г. Санкт-Петербург |
|
11 декабря 2014 г. |
Дело N А21-4299/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 декабря 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей О.И.Есиповой, Н.И.Протас
при ведении протокола судебного заседания: В.А.Ганичевой
при участии:
от истца (заявителя): предст. Пясковский О.В. - доверенность от 05.06.2014
от ответчика (должника): предст. Камасин Е.С. - доверенность от 20.06.2014
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24144/2014) Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка на решение Арбитражного суда Калининградской области от 11.08.2014 по делу N А21-4299/2014 (судья Генина С.В.), принятое
по иску (заявлению) Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка
к обществу с ограниченной ответственностью "Алкооптторг"
об аннулировании лицензии
и встречного заявления общества с ограниченной ответственностью "Алкооптторг" об отмене решения от 22.04.2014 N 10/53-опт о приостановлении действия лицензии
установил:
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (далее - Служба, Росалкогольрегулирование) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об аннулировании лицензии серии А 647792 (регистрационный номер 21644) от 04.07.2011 на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции (далее - лицензия), выданной обществу с ограниченной ответственности "Алкоопторг" (ОГРН 1023902001870; адрес: 236001, г.Калининград, ул.Ялтинская д.126; далее - ООО "Алкоопторг", Общество).
ООО "Алкоопторг" обратилось со встречным заявлением о признании незаконным решения Службы от 22.04.2014 N 10/53-опт о приостановлении действия лицензии от 04.07.2011.
Решением от 11.08.2014 в удовлетворении заявления об аннулировании лицензии отказано. Суд также отказал в удовлетворении встречного заявления Общества о признания незаконным решения Службы о приостановлении действия лицензии.
Не согласившись с решением суда в части отказа в удовлетворении заявления об аннулировании у ООО "Алкооптторг" лицензии, Росалкогольрегулирование обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции в указанной части отменить и вынести по делу новый судебный акт об аннулировании лицензии серии А 647792 (регистрационный номер 21644) от 04.07.2011 на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции, выданной ООО "Алкооптторг".
По мнению подателя жалобы, судом неполно выяснены обстоятельства дела, неправильно применены нормы материального и процессуального права. Как указывает Служба в апелляционной жалобе, в ходе проверки Межрегиональным управлением Росалкогольрегулирования по Северо-Западному федеральному округу было установлено и подтверждается материалами дела, что Обществом нарушен как порядок фиксации сведений в ЕГАИС в 4 квартале 2012 года и 1-3 кварталах 2013 года, так и полное отсутствие фиксации в 3 квартале 2011года, что в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ является основанием для аннулирования лицензии. Служба не может согласиться с выводами суда об отсутствии достаточных оснований для аннулирования лицензии, так как оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции находится под особым контролем государства, поскольу данная деятельность напрямую связана с жизнью и здоровьем населения, государственный контроль в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции направлен на защиту прав потребителей и обеспечение качества данной продукции.
Ответчик доводы жалобы отклонил по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу Службы - без удовлетворения, не настаивал на пересмотре решения суда в необжалуемой Службой части.
Законность и обоснованность решения суда от 11.08.2014 в обжалуемой части проверена в апелляционном порядке.
Апелляционная коллегия, исследовав материалы дела, оценив доводы жалобы и заслушав мнение сторон, не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следуюшим.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ООО "Алкоопторг" имеет лицензию серии А 647792 (регистрационный номер 21644) от 04.07.2011 на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции. Срок действия лицензии - до 04.07.2016.
На основании приказа Межрегионального управления по Северо-Западному федеральному округу от 17.12.2013 N 954 принято решение о проведении в отношении Общества плановой выездной проверки.
В ходе проверки выявлены и отражены в акте плановой выездной проверки N у2-а607/12 от 27.12.2013 нарушения, связанные с отсутствием информации об обороте алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе (далее - ЕГАИС), так и с несвоевременной фиксацией такой информации (нарушение порядка).
В связи с выявленными нарушениями 22.04.2014 Росалкогольрегулирование вынесло решения N 10/52-опт о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии и N 10/53-опт о приостановлении действия лицензии Общества до вступления в законную силу принятого судом решения об ее аннулировании.
Суд первой инстанции отказал в аннулировании лицензии Общества, сделав вывод о том, что данная мера государственного принуждения не может быть признана адекватной допущенным ответчиком нарушениям.
При этом суд правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закона N 171-ФЗ) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются, в том числе, производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 2 статьи 8 Закона N 171-ФЗ основное технологическое оборудование, указанное в абзацах первом и втором настоящего пункта, и оборудование для учета объема оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции должны быть оснащены техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему, включающими в себя средства защиты информации, предотвращающие искажение и подделку фиксируемой и передаваемой информации.
