г. Москва |
|
02 декабря 2014 г. |
Дело N А40-96208/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 декабря 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Поташовой Ж.В.,
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Жильцовой М.П. |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "РЖД"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.09.2014 по делу N А40-96208/14, принятое судьей Головачевой Ю.Л. (119-815)в порядке упрощенного производства,
по заявлению ООО "РЖД" (107996, г.Москва, ул. Новая Басманная, д. 2)
к Главному управлению административно-технического надзора Московской области
о признании незаконными и отмене постановлений от 11.06.2014 N 10/1263/29, 10/1263/30, 10/1246/31
при участии:
от заявителя: |
Филатова А.А. по доверенности НЮ-3-11/435 от 06.10.2014; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Главного управления государственного административно-технического надзора Московской области N N 10/1263/29, 10/1263/30, 10/1246/31 от 11.06.2014 о привлечении ОАО "РЖД" к административной ответственности на основании Закона Московской области от 30.11.2004 N 161/2004-ОЗ "О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области".
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 12.09.2014 заявление ОАО "Российские железные дороги" удовлетворено в части признания незаконными, отмене постановлений Главного управления государственного административно-технического надзора Московской области N N 10/1263/29, 10/1263/30, 10/1246/31 от 11.06.2014 о привлечении ОАО "РЖД" к административной ответственности; постановления Главного управления государственного административно-технического надзора Московской области N N 10/1263/29, 10/1263/30, 10/1246/31 от 11.06.2014 изменены, установлено административное наказание на основании ч. 1 ст. 22, ч. 1 ст. 17, ч. 2 ст. 14 Закона Московской области N 161/2004-ОЗ в размере 100 000 руб.; в остальной части постановления оставлены без изменения.
Не согласившись с принятым решением, ООО "РЖД" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Дело рассмотрено в порядке ст.ст.123, 156 АПК РФ в отсутствие представителя ответчика, извещенного о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Просил оставить общую сумму штрафов 90 000 рублей, вместо увеличенной судом первой инстанции 100 000 рублей.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ, выслушав представителей заявителя и ответчика, с учетом исследованных по делу доказательств и доводов апелляционной жалобы полагает, что жалоба подлежит удовлевторению, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 20.05.2014 сотрудниками территориального отдела N 10 Госадмтехнадзора Московской области в ходе наблюдения за состоянием и содержанием объектов, расположенных на территории Московской области, обнаружены нарушения в текущем содержании полосы отвода железной дороги и объектов ОАО "РЖД", расположенных в поселке Лесодолгоруково сельского поселения Новопетровское Истринского района Московской области, относящихся к железнодорожной платформе "Лесодолгоруково" Московско-Рижского отделения Московской железной дороги, а также прилегающих к ним территории.
В ходе визуального осмотра железнодорожной платформы и прилегающий к ней территории выявлены нарушения требований законодательства в сфере обеспечения чистоты и порядка, благоустройства, состояния и надлежащего содержания объектов и производства работ на территории Московской области, выраженные: в навалах мелкого бытового и строительного мусора вдоль платформы, билетной кассы, туалета и подъездных путей к ним; высота травостоя в полосе отвода железной дороги превышает 20 сантиметров; подъездная дорога к платформе, со стороны билетной кассы, имеет ямы и выбоины, частично отсутствует твердое (асфальтобетонное) покрытие, не проводятся работы по необходимому ремонту; конструкция деревянного туалета не окрашена, имеются повреждения конструктивных элементов (демонтированные двери).
Правила, определяют порядок уборки и содержания территории сельского поселения, включая прилегающие к границам зданий и ограждений, а также внутренние производственные территории, для всех юридических и физических лиц, являющихся пользователями или владельцами земель, застройщиками, собственниками, владельцами и арендаторами зданий, строений и сооружений, расположенных на территории муниципального образования сельское поселение Новопетровское, независимо от формы собственности, ведомственной принадлежности и гражданства.
Правила разработаны на основании действующих законов Российской Федерации, законов Московской области и других нормативно-правовых актов, определяющих требования к состоянию внешнего благоустройства территорий сельского поселения и защите окружающей среды.
