г. Пермь |
|
19 января 2015 г. |
Дело N А60-33838/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 января 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Паньковой Г. Л.
судей Гладких Е.О., Голубцовой Ю.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Галкиной У.Ю.
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, в судебное заседание не явились, представителей не направили
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Свердловской области и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 29 октября 2014 года
по делу N А60-33838/2014
принятому судьей Италмасовой Е.Г.
по иску закрытого акционерного общества "Юг-Сервис" (ОГРН 1026601609760, ИНН 6626010687)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Свердловской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области"
о признании кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости
установил:
Закрытое акционерное общество "Юг-Сервис" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Свердловской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области" об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 15 899 кв.м., расположенного по адресу: Свердловская область, г. Полевской, Западный промышленный район, 1/1, с кадастровым номером 66:59:0102002:125, установленную по состоянию на 01.01.2010 равной его рыночной стоимости в размере 11 463 000 руб. 00 коп.; об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 17 862 кв.м., расположенного по адресу: Свердловская область, г. Полевской, Западный промышленный район, 1/1, с кадастровым номером 66:59:0102002:170, установленную по состоянию на 01.01.2010 равной его рыночной стоимости в размере 12 753 000 руб. 00 коп.; об обязании Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области внести в государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 66:59:0102002:125, 66:59:0102002:170, в качестве кадастровой стоимости данных земельных участков.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 29 октября 2014 года заявленные требования удовлетворены, кадастровая стоимость земельного участка площадью 15 899 кв.м., расположенного по адресу: Свердловская область, г. Полевской, Западный промышленный район, 1/1, с кадастровым номером 66:59:0102002:125, признана равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в размере 11 463 000 руб., кадастровая стоимость земельного участка площадью 17 862 кв.м., расположенного по адресу: Свердловская область, г. Полевской, Западный промышленный район, 1/1, с кадастровым номером 66:59:0102002:170, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в размере 12 753 руб. С Управления и с кадастровой палаты в пользу общества взыскано по 2000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Управление с решением суда не согласно, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении требований к Управлению отказать, в обоснование жалобы ссылается на то, что Управление является ненадлежащим ответчиком. Как полагает Управление, органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, является кадастровая палата в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), Положением о Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Приказом Росреестра от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета", которая и является надлежащим ответчиком по настоящему делу. Поскольку Управление не является надлежащим ответчиком и не нарушало прав общества, возложение на управление судебных расходов нельзя признать правомерным, взыскание этих расходов приведет к нарушению бюджетного законодательства.
Кадастровая палата также обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение изменить в части удовлетворения требований и взыскании судебных расходов с кадастровой палаты как ненадлежащего ответчика. В обоснование доводов заявитель указал, что проведение государственной кадастровой оценки земель не относится к компетенции кадастровой палаты, которая в силу закона обязана лишь внести в кадастр данные об экономических характеристиках земельных участков в строгом соответствии с результатами государственной кадастровой оценки земель, функции по проведению которой возложены на управление. Согласно п. 2 ст. 3 Закона о кадастре отдельные полномочия управления могут быть переданы подведомственным ему учреждениям. Передавая кадастровой палате функции по ведению кадастра, управление тем самым остается уполномоченным органом, а палата осуществляет функции непосредственно в структуре Росреестра, а не самостоятельно, эти функции не относятся непосредственно к видам деятельности учреждения, а являются федеральными государственными функциями.
Общество представило возражения на апелляционные жалобы, в которых указало на несостоятельность изложенных в них доводов, просит оставить решение суда без изменения, жалобы - без удовлетворения.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2015 в порядке, предусмотренном пунктом 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, произведена замена судьи Скромовой Ю.В. на судью Панькову Г.Л.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда не направили своих представителей, что в порядке п. 2, 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела без их участия.
