город Москва |
|
23 декабря 2014 г. |
Дело N А40-142735/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 декабря 2014 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Расторгуева Е.Б.
судей: Валиева В.Р., Трубицына А.И.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Касатиной Н.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ЦРО "Совет православных церковных приходов Преображенского монастыря" и Департамента городского имущества города Москвы на решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.10.2014 г. по делу N А40-142735/2012, принятое судьей Михайловой Е.В.
по иску Росимущества (ОГРН 1087746829994) к Департаменту городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423) о признании права собственности
3-и лица: ЦРО "Совет православных церковных приходов Преображенского монастыря"; ЦРО "Российская Древлеправославная Кафолическая Церковь (старопоморцы-федосеевцы)"; Управление Росреестра по Москве; Коллегия адвокатов Московской области "Гестор"; ООО "Сейф-Видео"; МРО "Московская Покровская община Древлеправославной - Кафолической церкви"; ООО "Компания Офис Партнер"; ООО "ИНТЕРРЕСУРС"; ООО ЧОП "ПРОФФИ"; ЦРО "Выго-Лексинский духовный Центр древлеправославных поморских общин"; МРО "Первая московская поморская старообрядческая община древлеправославной поморской церкви"; Департамент культурного наследия города Москвы; Министерство культуры Российской Федерации
при участии в судебном заседании:
от ответчика: Медушевская Т.В. (доверенность N 33-Д-626/14 от 28.08.2014);
от третьих лиц: от ЦРО "Совет православных церковных приходов Преображенского монастыря" - Шахов М.О. (доверенность от 05.12.2013); Гарин Е.Д. (доверенность от 02.12.2014);
от ЦРО "Выго-Лексинский духовный Центр древлеправославных поморских общин" - Дементиевский Е.А. (доверенность от 18.12.2014);
от МРО "Московская Покровская община Древлеправославной - Кафолической церкви" - Суворов П.Ф. (председатель общины, выписка из ЕГРЮЛ по состоянию на 18.12.2014)
УСТАНОВИЛ:
Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы о признании права государственной собственности Российской Федерации на объект недвижимости:
здание (Монастырь Никольский единоверческий, Корпус братский, 2-я пол. ХIХ в.), площадью 2088, 8 кв.м., расположенное по адресу: Москва, ул. Преображенский Вал, д. 25, корп.2.
здание (Часовая), площадью 32,7 кв.м., расположенное по адресу: Москва, Преображенский Вал, 17 А, стр. 7 (с учетом уточнения иска, т.5 л.д.7).
Решением суда от 06 октября 2014 г. иск удовлетворен частично, признано право государственной собственности Российской Федерации на объект недвижимости - здание, расположенное по адресу Москва, ул. Преображенский Вал, д. 25, корп.2 (Монастырь Никольский единоверческий, Корпус братский, 2-я пол. ХIХ в., площадью 2088,8 кв.м.). В части признания права на здание - часовая, общей площадью 32,7 кв.м., расположенное по адресу: Москва, Преображенский Вал, 17 А, стр. 7, судом отказано.
Удовлетворяя иск, суд исходил из того, что право государственной собственности Российской Федерации на Монастырь возникло в силу Закона и здание из собственности и владения Российской Федерации не выбывало, поэтому исковая давность в силу статьи 208 Гражданского кодекса Российской Федерации на требование истца не распространяется.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что требование Российской Федерацией о признании права собственности на часовую заявлено преждевременно, поскольку 26 марта 2013 года в соответствии с требованиями п. 2. ст. 63 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", Правительством Российской Федерации издано Распоряжение N 438-р, согласно которому данное здание включено в перечень объектов недвижимости на которые должно быть оформлено право собственности Российской Федерации, и Росимуществу предписано совместно с Росреестром обеспечить в установленном порядке государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на данные объекты культурного наследия.
