г. Хабаровск |
|
19 января 2015 г. |
А04-6888/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 января 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
от управления государственного автодорожного надзора по Амурской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта: представитель не явился;
от общества с ограниченной ответственностью "Васильев": представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Васильев"
на решение от 11.11.2014
по делу N А04-6888/2014
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Белоусовой Ю.К.
по заявлению управления государственного автодорожного надзора по Амурской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
к обществу с ограниченной ответственностью "Васильев"
о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
управление государственного автодорожного надзора по Амурской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН 1022800531269, ИНН 2801030057, далее - административный орган) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Амурской области о привлечении общества с ограниченной ответственностью "ВАСИЛЬЕВ" (ОГРН 1022700860698, ИНН 2720022890, далее - общество) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ)
Решением Арбитражного суда Амурской области от 11.11.2014 по делу N А04-6888/2014 заявленные административным органом требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 11.11.2014 по делу N А04-6888/2014 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы общество ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили. О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). С учетом разъяснений, изложенных в пунктах 4, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы уполномоченного органа.
Как следует из материалов дела, общество имеет лицензию АСС-27-034755 от 26.08.2009, предусматривающую регулярные перевозки пассажиров по межрегиональному маршруту, в том числе по маршруту "г.Хабаровск - г.Благовещенск - г.Хабаровск". Согласно лицензии, автобус DAEWOO ВН117 гос. номер А626ЕС 27RUS входит в перечень автотранспорта, принадлежащего обществу.
25.09.2014 по результатам проведенного административного расследования установлено: 02.08.2014 года в 19 часов 00 минут в г.Благовещенске на СПВК (124 км автодороги "Подъезд к г. Благовещенску") выявлено, что в период с 01.08.2014 по 03.08.2014 общество осуществляло предпринимательскую деятельность по регулярным перевозкам пассажиров по межрегиональному маршруту "г.Хабаровск - г.Благовещенск - г.Хабаровск" на автобусе DAEWOO ВН117 регистрационный знак А626ЕС 27RUS с нарушениями, в том числе грубыми, лицензионных требований, предусмотренных лицензией N АСС-27-034755:
1) перевозка осуществлялась по несуществующему, не открытому в установленном порядке и не имеющему паспорт, не внесенному в реестр, который ведется министерством транспорта Российской Федерации, межрегиональному маршруту, не обеспечивающему безопасных условий перевозок пассажиров;
2) использование в пассажирской перевозке автобуса, несоответствующего по назначению и конструкции техническим требованиям к осуществляемым перевозкам пассажиров и безопасности движения ввиду отсутствия "одобрения типа транспортного средства";
3) не обеспечено проведение и допущены 01.08. 2014 к пассажирской перевозке водители Фисенко А.В. и Полохов И.А. из г. Хабаровска без прохождения предрейсового медицинского осмотра;
4) не обеспечено проведение и допущены 02.08.2014 к пассажирской перевозке водители Фисенко А.В. и Полохов И.А. из г. Благовещенска без прохождения предрейсового медицинского осмотра;
5) не обеспечено проведение и допущен 02.08.2014 к пассажирской перевозке автобус из г. Благовещенска без проведения предрейсового технического осмотра;
6) не обеспечено проведение 02.08.2014 года водителями Фисенко А.В. и Полоховым И.А. в г. Благовещенске Амурской области послерейсового медицинского осмотра;
7) не обеспечено проведение 02.08.2014 в г. Благовещенске Амурской области послерейсового технического осмотра автобуса;
8) допущены нарушения в оформлении путевого листа от 01.08.2014-02.08.2014, выданного водителям Фисенко А.В. и Полохову И.А. для перевозки пассажиров из г. Хабаровска в г. Благовещенск:
а) отсутствует регистрационный номер;
б) дата, время и показания одометра при выезде автобуса 01.08.2014 с постоянной стоянки в г. Хабаровске не заверены уполномоченным лицом организации;
в) отсутствуют сведения о месте проведения 01.08.2014 в г. Хабаровске предрейсового технического осмотра автобуса;
9) допущены нарушения в оформлении путевого листа от 02.08.2014-03.08.2014, выданного водителям Фисенко А.В. и Полохову И.А. для перевозки пассажиров из г. Благовещенска в г. Хабаровск:
а) отсутствует регистрационный номер;
б) дата, время и показания одометра при выезде автобуса 02.08.2014 с постоянной стоянки в г. Благовещенске не заверены уполномоченным лицом организации;
в) отсутствуют сведения о месте проведения 02.08.2014 в г. Благовещенске предрейсового технического осмотра автобуса;
10) водители Фисенко А.В. и Полохов И.А. не обеспечены графиком движения на маршруте в период с 01.08.2014-03.08.2014 с указанием времени для кратковременного отдыха, времени для отдыха и питания;
11) не обеспечено оснащение автобуса тахографом;
12) допущены нарушения внешнего оформления автобуса (отсутствие указателя маршрута над лобовым стеклом или в верхней части лобового стекла (указатель маршрута "Благовещенск - Хабаровск" расположен в нижней части лобового стекла));
13) допущены нарушения внутреннего оформления автобуса (отсутствие всей необходимой информации).
