г. Москва |
|
8 декабря 2014 г. |
Дело N А40-94014/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.12. 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 08.12.2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи В.Я. Голобородько
Судей Е.А. Солоповой, Н.О. Окуловой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.В. Щетининым
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ГУ-ГУ ПФР N 3 по Москве и МО
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.09.2014 г.
по делу N А40-94014/14 вынесенное судьей Ю.Ю. Лакоба
по заявлению ГУ-ГУ ПФР N 3 по Москве и МО
к ООО "Телант Пул Центр"
о взыскании финансовых санкций за предоставление недостоверных сведений.
при участии в судебном заседании:
лица, участвующие в деле, не явились, извещены
УСТАНОВИЛ:
Государственное Учреждение - Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 3 по г. Москве и Московской обл. (далее - заявитель, фонд, ПФР) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Телант Пул Центр" (далее - Ответчик, общество, страхователь) о взыскании финансовых санкций за представление недостоверных (неполных) сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в размере 1 060 363 руб.
Решением суда в удовлетворении требований отказано.
С решением суда не согласился Государственное Учреждение - Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 3 по г. Москве и Московской обл., обратился с апелляционной жалобой, обращение с которой мотивирует тем, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены в порядке ст.266,268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, оснований к отмене решения не усматривает.
Как следует из материалов дела, общество является страхователем - плательщиком страховых взносов. Регистрационный номер плательщика в ПФР N 087-502-005338.
Согласно статье 15 Федерального закона от 01.04.96 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее по тексту Закон N 27-ФЗ) страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные названным Федеральным законом.
В соответствии с ч.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ Страхователь ежеквартально не позднее 15-го ЧИСЛЕ второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера на вознаграждения, по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения, предусмотренные Федеральным законом индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования
Согласно ст. 11 Закона Страхователь, в предусмотренные Законом сроки, представляет о работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера на вознаграждения, по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховые взносах, начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем Е течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера вознаграждение, по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем, в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы
5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемы; особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях:
6) сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования;
7) сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования;
8) другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии;
9) суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы;
10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом профессиональной пенсионной системы.
Вместе со сведениями, предусмотренными настоящим пунктом, страхователь представляет сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
11.09.2013 фондом в отношении страхователя был составлен Акт N 50 об обнаружении файлов, свидетельствующих о нарушении законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования /т. 1, л.д. 26/.
16.10.2013 решением о привлечении к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном/ учете в системе обязательного пенсионного страхования фонда N 628 общество было привлечено к ответственности по ч.3 ст. 17 ФЗ N 27-ФЗ за предоставление недостоверных сведений за 2 квартал 2013 г. в виде штрафа в размере 1 060 363 руб. /л.д.33/. 3
18.11.2013 фондом было выставлено требование N 252 об уплате финансовой санкции /л.д.38/. Отсутствие оплаты штрафа в добровольном порядке и послужило основанием для обращением с рассматриваемым заявлением в суд.
Из материалов дела следует, что 09 августа 2013 года в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (что подтверждается извещением о доставке, протоколом проверки файлов) Ответчик направил в адрес Истца формы АДВ.
09.08.2013 в адрес общества от фонда поступило уведомление об ошибках и расхождениях с требованием об устранении выявленных недостатков в срок до 23.08.2013.
Ответчик обратил внимание суда на то, что сам протокол проверки в адрес общества не направлялся, что препятствовало обществу достоверно исправить направленные сведения. Из уведомления не следует, что спорный протокол был приложен к нему.
23.08.2013 обществом в адрес управления были повторно направлены сведения для осуществления индивидуального учета в системе обязательного пенсионного страхования, по результатам проверки которых в адрес общества от управления поступил отрицательный протокол проверки с указанием допущенных обществом ошибок.
10.09.2014 общество представило исправленные сведения без ошибок.
В соответствии со статьей 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять иные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда РФ.
Исправления представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н, и Инструкцией по заполнению форм документов индивидуальной (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 N 192п.
Предоставление корректирующих сведений предусмотрено пунктами 34 и 41 Инструкции, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н.
Согласно п. 4 ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, сведения, предусмотренные п. 2 настоящей статьи, представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации. Формы и порядок их заполнения утвержденные постановлением Правления ПФ РФ от 31.07.2006 N 192п "О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению" и инструкция по заполнению форм индивидуального (персонифицированного) учета не содержит никаких ограничений при заполнении формы СЗВ-6-4 в части превышения суммы уплаченных страховых взносов над начисленными.
