Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 февраля 2015 г. N Ф04-15168/15 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Томск |
|
28 ноября 2014 г. |
Дело N А67-3304/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 ноября 2014 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Марченко Н. В.,
судей Журавлевой В. А., Усаниной Н. А.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Казариным И. М. (до перерыва), помощником судьи Кузнецовой Ю. В. (после перерыва),
при участии:
от заявителя: Панкратова М. Е., доверенность N 03-03/608ТФ от 29.11.2013 года,
от заинтересованного лица: без участия (извещено),
от третьего лица: Рудинской О. В., доверенность N 23 от 09.07.2014 года,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11"
на решение Арбитражного суда Томской области от 12 сентября 2014 года по делу N А67-3304/2014 (судья Кузнецов А. С.)
по заявлению открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" (ИНН 5406323202, ОГРН 1055406226237, 644037, г. Омск, ул. Партизанская, 10)
к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации г. Томска (ИНН 7017004479, ОГРН 1027000918592, 634050, г. Томск, пр. Ленина. 73)
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "КонтинентЪ С" (ИНН 7017053451, ОГРН 1037000091424, 634045, г. Томск, ул. Нахимова, 11)
о признании незаконным разрешения на строительство,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 11" (далее - ОАО "ТГК N 11") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Муниципальному образованию "город Томск" в лице Департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Томска о признании незаконным и отмене разрешения на строительство NRU 70301000-031-C/14 от 25.02.2014 года.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "КонтинентЪ С" (далее - ООО "КонтинентЪ С").
Решением Арбитражного суда Томской области от 12 сентября 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением, ОАО "ТГК N 11" в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
В обоснование жалобы указано, что ЭПТК ГРЭС-2 относится к объекту средней категории опасности, территория на расстоянии 30 метров от его границы является зоной с особыми условиями использования территории. МО "Город Томск" и его структурному подразделению - Департаменту архитектуры и градостроительства об установлении охранной зоны ОАО "ТГК-11" было известно до 25.02.2014 года (дата выдачи оспариваемого разрешения). Закон обязывает третьих лиц испрашивать согласие ОАО "ТГК-11" как производителя электрической энергии на строительство, размещение объектов, совершение иных действий в соответствующей зоне отчуждения. Необоснованным является вывод суда о том, что ограничения, установленные Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 года N 1033, не распространяются на спорные правоотношения согласно пункту 2 Постановления.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Отзыв на апелляционную жалобу заинтересованным лицом не представлен.
Третье лицо в возражениях на апелляционную жалобу решение суда первой инстанции просило оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал апелляционную жалобу по указанным в ней доводам; представитель третьего лица возражал против удовлетворения жалобы.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителей заявителя, третьего лица, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, ОАО "ТГК-11" является собственником энергетического производственно-технологического комплекса Государственная районная электрическая станция-2 (далее - ЭПТК ГРЭС-2), который, вырабатывая тепловую энергию, обеспечивает теплоснабжением Южную часть города Томска, а также обеспечивает электрической энергией областной центр и регион (паспорт безопасности категорирования объекта от 27.12.2013 года).
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 года N 459 "Об утверждении Положения об исходных данных для проведения категорирования объекта ТЭК", объекту ЭПТК ГРЭС-2 определена СРЕДНЯЯ категория опасности, присвоен реестровый номер AT - Э - 70 - 0000028.
Решением Ростехнадзора от 17.02.2014 года N 33/20174-2 установлены границы охранной зоны объекта ЭПТК ГРЭС-2, общей площадью 426 018 кв.м, + -228 кв. м. номер кадастрового квартала 70:21:0200019.
Указанная охранная зона 26.02.2014 года зарегистрирована в ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Томской области, что подтверждается кадастровым планом территории.
02.12.2013 года сотрудниками Томского филиала ОАО "ТГК-11" комиссионно проведено обследование земельного участка, прилегающего к территории ЭПТК ГРЭС-2 по ул. Елизаровых, на котором ведется строительство высокоэтажного здания. В результате обследования было установлено, что минимальное расстояние от ограждения периметра территории ЭПТК ГРЭС-2 (г. Томск, ул. Шевченко, 44) до ближайшей выступающей части фундамента строящегося объекта, расположенного по адресу: г. Томск, ул.Елизаровых, 62/6 (с юго-восточной стороны ЭПТК ГРЭС-2), составляет 4,8 метра.
Строительство объекта по адресу:, г. Томск, ул. Елизаровых 62/6, площадью 8 863 кв.м., кадастровый номер 70:21:0200019:490, осуществляет ООО "КонтинентЪ С" на основании разрешения на строительство N RU70301000-031-С/14 от 25.02.2014 года, выданного Департаментом архитектуры и градостроительства администрации г. Томска.
