г. Самара |
|
22 января 2015 г. |
Дело N А72-1239/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 января 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Балакиревой Е.М.,
судей Николаевой С.Ю., Терентьева Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Коноваловой Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 15 января 2015 года апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Районная тепловая станция "Репина" на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20 октября 2014 года, принятое по делу N А72-1239/2014 судьей Крамаренко Т.М.,
по иску Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Городской теплосервис" (ОГРН 1027301171820), г.Ульяновск, к обществу с ограниченной ответственностью "Районная тепловая станция "Репина" (ОГРН 1127326000010), г.Ульяновск, о взыскании 14 793 361 руб. 93 коп.,
и по встречному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Районная тепловая станция "Репина" к Ульяновскому муниципальному унитарному предприятию "Городской теплосервис" о взыскании 7 890 325 руб. 40 коп.,
третье лицо - Министерство экономики и планирования Ульяновской области,
с участием в судебном заседании:
от заявителя апелляционной жалобы - представитель Платонова Н.Ю. по доверенности от 12.01.2015,
УСТАНОВИЛ:
Ульяновское муниципальное унитарное предприятие "Городской теплосервис" (далее - истец, УМУП "Городской теплосервис") обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ) к обществу с ограниченной ответственностью "Районная тепловая станция "Репина" (далее - ответчик, ООО "РТС "Репина") о взыскании 12 275 997 руб. 50 коп. основного долга, 1 024 463 руб. 27 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами по состоянию на 30.07.2014 года, а также процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 31.07.2014 года по день фактической уплаты суммы основного долга исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ 8,25% годовых.
Определением от 17.03.2014 года Арбитражный суд Ульяновской области принял к производству встречное исковое заявление ООО "РТС "Репина" о взыскании с УМУП "Городской теплосервис" (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ) 7 532 052 руб. 00 коп. основного долга, 531 971 руб. 71 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами по состоянию на 30.07.2014 года, а также процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 31.07.2014 года по день фактической уплаты суммы основного долга исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ 8,25% годовых.
Определением от 25.04.2014 года суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, Министерство экономики и планирования Ульяновской области.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 20 октября 2014 года исковые требования УМУП "Городской теплосервис" удовлетворены в сумме 12 275 997 руб. 50 коп. основного долга за 2013 год и 1 255 149 руб. 67 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 16.02.2013 года по 20.10.2014 года.
Встречные исковые требования ООО "РТС "Репина" удовлетворены частично в сумме 4 960 882 руб. 75 коп. основного долга за 2013 год и 493 034 руб. 68 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 26.02.2013 года по 20.10.2014 года. В остальной части встречные исковые требования оставлены без удовлетворения.
В результате произведенного зачета, с ответчика в пользу истца взыскано 7 315 114 руб. 75 коп. основного долга за 2013 год, 762 114 руб. 99 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 16.02.2013 года по 20.10.2014 года, а также проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные на сумму долга 7 315 114 руб. 75 коп., исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ 8,25% годовых за период с 21.10.2014 года по день фактической уплаты основного долга.
При неисполнении решения суда с ответчика в пользу истца взысканы проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные на всю взысканную в пользу УМУП "Городской теплосервис" по настоящему судебному акту денежную сумму, исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ в размере 8,25% годовых, начиная с момента вступления решения суда в законную силу и до его фактического исполнения.
С ответчика в доход федерального бюджета взыскано 90 655 руб. 74 коп. государственной пошлины.
С истца в пользу ответчика взыскано 50 269 руб. 59 коп. государственной пошлины. При неисполнении решения суда с истца в пользу ответчика взысканы проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные на сумму госпошлины, исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ в размере 8,25% годовых, начиная с момента вступления решения суда в законную силу и до его фактического исполнения.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой (с дополнениями), в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт. По мнению ответчика, исковые требования УМУП "Городской теплосервис", с учетом частичной оплаты, подлежали удовлетворению в сумме 7 698 938 руб. 57 коп. основанного долга и 779 800 руб. 39 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами (без учета зачета встречных требований).
В качестве основания для отмены обжалуемого судебного акта ответчик ссылается на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Одновременно ответчиком заявлено ходатайство о назначении по делу экспертизы на предмет определения количества фактических потерь тепловой энергии, теплоносителя (горячей воды) в сетях УМУП "Городской теплосервис" при передаче ресурса горячая вода от котельной теплоснабжающей организации до конечных потребителей многоквартирных жилых домов N N 58, 60, 62 по ул. Ватутина в г. Ульяновске в 2013 году.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ответчика в судебном заседании доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал и просил ее удовлетворить, настаивал на назначении по делу экспертизы по основаниям, изложенным в письменном ходатайстве.
