город Воронеж |
|
18 ноября 2014 г. |
Дело N А08-2454/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 ноября 2014 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Михайловой Т.Л.,
судей: Ольшанской Н.А.,
Скрынникова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем
Бутыриной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Старый Оскол и Старооскольском районе Белгородской области на решение арбитражного суда Белгородской области от 28.07.2014 по делу N А08-2454/2014 (судья Танделова З. М.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственности "Уралметком-Оскол" (ИНН 5607021177, ОГРН 1065607039739) к управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Старый Оскол и Старооскольском районе Белгородской области о признании незаконным решения,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственности "Уралметком-Оскол": Макитрука А.А., представителя по доверенности от 22.08.2014;
от управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Старый Оскол и Старооскольском районе Белгородской области - представители не явились, надлежаще извещено,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Уралметком-Оскол" (далее - общество "Уралметком-Оскол", общество, страхователь) обратилось в арбитражный суд Белгородской области с заявлением к управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Старый Оскол и Старооскольском районе Белгородской области (далее - управление Пенсионного фонда, фонд, страховщик) о признании незаконным решения от 27.03.2014 N 30 "О привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах".
Решением арбитражного суда Белгородской области от 28.07.2014 требования общества удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, управление Пенсионного фонда обратилось с настоящей апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции как принятое с неправильным применением норм материального права.
В обоснование апелляционной жалобы фонд указывает, что законодательством не предусмотрено финансовое обеспечение за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда социального страхования, расходов страхователей на уплату страховых взносов, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со статьей 262 Трудового кодекса, следовательно, данные расходы осуществляются за счет средств страхователя.
Кроме того, применительно к приобретению для сотрудников туристических путевок фонд полагает, что, поскольку события, с которыми связаны спорные выплаты, производимые обществом "Уралметком-Оскол" в пользу работников, имели место исключительно при наличии трудовых отношений между обществом и его сотрудниками и эти выплаты не поименованы в статье 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ, Закон N 212-ФЗ), устанавливающей перечень выплат, не облагаемых страховыми взносами, то они подлежат обложению страховыми взносами.
Кроме того, страховщик указывает, что с 2011 года внесены изменения в Федеральный закон N 212-ФЗ, расширившие понятие трудовых правоотношений, с которыми связаны выплаты работникам и определены случаи, не подлежащие обложению страховыми взносами. Спорные выплаты к числу не подлежащих обложению страховыми взносами, по мнению фонда, не относятся.
Следовательно, по мнению фонда, суммы выплат, связанные с приобретением туристических путевок сотрудникам общества, подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.
Также управление Пенсионного фонда со ссылкой на позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 25.07.2013 N ВАС-9201/13 и постановлениях Президиума от 13.05.2014 N 104/14 и от 13.09.2011 N 4922/11, полагает обоснованным начисление страховых взносов с сумм выплат среднего заработка работникам-донорам за день сдачи крови и предоставляемый после этого день отдыха, поскольку работникам в упомянутом случае выплачивается средняя заработная плата в рамках трудовых отношений.
В представленном отзыве и дополнениях к нему общество "Уралметком-Оскол" возразило против доводов апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, в связи с чем просило оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
По мнению общества, в силу положений части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ и статей 15 и 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являются стимулирующими, не зависят от квалификации работника, сложности, качества и количества выполняемой работы и не являются оплатой труда в том числе и потому, что не предусмотрены трудовым договором. Сдача донорами крови не является обязанностью работника по отношению к работодателю.
Кроме того, применительно к ссылке на позицию постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.05.2014 N 104/14 и от 13.09.2011 N 4922/1 общество указывает, что сам по себе факт наличия трудового договора между страхователем и работниками-донорами, получающими суммы выплат за использование дополнительных выходных дней, не является основанием для включения сумм таких выплат в налогооблагаемую базу, поскольку при отсутствии таких отношений спорные выплаты либо осуществляются соответствующими органами Фонда социального страхования Российской Федерации, либо не производятся вообще.
Указанный вывод, по мнению общества, поддерживает также и Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 14.05.2013 N 17744/12.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представители управления Пенсионного фонда, извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы. На основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс) дело рассматривалось в отсутствие не явившегося участника процесса.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу и дополнений к нему, выслушав пояснения представителей общества "Уралметком-Оскол", суд апелляционной инстанции находит судебный акт подлежащим отмене в части.
