город Ростов-на-Дону |
|
10 декабря 2014 г. |
дело N А32-17155/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 декабря 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.
судей Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яицкой С.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Петра"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.10.2014 по делу N А32-17155/2013
принятое в составе судьи Колодкиной В.Г.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Петра"
к Государственной компании "Российские автомобильные дороги"
о признании незаконным отказа
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Петра" (далее - ООО "Петра", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Государственной компании "Российские автомобильные дороги" (заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа во внесении изменений в проект технических условий, обязании внести изменения в пункты 2, 3, 9 Раздела 2 Технических условий и исключении пункта 2 Раздела 1, пунктов 14, 19 Раздела 2; изложить пункт 2 Раздела 2 в следующей редакции: "Примыкания к АЗС ООО "Петра" довести до нормативных параметров и обустроить переходно-скоростные полосы согласно требованиям СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений"; изложить пункт 3 Раздела 2 в следующей редакции: "Видимость в месте примыкания к автомагистрали должна обеспечивать требования СНиП 2.07.01-89* для скорости в пределах населенного пункта 60 км/час"; изложить пункт 9 Раздела 2 в следующей редакции: "Длину переходно-скоростных полос примыкания принять в соответствии с п. 6.0-6.10 СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.10.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что федеральная автомобильная дорога "Дон" на участке размещения АЗС по основным показателям транспортно-эксплуатационных характеристик относится к дорогам второй категории, следовательно, при проектировании объекта дорожного сервиса, примыкающего к федеральной автомобильной дороге общего пользования должны обеспечиваться выполнение требований СНиП 2.05.02-85. Принадлежащий обществу земельный участок расположен в полосе отвода федеральной автодороги "Дон" и находится за границей городской застройки. Отнесение земельного участка общества к категории земель населенных пунктов в соответствии с кадастровым паспортом не является основанием для проектирования объекта дорожного сервиса примыкающего к федеральной автомобильной дороге общего пользования с отступлениями от требований СНиП 2.05.02-85* "Автомобильные дороги". Заключением строительно-технической экспертизы подтверждается, что принадлежащая обществу АЗС находится за пределами населенного пункта, оснований для изменения подхода к требованиям безопасности дорожного движения не имеется.
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "Петра" обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда от 15.10.2014 отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы общество указывает, что в проекте Технических условий указан нереальный срок на выполнение обязанности по разработке проектной документации - в течение 4-х месяцев с момента получения Технических условий. В соответствии с регламентом ГИБДД полиции, который начал действовать в 2012 году, инспекцией не производится согласование проектной документации. Решением Краснодарского краевого суда от 20.12.2011 снят запрет деятельности АЗС в связи с исполнением обществом обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения. Принадлежащий обществу земельный участок не находится в границах полосы отвода автомобильной дороги, придорожные полосы в соответствии с действующим законодательством на указанном участке дороги не устанавливались. Положения Технического регламента о безопасности зданий и сооружений не подлежат применению, поскольку обществом производилась реконструкция съездов к АЗС. Вывод суда о расположении земельного участка в полосе отвода автомобильной дороги является ошибочным. Из представленных в дело фотоматериалов усматривается, что со всех сторон АЗС окружена жилыми постройками и производственными строениями. Согласно кадастровому паспорту и свидетельству о регистрации прав на земельный участок, участок отнесен к землям поселений. На момент размещения АЗС на спорном участке в 1996 году указанные в решении суда нормативные акты не действовали. АЗС размещена по согласованию с собственником автомобильной дороги.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при неявке в судебное заседание лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 12.01.2010 серии 23АЖ N 182170 ООО "Петра" на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 23:40:0201003:55, площадью 2500 кв.м., расположенный по адресу г. Геленджик, с. Кабардинка, автомагистраль "Дон" 1524 км., категория земель: земли населенных пунктов, целевое использование - для строительства промбазы. На основании постановления Кабардинской поселковой администрации от 21.11.1996 N 119 ООО "Петра" на указанном земельном участке разрешено размещение АЗС.