Указывая на выдачу ООО "КонтинентЪ С" разрешения на строительство в нарушение законодательного запрета без учета нахождения в непосредственной близости ЭПТК ГРЭС-2 стратегического источника электро- и теплоснабжения города, являющего потенциально опасным объектом ТЭК, ОАО "ТГК-11" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отклоняя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что на момент выдачи оспариваемого разрешения на строительство (25.02.2014 года) границы охранной зоны ЭПТК ГРЭС-2 не были установлены, сведений о наличии охранных зон не имелось.
Между тем, судом первой инстанции не принято во внимание следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом.
Таким образом, разрешение на строительство является не только документом, дающим право осуществлять строительство в течение срока его действия, но и документом, подтверждающим соответствие проектной документации установленным требованиям, а также правомерность действий по возведению объекта капитального строительства.
Из содержания пункта 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям;
3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Согласно пункту 13 этой статьи уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 указанной статьи, или в случае несоответствия представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях (часть 3 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" под промышленной безопасностью опасных производственных объектов (далее - промышленная безопасность) понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий, а под аварией понимается разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.
Под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Федеральном законе от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность (статья 3 указанного Закона).
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19.06.2003 года N 229 утверждены Правила технической эксплуатации электрических сетей и сетей Российской Федерации (далее - Правила), распространяемые на тепловые электростанции, работающие на органическом топливе, гидроэлектростанции, электрические и тепловые сети, организации, выполняющие работы применительно к этим объектам.
В соответствии с п. 2.1.9. Правил строительство зданий сооружений на территории зоны отчуждения должно осуществляться только при наличии проекта. Выполнение всех строительно-монтажных работ в пределах зоны отчуждения допустимо только с разрешения руководителя энергообъекта.
Согласно абзацу четвертому пункта 2 статьи 89 Земельного кодекса Российской Федерации для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.
Правилами установления охранных зон объектов по производству электрической энергии и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденными Постановления Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 года N 1033 (далее - Правила N 1033) установлено, что для объектов по производству электрической энергии средней категории опасности охранная зона устанавливается вдоль границы земельного участка, предоставленного для размещения объекта по производству электрической энергии, в виде части поверхности участка земли, ограниченной линией, параллельной границе земельного участка, предназначенного для размещения объекта по производству электрической энергии - на расстоянии 30 метров от указанной границы.
Охранная зона считается установленной с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о ее границах (пункты 4, 6 Правил N 1033).
Согласно пункту 8 Правил N 1033 в охранных зонах запрещается осуществлять действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов, в том числе привести к их повреждению или уничтожению и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также нанесение вреда окружающей среде и возникновение пожаров и чрезвычайных ситуаций, а именно:
а) убирать, перемещать, засыпать и повреждать предупреждающие знаки;
б) размещать кладбища, скотомогильники, захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ;
в) производить сброс и слив едких и коррозионных веществ, в том числе растворов кислот, щелочей и солей, а также горюче-смазочных материалов;
г) разводить огонь и размещать какие-либо открытые или закрытые источники огня;
д) проводить работы, размещать объекты и предметы, возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам, без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов;
е) производить работы ударными механизмами, сбрасывать тяжести массой свыше 5 тонн;
ж) складировать любые материалы, в том числе взрывоопасные, пожароопасные и горюче-смазочные.
Согласно пункту 9 Правил N 1033 в пределах охранных зон без письменного согласования владельцев объектов юридическим и физическим лицам запрещается:
а) размещать детские и спортивные площадки, стадионы, рынки, торговые точки, полевые станы, загоны для скота, гаражи и стоянки всех видов машин и механизмов;
б) проводить любые мероприятия, связанные с пребыванием людей, не занятых выполнением работ, разрешенных в установленном порядке;
в) осуществлять горные, взрывные, мелиоративные работы, в том числе связанные с временным затоплением земель.
Принимая во внимание, что решение об установлении границ охранной зоны объекта по производству электрической энергии принято федеральным исполнительным органом власти, уполномоченным на осуществлением федерального государственного энергетического надзора, 17.02.2014 года; с заявлением о выдаче разрешения на строительство ООО "КонтинентЪ С" обратилось в орган, уполномоченный на выдачу разрешений, также 07.02.2014 года, с учетом обстоятельств рассмотренного судом общей юрисдикции дела N 2-1737/2014, материалов прокурорской проверки по факту незаконного строительства ООО "КонтинентЪ С", исходя из дат регистрация границ охранной зоны (26.02.2014 года), выдачи разрешения (25.02.2014 года), апелляционный суд считает, что выданное разрешение на строительство дает ООО "КонтинентЪ С" право осуществлять строительство с нарушением положений Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", подпунктов "в", "г", "д", "е", "ж" пункта 8, а также подпунктов "а", "б" пункта 9 Правил N 1033.
