г. Вологда |
|
12 января 2015 г. |
Дело N А52-1199/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 12 января 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Ралько О.Б. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Леоновой А.В.,
при участии от сельскохозяйственного производственного кооператива "Колхоз Заря" председателя Петрова Б.Я., представителя Федорова В.А. по доверенности от 24.12.2014 N 415,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива "Колхоз Заря" на решение Арбитражного суда Псковской области от 09 сентября 2014 года по делу N А52-1199/20144 (судья Шубина О.Л.),
установил:
сельскохозяйственный производственный кооператив "Колхоз Заря" (ОГРН 1026001744416; ИНН 6017000994; место нахождения: 182658, Псковская область, Порховский район, деревня Верхний Мост; далее - колхоз) обратился в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда Псковской области от 09 сентября 2014 года по заявлению колхоза, уточненному в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Государственному комитету Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды (ОГРН 1056000309331; ИНН 6027087659; место нахождения: 180001, город Псков, улица Некрасова, дом 23; далее - комитет) о признании незаконным отказа в заключении охотхозяйственного соглашения, о возложении на комитет обязанности сформировать участок охотничьих угодий из земель, занимаемых и используемых заявителем, а также о возложении на комитет обязанности заключить охотхозяйственное соглашение.
Решением Арбитражного суда Псковской области от 09 сентября 2014 года в удовлетворении требований кооператива отказано в полном объеме.
СПК "Колхоз Заря" с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой с учетом ее дополнения, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование своей позиции ссылается на неполное выяснение судом обстоятельств дела, несоответствие выводов обстоятельствам дела, на неприменение закона, подлежащего применению, и на применение закона, не подлежащего применению, на неправильное применение норм материального права. Считает, что в границы участков N 10 и 11, выставленных на аукцион, вошли земли сельскохозяйственного назначения, находящиеся в собственности заявителя и принадлежащих ему на праве аренды.
В судебном заседании представители кооператива поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и дополнениях к ней.
Комитет в отзыве с доводами жалобы не согласился, считает решение суда законным и обоснованным, просил оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.
Ответчик надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направил, в отзыве на апелляционную жалобу заявил ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие. В связи с этим дело рассмотрено в отсутствие представителей комитета в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав объяснения представителей кооператива, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, СПК "Колхоз Заря" 25.01.2011 обратился в комитет с заявлением от 12.11.2013 о рассмотрении вопроса о выделении охотничьих угодий отдельным участком на территории Верхнемостской волости Порховского района Псковской области из земель, находящихся в собственности колхоза, арендуемых им у физических лиц и используемых истцом для производства сельскохозяйственной продукции, и закрепления данного участка для ведения охотничьего хозяйства.
Письмом от 09.12.2013 N ПР-04-3953 комитет разъяснил кооперативу, что границы охотничьих угодий в Порховском районе Псковской области определены и закреплены Схемой размещения, использования и охраны охотничьих угодий, утвержденной распоряжением губернатора Псковской области от 21.12.2011 N 48-РГ (далее - Схема N 48-РГ), а также то, что охотхозяйственные соглашения заключаются в порядке, предусмотренном статьями 27, 28, 71 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ).
Не согласившись с отказом ответчика в заключении охотхозяйственного соглашения и в формировании участка охотничьих угодий, кооператив обратился в арбитражный суд с заявлением о признании данного отказа незаконным. Кроме того, заявитель просил суд возложить на ответчика обязанность сформировать участок охотничьих угодий и заключить с кооперативом охотхозяйственное соглашение.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная инстанция согласна с выводами суда на основании следующего.
Согласно части 1 статьи 115 АПК РФ лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом.
Частью 4 статьи 198 АПК РФ установлено, что заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Порядок восстановления процессуальных сроков определен в статье 117 АПК РФ, согласно части 2 которой пропущенный процессуальный срок может быть восстановлен в случае признания причин его пропуска уважительными и если не истекли предельные допустимые сроки для его восстановления.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.
В арбитражный суд за защитой своих нарушенных прав и законных интересов оспариваемым ненормативным правовым актом, действием (бездействием) может обратиться лицо, чьи права и законные интересы нарушены этим актом, действием (бездействием), в пределах срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ.