Решением Геленджикского городского суда от 14.04.2010 удовлетворен иск прокурора г. Геленджика в интересах неопределенного круга лиц к ООО "Петра" о признании бездействия неправомерным, возложении обязанности по устранению нарушений требований о безопасности дорожного движения и запрете эксплуатации АЗС до устранения выявленных нарушений. Указанным решением суда на ООО "Петра" возложена обязанность разработать проектную документацию по обеспечению безопасности эксплуатации указанной АЗС и наложен запрет на эксплуатацию АЗС, расположенной по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, с. Кабардинка, автомагистраль "Дон" 1 524 км., до устранения выявленных нарушений. Согласно указанному решению обществом при эксплуатации АЗС нарушаются требования законодательства о безопасности дорожного движения, заключающиеся в отсутствии переходно-скоростных полос, наружном искусственном освещении на подходах к АЗС, дорожных знаков, а также в неорганизованности движения транспорта на территории, размещении информационной стелы, расположении АЗС на аварийно-опасном участке дороги.
ООО "Петра" 20.11.2013 обратилось в Государственную компанию "Российские автомобильные дороги" за выдачей технических условий на реконструкцию въезда-выезда действующей АЗС одностороннего действия.
На основании заключенного между сторонами договора на оказание услуг по подготовке технических требований и условий на разработку проектно-сметной документации от 30.11.2012 г. N 106-ОДС-КрТУ, заявителю выданы Технические требования и условия от 12.05.2013 N 523-крТУ (далее - Технические условия) на реконструкцию примыканий к объекту дорожного сервиса (АЗС) вдоль федеральной автомобильной дороги М-4 Дон на км 1523+300, справа.
Не согласившись с условиями пунктов 2, 3, 9, 14, 19 Технических условий, ООО "Петра" обратилось к заинтересованному лицу с заявлением о внесении изменений в проектную документацию.
Письмом от 25.04.2013 исх. N 1007-КрТУ обществу отказано во внесении изменений в Технические условия, что явилось основанием обращения ООО "Петра" в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 N 928 "О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения" к числу федеральных автомобильных дорог отнесена и трасса М-4 "Дон".
В соответствии с Федеральным законом от 17.07.2009 N 145-ФЗ "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 145-ФЗ) создана государственная компания "Российские автомобильные дороги" в целях оказания государственных услуг и реализации иных полномочий в сфере дорожного хозяйства с использованием федерального имущества на основе доверительного управления.
Автомобильная дорога М-4 "Дон" 30.04.2010 передана в доверительное управление государственной компании.
Согласно пункту 3 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) в целях обеспечения дорожной деятельности земельные участки из земель транспорта могут предоставляться для размещения автомобильных дорог, размещения объектов дорожного сервиса, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, стационарных постов органов внутренних дел, установления полос отвода автомобильных дорог.
Земельные участки в границах полос отвода автомобильных дорог могут предоставляться в установленном данным Кодексом порядке гражданам и юридическим лицам для размещения объектов дорожного сервиса. Установление границ полос отвода автомобильных дорог и их использование осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности (пункт 3.1 статьи 90 Земельного кодекса).
В соответствии с Порядком установления и использования придорожных полос автомобильных дорог федерального значения, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 13.01.2010 N 4 "Об установлении и использовании придорожных полос автомобильных дорог федерального значения" (зарегистрирован в Минюсте Российской Федерации 22.04.2010 N 16968) строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильной дороги федерального значения объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей допускаются при наличии согласия, выданного в письменной форме владельцем автомобильной дороги, содержащего обязательные для исполнения технические требования и условия (пункт 8).
Часть 1 статьи 22 Закона N 257-ФЗ определяет, что размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории и требованиями технических регламентов.
Реконструкция, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам допускаются при наличии согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог на выполнение указанных работ. Это согласие должно содержать технические условия и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам (часть 11 статьи 22 Закона N 257-ФЗ).
Из материалов дела усматривается, что общество обращалось к Государственной компании "Российские автомобильные дороги", в введении которой находилась федеральная автодорога М-4 "Дон", с запросом о выдаче технических условий на реконструкцию съезда к АЗС, расположенной по адресу г. Геленджик, с. Кабардинка, автомагистраль "Дон" 1 524 км.
Обществу выданы Технические требования и условия от 12.05.2013 N 523-крТУ на реконструкцию примыканий к объекту дорожного сервиса (АЗС) вдоль федеральной автомобильной дороги М-4 Дон на км 1523+300, справа.