Правила устанавливают следующие, обязательные для исполнения требования: 2.14.1. Транспортные проезды - элементы системы транспортных коммуникаций, обеспечивающие транспортную связь между зданиями и участками внутри территорий кварталов, крупных объектов рекреации, производственных и общественных зон, а также связь с улично-дорожной сетью населенного пункта; 2.14.2. Проектирование транспортных проездов следует вести с учетом СНиП 2.05.02. При проектировании проездов следует обеспечивать сохранение или улучшение ландшафта и экологического состояния прилегающих территорий; 7.2.2. Обязательный перечень элементов благоустройства на территории улиц и дорог включает: твердые виды покрытия дорожного полотна и тротуаров, элементы сопряжения поверхностей, озеленение вдоль улиц и дорог, ограждения опасных мест, осветительное оборудование, носители информации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, светофорные устройства); 7.2.2.1. Виды и конструкции дорожного покрытия проектируются с учетом категории улицы и обеспечением безопасности движения. Рекомендуемые материалы для покрытий улиц и дорог приведены в Приложении 7 к Методическим рекомендациям, утвержденным приказом Министерства Регионального развития Российской Федерации от 27.12.2012 г. N 613; 8.1.3. Обязанности по организации и/или производству работ по уборке и содержанию территорий и иных объектов возлагаются: по содержанию строений, зданий, сооружений и объектов инфраструктуры - на собственников, владельцев, пользователей указанных объектов, а по бесхозяйным объектам - на собственников, владельцев, пользователей земельных участков; по уборке и содержанию территорий хозяйствующих субъектов и прилегающей территории на расстоянии не менее 5 метров - на хозяйствующий субъект, в собственности, владении или пользовании которого находится указанная территория; 8.1.4. Границы уборки территорий определяются границами земельного участка на основании документов, подтверждающих право собственности, владения, пользования земельным участком, и прилегающей к границам территории на расстоянии 5 метров, если иное не установлено федеральным законодательством, законодательством Московской области и муниципальными правовыми актами. Уборка улиц и дорог на территории населенных пунктов производится ежедневно в соответствии с договором, заключенным между эксплуатационной организацией и заказчиком; 8.2.1. Физических и юридических лиц. независимо от их организационно-правовых форм, следует обязывать обеспечивать своевременную и качественную очистку и уборку принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве земельных участков и прилегающих территорий в соответствии с действующим законодательством, разделом 8 настоящих Правил и порядком сбора, вывоза и утилизации отходов производства и потребления, утверждаемых органом местного самоуправления; 8.2.3. На территории сельского поселения запрещается накапливать и размещать отходы производства и потребления в несанкционированных местах. Лица, разместившие отходы производства и потребления в несанкционированных местах, обязаны за свой счет производить уборку и очистку данной территории, а при необходимости - рекультивацию земельного участка; 8.2.10 Сбор и временное хранение мусора, образующегося в результате деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляется хозяйствующим субъектом самостоятельно в специально оборудованных для этих целей местах на собственных территориях. Установка емкостей для временного хранения отходов производства и потребления и их очистка осуществляется лицами, ответственными за уборку соответствующих территорий; 8.5.4.2. Всякие изменения фасадов зданий, связанные с ликвидацией или изменением отдельных деталей, а также устройство новых и реконструкция существующих оконных и дверных проемов, выходящих на главный фасад, работы по реставрации, ремонту и покраске фасадов зданий и их отдельных элементов (балконы, лоджии, водосточные трубы и т.п.) производить по согласованию с администрацией поселения. Здания, фасады зданий: местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждение или износ металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушение водосточных труб, мокрые и ржавые пятна, потеки и высолы, общее загрязнение поверхности, разрушение парапетов и иные подобные разрушения должны устраняться, не допуская их дальнейшего развития.
Таким образом, выявлены нарушения требований Правил по благоустройству территории сельского поселения Новопетровское Истринского муниципального района Московской области, утвержденных Решением Совета депутатов сельского поселения Новопетровское от 24.08.2012 г. N 130 (с изменениями, внесенными решением Совета депутатов сельского поселения Новопетровское от 22 апреля 2014 года N 202) (далее Правила).
Территориальным отделом N 10 в отношении Общества 04.06.2014 составлены протоколы об административных правонарушениях.
Постановлениями об административных правонарушениях по делам от 11.06.2014 N N 10/1263/29, 10/1263/30, 10/1263/31 предусмотренных соответственно частью 1 ст. 22, частью 1 статьи 17, частью 1 статьи 14 Закона Московской области от 30.11.2004 N 161/2004-03 Общество привлечено к административной ответственности в виде штрафов в размерах 55 000, 20 000 и 15 000 рублей, соответственно.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона за ненадлежащее состояние и содержание, несвоевременное и (или) некачественную уборку мест общественного пользования, мест массового посещения и отдыха, нарушение норм и правил озеленения и содержания зеленых насаждении, а равно нарушение установленных нормативными правовыми актами, актами органов местного самоуправления порядка и условий содержания территории влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - в размере от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Частью 1 статьи 17 Закона 161/2004-03 установлена административная ответственность на юридических лиц в виде наложения административного штрафа в размере от пятнадцати до тридцати тысяч рублей за ненадлежащее состояние или содержание дорог, улиц, других площадей и территорий, обочин дорог, кюветов и иных элементов дорог, полосы отвода, подъездных путей, тротуаров, внутриквартальных и внутридворовых проездов, выраженное в отсутствии проведения необходимого ремонта, поврежденном или загрязненном состоянии бортового (бордюрного) камня, отсутствии твердого покрытия подъездных путей к складам, автостоянкам, объектам торговли и снабжения, строительным и контейнерным площадкам и другим местам погрузки-разгрузки и производства работ в границах закрепленных земельных участков, если это установлено требованиями нормативных правовых актов, актами органов местного самоуправления, технической документацией по объекту.