Материалы дела не содержат документов, подтверждающих несовершение и отсутствие необходимости в совершении застройщиком при строительстве высокоэтажного здания административно-торгового центра (на всех его этапах) действий, запрет на которые установлен указанными правовыми нормами.
Суд апелляционной инстанции считает противоречащим материалам дела вывод суда первой инстанции о неприменении к спорным правоотношениям пункта 2 Постановления Правительства N 1033 от 18.11.2013 года в связи с тем, что указанное Постановление вступило в силу 28.11.2013 года, то есть после предоставления ООО "КонтинентЪ С" в аренду земельного участка по адресу г. Томск, ул. Елизаровых, 62/6.
В соответствии с пунктом 2 указанного Постановления ограничения и запреты, установленные Правилами, утвержденными настоящим постановлением, не применяются к зданиям, сооружениям и иным объектам, размещенным в границах охранных зон объектов по производству электрической энергии до даты вступления в силу настоящего постановления.
Как следует из материалов дела, сооружения, иные объекты в границах охраняемой зоны размещены ООО "КонтинентЪ С" самовольно, то есть без соответствующего разрешения. При этом обстоятельство предоставления третьему лицу земельного участка в аренду до вступления в силу указанного Постановления не имеет правового значения.
С учетом изложенного, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции установил несоответствие разрешения N RU 70301000-031-С/14 от 25.02.20014 года, выданного Департаментом архитектуры и градостроительства администрации г.Томска, на строительство административно-торгового центра по адресу: Томская область, г.Томск, ул.Елизаровых, 62/6, требованиям Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", пунктов 8, 9 Правил установления охранных зон объектов по производству электрической энергии и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, части 3 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, оспариваемое разрешение на строительство нарушает права и законные интересы ОАО "ТГК-11", а также препятствует реализации условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Апелляционный суд отклоняет ссылки суда первой инстанции, заинтересованного лица, третьего лица на вступившее в законную силу решение Советского районного суда г.Томска по делу N 2-1737/2014. Квалификация судом общей юрисдикции отношений по строительству ООО "КонтинентЪ С" спорного объекта не исключает возможности иного толкования правовых норм и правовой оценки тех же отношений арбитражным судом, поскольку согласно части 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно только в части установленных им фактических обстоятельств, на что неоднократно указывалось Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (постановления от 03.04.2007 N 13988/06, от 17.07.2007 N 11974/06).
Решение Арбитражного суда Томской области от 21.01.2014 года по делу N А67-7718/2013 о привлечении ООО "КонтинентЪ С" к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации также не является доказательством законности выдачи оспариваемого разрешения на строительство.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При изложенных обстоятельствах требование ОАО "ТГК N 11" о признание оспариваемого разрешения на строительство незаконным подлежит удовлетворению. При этом вопрос об отмене указанного разрешения не входит в соответствии с положениями главы 23 АПК РФ в компетенцию арбитражного суда.
Несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права явились основанием для отмены решения суда первой инстанции и принятия по делу нового судебного акта.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по заявлению апелляционной жалобе относятся на Муниципальное образование "город Томск" в лице Департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Томска.
С Муниципального образования "город Томск" в лице Департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Томска в пользу заявителя подлежит взысканию 3000 руб. государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 110, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктами 2, 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Томской области от 12 сентября 2014 года по делу N А67-3304/2014 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Признать незаконным разрешение N RU 70301000-031-С/14 от 25.02.20014 года, выданное Департаментом архитектуры и градостроительства администрации г.Томска, на строительство административно-торгового центра по адресу: Томская область, г.Томск, ул.Елизаровых, 62/6.
Взыскать с Департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Томска в пользу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" 3000 руб. государственной пошлины за рассмотрение заявления и апелляционной жалобы.
Возвратить открытому акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания N 11" из федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе, излишне уплаченной при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению N 7867 от 22.09.2014 года.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н. В. Марченко |
Судьи |
В. А. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-3304/2014
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 февраля 2015 г. N Ф04-15168/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "Территориальная генерирующая компания N 11"
Ответчик: Муниципальное образование "Город Томск" в лице департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Томска
Третье лицо: ООО "КонтинентЪ С"
Хронология рассмотрения дела:
17.02.2015 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-15168/15
28.11.2014 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-10128/14
12.09.2014 Решение Арбитражного суда Томской области N А67-3304/14
08.09.2014 Решение Арбитражного суда Томской области N А67-3304/14