Распоряжением Правления ПФР от 11.10.2007 г. N 190р "О внедрении защищенного электронного документооборота в целях реализации законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании" была утверждена "Технология обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации", в соответствии с которой, страхователь в течение 4-х рабочих дней с момента отправки сведений получает протокол контроля. Если в протоколе содержится информация о том, что сведения о застрахованных лицах не прошли контроль, то страхователь устраняет указанные в протоколе ошибки и повторяет всю процедуру представления сведений.
В соответствии с нормами ст. 11 Закона N 27 ФЗ установлено, что страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Пунктом 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14.12.2009 г. N 987н), (далее - Инструкция N987н) установлено, что территориальные органы фонда осуществляют контроль за достоверностью индивидуальных сведений: начисленных и уплаченных страховых взносах, трудовом (страховом) стаже за период до и после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, заработной плате (доходе), представляемых страхователями, в том числе застрахованными лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, путем проведения проверок, истребования необходимых документов, справок и сведений.
В соответствии с п. 1 Методических рекомендации по организации и проведению документальной проверки достоверности предоставляемых страхователем индивидуальных сведений о трудовом стаже и заработке застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования утверждены Постановлением Правления ПФ России от 30.01.2002 N 11п при проведении документальных проверок индивидуальных сведений устанавливается соответствие содержащейся в них информации о трудовом стаже данным первичной учетной документации по учету кадров и характеру работы, а о заработке (вознаграждении), доходе и начисленных взносах - первичным данным бухгалтерского учета и требованиям действующих нормативных правовых актов.
Исходя из вышеуказанных норм законодательства следует, что достоверность или недостоверность предоставляемых сведений могла быть установлена территориальным органом ПФ РФ только по результатам сравнения данных бухгалтерского и кадрового учета с данными представленной отчетности.
При этом суд указывает на то, что проверка представленных Обществом сведений должна производиться на основании документов, указанных в статье 11 Закона N 27-ФЗ, между тем такая проверка пенсионным фондом не проводилась. Соответственно информация, содержащаяся в протоколе, а также выводы о недостоверности предоставленных Обществом сведений не могут являться основанием для привлечения Общества к ответственности предусмотренной ст. 17 Федерального закона N27-ФЗ.
Данный вывод неоднократно подтвержден сложившейся правоприменительной практикой по данному вопросу.
Кроме того, несоответствия по суммам уплаченных и начисленных страховых взносов сами по себе не являются нарушением правил заполнения формы документы для индивидуального персонифицированного учета, в связи с тем, что в отчетном периоде возможна уплата страховых взносов не только за отчетный период, но и за предшествующий, следовательно, суммы начисленных страховых взносов за отчетный период могут быть меньше уплаченных сумм.
Данный вывод в частности подтвержден Постановлением 16 Арбитражного апелляционного суда от 27 августа 2012 г. по делу N А63-4591/2012.
Порядок проведения проверок в целях контроля за уплатой страховых взносов регламентирован ст.ст. 34, 38, 39 ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
В соответствии с требованиями к составлению акта камеральной проверки (Приложение N 25 к Приказу Минздравсоцразвития России от 7 декабря 2009 г. N 957н) в Акте проверки указываются:
- сведения о документально подтвержденных фактах нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, выявленных в ходе камеральной проверки;
- перечень документов, представленных проверяемым лицом, а также других документов, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов, на основе которой проведена камеральная проверка;
- предложения о внесении необходимых исправлений в документы бухгалтерского учета и другие предложения органа контроля за уплатой страховых взносов по устранению выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Вышеперечисленные сведения в Акте проверки отсутствуют.
В Акте проверки не указаны конкретные нарушения, а именно, какие сведения и по каким конкретно застрахованным лицам представлены недостоверно, в чем заключается недостоверность представленных сведений, какие конкретно сведения признаны недостоверными.
В соответствии с п. 9 ст. 39 ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования" в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются:
- обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства,
- доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов,
- решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей настоящего Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.
Однако все вышеперечисленные обязательные сведения в Решении отсутствуют.
Поскольку вменяемое Заявителю правонарушение предполагает применение меры ответственности в виде штрафа, размер которого определяется исходя из суммы страховых взносов, начисленной к уплате только в отношении тех застрахованных лиц, о которых представлены недостоверные сведения, то и Акт проверки, и Решение в обязательном порядке должны содержать сведения о таких лицах, а также размерах начислений и уплаченных страховых взносов в отношении каждого из них.
Отсутствие в Акте проверки и Решении данных, позволяющих определить, какие именно недостоверные сведения представлены страхователем и в чем заключается их недостоверность, свидетельствует о недоказанности наличия таких обстоятельств.
Кроме того, ответчик ссылается на то, что в настоящее время применяется иной размер штрафа, однако, фондом соответствующего ходатайства об уточнении заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ, заявлено не было.