Как следует из материалов дела, управлением Пенсионного фонда была проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2010 по 31.12.2012, по результатам которой составлен акт от 17.02.2014 N 23.
Рассмотрев акт выездной проверки от 17.02.2014 N 23, возражения страхователя и иные материалы проверки, заместитель начальника управления Пенсионного фонда принял решение от 27.03.2014 N 30, пунктом 4 которого общество было привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, в виде штрафа в сумме 78 775 руб. за неуплату сумм страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии, 11 472,47 руб. страховых взносов за неуплату страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, 16 152,35 руб. за неуплату страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, 3 025,46 руб. за неуплату страховых взносов в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования. Также общество было привлечено к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ, Закон N 27-ФЗ) в виде штрафа в сумме 162 499,94 руб. за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.
Пунктом 5 данного решения обществу по состоянию на 27.03.2014 было начислено 114 872,38 руб. пеней, в том числе 82 924,05 руб. на страховую часть трудовой пенсии, 12 015,27 руб. на накопительную часть трудовой пенсии, 15 914,54 руб. в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, 4 018,52 руб. в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, а пунктом 6 предложено уплатить недоимку в общей сумме 547 126,41 руб., в том числе на обязательное пенсионное страхование в бюджет Пенсионного фонда на страховую часть - 393 874,98 руб., на накопительную часть - 57 362,37 руб., на обязательное медицинское страхование 80 761,76 руб. в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, 15 127,30 руб. в бюджет территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
При этом, определяя обязанности общества в качестве страхователя по исчислению и уплате страховых взносов, фонд квалифицировал произведенные обществом в проверенном периоде расходы по приобретению для сотрудников туристических путевок как выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений с сотрудниками (пункт 2.2.3 мотивировочной части решения).
Также основанием для доначисления страховых взносов послужил вывод фонда о неправомерном неисчислении их обществом с сумм выплат, произведенных работникам при предоставлении им в 2011-2012 годах дополнительных оплачиваемых выходных дней как лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами.
Кроме того, по результатам проверки управление Пенсионного фонда пришло к выводу о том, что оплата среднего заработка работникам-донорам за дни сдачи крови и предоставление в связи с этим дней отдыха подлежит обложению страховыми взносами, поскольку предоставление указанных выплат регулируется положениями трудового законодательства и такие выплаты должны считаться выплатами, начисленными в связи с трудовыми отношениями.
В связи с установленными случаями занижения базы для исчисления и уплаты страховых взносов, по результатам поверки фондом было также установлено представление обществом ошибочных сведений индивидуального (персонифицированного) учета без учета в них сумм по начисленным проверкой эпизодам.
Не согласившись с данными выводами, общество обратилось в арбитражный суд Белгородской области с заявлением о признании указанного решения частично недействительными.
Удовлетворяя требования общества решением от 28.07.2014 применительно к квалификации произведенных им в 2011-2012 годах расходов на приобретение для сотрудников туристических путевок как выплат, не подлежащих включению в облагаемую базу для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование, и признавая недействительным решение фонда от 27.03.2014 N 30 в указанной части, суд области исходил из того, что сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату труда, а также из того, что фондом при рассмотрении дела не было представлено убедительных доводов того, что спорные выплаты зависят от трудового вклада работников, сложности, количества и качества выполняемой работы, и носят систематический характер.
Апелляционная коллегия полагает указанный вывод суда обоснованным, исходя при этом из следующего.
На основании пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (в том числе организации, индивидуальные предприниматели), являются плательщиками страховых взносов, обязанными, в силу статьи 18 этого же Закона, своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы на обязательное страхование.
Сумма страховых взносов, согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, исчисляется и уплачивается страхователями отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.
В соответствии с частями 3, 4, 5 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей. Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж.
Уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на соответствующие счета Федерального казначейства (часть 8 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Частями 1и 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, отчетными - первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Частью 1 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ установлена обязанность плательщиков страховых взносов своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
При этом статьей 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ установлены объекты обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
В силу части 1 указанной статьи Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2011, объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признавались выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
С 01.01.2011 Федеральным законом от 08.12.2010 N 339-ФЗ в названную норму внесены изменения, согласно которым объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному пенсионному и медицинскому страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 названного Закона.