Выявленные в ходе проверки нарушения отражены в акте проверки N 289, составленном 02.08.2014 в присутствии водителя Фисенко А.В. В акте отражены все выявленные нарушения, правовые основания проведения проверки и полномочия лиц, проводивших ее.
25.09.2014 по факту выявленных нарушений с соблюдением процедуры составления и требований, предъявляемым к таким доказательствам, был составлен протокол об административном правонарушении N 1101/Ц, которым действиям общества дана правовая оценка по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Общество для составления протокола явку законного представителя не обеспечило, извещено надлежащим образом путем направления 09.09.2014 года повестки, которая была вручена 19.09.2014 согласно отметке почтовой службы в уведомлении.
Материалы об административном правонарушении в соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ переданы УГАДН по Амурской области в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о привлечении юридического лица к административной ответственности по пункту 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Апелляционный суд, оценив в совокупности исследованные доказательства, считает правомерным удовлетворение судом первой инстанции требования административного органа.
Подпунктом 24 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) отнесена к лицензируемым видам деятельности.
В соответствии с пунктом 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 N 280 (далее -Положение N 280), лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров являются:
а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих установленным требованиям помещений и оборудования для технического обслуживания и ремонта транспортных средств либо наличие договора со специализированной организацией на предоставление услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств;
б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) водителей транспортных средств, заключивших с ним трудовой договор или договор об оказании услуг и имеющих необходимые квалификацию и стаж работы, а также прошедших медицинское освидетельствование в установленном порядке;
в) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специалиста, осуществляющего предрейсовый медицинский осмотр водителей транспортных средств, имеющего высшее или среднее профессиональное медицинское образование и прошедшего обучение по дополнительной образовательной программе "Проведение предрейсового осмотра водителей транспортных средств", или наличие договора с медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими соответствующую лицензию;
г) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или на ином законном основании необходимых для выполнения работ, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, транспортных средств, соответствующих по назначению и конструкции техническим требованиям к осуществляемым перевозкам пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении.
В соответствии с пунктом 5 указанного Положения грубым нарушением понимается несоблюдение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "а", "г" - "и" пункта 4 настоящего Положения, имевшее место повторно в течение года либо повлекшее за собой последствия, предусмотренные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон о безопасности дорожного движения) обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством регулирования деятельности на автомобильном, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве; разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов; лицензирования отдельных видов деятельности, осуществляемых на автомобильном транспорте, в соответствии с законодательством Российской Федерации; осуществления государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно статье 24 названного закона участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.
Общество в нарушение подпункта 3 пункта 4, пункта 32 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15.01.2014 N 7, пунктов 3, 14 и 16 Порядка формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 14.08.2003 N 178, осуществлялась перевозка по несуществующему, не открытому в установленном порядке и не имеющему паспорт, не внесенному в реестр, который ведется министерством транспорта Российской Федерации, межрегиональному маршруту, не обеспечивающему безопасных условий перевозок пассажиров. Комиссионным актом обследования от 26.10.2010 принято решение о возможности его открытия только после проведения реконструкции и доведения отдельных участков дорог до нормативных требований.
В нарушение подпункта "г" пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2.04.2012 N 280, пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", подпункта 2 пункта 4, пунктов 24, 25 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15.01. 2014 N 7, пунктов 5, 16 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 720, обществом в пассажирской перевозке используется автобус, несоответствующий по назначению и конструкции техническим требованиям к осуществляемым перевозкам пассажиров и безопасности движения ввиду отсутствия "одобрения типа транспортного средства".
В нарушение подпункта "в" пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2.04.2012 N 280, статьи 20, 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", статьи 46 Федерального закона от 21.11. 2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации" обществом не обеспечено проведение и допущены 01.08.2014 к пассажирской перевозке водители Фисенко А.В. и Полохов И.А. из г. Хабаровска без прохождения предрейсового медицинского осмотра (отметка в путевом листе недействительна, так как проставлена фельдшером Марченко Г.Ф., которая находится в г. Благовещенске Амурской области).