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации о применении статьи 198 АПК РФ, изложенной в определениях N 657-О-О и 367-О, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм АПК РФ, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Срок, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ, начинает течь с момента, когда организации или гражданину стало известно о нарушении своих прав.
При этом уважительность причин пропуска может быть связана лишь с наличием таких объективно существовавших обстоятельств, которые не зависели и не могли зависеть от воли участников судебного процесса, но непосредственно связаны с возникновением препятствий для совершения лицами, участвующими в деле, процессуальных действий.
Из материалов дела следует, что об отказе в заключении охотхозяйственного соглашения кооперативу стало известно из письма комитета от 19.12.2013 N ПР-04-3953.
Поскольку заявителем не представлено доказательств, подтверждающих конкретную дату получения им названного письма, следует признать, что о наличии оспариваемого отказа кооперативу стало известно с 19.12.2013.
В случае пропуска срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ, организация или гражданин вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о его восстановлении. Арбитражный суд по результатам рассмотрения такого заявления вправе принять одно из следующих решений: об удовлетворении либо об отказе в удовлетворении заявленного ходатайства, на что указывается в соответствующих судебных актах.
Нормы АПК РФ не содержат перечня уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить срок, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ. Поэтому право установления наличия этих причин и их оценки по правилам статей 65 и 71 АПК РФ принадлежит суду.
Следовательно, признание тех или иных причин пропуска срока уважительными относится к компетенции суда, рассматривающего вопрос о восстановлении указанного срока, а возможность восстановления процессуального срока ставится законом в зависимость от усмотрения суда при наличии соответствующего ходатайства со стороны заявителя.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными данной статьей, либо иными способами, предусмотренными законом.
В силу пункта 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права.
При этом выбор конкретного способа защиты своих нарушенных прав и законных интересов принадлежит заявителю.
Процессуальные сроки, установленные АПК РФ, являются гарантией соблюдения прав лиц, участвующих в деле. Безмотивное восстановление процессуального срока не соответствует части 3 статьи 41 АПК РФ и нарушает принцип равноправия участников процесса, предусмотренный статьей 8 АПК РФ.
В данном случае ходатайство о восстановлении срока на обращение в суд с заявлением об оспаривании отказа ответчика кооперативом не заявлено, следовательно правовых оснований для восстановления срока обращения в арбитражный суд, предусмотренного статьей 198 АПК РФ, пропущенного заявителем без уважительных причин, в том числе без его ходатайства, у суда первой инстанции не имелось.
Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 19.04.2006 N 16228/05, пропуск срока подачи заявления, установленного статьей 198 АПК РФ, является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявления.
С учетом изложенного, поскольку с заявлением об обжаловании отказа комитета СПК "Колхоз Заря" обратился в арбитражный суд только 18.04.2014, то есть за пределами установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ трехмесячного срока, который истек 19.03.2014, не заявив при этом ходатайства о восстановлении данного срока, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что основания для удовлетворения требований кооператива в рассматриваемом случае отсутствуют.
Кроме того, правовых оснований для удовлетворения заявленных требований по существу также не имеется в силу следующего.
По мнению подателя апелляционной жалобы, СПК "Колхоз Заря" является собственником и владельцем земель сельскохозяйственного назначения, на которых частично расположены охотничьи угодья, следовательно в силу положений статьи 36 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Закон "О животном мире", Закон N 52-ФЗ) заявитель имеет приоритет в предоставлении животного мира в пользование на принадлежащей ему территории. Кроме того, заявитель полагает, что при отказе от заключения охотхозяйственного соглашения в нарушение статьи 37 Закона "О животном мире" ответчиком не учтены интересы местного населения.
С 01.04.2010 введен в действие Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ).
Данным Законом в Закон "О животном мире" внесены изменения, в частности признаны утратившими силу статьи 37, 38 Закона N 52-ФЗ; вместо лицензий на пользование объектами животного мира предусмотрена выдача разрешения на добычу охотничьих ресурсов (объектов животного мира); предусмотрен иной порядок регулирования отношений по предоставлению права на добычу охотничьих ресурсов.