Основанием для обращения общества в суд с настоящими требованиями послужил отказ заинтересованного лица внести изменения в пункты 2, 3, 9, 14, 19 Технических условий.
Так, в пункте 2 раздела 1 Технических условий заявителю предписано в течение четырех месяцев послу получения Технических условий разработать проектную документацию, выполненную в соответствии с техническими требованиями и условиями, и согласовать проектную документацию с ГК "Росавтодор".
По мнению общества, в установленный Техническими условиями срок не представляется возможным разработать проектную документацию. Между тем, доказательств принятия мер к разработке проектной документации с момента получения Технических условий и возникновении обстоятельств, свидетельствующих о невозможности выполнения указанных требований в установленный Техническими условиями срок, обществом не представлено.
В пункте 14 Раздела 2 Технических условий указано на необходимость согласования с УГИБДД ГУ МВД России по Краснодарскому краю соблюдения требований безопасности дорожного движения в соответствии с ВСН 25-86 "Указания по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах".
Оспаривая указанный пункт Технических условий, заявитель указывает, что в соответствии с регламентом ГИБДД полиции, который начал действовать в 2012 году, инспекцией не производится согласование проектной документации.
Между тем, в силу ч. 3 ст. 22 Закона N 257-ФЗ обеспечение автомобильной дороги объектами дорожного сервиса не должно ухудшать видимость на автомобильной дороге, другие условия безопасности дорожного движения, а также условия использования и содержания автомобильной дороги и расположенных на ней сооружений и иных объектов.
Согласно часть 6 статьи 22 Закона N 257-ФЗ объекты дорожного сервиса должны быть обустроены площадками для стоянки и остановки автомобилей, а также подъездами, съездами и примыканиями, обеспечивающими доступ к ним с федеральной автомобильной дороги. При примыкании к федеральной автомобильной дороге подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены таким образом, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения (часть 12 статьи 22 Закона N 257-ФЗ).
Пунктом 3.3.5 "Рекомендаций по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах", утвержденных Распоряжением Минтранса Российской Федерации от 24.06.2002 N ОС-557-р, предусмотрено, что размещение в полосе отвода каких-либо сооружений, рекламы, торговых предприятий или занятие полосы отвода для нужд сельского хозяйства должно согласовываться с дорожными организациями и органами государственной инспекции безопасности дорожного движения.
Таким образом, в силу названных норм проектная документация должна быть разработана с соблюдением требований к безопасности дорожного движения. Заинтересованное лицо при согласовании реконструкции обязано проверить соблюдение требований безопасности дорожного движения.
Поскольку согласно пункту 1 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711, Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция) осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения, следовательно, требование о согласовании проекта с указанным органом, направлено на проверку заинтересованным лицом в соответствии с положениями части 1 статьи 22 Закона N 257-ФЗ соблюдения требований к безопасности дорожного движения при осуществлении спорной реконструкции и не нарушает норм действующего законодательства.
Пункт 2 Раздела 2 Технических условий обществу предписано примыкания к АЗС довести до нормативных параметров и обустроить переходно-скоростными полосами согласно требованиям СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги" для дорог 2-й категории.
Пунктом 3 Раздела 2 Технических условий предусмотрено, что видимость в месте премыкания к федеральной автомагистрали должна обеспечивать требованиям СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги" для расчетной скорости 120 км/ч.
Согласно пункту 9 Раздела 2 Технических условий длину переходно-скоростных полос примыкания принять в соответствии с табл. 18 СНиП 2.05.02-85, ширину переходно-скоростных полос принять равной ширине основных полос проезжей части. Укрепленные полосы на обочинах, прилегающих к переходно-скоростным полосам выполнить в соответствии с табл. 4 СНиП 2.05.02-85.
Пунктом 19 Раздела 2 Технических условий установлено, что в проекте необходимо предусмотреть установку информационно-сервисных знаков, согласно требованиям ГОСТ Р -52290-2004, ГОСТ Р-52289-2004 для информирования участников дорожного движения о предоставляемых услугах. Обеспечение оказания на объекте минимально необходимых услуг должно соответствовать требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 29.10.2009 N 860.