Ответчик и третье лицо (ЦРО "Совет православных церковных приходов Преображенского монастыря") не согласились с решением суда и подали апелляционные жалобы, в которых просят отменить решение суда в части удовлетворения иска ввиду его незаконности и необоснованности, в удовлетворении иска отказать, оспаривая фактическое владение истцом Монастырем и утверждая в связи с этим о том, что надлежащим способом защиты права будет являться предъявление виндикационного иска. Кроме того, заявители считают, что истцом пропущен срок исковой давности. Так же заявители обращают внимание на противоречие выводов суда, поскольку исходя из логики суда первой инстанции, отнесшего Монастырь к одному и тому же объекту недвижимого имущества при различии адресов объекта в Постановлении Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР" об отнесении к числу памятников государственного значения памятника истории и культуры "Ансамбль памятников Преображенской старообрядческой общины, XVIII - XIX вв., арх. М.Ф. Казаков" и в правоустанавливающих документах ответчика по признакам наличия в Ансамбле Никольского единоверческого монастыря XVIII-XIXв.в. единственного "Братского корпуса" и года строения 1801, суд первой инстанции так же должен был прийти к выводу о включении этого здания и в перечень объектов недвижимости, на которые должно быть оформлено право собственности Российской Федерации согласно Распоряжению N438-р от 26 марта 2013 года, в котором речь идет так же о "Братском корпусе" 1801 г., что влечет отказ в иске по мотивам, аналогичным отказу в иске в отношение Часовни.
Отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
Представители третьих лиц (ЦРО "Выго-Лексинский духовный Центр древлеправославных поморских общин" и МРО "Московская Покровская община Древлеправославной - Кафолической церкви") в судебном заседании возражали против доводов апелляционных жалоб, просили решение суда оставить без изменения.
Суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда в обжалуемой заявителями жалоб части (в участи удовлетворения иска в отношении объекта недвижимого имущества Монастырь Никольский единоверческий - Корпус братский, 2-я пол. ХIХ в., площадью 2088,8 кв.м., Москва, ул. Преображенский Вал, д. 25, корп.2) при отсутствии возражений сторон в порядке части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев дело в отсутствие извещенных надлежащим образом о судебном разбирательстве истца и третьих лиц в порядке статей 123, 156, 266, 268 и 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав объяснения явившихся представителей ответчика и третьих лиц, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение суда подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и нарушением норм материального права (пункты 3-4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При исследовании обстоятельств дела установлено следующее.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР" к числу памятников государственного значения отнесен памятник истории и культуры "Ансамбль памятников Преображенской старообрядческой общины, XVIII - XIX вв., арх. М.Ф. Казаков", расположенный по адресу: г. Москва, Преображенский вал, д. 17, д. 25, в составе: Четыре башни и два прясла стены, Надвратная палата, 1805 г.; собор, 1811 г. Палаты: женская первая и вторая, детская, больничная, Часовня на Преображенском кладбище, Никольский единоверческий монастырь: Никольская церковь (Успенская моленная), братский корпус, 1801 г.
В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 4 декабря 1974 г. N 624 "О дополнении и частичном изменении постановления Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР" к числу памятников государственного значения отнесена "Колокольня Никольского единоверческого монастыря, 1830 г.", расположенная по адресу: г. Москва, Преображенский вал, д. 25.
В силу пункта 3 раздела I Приложения N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление N 3020-1) объекты историко-культурного и природного наследия и художественной ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации, относятся исключительно к федеральной собственности.
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 20.02.1995 N 176 "Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения" установлено, что к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения относятся памятники истории и культуры, подлежащие охране как памятники государственного значения в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 N 1327.
Содержащаяся в пункте 3 раздела I Приложения N 1 к постановлению N3020-1 правовая норма об отнесении памятников общероссийского значения к федеральной собственности означает то, что для целей разграничения права собственности на государственное имущество и на момент такого разграничения соответствующие объекты были отнесены к объектам исключительно федеральной собственности и, следовательно, при таком разграничении не могли поступить ни в собственность субъектов Российской Федерации, ни в муниципальную собственность (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.12.2002 N 3424/02, от 30.11.2010 N 10478/10, решение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.07.2006 N11159/04).
Согласно статье 22 Закона РСФСР от 15.12.1978 "Об охране и использовании памятников истории и культуры", предоставление в пользование памятников истории и культуры государственным, кооперативным и другим общественным предприятиям, учреждениям, организациям, а также другим организациям и лицам для научных, культурно - просветительных, туристских и иных целей должно было осуществляться в порядке и с соблюдением условий, определяемых законодательством Союза ССР и РСФСР. Недвижимые памятники истории и культуры республиканского и местного значения предоставляются в пользование в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР.