В судебном заседании суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ч. 3 ст. 156 АПК РФ, счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся представителей лиц.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, обществу "Юг-Сервис" на праве собственности принадлежат земельные участки:
- площадью 15 899 кв.м., расположенный по адресу: Свердловская область, г. Полевской, Западный промышленный район, 1/1, с кадастровым номером 66:59:0102002:125 (свидетельство о государственной регистрации права 66 АД N 071034 от 22.01.2010), кадастровая стоимость 35 378 772 руб. 78 коп.,
- площадью 17 862 кв.м., расположенный по адресу: Свердловская область, г. Полевской, Западный промышленный район, 1/1, с кадастровым номером 66:59:0102002:170 (свидетельство о государственной регистрации права 66 АД N 860557 от 04.07.2011), кадастровая стоимость 38 906 115 руб. 30 коп.
Согласно п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 названной статьи; государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В силу п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно правовой позиции, содержащейся в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, действующее законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются; пункт 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В соответствии с представленным истцом отчетом об оценке от 07.07.2014 N Оц/2606-1:
- рыночная стоимость земельного участка площадью 15 899 кв.м., расположенного по адресу: Свердловская область, г. Полевской, Западный промышленный район, 1/1, с кадастровым номером 66:59:0102002:125 по состоянию на 01.01.2010 составляет 11 463 000 руб. 00 коп.,
- рыночная стоимость земельного участка площадью 17 862 кв.м., расположенного по адресу: Свердловская область, г. Полевской, Западный промышленный район, 1/1, с кадастровым номером 66:59:0102002:170 по состоянию на 01.01.2010 составляет 12 753 000 руб. 00 коп.
Следовательно, содержащаяся в кадастре недвижимости кадастровая стоимость данных земельных участков существенно превышает их рыночную стоимость, определенную по состоянию на 01.01.2010.
Достоверность данных, указанных в названном отчете, подтверждается положительным экспертным заключением Некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация "Экспертный совет" от 09.07.2014 N ЕК-096
Ответчики представленный истцом отчет о рыночной стоимости спорного земельного участка не оспорили; доказательств, свидетельствующих об иной величине рыночной стоимости спорных земельных участков, не представили.
При таких обстоятельствах, суд правомерно удовлетворил требования истца на основании п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу ч. 5 ст. 4 Закона о кадастре сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном данным Законом порядке документов, если иное не установлено этим же Законом.
Пунктом 11 ч. 2 ст. 7 названного Закона установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся также сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Учитывая, что по смыслу Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 истцом заявлено требование об изменении размера кадастровой стоимости, указанного в государственном кадастре недвижимости, ответчиком по рассматриваемому делу является орган или иное лицо, уполномоченное в соответствии с действующим законодательством вносить изменения в государственный кадастр недвижимости.
Согласно ст. 3 Закона о кадастре кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости. При этом полномочия указанного органа на основании его решений вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения; в этих случаях, в целях применения установленных данным Федеральным законом правил, наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
Из системного толкования положений Закона о кадастре, Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, приказов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93, от 26.12.2011 N П/531 следует, что в период возникновения спорных правоотношений органом кадастрового учета, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке земель, являлось Управление.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Однако, делегируя в данном случае часть своих управленческих функций учрежденному им лицу - Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", государственный орган - Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии остается органом кадастрового учета и сохраняет контрольные полномочия в отношении учреждения.
Таким образом, суд правомерно рассмотрел спор к двум ответчикам - управлению и кадастровой палате, доводы которых о том, что каждый из них является ненадлежащим ответчиком по делу, отклоняются как несостоятельные.
В соответствии со ст. 101 и 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, к которым, в частности, относятся расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), а также другие расходы, понесенные участвующими в деле лицами в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
Статьей 110 названного Кодекса предусмотрено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. При этом расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
С учетом изложенного, суд правомерно в порядке распределения понесенных истцом, в пользу которого принят судебный акт, расходов по уплате государственной пошлины взыскал с ответчиков по 2000 руб. в возмещение расходов по уплате госпошлины.
Нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Решение суда следует оставить без изменения, апелляционные жалобы по изложенным в них доводам - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 29.10.2014 по делу N А60-33838/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Г.Л.Панькова |
Судьи |
Е.О.Гладких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-33838/2014
Истец: ЗАО "Юг-Сервис"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, ФГБУ "ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ"
Хронология рассмотрения дела:
12.10.2015 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-16663/14
20.04.2015 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1941/15
19.01.2015 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-16663/14
29.10.2014 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-33838/14