В нарушение подпункта "в" пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2.04.2012 N 280, статьи 20, 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", статьи 46 Федерального закона от 21.11. 2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации" обществом не обеспечено проведение и допущены 02.08.2014 к пассажирской перевозке водители Фисенко А.В. и Полохов И.А. из г. Благовещенска без прохождения предрейсового медицинского осмотра (отметка в путевом листе недействительна, так как проставлена Ковалевой Е.В., которая находится в г. Хабаровске, в реестре лицензий на медицинскую деятельность, размещенном на официальном сайте Министерства здравоохранения Амурской области, данное лицо отсутствует, а согласно письму ЗАО "Пассажирский порт "АМУРАССО" от 22.08. 2014 N 256, соответствующего договора с обществом не заключалось).
В нарушение подпункта "з" пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2.04. 2012 N 280, статей 16, 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", пунктов 28, 29 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15.01.2014 N 7, подпункта 2.3.1.7 Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденных постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 12.05. 2003 N 28, обществом не обеспечено проведение и допущен 02.08. 2014 года к пассажирской перевозке автобус из г. Благовещенска без проведения предрейсового технического осмотра (отметка в путевом листе недействительна, т.к. проставлена механиком Жуковым, который находится в г. Хабаровске, а согласно письму ЗАО "Пассажирский порт "АМУРАССО" от 22.08. 2014 N 256 соответствующего договора с общество не заключалось).
В нарушение подпункта "з" пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2.04.2012 N 280, статей 20, 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", статьи 46 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации" обществом не обеспечено проведение 02.08.2014 водителям Фисенко А.В. и Полохову И.А. в г.Благовещенске Амурской области послерейсового медицинского осмотра (прибытие примерно в 5 часов).
В нарушение подпункта "з" пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04. 2012 N 280, статьи 20 Федерального закона от 10.12. 1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", пункта 29 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15.01.2014 N 7 обществом не обеспечено проведение 02. 08.2014 в г. Благовещенске Амурской области послерейсового технического осмотра автобуса (прибытие примерно в 5 часов).
В нарушение подпунктов "з", "и" пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 N 280, статьи 20 Федерального закона от 10.12. 1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", статьи 6 Федерального закона от 8. 11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", пунктов 3, 12, 13 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18. 09.2008 N 152, пункта 29 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15. 01.2014 N 7 обществом допущены нарушения в оформлении путевого листа от 01-02 августа 2014 года, выданного водителям Фисенко А.В. и Полохову И.А. для перевозки пассажиров из г. Хабаровска в г. Благовещенск: отсутствует регистрационный номер; дата, время и показания одометра при выезде автобуса 01.08. 2014 с постоянной стоянки в г. Хабаровске не заверены уполномоченным лицом организации; отсутствуют сведения о месте проведения 01.08. 2014 в г. Хабаровске предрейсового технического осмотра автобуса.
В нарушение подпунктов "з", "и" пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 04.2012 N 280, статьи 20 Федерального закона от 10. 12. 1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", статьи 6 Федерального закона от 8.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", пунктов 3, 12, 13 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09. 2008 N 152, пункта 29 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15.01. 2014 N 7, обществом допущены нарушения в оформлении путевого листа от 02-03 августа 2014 года, выданного водителям Фисенко А.В. и Полохову И.А. для перевозки пассажиров из г. Благовещенска в г. Хабаровск: отсутствует регистрационный номер; дата, время и показания одометра при выезде автобуса 02.08. 2014 с постоянной стоянки в г. Благовещенске не заверены уполномоченным лицом организации; отсутствуют сведения о месте проведения 02.08.2014 в г. Благовещенске предрейсового технического осмотра автобуса.
В нарушение подпункта 2.3.1.9 Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденных постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 12.05. 2003 N 28 обществом водители Фисенко А.В. и Полохов И.А. не обеспечены графиком движения на маршруте в период с 01 по 03 августа 2014 года с указанием времени для кратковременного отдыха, времени для отдыха и питания.
В нарушение подпунктов "е", "з" пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2.04.2012 N 280, статьи 20 Федерального закона от 10 12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 13.02. 2013 N 36 "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства", приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 21.08. 2013 N 273 "Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами", обществом не обеспечено оснащение автобуса тахографом.
В нарушение подпункта "и" пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2.04. 2012 N 280, пунктов 29 - 31 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02. 2009 года N 112, обществом допущены нарушения внешнего оформления автобуса (отсутствие указателя маршрута над лобовым стеклом или в верхней части лобового стекла (указатель маршрута "Благовещенск - Хабаровск" расположен в нижней части лобового стекла)).