По мнению заявителя, требования указанных в названных пунктах Технических условий нормативных документов применимы к объектам, расположенным в полосе отвода автомобильной дороги, тогда как принадлежащая обществу АЗС расположена на землях населенных пунктов.
Между тем, представленными в дело документами: постановлением главы Администрации г. Геленджика от 09.06.1992 N 1441, постановлением Кабардинской администрации от 21.11.1996 N 119, подтверждается, что участок, на котором расположена принадлежащая заявителю АЗС, входит в прилегающую зону шоссе Новороссийск-Тбилиси.
Из ситуационной схемы проекта на реконструкцию АЗС, расположенной на участке федеральной автомобильной дороги "ДОН" км 1523+300 справа, разработанного ООО "АвтоДорСервис", графического материала к заключению об определении и присвоении адреса объекту недвижимости от 17.10.2009 N 110-52-1349/09-01-11, следует, что земельный участок, расположен в полосе отвода федеральной автодороги "Дон" и находится за границей городской застройки, не окружен жилыми домами и строениями.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции по ходатайству ООО "Петра" назначено проведение строительно-технической экспертизы.
Согласно заключению судебной строительно-технической экспертизы ФБУ Краснодарская лаборатория судебной экспертизы N 1043/11-3/16.1 от 19.05.2014 исследуемый участок дороги М-4 Дон на 1523 км.+300 (в районе АЗС ООО "Петра") и далее в сторону г. Новороссийска проходит по объездной дороге с. Кабардинка и не проходит через территорию населенного пункта.
Минимальное расстояние в районе размещения АЗС ООО "Петра" (+500-м;-500-м) до границы жилой застройки села Кабардинка от проезжей части автомагистрали "Дон" составляет 15 м.
Расстояние от проезжей части автодороги "Дон М-4" до жилых домов не соответствует требованиям п. 1.11 СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги". Данные требования относятся к вновь возводимым автомобильным дорогам. Жилые дома, находящиеся в районе АЗС ООО "Петра" с. Кабардинка и не соответствующие требованиям п.1.11 СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги" возведены позже, чем проложен участок автодороги "Дон М-4" в объезд с. Кабардинка.
Технические условия требованиям безопасности дорожного движения, предложенные ООО "Петра" на участке дороги М-4 "Дон" на 1523 км+300, являются действующими требованиями по организации движения на автомобильных дорогах 2 категории. Ввиду того, что исследуемая АЗС находится за пределами населенного пункта с. Кабардинка, и в официальных, общедоступных источниках об ином не зафиксировано, то изменений в части изменения подхода к требованиям безопасности дорожного движения не имеется.
Оценив совокупность представленных в материалы дела доказательств в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о необходимости соблюдения заявителем требований СНиП 02.05.02-85 при реконструкции спорного объекта.
Требования, предъявляемые СНиП 02.05.02-85 "Автомобильные дороги", в том числе касающиеся устройства переходно-скоростных полос, основываются на восприятии дорожной обстановки участниками дорожного движения, которое, в свою очередь, зависит от установленного скоростного режима и влияет на безопасность дорожного движения.
Согласно вышеназванным нормативно-правовым актам эксплуатация съездов к объекту дорожного сервиса, не соответствующих техническим нормам и правилам, запрещается.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отнесение земельного участка общества к категории земель населенных пунктов в соответствии с кадастровым паспортом, не является основанием для проектирования объекта дорожного сервиса, примыкающего к федеральной автомобильной дороге общего пользования, с отступлениями от требований СНиП 2.05.02-85* "Автомобильные дороги".
Поскольку реконструкция съездов к спорной АЗС без соблюдения вышеназванных технических и строительных условий влечет нарушение условий безопасности дорожного движения, а также препятствует заинтересованному лицу в надлежащем выполнении им функций по управлению дорогой, в том числе по созданию и поддержанию условий, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то обстоятельство, что при строительстве АЗС указанные в решении суда нормативные акты не действовали, не принимается судом апелляционной инстанции. Общество обязано соблюдать требования нормативных актов, действующих на момент проведения реконструкции.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.10.2014 по делу N А32-17155/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-17155/2013
Истец: ООО "Петра"
Ответчик: Государственная компания "Российские автомобильные дороги", Краснодарское территориальное управление государственной компании "Российские автомобильные дороги"
Третье лицо: ГК "Российские автомобильные дороги"