В силу пункта 4 статьи 14 названного Закона порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции определяется Правилами функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2006 N 522.
В соответствии с пунктом 3 Правил организации представляют в единую информационную систему, в том числе следующую информацию: объем произведенной, закупаемой (в том числе импортируемой), используемой для собственных нужд, поставляемой (в том числе экспортируемой), хранимой продукции каждого вида и наименования; количество продукции.
В силу пункта 3 статьи 20 Закона N 171-ФЗ основанием для аннулирования лицензии в судебном порядке является, в том числе, производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в установленном порядке в единой государственной автоматизированной информационной системе, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 названного Федерального закона.
Из акта проверки следует, что Службой проведена выборочная проверка данных, отраженных в Приложении N 7 к Постановлению N 858 и Постановлении N 815.
Согласно результатам проверки Службой установлено, что в 3-ем квартале 2011 года Общество не осуществило фиксацию в ЕГАИС объемов закупки алкогольной продукции по трем поставкам.
Однако, Общество пояснило и данный доводы не был опровергнут Службой, что данные в п.1, 2 и 3 таблицы N 1 по декларациям за 3 квартал 2011 года не были внесены в ЕГАИС ввиду несвоевременного внесения Службой в единую информационную систему данных о выданной Обществу лицензии, что лишило Общество возможности своевременно и в полном объеме осуществлять фиксацию оборота алкогольной продукции.
Службой также проведена выборочная проверка данных, отраженных в Приложении N 6 к Постановлению N 858 и Постановлении N 815 за 3, 4 кварталы 2011 года, 2012 год и 1-3 кварталы 2013 года и данным, представленными Обществом в ЕГАИС, и установлено, что в 1-ом квартале 2012 года и в 3-м квартале 2013 года Общество не осуществило фиксацию в ЕГАИС объемов поставки алкогольной продукции по двум эпизодам.
Однако, как пояснило Общество на примере составленной в ходе проверки таблицы и не было опровергнуто Службой, в рассматриваемом случае имело место не отсутствие фиксации, а несвовременная фиксация, например, данные о поставке за февраль месяц 2013 года были внесены в ЕГАС в марте того же года, что, как правильно отметила Служба, является нарушением порядка фиксации сведений.
Вместе с тем, несвоевременное внесение Обществом необходимых сведений в ЕГАИС не является основанием для аннулирования лицензии, на что правомерно указал суд первой инстанции. Судом также принято во внимание, что вся остальная предусмотренная законом информация по обороту алкогольной продукции полностью и своевременно представлялась в декларациях об объемах оборота алкогольной продукции, данные в ЕГАИС и в декларациях полностью совпадают, что не опровергнуто представителем Росалкогольрегулирования.
Обществом также представлены в материалы дела товаросопроводительные документы по каждой закупке, ежеквартальные декларации, в которых отражены все данные о наименовании продукции, объемах и номерах ГТД, ТТН, подтверждающие приобретение спорной алкогольной продукции в организациях, осуществляющих ее ввоз на территорию Российской Федерации.
Исходя из позиции, изложенной в пункте 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10, аннулирование лицензии, не являясь административным наказанием, представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц.
Данная мера должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной, пропорциональной, соразмерной и необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей алкогольной и спиртосодержащей продукции и иных лиц.
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 71 АПК РФ, представленные в материалы дела письменные доказательства и доводы сторон, судом сделан обоснованный вывод, что Службой не представлено неопровержимых доказательств существенного нарушения Обществом действующего законодательства, и с учетом принципа соразмерности меры ответственности допущенному нарушению суд пришел к выводу об отсутствии достаточных правовых оснований для аннулирования лицензии, выданной Обществу.
Суд также правомерно сослался на правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 12.05.2009 N 15211/08, согласно которой положения пункта 3 статьи 20 Закона N 171-ФЗ не являются императивными, устанавливающими безусловную обязанность суда при наличии перечисленных в ней условий принять решение об аннулировании лицензии. То есть наличие формальных признаков вменяемого нарушения не может служить достаточным основанием для удовлетворения заявленного требования.
Апелляционная инстанция соглашается с данными выводами суда первой инстанции.
При вынесении обжалуемого судебного акта нормы материального и процессуального права судом не нарушены, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Росалкогольрегулирования и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 11 августа 2014 года по делу N А21-4299/2014 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-4299/2014
Истец: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу, Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка
Ответчик: ООО "Алкооптторг"
Хронология рассмотрения дела:
06.04.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-617/14
30.01.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-617/14
11.12.2014 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-24144/14
27.10.2014 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-19824/14