Согласно части 1 статьи 14 административная ответственность в виде административного штрафа на юридических лиц - в размере от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей, следует за ненадлежащее состояние или содержание торговых палаток, павильонов, киосков и других временных объектов, предназначенных для осуществления торговли или предоставления услуг, контейнеров, бункеров, металлических гаражей, тентов и других укрытий для автомобилей, навесов, санитарно-бытовых, складских сооружений, ангаров, фасадов нежилых зданий, сооружений и ограждений, прилегающих к ним территорий, закрепленных актами органов местного самоуправления.
Законом Московской области от 29.11.2005 года N 249/2005-ОЗ "Об обеспечении функционирования систем жизнеобеспечения населения на территории Московской области" урегулированы отношения, связанные с реализацией полномочий органов государственной власти Московской области по вопросам предупреждения ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения, путем установления в пределах компетенции Московской области единых требований к состоянию и содержанию объектов, расположенных на территории Московской области, мест производства земляных, ремонтных и иных видов работ.
Территория, на которой выявлены административные правонарушения, является территорией железнодорожной станции и полосой отвода железной дороги. На указанных территориях хозяйствующим субъектом является ОАО "РЖД", соответственно и вина в ненадлежащем состоянии и содержании данной территории возлагается на ОАО "РЖД".
В соответствии с Федеральным законом от 25.08.95 N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте" к землям железнодорожного транспорта относятся земли, отведенные под железнодорожные пути и станции (включая полосу отвода), а также подзащитные и укрепительные насаждения, строения, здания, сооружения и иные объекты, необходимые для эксплуатации и реконструкции железных дорог с учетом перспективы их развития. В данном Законе применяется и понятие "полосы отвода", под которой понимаются земли железнодорожного транспорта, занимаемые земляным полотном искусственными сооружениями, линейно-путевыми и другими зданиями, устройствами железнодорожной связи, железнодорожными станциями, защитными лесонасаждениями, путевыми устройствами.
Приказом МПС РФ от 15.05.99 N 26Ц утверждено "Положение о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог", в соответствии с которым содержание полосы отвода должно соответствовать градостроительным, экологическим, санитарно-гигиеническим противопожарным и иным требованиям, устанавливаемым нормативными правовыми актами РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ. Этим же Положением установлена обязанность железных дорог соблюдать установленный порядок использования полосы отвода, содержать земельный участок в пределах полосы отвода способами, которые не должны наносить ущерб земле как природному объекту, не допускать загрязнения окружающей природной среды, захламления земель.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации N 126 от 06.08.2008 г. "Об утверждении норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также норм расчета охранных зон железных дорог" установлены требования, предъявляемые к содержанию полосы отвода - соблюдать установленный порядок использования полосы отвода, содержать земельные участки в пределах полосы отвода способами, которые не должны наносить ущерб земле как природному объекту; не допускать загрязнения окружающей природной среды, захламления и заболачивания земель.
Статьей 3 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" установлено, что приватизация имущества федерального железнодорожного транспорта должна осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации с учетом особенностей, установленных Федеральным законом N 29-ФЗ.
Согласно статье 4 Федерального закона N 29-ФЗ земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона N 29-ФЗ, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью, порядок и условия пользования которыми устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 25.08.95 N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте", действовавшей до начала проведения приватизации организаций железнодорожного транспорта, землями железнодорожного транспорта являются земли федерального значения, предоставляемые безвозмездно в постоянное (бессрочное) пользование его предприятиям и учреждениям для осуществления возложенных на них специальных задач.
Таким образом, согласно Федеральному закону N 29-ФЗ, а также Федеральному закону N 153-ФЗ указанные земли отнесены к федеральным землям.
Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены... дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земли в собственность в соответствии с правилами, установленными настоящим абзацем, до 1 января 2015 года.
Согласно принятому в 2006 году Правительством Российской Федерации Постановлению от 29.04.2006 N 264 "О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" пользование федеральными землями осуществляется на основании договора аренды, предусматривающего передачу земельного участка ОАО "РЖД" в аренду на 49 лет.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Закона Московской области N 249/2005-ОЗ от 29.11.2005 г. "Об обеспечении функционирования систем жизнеобеспечения населения на территории Московской области", юридические и физические лица должны соблюдать чистоту и поддерживать порядок на всей территории Московской области.