Такой порядок был предусмотрен Постановлением Совета Министров СССР от 16.09.1982 N 865 "Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и культуры", которым установлено, что специально уполномоченными государственными органами охраны памятников являются Министерство культуры СССР, Главное архивное управление при Совете Министров СССР, а также подведомственные им органы в союзных и автономных республиках, краях, областях, Москве и Ленинграде. Министерство культуры СССР и подведомственные ему органы в пределах своей компетенции осуществляют государственное управление и государственный контроль в области охраны и использования памятников истории, археологии, градостроительства и архитектуры, искусства.
В соответствии с п. 58 гл. IV Постановления Совета Министров от 16.09.1982 N 865 "Об утверждении положения об охране и использовании памятников истории и культуры" недвижимые памятники истории и культуры (здания и сооружения), которые находятся в собственности государства и могут быть использованы в хозяйственных и иных целях (за исключением использования в качестве жилых помещений), передаются в установленном порядке на баланс местных государственных органов охраны памятников для предоставления в пользование предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам.
Согласно п. 61 гл. IV Постановления Совета Министров от 16.09.1982 N 865 "Об утверждении положения об охране и использовании памятников истории и культуры" охранные договоры заключаются между религиозными общинами, в пользование которым предоставляются недвижимые памятники истории и культуры для совершения в них религиозных обрядов, и местными государственными органами охраны памятников, на балансе которых состоят эти памятники.
По смыслу пунктов 58, 59 и 60 Положения об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 16.09.1982 N 865, именно местные органы охраны памятников, а не республиканские органы власти, на основании охранно-арендных договоров предоставляли в пользование предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам недвижимые памятники истории и культуры (здания и сооружения), которые находились в собственности государства.
Постановлением Правительства Москвы от 27.07.1993 г. N 722 в безвозмездное бессрочное пользование Совету церковных приходов переданы здания и строения, расположенные по следующим адресам: Преображенский вал, д. 17, корп. 1, 2, 3, 4, 5, 6, Филипповская часовня на кладбище, Преображенский вал, д. 25, корп. 1, 2, 3, корп. 1 стр. 1, корп. 3 стр. 2 и 3.
25.02.1994 года между Управлением государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры г. Москвы, действующего на основании "Положения об охране и использовании памятников истории и культуры", утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 16.09.1982 г., на основании указанного Постановления 25.02.1994 и Советом церковных приходов Преображенского монастыря заключен охранный договор N 169 на передачу состоящего под охраной государства недвижимого памятника истории и культуры (т.1 л.д.96).
Вступивший в законную силу с 25.06.2002 г. Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" N 73-ФЗ в статье 63 закрепил правило о том, что впредь до вступления в силу утвержденных Правительством Российской Федерации нормативных актов, издание которых отнесено настоящим Федеральным законом к полномочиям Правительства Российской Федерации, но не позднее 31 декабря 2010 года сохраняются правила охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры Российской Федерации, установленные Положением об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 г. N 865 (п. 1 ст. 63).
В п. 2 статьи 63 названного Закона установлено, что в отношении объектов культурного наследия федерального значения, являвшихся недвижимыми памятниками истории и культуры государственного (общесоюзного и республиканского) значения до 27 декабря 1991 года, Правительство Российской Федерации утверждает перечни объектов культурного наследия, которые необходимы для обеспечения осуществления субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями установленных федеральными законами полномочий, а также в отношении которых должно быть оформлено право собственности Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 статьи 63 Федерального закона Российской Федерации N 73-ФЗ впредь до включения объекта культурного наследия в реестр в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия применяются охранно-арендные договоры, охранные договоры и охранные обязательства, установленные Постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 г. N 865, при этом впредь до включения объекта культурного наследия в реестр в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, но не позднее 31 декабря 2010 года подлежат государственной регистрации требования к сохранению объекта культурного наследия, изложенные в охранно-арендном договоре, охранном договоре и охранном обязательстве и являющиеся обременением, стесняющим правообладателя при осуществлении им права собственности либо иных вещных прав на данный объект недвижимого имущества.