Судебная коллегия, рассмотрев ходатайство ответчика о назначении по делу экспертизы, отказывает в его удовлетворении в связи с отсутствием правовых оснований, предусмотренных частью 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку определение количества фактических потерь тепловой энергии, теплоносителя (горячей воды) не требует специальных познаний.
В судебное заседание истец и третье лицо не явились, о месте и времени судебного разбирательства в силу статей 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации извещены надлежащим образом, что позволяет суду в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения представителя ответчика, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.
ООО "РТС "Репина" на праве собственности принадлежит здание котельной по адресу: г. Ульяновск, проезд Лесной, д. 9. (т. 1 л.д. 163-176).
Согласно Уставу основным видом деятельности ООО "РТС "Репина" является производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии).
УМУП "Городской теплосервис" имеет на балансе находящиеся в муниципальной собственности города Ульяновска тепловые сети, доставляющие коммунальный ресурс от котельной ООО "РТС "Репина" до конечных потребителей.
УМУП "Городской теплосервис" предложило ООО "РТС "Репина" для подписания договор на оказание услуг по передаче тепловой энергии N 5 от 09.11.2012 года, в соответствии с которым УМУП "Городской теплосервис" (теплосетевая организация, ТСО) обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание технических устройств тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, передачу тепловой энергии и теплоносителя от точки приема тепловой энергии, теплоносителя до точки передачи тепловой энергии, теплоносителя, а ООО "РТС "Репина" (теплоснабжающая организация, ТО) обязуется оплачивать указанные услуги на условиях, определяемых договором (т.1 л.д. 28-34).
ООО "РТС "Репина" не согласилось с п. 4.2 договора относительно стоимости услуг ТСО и изложило его в иной редакции.
Вместе с тем, стороны не пришли к соглашению об изложении п. 4.2 договора в той или иной редакции (т. 1 л.д. 145-155), с заявлением об урегулировании разногласий, связанных с заключением договора, в судебном порядке они не обращались, в связи с чем договор оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя между сторонами заключен не был и вопрос о порядке определения стоимости услуг по передаче тепловой энергии не согласован.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, фактически в спорный период времени с 01.01.2013 года по 31.2.2013 года между ними сложились отношения возмездного оказания услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя.
Поскольку ООО "РТС "Репина" полученные услуги оплатило не в полном объеме, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
На основании статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункту 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения" при доказанности факта пользования энергоресурсами с ведома обеих сторон отсутствие между ними заключенного договора энергоснабжения не освобождает потребителя (абонента) от оплаты потребленного энергоресурса.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Ответчик, не оспаривая факт оказания УМУП "Городской теплосервис" услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя, не согласен с порядком определения объемов и стоимости оказанных услуг.
Согласно представленному в материалы дела уточненному расчету, стоимость услуг по передаче тепловой энергии через сети УМУП "Городской теплосервис" рассчитывалась истцом на основании Приказа Министерства экономики Ульяновской области N 06-533 от 22.11.2012 года, в соответствии с которым в период с января по июнь 2013 года действовал тариф на услуги по передаче тепловой энергии в размере 271 руб./Гкал (без учета НДС), а в период с июля по декабрь 2013 года - в размере 298 руб./Гкал (без учета НДС).
Объем услуг по передаче тепловой энергии определен истцом по фактическим значениям объемов: (Qnp. - QnoT.) xT, где:
- Qnp. - количество тепловой энергии в точке приема,
- QnoT. - технологические (нормативные) потери тепловой энергии в сетях УМУП "Городской теплосервис", согласованные ДРЦТ Минэкономики Ульяновской области на 2013 год,
- Т - тариф на передачу тепловой энергии, утвержденный для УМУП "Городской теплосервис".
У сторон имеются 2 точки приема тепловой энергии, установленные в Приложении N 2а к договору оказания услуг по передаче тепловой энергии N 5 от 09.11.2012 года, а именно: 1)точка в направлении жилого микрорайона "Искра"; 2)точка в направлении жилых домов N N 58,60,62 по ул.Ватутина.
При этом прибором учета количества тепловой энергии оборудована лишь одна точка приема - в направлении жилого микрорайона "Искра". Точка приема в направлении ул.Ватутина прибором учета не оборудована.
Объем тепловой энергии, отпущенный ООО "РТС "Репина" в сети УМУП "Городской теплосервис" в точке приема по ветке "Искра", оборудованной прибором коммерческого учета, определен по показаниям этого прибора учета.