При расчете базы для начисления страховых взносов выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты, исчисленная исходя из их цен, указанных сторонами договора, а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги) - исходя из государственных регулируемых розничных цен (часть 6 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Определение трудовых отношений, под которыми понимаются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, приведено в статье 15 Трудового кодекса.
Трудовые отношения, как это следует из статьи 16 Трудового кодекса, возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с названным Кодексом, а также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
Под трудовым договором статьей 56 Трудового кодекса понимается соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Взаимосвязанное толкование приведенных норм трудового законодательства и нормы части 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что под выплатой или вознаграждением, произведенными в рамках трудовых отношений, следует понимать суммы, полученные работником от работодателя за выполнение трудовой функции, обусловленной трудовым соглашением, определяемые в соответствии с перечисленными нормативными правовыми и локальными актами.
Согласно статье 129 Трудового кодекса заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
На основании статьи 191 Трудового кодекса за добросовестное исполнение трудовых обязанностей работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности - объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии. Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.
Из статьи 132 Трудового кодекса следует, что заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается.
Статьей 135 Трудового кодекса предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В силу изложенного, в состав выплат и вознаграждений, произведенных в рамках трудовых отношений, подлежат включению все суммы, выплата которых в качестве вознаграждения и поощрения за труд и его результаты предусмотрена законодательством, коллективным договором и иными локальными актами, трудовым договором, включая компенсации и вознаграждения, не перечисленные в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
Вместе с тем выплаты, производимые работодателем в пользу или в интересах работника не за результаты труда, а по иным основаниям, не могут быть отнесены к выплатам, подлежащим включению в базу для исчисления страховых взносов в порядке, установленном статьей 7 Закона N 212-ФЗ, так как это противоречит правовой природе понятия оплата труда, сформулированному в Трудовом кодексе.
Как установлено судом области и не оспаривается сторонами, следует из материалов дела, в 2010-2012 годах общество "Уралметком-Оскол" приобретало для сотрудников путевки, в том числе, по договорам от 15.06.2012 N 54-12 с областным государственным автономным учреждением здравоохранения "Санаторий "Красиво", от 28.03.2011 N 26/11 с обществом с ограниченной ответственностью "Санаторий "С.С.С.Р.", от 10.04.2011 б/н, от 10.01.2012 б/н и от 16.01.2012 N 57-11 с обществом с ограниченной ответственностью "Клинический санаторий имени Горького", от 21.01.2008 с обществом с ограниченной ответственностью "Санаторий имени Цюрупы", от 19.03.2010 б/н и от 20.01.2011 б/н с лечебно-профилактическим учреждением профсоюзов "Санаторий имени М.Ю. Лермонтова".
При этом общество в соответствии с условиями коллективного договора, действовавшего в проверенный период, и положения о приобретении, распределении и выдаче путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников общества и их детей от 29.05.2013 N 217/2013 осуществляло частичную компенсацию стоимости путевок в размере 90 процентов стоимости путевок.
Проанализировав указанные обстоятельства, суд области пришел к обоснованному выводу о том, что выплаты социального характера, к которым относится и предоставление работникам санитарно-курортных и туристических путевок, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами, в связи с чем эти выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
При этом суд области правомерно основывал указанный вывод на правовой позиции Высшего Арбитражного Суда, изложенной в постановлении от 14.05.2013 N 17744/12.
Кроме того, апелляционная коллегия считает необходимым отметить, что все перечисленные договоры содержат условие об оказании работникам общества медицинских услуг в соответствии с медицинскими показаниями и утвержденными стандартами лечения отдельных заболеваний.
Стоимость лечения включена в стоимость приобретенных обществом путевок. У всех перечисленных санаторных учреждений имеются лицензии на осуществление медицинской деятельности, копии которых представлены в материалы дела.