При таких обстоятельствах, охранно-арендные договоры, заключенные Управлением государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры г. Москвы до включения объекта культурного наследия в реестр в порядке, установленном Федеральным законом N 73-ФЗ от 25.06.2002 г., являются действительными, на что прямо указано в пункте 3 статьи 63 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Распоряжением Президента Российской Федерации от 23 апреля 1993 г. N 281-рп "О передаче религиозным организациям культовых зданий и иного имущества" Совету Министров - Правительству Российской Федерации предписано осуществить поэтапную передачу в собственность или пользование религиозным организациям культовых зданий, строений и иного имущества религиозного назначения, находящихся в федеральной собственности, для чего подготовить перечень таковых объектов, а так же определить сроки, порядок и условия передачи культовых зданий и иного имущества.
Во исполнение данного Распоряжения Президента РФ, Правительством Российской Федерации принято Постановление от 6 мая 1994 г. N 466 "О порядке передачи религиозным объединениям культовых зданий и иного имущества религиозного назначения, относящихся к федеральной собственности", которым утвержден Временный порядок передачи религиозным объединениям имущества религиозного назначения, относящегося к федеральной собственности. Согласно Временному порядку, вопросы передачи в собственность либо пользование относящегося к федеральной собственности имущества религиозного назначения отнесены к ведению Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации. Разрешение вопроса о передаче федерального имущества религиозного назначения осуществляется по заявлению религиозных объединений, направляемому в Министерство культуры Российской Федерации и Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом. На основании заключения Министерства культуры Российской Федерации о целесообразности или нецелесообразности передачи объекта в собственность либо пользование религиозному объединению, а в случае решения вопроса о передаче недвижимого имущества и по согласованию с органами государственного управления субъектов Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом готовит материалы для рассмотрения Комиссией по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации. Согласно пункту 3.3. Временного порядка, при передаче в безвозмездное пользование недвижимого имущества религиозного назначения, относящегося к федеральной собственности и состоящего на государственной охране или учете как памятник истории и культуры, между религиозным объединением, получающим в пользование указанное имущество, и государственном органом охраны памятников истории и культуры, независимо от балансовой принадлежности памятника, заключается соответствующий охранный договор. Порядок и условия использования объектов определяются охранным договором и согласовываются с Министерством культуры Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.03.1995 N 248 "О порядке передачи религиозным объединениям относящегося к федеральной собственности имущества религиозного назначения" установлено, что передачу религиозным объединениям в пользование относящихся к федеральной собственности и являющихся памятниками истории и культуры культовых зданий, строений с прилегающими к ним территориями и иного движимого и недвижимого имущества религиозного назначения осуществляет Министерство культуры Российской Федерации.
Во исполнение данного постановления, согласно обращению Совета церковных приходов Преображенского монастыря Министерством культуры РФ и Министерством государственного имущества РФ издано Распоряжение от 24.03.2000 N 283/401-р о передаче в безвозмездное пользование указанного Совета памятников истории и культуры федерального значения в следующем составе: Преображенский богаделенный дом (Женский дом), а именно: корт: надвратный с моленной Преображения Господня (Преображенский вал, д. 17 корп. 1), корпус с моленной Успения Богородицы (Преображенский вал, д. 17 корп. 6), палаты больничные (Преображенский вал, д. 17, корп. 2), палаты детей: (Преображенский вал, д. 17, корп. 5), палаты женские (Преображенский вал, д. 17 корп. 4), палаты мужские (Преображенский вал, д. 17, корп. 3), стены и четыре башни; Монастырь Никольский единоверческий (Мужской двор), а именно: дом настоятеля (Преображенский вал, д. 25, корп. 4), кельи (Преображенский вал, д. 25. корп. 3) корпус братский (Преображенский вал, д. 25, корп. 2), корпус надвратный с церковью Воздвижения (Преображенский вал, д. 25, корп. 1).
Главному управлению памятников г. Москвы указано на необходимость оформления гражданско-правовых отношений путем заключения договоров о сохранности и использовании памятников с Советом церковных приходов Преображенского монастыря (пункт 3 Распоряжения, т.1 л.д.22), доказательств чего в материалы дела не представлено.