Объем тепловой энергии, отпущенный ООО "РТС "Репина" в сети УМУП "Городской теплосервис" в точке приема по ветке "Ватутина", не оборудованной прибором коммерческого учета, определен расчетным путем, исходя из данных ответчика по теплопотреблению его абонентов по данной ветке, следующим образом: Qnp. = QnoTpe6. + QnoT, где:
- QnoTpe6. - данные ответчика о количестве тепловой энергии, потребленной абонентами ответчика по ветке "Ватутина",
- QnoT. - объем потерь в сетях УМУП "Городской теплосервис" (в %-ном соотношении, принятым ДРЦТ Минэкономики Ульяновской области на 2013 год).
Общее количество тепловой энергии, принятой ТСО в свои сети в точках приема, складывается из показаний прибора учета по ветке "Искра" и расчетного объема по Таблице 1 по ветке "Ватутина".
Из общего объема тепловой энергии в точке приема вычитаются объемы потерь (в %-ном соотношении), принятые ДРЦТ Минэкономики Ульяновской области на 2013 год по теплоисточнику ООО "РТС "Репина" за каждый соответствующий месяц спорного периода.
Согласно указанному расчету, стоимость оказанных услуг по передаче тепловой энергии в период с 01.01.2013 года по 31.12.2013 года составила 14 737 554 руб. 10 коп.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) и пунктом 56 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ N 808 от 08.08.2012 года (далее - Правила N 808), по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, заключенного теплосетевой организацией с теплоснабжающей организацией, теплосетевая организация обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание технических устройств тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, преобразование тепловой энергии в центральных тепловых пунктах и передачу тепловой энергии с использованием теплоносителя от точки приема тепловой энергии, теплоносителя до точки передачи тепловой энергии, теплоносителя, а теплоснабжающая организация обязуется оплачивать указанные услуги.
Исходя из понятий "точка приема", "точка передачи", "точка поставки", изложенных в пункте 1 Правил N 808, оплачиваемой услугой является передача тепловой энергии до объекта абонентов, а не тепловая энергия, которая передана в сеть транспортировщика от теплоисточника.
Согласно статье 15 Закона о теплоснабжении, теплоснабжающие организации и теплосетевые организации в системе теплоснабжения обязаны заключить договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии и (или) теплоносителя в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче. Затраты на обеспечение передачи тепловой энергии и (или) теплоносителя по тепловым сетям включаются в состав тарифа на тепловую энергию, реализуемую теплоснабжающей организацией потребителям тепловой энергии, в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения (технологического присоединения) к бесхозяйной тепловой сети.
Теплосетевые организации или теплоснабжающие организации приобретают тепловую энергию (мощность), теплоноситель в объеме, необходимом для компенсации потерь тепловой энергии в тепловых сетях таких организаций, у единой теплоснабжающей организации или компенсируют указанные потери путем производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности или ином законном основании и подключенными (технологически присоединенными) к одной системе теплоснабжения (пункты 4, 5, 11 статьи 15 Закона о теплоснабжении).
Следовательно, необходимо исходить из того, что объем оказанных теплосетевой организацией услуг соответствует объему энергоресурсов, доставленных до точки поставки, а потери тепловой энергии в сетях ТСО возлагаются на теплосетевую организацию.
В пунктах 58 и 60 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ РФ от 06.08.2004 N 20-э/2, указано, что расчет платы за услуги по передаче тепловой энергии по тепловым сетям определяется из расходов на эксплуатацию тепловых сетей и расходов на оплату тепловой энергии, израсходованной на передачу тепловой энергии по тепловым сетям (технологический расход (потери) тепловой энергии в сетях). При этом расчет тарифов на тепловую энергию для потребителей по настоящим Методическим указаниям основывается на полном возврате теплоносителей в тепловую сеть и (или) на источник тепла.
При расчете величины платы за услуги по передаче тепловой энергии по паровым и водяным тепловым сетям необходимая валовая выручка регулируемой организации, осуществляющей деятельность по передаче тепловой энергии в паре и в горячей воде, распределяется между тепловыми и паровыми сетями.
В составе материальных расходов учитываются расходы на приобретение воды, электрической и тепловой энергии, расходуемых на технологические цели, включая расходы на компенсацию следующих нормативных технологически необходимых затрат и технически неизбежных потерь ресурсов: тепловые потери через изоляцию трубопроводов тепловых сетей и с потерями теплоносителей; потери (в том числе с утечками) теплоносителей (пар, конденсат, горячая вода) - без тепловой энергии, содержащейся в каждом из них; затраты электроэнергии на привод насосов (подкачивающих, смесительных, циркуляционных, дренажных и т.п.), а также другого оборудования, обеспечивающего технологический процесс передачи и распределения тепловой энергии (пункты 61, 61.2, 61.3 Методических указаний).