Предоставление путевок, как это следует из пункта 3.2 положения о приобретении, распределении и выдаче путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников общества и их детей от 29.05.2013 N 217/2013, осуществлялось исходя из медицинских показаний и состояния здоровья работников и членов их семей.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 названного Федерального закона, не подлежат обложению страховыми взносами суммы платежей (взносов) по договорам на оказание медицинских услуг работникам, заключаемым на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Так как перечисленные обстоятельства свидетельствуют о том, что по договорам, заключенным с имеющими лицензии на осуществление медицинской деятельности санаторно-курортными учреждениями работникам общества оказывалась медицинская помощь и указанные договоры заключались на сроки, превышающие один год, то, по мнению апелляционной коллегии, произведенные страхователем расходы на оплату путевок по своему характеру соответствуют выплатам, указанным в пункте 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Следовательно, расходы по частичной оплате стоимости путевок за счет средств общества в сумме 1 539 012,23 руб. правомерно не включены обществом в облагаемую базу для исчисления страховых взносов исходя из характера и назначения этой выплаты, как связанной с расходами на оказание медицинских услуг работникам и членам их семей.
Соответственно, у управления Пенсионного фонда не имелось оснований для доначисления страховых взносов с указанной суммы выплат в сумме 429 767 руб.
Также апелляционная коллегия полагает обоснованным вывод суда области относительно сумм выплат, произведенных работникам при оплате предоставленных им в 2011, 2012 годах дополнительных оплачиваемых выходных дней как лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом.
При этом суд апелляционной инстанции руководствуется следующим.
Статьей 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ определены виды выплат, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
В частности, к таким выплатам относятся указанные в пункте 1 части 1 статьи 9 названного Закона государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию и указанные в пункте 2 части 1 статьи 9 Закона виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), за исключением выплат, прямо указанных в данной норме.
Статьей 164 Трудового кодекса установлены понятия компенсаций, под которыми понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом и другими федеральными законами, и гарантий, предоставляемых работникам. Под гарантиями названной нормой понимаются средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений.
Перечень гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам в силу действующего законодательства, установлен в статье 165 Трудового кодекса.
При этом различие между гарантиями и компенсациями заключается в том, что гарантии, в отличие от компенсации, представляющей собой возмещение потраченных работником денежных средств, являются механизмом, обеспечивающим соблюдение прав работника, в том числе путем произведения работодателем определенных выплат вместо работника.
В частности, статьей 262 Трудового кодекса в качестве социальной гарантии предусмотрена возможность предоставления работодателем одному из родителей (опекуну, попечителю) четырех дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц для ухода за ребенком-инвалидом. Выходные предоставляются по письменному заявлению и могут быть использованы одним из родителей либо разделены ими между собой по своему усмотрению.
При этом, как следует из названной нормы, каждый дополнительный выходной день оплачивается в размере среднего заработка, который устанавливается федеральными законами.
Письмом Министерства труда и социального развития Российской Федерации N 296-АП и Фонда социального страхования Российской Федерации N 02-08/05-762П от 05.04.2002 "О дополнительных оплачиваемых выходных днях для ухода за детьми-инвалидами" разъяснено, что до принятия соответствующих федеральных законов, устанавливающих порядок и размер оплаты каждого дополнительного выходного дня, предоставляемая работающему родителю (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами, производится за счет средств государственного социального страхования на основании положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 (абзац 3 пункта 8 Положения) и пункта 10 разъяснения Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации, утвержденных постановлением от 04.04.2000 N 26/34.
На основании пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" средства этого фонда направляются на оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет.
Пунктом 10 разъяснения Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации, утвержденных постановлением от 04.04.2000 N 26/34 установлено, что оплата каждого дополнительного выходного дня работающему родителю (опекуну, попечителю) для ухода за детьми - инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет производится в размере дневного заработка за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона N 213-ФЗ с 01.01.2010 финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами на основании статьей 262 Трудового кодекса (в редакции названного Федерального закона), осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации.
Из изложенного следует, что оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых работодателем работнику для ухода за ребенком-инвалидом, является выплатой социального характера, предусмотренной законодательством Российской Федерации, направленной не на стимулирование трудовой активности работника, а на поддержание его материального положения, то есть данная выплата носит характер государственной поддержки семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, имеющей целью обеспечение надлежащего ухода за таким ребенком.
Исходя из назначения такой выплаты как социальной гарантии, законодатель закрепил право на ее получение за соответствующими категориями социально незащищенных лиц в главе 41 Трудового кодекса "Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями" раздела XII Кодекса "Особенности регулирования труда отдельных категорий работников.