Таким образом, упомянутое Распоряжение Министерства государственного имущества РФ от 24.03.2000 N 283/401-р фактически не реализовано и спорный объект недвижимого имущества по настоящее время находится в безвозмездном пользовании ЦРО "Совет православных церковных приходов Преображенского монастыря", переданный субъектом Российской Федерации городом Москва в лице соответствующих органов на основании Постановления Правительства Москвы от 27.07.1993 г. N722 и охранного договора от 25.02.1994 года N169 (т.1 л.д.96).
При этом, по определению суда первой инстанции, лицами, участвующими в деле, произведен осмотр здания, согласно которому его частично занимают третьи лица по соответствующим договорам о временном совместном пользовании монастырским зданием, стороной которых истец не является (т.8 л.д.57).
Учитывая изложенное, вывод суда первой инстанции о факте владения истцом зданием Монастыря по причине того, что это здание в установленном порядке не выбывало из собственности Российской Федерации, противоречит обстоятельствам дела, поскольку установлено, что распоряжается зданием не истец, а субъект Российской Федерации город Москва путем передачи здания в безвозмездное пользование третьему лицу, и пользуется нежилыми помещениями здания Монастыря не истец, а третьи лица.
Доказательств обратного истец не представил, представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направил и доводы апелляционных жалоб не оспорил.
Сторонами спора и третьими лицами не оспаривается то обстоятельство, что право государственной собственности Российской Федерации на спорное имущество возникло в силу закона на основании пункта 3 раздела I Приложения N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
Между тем, на спорный объект за городом Москва зарегистрировано право собственности, о чем в ЕГРП внесена запись о государственной регистрации права от 01.08.2001 г. N 77-01/30-188/2001-6456 на объект недвижимости - Монастырь Никольский единоверческий - Корпус братский, 2-я пол. ХIХ в., площадью 2088,8 кв.м.
Согласно разъяснениям высших судебных инстанций, изложенным в пункте 58 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.
Поскольку установлено, что истец фактически не владеет спорным объектом недвижимого имущества, то его нарушенные права собственника этого имущества могут быть восстановлены при рассмотрении судом виндикационного иска.
В связи с этим суду первой инстанции следовало отказать в иске по основанию избрания истцом ненадлежащего способа защиты права (негаторного иска).
Заявление ответчика о пропуске срока исковой давности удовлетворению не подлежит, поскольку исковая давность применяется судом к правомерно заявленному исковому требованию вследствие избрания надлежащего способа защиты права.
Кроме того, суд апелляционной инстанции соглашается с доводами заявителей апелляционных жалоб о противоречии выводов суда первой инстанции.
В частности, суд первой инстанции пришел к выводу об идентичности объекта недвижимого имущества при наличии несоответствий в его адресе (в Постановлении Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР" к числу памятников государственного значения памятника истории и культуры отнесен "Ансамбль памятников Преображенской старообрядческой общины, XVIII - XIX вв., арх. М.Ф. Казаков", расположенный по адресу: г. Москва, Преображенский вал, д. 25, а в правоустанавливающих документах ответчика значится адрес д.25, корп.2) по причине наличия в Ансамбле Никольского единоверческого монастыря XVIII-XIXв.в. единственного "Братского корпуса" 1801 г., названием которого сопровождается указание адресов.
Отказывая в иске о признании права государственной собственности на здание Часовни, суд первой инстанции установил, что это здание включено в перечень объектов недвижимости, на которые должно быть оформлено право собственности Российской Федерации согласно Распоряжению N 438-р от 26 марта 2013 года (т.3 л.д.61-62).
Однако, в том же Перечне содержится и Никольский единоверческий монастырь: Никольская церковь (Успенская моленная), братский корпус, 1801 г. по адресу: г.Москва, ул.Преображенский Вал, д.25, стр.9 (т.3 л.д.62).
Поскольку судом первой инстанции установлено, что в отсутствие в материалах дела доказательств наличия в Ансамбле Никольского единоверческого монастыря XVIII - XIX вв. иных объектов имеющих наименование ("Братский корпус") сходного с наименованием объекта право собственности, на который зарегистрировано за городом, с учетом того, что датой возведения объекта расположенного по адресу: Москва, Преображенский Вал, 25, корп. 2, является 1801 год, аналогичный указанному в Постановлении Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. N 1327, суду первой инстанции логично было бы прийти к выводу о тождестве спорного объекта и объекта, права, на который зарегистрированы за городом Москва, с объектом - значащимся в утвержденном Распоряжением N 438-р от 26 марта 2013 года Перечне объектов культурного наследия, поскольку в этом Перечне так же указан братский корпус 1801 г. (т.3 л.д.61-62).