Согласно пунктам 1.2, 1.3 названных Методических указаний, к утечке теплоносителя относятся технически неизбежные в процессе передачи и распределения тепловой энергии потери теплоносителя через неплотности в арматуре и трубопроводах тепловых сетей в регламентированных нормативными актами технической эксплуатации электрических станций и сетей пределах.
Потери теплоносителя при авариях и других нарушениях нормального режима эксплуатации, а также превышающие нормативные значения показателей, приведенных выше, в утечку не включаются и являются непроизводительными потерями.
На основании пункта 9 Инструкции "Об утверждении порядка определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя", утвержденной приказом Минэнерго России от 30.12.2008 N 325 (далее - Инструкция N 325), к нормативам технологических потерь относятся потери и затраты энергетических ресурсов, обусловленные техническим состоянием теплопроводов и оборудования и техническими решениями по надежному обеспечению потребителей тепловой энергией и созданию безопасных условий эксплуатации тепловых сетей.
Перечень нормируемых технологических затрат и потерь теплоносителя определен пунктами 10.1.1, 10.1.2 Инструкции N 325, в соответствии с которыми потери теплоносителя при авариях и других нарушениях нормального эксплуатационного режима, а также сверхнормативные потери в нормируемую утечку не включаются. К нормируемым технологическим потерям теплоносителя относятся технически неизбежные в процессе передачи и распределения тепловой энергии потери теплоносителя с его утечкой через неплотности в арматуре и трубопроводах тепловых сетей в пределах, установленных правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей, а также правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок.
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 29.10.2012 года N 516 утверждены нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии УМУП "Городской теплосервис" на 2013 год в размере 192 237 куб.м. и 90 850 Гкал для сетей отопления и 32 992 куб.м. и 47 930 Гкал для сетей горячего водоснабжения (т. 4 л.д. 90-91).
При этом Департаментом регулирования цен и тарифов Министерства экономики Ульяновской области согласован План распределения нормативных тепловых потерь от объемов переданной тепловой энергии в сетях УМУП "Городской теплосервис", принятых Департаментом в тарифах на 2013 год, в том числе по теплоисточнику ООО "РТС "Репина" на 2013 год (т.2 л.д. 17).
Таким образом, при установлении тарифов на транспортировку тепловой энергии, теплоносителя принимаются к учету нормативные технологические потери энергоресурсов в сетях ТСО.
Если организации, осуществляющие регулируемую деятельность, в течение расчетного периода регулирования понесли экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении тарифов (цен), в том числе расходы, связанные с объективным и незапланированным ростом цен на продукцию, потребляемую в течение расчетного периода регулирования, эти расходы учитываются регулирующими органами при установлении тарифов (цен) на последующий расчетный период регулирования (п. 10 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109, п.20 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утв. приказом ФСТ РФ от 06.08.2004 N 20-э/2).
Приказом Госстроя РФ от 06.05.2000 N 105 "Об утверждении Методики определения количества тепловой энергии и теплоносителей в водяных системах коммунального теплоснабжения" определено, что утечка теплоносителя сверхнормативная установленная - слив теплоносителя, факт, локализация и размер которого оформлены соответствующим актом; утечка теплоносителя сверхнормативная неустановленная - утечка теплоносителя, размер которой превышает значения, регламентированные нормативными документами, локализация и размер которой не зафиксированы.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о сверхнормативных потерях на участках тепловых сетей УМУП "Городской теплосервис" в спорный период (акты об авариях, непредвиденных сливах и т.п.).
Расходы по промывке сетей, по проведению гидравлических испытаний, по однократному заполнению сетей теплоносителем перед началом отопительного сезона в соответствии с нормативами учтены в конечных тарифах на тепловую энергию, установленных Министерством экономики Ульяновской области для ООО "РТС "Репина".
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, а также принимая во внимание, что действующим законодательством предусмотрено государственное регулирование цен (тарифов) на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, а необходимая валовая выручка организации, служащая основой для установления тарифа, формируется исходя из нормативных потерь, связанных с процессом передачи тепловой энергии, теплоносителя, при этом доказательств образования сверхнормативных потерь в сетях ТСО в спорный период в материалы дела не представлено, а расчетный способ определения объема переданной тепловой энергии, теплоносителя при отсутствии приборов учета и порядок распределения потерь сторонами в договоре не согласованы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что метод определения объемов переданных по сетям ТСО энергоресурсов, предложенный УМУП "Городской теплосервис", является верным.