Следовательно, исходя из характера и назначения спорной выплаты, она относится к выплатам, указанным в пункте 1 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ - государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Поскольку материалами дела доказано и фондом не оспаривается, что выплаты в сумме 14 865,68 руб. за июль-декабрь 2012 года сотрудникам произведены именно в качестве оплаты дополнительных выходных, предоставляемых для ухода за ребенком-инвалидом, а также исходя из того, что в силу действующего законодательства указанные выплаты осуществляются за счет средств Фонда социального страхования, то оснований для включения указанной суммы в облагаемую базу для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование у фонда не имелось.
С учетом изложенного, у фонда не имелось оснований для доначисления обществу "Уралметком-Оскол" страховых взносов с данной выплаты в сумме 2 886,66 руб., на что обоснованно указано судом области в обжалуемом судебном акте.
В то же время, апелляционная коллегия не может согласиться с выводами суда области относительно начисления страховых взносов на оплату работникам-донорам за дни сдачи крови и предоставленные в связи с этим выходные дни в сумме 114 472,75 руб., так как при принятии решения в указанной части судом не учтены правовые позиции, сформулированные в постановлениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.09.2011 N 4922/11 и от 13.05.2014 N 104/14.
В соответствии со статьей 186 Трудового кодекса в день сдачи крови и ее компонентов, а также в день связанного с этим медицинского обследования работник освобождается от работы. После каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха.
При этом при сдаче крови и ее компонентов за работником сохраняется его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха.
Пунктом 2 статьи 26 Федерального закона от 20.07.2012 N 125-ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов" предусмотрено, что работодатели, руководители организаций, должностные лица организаций федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, обязаны предоставлять работникам и военнослужащим, сдавшим кровь и (или) ее компоненты, гарантии и компенсации, установленные законодательством Российской Федерации.
Из смысла содержания указанных норм следует, что в качестве компенсации за время отрыва от работы в связи со сдачей крови и ее компонентов работникам выплачивается средний заработок. В данной ситуации спорные выплаты производятся независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом, коллективном договорах или соглашении. Данные выплаты не являются вознаграждением в рамках трудовых отношений, поскольку в силу их характера не являются оплатой труда (вознаграждением за труд) работника, однако, как указал Высший Арбитражный Суд в постановлениях от 13.09.2011 N 4922/11 и от 13.05.2014 N 104/14, указанные выплаты возможны только в рамках трудовых отношений между работником и работодателем и производятся за счет средств работодателя, что в силу части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ предполагает включение этих выплат в объект обложения страховыми взносами.
Таким образом, основываясь на толковании положений Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что выплаты работнику средней заработной платы за день сдачи крови и ее компонентов и день отдыха после этого подлежат включению в расчетную базу для начисления страховых взносов.
Согласно статье 25 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ пенями признается установленная названной статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах (часть 2 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Частью 3 статьи 25 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов.
Так как в силу положений статьи 25 Закона N 212-ФЗ пени являются средством обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов, то с учетом вывода суда об отсутствии оснований для начисления обществу "Уралметком-Оскол" страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в размере 432 653,66 руб. (429 767 руб. + 2 886,66 руб.), также неправомерным является и начисление пеней в общей сумме 95 008,66 руб. за несвоевременную уплату страховых взносов.
В то же время, поскольку судом апелляционной инстанции признано обоснованным начисление 114 472,75 руб. страховых взносов на оплату среднего заработка работникам-донорам за дни сдачи крови и предоставленные в связи с этим дни отдыха, также обосновано и начисление пени в сумме 19 863,72 руб. за несвоевременную уплату указанных сумм.
Статьей 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ее частью 1) предусмотрено, что неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
Так как материалами дела не доказаны факт неполной уплаты страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для их исчисления, то при изложенных обстоятельствах у фонда отсутствовали основания для начисления обществу штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ в сумме 86 530,73 руб. - за неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов.
Одновременно апелляционная коллегия полагает обоснованным привлечение общества "Уралметком-Оскол" к ответственности по пункту 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ в сумме 22 894,55 руб., поскольку управлением Пенсионного фонда доказан факт занижения базы для исчисления страховых взносов с сумм оплаты среднего заработка работникам-донорам за дни сдачи крови и предоставленные в связи с этим дни отдыха.