Так, с 01 января 2014 г. вступили в законную силу изменения, внесенные Федеральным законом с 28.12.2013 г. N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" Федеральный закон от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", согласно которым за непредставление установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах к таком страхователю применяются финансовые санкции в виде взыскания 5 процентов от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах.
В соответствии с общим принципом, предусмотренным ст. 54 Конституции РФ, никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Таким образом, закон, смягчающий или устраняющий ответственность либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего правонарушение, имеет обратную силу, то ест: распространяется и на лицо, которое совершило правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого решение о наложении штрафа не исполнено.
Статья 54 Конституции РФ имеет прямое действие, ее нормы подлежат применению и в тех случаях, когда в том или ином законе или нормативном правовом акте они не нашли соответствующего отражения.
Согласно п. 4.3 Постановления Конституционного Суда РФ от 20.04.2006 г. N 4-П императивное по своему характеру правило ч. 2 ст. 54 Конституции РФ, предписывающее применять новый закон в случаях, когда после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, не предполагает наличие у суда или иного органа, применяющего закон, дискреционных полномочий, которые позволяли бы ему в таких случаях игнорировать действие этого закона.
Также, ответчик ссылается на то, что размер штрафа определен фондом без учета позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в Информационном письме от 11.08.2004 N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании", в соответствии с которой сумма штрафа, предусмотренная ст. 17 Закона N 27-ФЗ, исчисляется не от причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд РФ за всех застрахованных лиц, а от платежей за тех застрахованных лиц, в отношении которых сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, не были представлены, либо предоставленные сведения недостоверны. Данный довод подтверждается материалами дела и представленным фондом расчетом.
Указанное информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для сведения и использования в работе было доведено до территориальных органов ПФР письмом от 31.08.2004 N АК-09-25/9488.
Положением пункт 16 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного СУДЕ Российской Федерации от 11.08.2004 N 79 руководствуются при вынесении судебных решении, например, Решение Арбитражного суда Московской области от 05 июня 2014 г. по делу N А41-18483/14, Решение Арбитражного суда Московской области от 28 мая 2014 г. по делу N А41-6798/14, Решение Арбитражного суда Московской области от 28 мая 2014 г. по дел N А41-7325/14, Решение Арбитражного суда г. Москвы от 23 мая 2014 г. N А40-42799/14, Решение Арбитражного суда г. Москвы от 23 мая 2014 г. по делу А40-38237/14, Постановление Седьмого Арбитражного Апелляционного суда от 20 мая 2014 года по делу А27-563/2014.
Судом установлено, что фондом начислен штраф исходя из суммы причитающихся платежей в отношении всех застрахованных лиц.
При этом довод ответчика о пропуске истцом срока на обращение с рассматриваемым заявлением в суд судом отклоняется, как несоответствующий действительности, поскольку, учитывая норму части 5.5 ст. 19 ФЗ N 212-ФЗ о том, что заявление может быть подано фондом в суд в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, и дату направления рассматриваемого заявления в суд - 16.06.2014 /согласно штампу органа почтовой связи на конверте/ и срок уплаты в требовании N 252 - 14.12.2013, срок на обращение в суд не пропущен. (14.12.2013 + 6 мес. = 14.06.2014, 14 и 15 июня 2014 г. - выходные дни).
Суд полагает необходимым также обратиться к письму от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со ст. 17 ФЗ от 01.04.1996 N 27-ФЗ". В данном акте указывается, что если страхователь в 2-недельный срок исправил обнаруженные территориальным органом ПФР ошибки, Пенсионный фонд РФ считает возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные ч. 3 ст. 17 ФЗ от 01.04.1996 N 27-ФЗ. Такой правоприменительный подход позволит стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, снизить напряженность во взаимоотношениях между страхователем и органами ПФР, а также послужить дополнительной аргументацией при защите интересов ПФР.
В письме указано также, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности. Таким образом, признавая отсутствие в действиях страхователя состава правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ, с соблюдением двухнедельного срока исправления обществом ошибок, учитывая характер недочетов, следует также отметить, что и размер штрафа определен фондом от суммы страховых взносов, причитающихся за всех работников организации за отчетный период, т.е. с нарушением позиции законодателя, обеспечивающей индивидуализацию мер ответственности.
С учетом всех изложенных выше обстоятельств, заявленные требования удовлетворению не подлежат. Доводы апелляционной жалобы не содержат оснований влекущих отмену решения суда.
На основании Налогового кодекса РФ, руководствуясь статьями 110, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.09.2014 г. по делу N А40-94014/14 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа
Председательствующий судья |
В.Я.Голобородько |
Судьи |
Н.О.Окулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-94014/2014
Истец: Государственное учреждение-Главное управление ПФР N3 по Москве и Московской области, ГУ-ГУ ПФР N3 по Москве и МО
Ответчик: ООО "Телант Пул Центр"