В нарушение подпункта "и" пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2.04.2012 N 280, пункта 37 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112, обществом допущены нарушения внутреннего оформления автобуса (отсутствие всей необходимой информации).
Порядок привлечения к административной ответственности соблюден. Полномочия административного органа на вынесение определения о возбуждении дела об административном правонарушении и составление протокола судом проверены. Доказательств наличия обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность, суду не представлено.
Состав правонарушения общества подтверждается материалами дела. Выявленные нарушения общества связаны с безопасностью дорожного движения и перевозкой пассажиров, влекут за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, поэтому в силу части 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" являются грубыми. Оценив характер совершенного правонарушения, учитывая отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств, суд первой инстанции обосновано посчитал нарушения, допущенные обществом, грубыми нарушениями лицензионных требований и условий, квалифицировав их по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, с назначением обществу наказания в виде штрафа 40 000 рублей, в минимальном размере предусмотренной санкции.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ установлено, что осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Согласно примечанию к части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Объектом рассматриваемого правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного данной статьей, выражается в осуществлении (ведении) предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Вина общества в совершении административного правонарушения подтверждается материалами дела. Доказательства надлежащего соблюдения обществом действующего законодательства судом не установлено. Обществом не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований при осуществлении перевозок пассажиров.
Отклоняется довод апелляционной жалобы общества о том, что деятельность общества по перевозке пассажиров не является лицензируемой, поскольку не являлась регулярными перевозками, а осуществлялась по заказу, соответственно по мнению общества отсутствует состав правонарушения.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки, общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
По договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа. Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами и кодексами (статья 787 ГК РФ).
Исходя из положений главы 40 Гражданского кодекса Российской Федерации договор фрахтования является разновидностью договора перевозки.
Виды перевозок пассажиров и багажа определены в статье 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного и городского наземного электрического транспорта" (далее - Закон N 259-ФЗ).
В соответствии со статьей 27 Закона N 259-ФЗ перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме (часть 1), а при отсутствии необходимости осуществления систематических перевозок пассажиров и багажа по заказу договор фрахтования заключается в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа (часть 4).
Согласно пункту 89 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112 (далее - Правила) перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования, условия которого определяются соглашением сторон в соответствии со статьей 27 Закона N 259-ФЗ.
Договор фрахтования может заключаться в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа, оформляемого фрахтовщиком. Указанный заказ-наряд должен содержать обязательные реквизиты, которые представлены в приложении N 4 к Правилам перевозок.
Материалами дела подтверждается, что перевозки обществом пассажиров по заявленному маршруту осуществлялись регулярно, ежедневно, по расписанию движения. Договоры на реализацию туристического продукта общество не заключало.
Представленный в материалы дела договор фрахтования от 01.06.2011 (л.д.33) о передаче во временное пользование автобуса не доказывает отсутствие его использования при осуществлении систематических перевозок пассажиров.
В представленном заказ-наряде (л.д. 36) не подтверждается оказанная услуга, не указаны обязательные реквизиты: количество перевезенных пассажиров; должность, фамилия, инициалы и подпись фрахтователя или уполномоченного им лица, удостоверяющего выполнение заказа-наряда; часы и минуты прибытия, убытия транспортного средства после завершения перевозки.
Отклоняется довод жалобы об истечении срока для привлечения к административной ответственности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч. 1 данной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Пленум ВАС РФ в пункте 19 постановления от 27.01.2003 N 2 разъяснил, что днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения. Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.
02.08.2014 госинспектором административного органа составлен акт с отражением деятельности перевозчика пассажиров, без правового обоснования фактов как нарушения законодательства. 04.08.2014 госинспектором административного органа принято определение о возбуждении дела о правонарушении и проведения административного расследования с истребованием сведений и документов. По результатам проведенного административного расследования с учетом поступивших документов выявлены нарушения обществом лицензионных требований, о чем составлен протокол от 25.09.2014, в котором и отражены конкретные противоправные деяния общества и нарушения нормативно-правовых актов по каждому. Протокол об административном правонарушении является необходимым правовым основанием для привлечения к административной ответственности. Судом первой инстанции общество привлечено к административной ответственности 11.11.2014 в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 11.11.2014 по делу N А04-6888/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.Г. Харьковская |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-6888/2014
Истец: Управление государственного автодорожного надзора по Амурской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (УГАДН по Амурской области)
Ответчик: ООО "Васильев"
Третье лицо: Шестой арбитражный апелляционный суд г. Хабаровск (А04-6888/2014) (в 1 томе)