В соответствии с п. 1 ст. 5 данного закона хозяйствующие субъекты, осуществляющие свою деятельность на территории Московской области, обязаны регулярно производить уборку территорий хозяйствующих субъектов, осуществлять вывоз мусора с целью его утилизации и обезвреживания в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством Московской области.
Часть. 1 ст. 9 Закона Московской области N 249/2005-ОЗ определено, что юридические и физические лица должны соблюдать чистоту и поддерживать порядок на всей территории Московской области.
Согласно п. 10 ст. 8 Закона Московской области N 249/2005-ОЗ, высота травяного покрова на территории поселений, в полосе отвода автомобильных и железных дорог, на разделительных полосах автомобильных дорог, не должна превышать 20 см.
В силу действия ч. 3 ст. 9 указанного Закона, самовольная установка объектов, предназначенных для осуществления торговли, оказания услуг, временных объектов, предназначенных для хранения автомобилей (металлических тентов, гаражей - "ракушек", "пеналов" и т.п.), хозяйственных и вспомогательных построек (деревянных сараев, будок, гаражей, голубятен, теплиц и др.), ограждений на территории муниципальных образований Московской области без получения разрешения в установленном порядке.
В ходе проведения проверки по адресу: Московская область, Истринский муниципальный район, ж/д платформа Лесодолгоруково контрольным органом выявлены нарушения требований законодательства в сфере обеспечения чистоты, порядка и благоустройства на территории Московской области.
В настоящем случае, факт совершения ОАО "РЖД" вменяемых правонарушений подтверждается имеющимися в материалах дела документами: актом осмотра территории от 20.05.2014, представленной в материалы дела фототаблицей, а также протоколами об административных правонарушений от 04.06.2014.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 2 данной нормы юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В настоящем случае имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается факт совершения заявителем административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 22, ч. 1 ст. 17, ч. 2 ст. 14 Закона Московской области N 161/2004-ОЗ, а также тот факт, что заявителем не предприняты все необходимые, достаточные и зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых названной нормой предусмотрена административная ответственность.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ главные условия обеспечения законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях и применении административных наказаний связаны со строгим соблюдением оснований и порядка привлечения к административной ответственности, которые установлены законом.
В настоящем случае, как следует из материалов дела, при производстве по делу об административном правонарушении порядок и сроки привлечения Общества к административной ответственности ответчиком не нарушены.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, судом не установлено.
Изложенное свидетельствует о законности и обоснованности оспариваемых постановлений ответчика о привлечении Общества к административной ответственности, по вмененным нормам.
Постановлениями Главного управления государственного административно-технического надзора Московской области N N 10/1263/29, 10/1263/30, 10/1246/31 от 11.06.2014 Общество привлечено к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 22, ч. 1 ст. 17, ч. 2 ст. 14 Закона Московской области N 161/2004-ОЗ в виде штрафов в размерах 55 000 руб., 20 000 руб. и 15 000 руб., соответственно (всего 90 000 руб.).
Суд апелляционной инстанции полагает ошибочным вывод суда первой инстанции в части признания незаконными, отмене постановлений Главного управления государственного административно-технического надзора Московской области N N 10/1263/29, 10/1263/30, 10/1246/31 от 11.06.2014 о привлечении ОАО "РЖД" к административной ответственности и изменении постановлений Главного управления государственного административно-технического надзора Московской области N N 10/1263/29, 10/1263/30, 10/1246/31 от 11.06.2014 с установлением административного наказания на основании ч. 1 ст. 22, ч. 1 ст. 17, ч. 2 ст. 14 Закона Московской области N 161/2004-ОЗ в размере 100 000 руб., поскольку данный вывод ухудшает положение лица, привлекаемого к ответственности путем увеличения общей сумы штрафов по постановлениям от 90 до 100 тысяч рублей.
В соответствии с п. 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 2 от 27 января 2003 года "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" по результатам рассмотрения заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд при наличии соответствующих оснований вправе принять решение об изменении оспариваемого решения административного органа (ч. 2 ст. 211 АПК РФ, ч. 1 ст. 30.7 КоАП).
В этом случае суду необходимо учитывать положения пункта 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, в силу которых не допускается такое изменение оспариваемого решения, которое повлечет усиление административного наказания или иным образом ухудшит положение лица, привлеченного к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь ч.3 ст.229, ст.ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 12.09.2014 по делу N А40-96208/14 отменить.
В удовлетворении требований ООО "РЖД" о признании незаконным и отмене постановлений Главного управления административно-технического надзора Московской области от 11.06.2014 N 10/1263/29, 10/1263/30, 10/1246/31, отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч.4 ст.288 АПК РФ.
Судья |
Ж.В. Поташова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-96208/2014
Истец: ОАО "Российские железные дороги", ООО "РЖД"
Ответчик: Главное управление административного-технического надзора Московской области, Главное управление государственного административно-технического надзора МО