В силу пункта 1 части 9 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ плательщики страховых взносов ежеквартально, не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Форма расчета и порядок ее заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Вместе с расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам, предусмотренным настоящим пунктом, страхователи представляют сведения о каждом работающем у них застрахованном лице, установленные Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
В частности, частью Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ предусмотрено, что страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Согласно части 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) предусмотренные данным Законом сведения, в том числе: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу или дату заключения договора гражданско-правового характера; дату увольнения или дату прекращения договора гражданско-правового характера; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования; сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии; суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом профессиональной пенсионной системы.
Вместе со сведениями, предусмотренными приведенным пунктом, страхователь представляет сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
Частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2014) предусматривалось, что за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и(или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10-ти процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации
С 01.01.2014 указанная норма действует в редакции Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ, устанавливающей за предусмотренные в ней правонарушения ответственность в виде взыскания финансовых санкций в размере 5-ти процентов от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах.
Таким образом, из изложенных правовых норм следует, что страхователь обязан представлять органам Пенсионного фонда достоверные сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, соответствующие данным имеющихся у него документов и данным его учета.
То есть, применительно к производимым им выплатам и суммам исчисленных с них страховых взносов страхователь обязан представить лишь сведения о выплатах, фактически включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, фактически исчисленных с сумм произведенных выплат.
Неправильное определение базы для исчисления сумм страховых взносов, подлежащих перечислению в бюджет, не является основанием для привлечения страхователя к ответственности за представление органу Пенсионного фонда недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета, на что указано, в частности, в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда от 02.10.2012 N 7828/12.
Поскольку основанием для применения ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, явился вывод фонда о представлении страхователем недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета по причине невключения им в базу для исчисления страховых взносов выплат, которые страхователем считались не подлежащими обложению страховыми взносами, то, исходя из правовой позиции, сформулированной в постановлении Высшего Арбитражного Суда от 02.10.2012 N 78212, суд области правомерно признал применение штрафа в сумме 162 499,94 руб. необоснованным.
В этой связи решение управления Пенсионного фонда от 27.03.2014 N 30 "О привлечении страхователя к ответственности" обоснованно признано судом области недействительным лишь в части начисления страховых взносов в сумме 432 653,66 руб., начисления пеней в общей сумме 95 008,66 руб., применения ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, в сумме 86 530,73 руб. и ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, в сумме 162 499,94 руб. как несоответствующее нормам законодательства об обязательном социальном страховании и нарушающее права страхователя.
Рассматривая данное дело в указанной части, арбитражный суд первой инстанции установил все фактические обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, и, правильно применив нормы материального права, дал им надлежащую правовую оценку.
Убедительных доводов, позволяющих отменить обжалуемое решение, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем она не может быть удовлетворена судом апелляционной инстанции в указанной части.
В то же время, в части начисления страховых взносов в сумме 114 472,75 руб. на выплату среднего заработка работникам-донорам за дни сдачи крови и предоставленные в связи с этим дни отдыха, также начисления пени в сумме 19 863,72 руб. и применения штрафа в сумме 22 894,55 руб. решение суда области от 28.07.2014 по делу N А08-2454/2014 подлежит отмене.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины судом не решается, так как на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 337.37 Налогового кодекса органы государственных внебюджетных фондов, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, от ее уплаты освобождены.
Руководствуясь статьями 16, 17, 110, 112, 258, 266 - 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Старый Оскол и Старооскольском районе Белгородской области удовлетворить частично.
Решение арбитражного суда Белгородской области от 28.07.2014 по делу N А08-2454/2014 отменить в части удовлетворении требований общества с ограниченной ответственности "Уралметком-Оскол" о признании недействительным решения управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Старый Оскол и Старооскольском районе Белгородской области от 27.03.2014 N 30 "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах" в части доначисления страховых взносов в сумме 114 472,75 руб., пени по страховым взносам в сумме 19 863,72 руб., штрафа за неуплату страховых взносов в сумме 22 894,55 руб.
Отказать обществу с ограниченной ответственности "Уралметком-Оскол" в удовлетворении требований в указанной части.
В остальной части решение арбитражного суда Белгородской области от 28.07.2014 по делу N А08-2454/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Старый Оскол и Старооскольском районе Белгородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.Л. Михайлова |
Судьи |
Н.А. Ольшанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-2454/2014
Истец: ООО "Уралметком-Оскол"
Ответчик: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Старый Оскол и Старооскольском районе Белгородской области