Соответственно, судом первой инстанции не учтено, что в отношение здания Монастыря, по тем же основаниям, что судом первой инстанции установлено в отношение здания Часовни, законом предусмотрен специальный порядок перехода права собственности от субъекта федерации города Москва к непосредственно Российской Федерации, поэтому иск заявлен истцом преждевременно.
В частности, в соответствии с п. 2. ст. 63 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", право собственности Российской Федерации на рассматриваемый объект культурного наследия оформляется после отказа соответствующего субъекта Российской Федерации (в данном случае г. Москвы) от права собственности на данный объект. В случае, если субъектом Российской Федерации отказ от права собственности на объект культурного наследия оформлен не будет, Российская Федерация вправе требовать государственной регистрации права собственности Российской Федерации на данный объект в судебном порядке.
Таким образом, истец в подтверждение своих нарушенных прав должен предоставить доказательства не исполнения Ответчиком требований указанного федерального закона.
Поскольку таких доказательств истцом не предоставлено, право Истца не нарушено, а следовательно, необходимости в их судебной защите не возникло.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266, 267, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 06 октября 2014 по делу N А40-142735/2012 в части удовлетворения иска о признании права государственной собственности Российской Федерации на объект недвижимости - здание, расположенное по адресу Москва, ул. Преображенский Вал, д. 25, корп.2 (Монастырь Никольский единоверческий, Корпус братский, 2-я пол. ХIХ в., площадью 2088,8 кв.м.) отменить.
В удовлетворении иска в этой части отказать.
Взыскать с Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (ОГРН 1087746829994) в пользу ЦРО "Совет православных церковных приходов Преображенского монастыря" (ИНН 7718094255) в возмещение расходов на оплату государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы 2000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий |
Е.Б. Расторгуев |
Судьи |
В.Р. Валиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-142735/2012
Истец: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
Ответчик: Департамент имущества города Москвы
Третье лицо: МРО Вторая московская поморская старообрядческая община Древлеправославной Поморской Церкви, МРО Московская Богородская община христиан древлеправославной кафолической церкви, МРО Московская община христиан древле-православно-кафолического вероисповедания и благочестия старопоморского согласия, МРО Московская Покровская община Древлеправославно-Кафолической церкви, МРО Московская поморская Старообрядческая община Древлеправославной Поморской Церкви, МРО Московская Преображенская община христиан древлеправославной кафолической церкви, МРО Московская Семеновская община христиан древлеправославной кафолической церкви, МРО Первая московская поморская старообрядческая община, МРУ Московская Успенская община христиан древлеправославной кафолической церкви, НП Центр Содействия Негосударственным предприятиям Безопасности Востока Столицы, ООО АвтоПромимпорт, ООО Базис, ООО Выход в город, ООО Град М, ООО Градиент, ООО Дефиле, ООО Изопласт, ООО НПО Биотехнологий Эффективных Микроорганизмов, ООО НПО Дозор, ООО Олпакс, ООО Орбита, ООО Офис партнер, ООО Сейф-Видео, ООО Спецстрой, ООО СтоТорг, СПМНУ N 11, ТПК АТ-Групп, Управление Росреестра по Москве, ЦРО "Совет православных церковных приходов Преображенского монастыря", ЦРО Выго-Лексинский духовный Центр древлеправославных поморских общин, ЦРО Преображенский мужской старообрядческий монастырь Древлеправославной Кафолической Церкви старопоморцев-федосеевцев, ЦРО Российская Древлеправославная Кафолическая Церковь, ЧОП Витязь, ЧОП Консул, ЧОП Легионер 100, Управление Росреестра по г. Москве, ЦРО "Российская Древлеправославная Кафолическая церковь (старопоморцы-федосеевцы)"
Хронология рассмотрения дела:
08.05.2015 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-2987/15
23.12.2014 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-52908/14
15.09.2014 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-142735/12
13.05.2013 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-12996/13