В соответствии со статьей 27 Закона N 209-ФЗ предоставление права пользования объектами животного мира осуществляется на основании охотхозяйственных соглашений, заключаемых по итогам проведения аукциона. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключает охотхозяйственное соглашение с победителем аукциона на право заключения такого соглашения или с иным лицом в соответствии с частями 27 и 31 статьи 28 настоящего Закона.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона N 209-ФЗ решение о проведении аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
По охотохозяйственному соглашению орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязуется по результатам аукциона предоставить юридическому лицу в аренду на срок, равный сроку действия соглашения, земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий (часть 2 статьи 27 Закона N 209-ФЗ).
Данное соглашение содержит ряд условий, в том числе сведения о местоположении, границах и площади охотничьего угодья; о расположенных в его границах и предоставляемых в аренду земельных участках и лесных участках; об обязательствах сторон; обязательстве органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации предоставить юридическому лицу, заключившему соглашение, право на добычу охотничьих ресурсов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом; об ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение соглашения (часть 4 статьи 27 Закона N 209-ФЗ).
Статьей 70 названного Закона предусмотрено, что положения ранее действовавшего законодательства могут применяться в случае, если они не противоречат данному Закону.
В соответствии с частью 1 статьи 71 Закона N 209-ФЗ право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего закона, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий.
Юридические лица, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий, без проведения аукциона (часть 3 статьи 71 Закона N 209-ФЗ).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны заключить охотохозяйственные соглашения с лицами, указанными в части 3 статьи 71 указанного Закона, в течение трех месяцев с даты обращения данных лиц в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 4 статьи 71 Закона N 209-ФЗ).
Из приведенных положений данного Закона следует, что право на заключение охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона возникает у лиц, получивших долгосрочную лицензию на пользование животным миром до вступления в силу этого Закона, то есть до 01.04.2010. При этом сохранение права долгосрочного пользования животным миром за лицами, указанными в пункте 1 статьи 71 Закона N 209-ФЗ, обусловлено наличием у них не только долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира, но и ранее заключенного договора о предоставлении в пользование территорий, на которых это право может быть реализовано.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Кооперативом не представлено в дело доказательств наличия у него долгосрочной лицензии на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу Закона N 209-ФЗ, а также доказательств обращения в уполномоченный орган с заявкой на участие в аукционе.
Статьей 39 Закона N 209-ФЗ предусмотрено, что целях планирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляются территориальное охотустройство и внутрихозяйственное охотустройство. Территориальное охотустройство направлено на обеспечение рационального использования и сохранения охотничьих ресурсов и осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на территории субъекта Российской Федерации.
Документом территориального охотустройства является схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации. К схеме размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации прилагается карта с обозначением границ охотничьих угодий и зон планируемого создания охотничьих угодий.
Схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
В силу пункта 15 статьи 32 Закона N 209-ФЗ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов относится утверждение требований к описанию границ охотничьих угодий.
В соответствии с пунктом 2 Порядка составления схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.08.2010 N 335, схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации является документом территориального охотустройства, осуществляемого в целях планирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов и направленного на обеспечение рационального использования и сохранения охотничьих ресурсов и осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на территории субъекта Российской Федерации.
Требования к описанию границ охотничьих угодий утверждены приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 06.08.2010 N 306, согласно пункту 11 которых все ориентиры, используемые при описании границ охотничьих угодий, должны быть указаны на схеме (карте), являющейся неотъемлемой частью описания.
Сведения о местоположении, границах и площади охотничьего угодья должны быть включены в охотхозяйственное соглашение (пункт 1 части 4 статьи 27 Закона N 209-ФЗ).
В материалах дела усматривается, что участки общедоступных охотничьих угодий на ревизионный период 10 лет, в том числе на территории Порховского района Псковской области определены Схемой N 48-РГ, действовавшей на даты проведения аукционов и вынесения комитетом письма от 09.12.2013 N ПР-04-3953.
