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
И.И. Балинская |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-7850/2014
Истец: Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю"
Ответчик: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу, Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ДФО
Хронология рассмотрения дела:
31.07.2015 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-3253/15
08.06.2015 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-2407/15
30.01.2015 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-6347/14
20.11.2014 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-5725/14
12.09.2014 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-7850/14