По результатам проведения аукционов на право заключения охотхозяйственных соглашений участок охотничьих угодий N 10 передан обществу с ограниченной ответственностью "Престиж М" (далее - ООО "Престиж М") по охотхозяйственному соглашению от 08.04.2013 N 12; участок N 11 передан обществу с ограниченной ответственностью "Полесье" (далее - ООО "Полесье") по охотхозяйственному соглашению от 30.04.2013 N 22 (том 3, листы 46 - 54, 61 - 69).
Судом первой инстанции установлено и сторонами не отрицается тот факт, что в границы участков N 10 площадью 17 910 га, N 11 площадью 33 057 га вошли земли сельскохозяйственного назначения, находящиеся в ведении кооператива на праве собственности и аренды.
При этом непосредственные лесные участки, расположенные в границах охотничьих угодий и предоставленные охотпользователям в аренду, указаны в пунктах 4.1 и 4.2 данных охотхозяйственных соглашений.
Кроме того, как следует из пункта 5 названых соглашений, земельные участки, находящиеся в границах охотничьих угодий, в аренду охотпользователям не предоставлены.
Судом первой инстанции установлено и заявителем документально не опровергнут тот факт, что в границах общедоступных охотничьих угодий участков N 10 и 11 в аренду предоставлены только лесные участки, на которые у колхоза отсутствует право собственности, а также право аренды.
Как верно указано судом, довод заявителя о предоставлении комитетом в пользование третьим лицам земель, принадлежащих колхозу на праве собственности и находящиеся у него в пользовании на праве аренды, без его согласия не нашел своего документального подтверждения.
Доказательств признания охотхозяйственных соглашений от 08.04.2013 N 12, от 30.04.2013 N 22, заключенных ответчиком с ООО "Престиж М" и с ООО "Полесье", ничтожными сделками подателем жалобы в материалы дела не предъявлено.
Помимо изложенного, поскольку границы охотничьих угодий после проведения аукциона должны оставаться неизменными, последующее утверждение или изменение схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации может послужить основанием для изменения границ охотничьих угодий, указанных в охотхозяйственных соглашениях, то есть повлечь изменение условий торгов, что недопустимо.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что по результатам системного анализа вышеуказанных норм, с учетом наличия утвержденной в установленном порядке Схемы N 48-РГ требования кооператива о возложении на комитет обязанности сформировать участок для ведения охотничьего хозяйства из земель, находящихся в ведении колхоза, являются необоснованными.
При этом, как верно отмечено судом первой инстанции, правовые основания прохода, проезда, иного нахождения третьих лиц на землях, принадлежащих СПК "Колхоз Заря", не входят в предмет исследования по настоящему делу, так как в данном случае основанием для отказа кооперативу в предоставлении территории для осуществления пользования объектами животного мира послужили статьи 27, 28, 71 Закона N 209-ФЗ, устанавливающие необходимость проведения аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения, а также отсутствие сформированного участка охотничьих угодий на землях заявителя.
Поскольку на момент отказа комитета в заключении с кооперативом охотхозяйственного соглашения общедоступные охотничьи угодья в Верхнемостской волости Порховского района Псковской области были сформированы в соответствии с действующим в этот период законодательством, то требования заявителя о необходимости формировании охотничьих угодий на принадлежащих ему землях сельскохозяйственного назначения не основано на нормах действующего законодательства, а кроме того, кооператив не относится к лицам, имеющим право на заключение охотхозяйственного соглашения без участия в аукционе.
При таких обстоятельствах является правильным вывод суда первой инстанции о том, что отказ комитета в заключении охотхозяйственного соглашения, изложенный в письме от 09.12.2013 N ПР-04-3953, не противоречит нормам действующего законодательства и не нарушил прав и законных интересов кооператива. В связи с этим суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, отраженные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 09 сентября 2014 года по делу N А52-1199/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива "Колхоз Заря" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Докшина |
Судьи |
О.Б. Ралько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-1199/2014
Истец: Сельскохозяйственный производственный кооператив "Колхоз Заря"
Ответчик: Государственный комитет Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды
Третье лицо: ООО "Полесье", ООО "Престиж-М"