Указанный порядок определения стоимости услуг по передаче тепловой энергии признан правомерным и в рамках дела N А72-4034/2013.
В материалы дела представлены сведения о показаниях прибора учета по ветке "Искра" за каждый месяц спорного периода (т. 2 л.д. 18-23, т. 4 л.д. 122-126). За период, когда прибор учета не работал (сентябрь 2013 года), стороны определили объем переданной тепловой энергии расчетным путем /1 254,949/ и согласовали его (т. 4 л.д. 135, аудиопротокол судебного заседания от 20.10.2014 года).
Определение объемов поставленной тепловой энергии по ветке "Ватутина" произведено сторонами также расчетным путем и согласовано (т. 4 л.д. 135, 142).
В соответствии с пунктом 75 Правил N 808, теплоснабжающие организации оплачивают услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя до 15 числа месяца, следующего за расчетным, если иное не установлено договором оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя.
Из материалов дела следует, что ООО "РТС "Репина" полученные услуги оплатило частично в сумме 2 461 556 руб. 59 коп.
Таким образом, исковые требования УМУП "Городской теплосервис" о взыскании задолженности за оказанные услуги являются обоснованными и правомерно удовлетворены в сумме 12 275 997 руб. 50 коп.
Доводы ответчика о необходимости расчета стоимости оказанных услуг по передаче тепловой энергии абонентам, не имеющим приборов коммерческого учета, на основании Методики определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения, утвержденной Госстроем России от 12.08.2003 N МДК 4-05.2004, Приложения N 1 Методики определения количеств тепловой энергии и теплоносителей в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной Госстроем России от 06.05.2000 N 105, Приложения к Постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 года N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", суд апелляционной инстанции признает не обоснованными, поскольку формулы, содержащиеся в названных ООО "РТС "Репина" Методиках и Правилах, различны между собой.
Кроме того, из пояснений сторон следует, что среди объектов теплопотребления ООО "РТС "Репина" имеются многоквартирные жилые дома, часть из которых не оборудована общедомовыми приборами коммерческого учета.
Действующее нормативное регулирование отношений по теплоснабжению в отношении жилых домов допускает учет фактического потребления тепловой энергии одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между энергоснабжающей организацией и абонентом, либо расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных нормативов.
Ответчик указал, что именно таким образом производилось определение объема поставленных энергоресурсов по многоквартирным жилым домам.
Следовательно, формула, предложенная ООО "РТС "Репина", не отражает фактические объемы и стоимость поставленной тепловой энергии и теплоносителя потребителям, не имеющим общедомового прибора коммерческого учета.
При этом объемы тепловой энергии и теплоносителя, выставленные конечным потребителям к оплате, не тождественны объемам фактически потребленных этими потребителями энергоресурсов.
Таким образом, расчет ответчика не может быть применим к спорным правоотношениям.
УМУП "Городской теплосервис" также просит взыскать с ответчика проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 16.02.2013 года по 30.07.2014 года в сумме 1 024 463 руб. 27 коп., исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ в размере 8,25 % годовых, действующей на дату обращения в суд с иском.
В соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств.
Поскольку ООО "РТС "Репина" своевременно не произвело оплату стоимости оказанных услуг по передаче тепловой энергии, требования УМУП "Городской теплосервис" о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
ООО "РТС "Репина" в свою очередь обратилось со встречным исковым заявлением о взыскании задолженности по тепловой энергии, приобретенной в целях компенсации потерь за период с 01.01.2013 года по 31.12.2013 года в размере (уточненном в последней редакции) 7 532 052 руб. 05 коп. (т. 4 л.д. 6).
Пунктами 54-55 Правил N 808 предусмотрено, что в целях компенсации потерь между единой теплоснабжающей организацией (поставщиком) и теплосетевыми организациями (покупателями) заключается договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя с соответствующими особенностями.
Следовательно, в соответствии с вышеперечисленными нормами действующего законодательства, на УМУП "Городской теплосервис" возложена обязанность по компенсации потерь, возникших в процессе поставки тепловой энергии до потребителя.
Судом первой инстанции установлено, что стороны предпринимали попытки заключить договор поставки тепловой энергии в целях компенсации потерь (т. 1 л.д. 111-113), однако в связи с неурегулированием разногласий указанный договор заключен не был.
Между тем, как указывалось ранее, отсутствие между сторонами в спорный период времени письменного договора не освобождает УМУП "Городской теплосервис" от обязанности оплатить фактически потребленную тепловую энергию.
УМУП "Городской теплосервис" факт наличия потерь в тепловых сетях в процессе транспортировки тепловой энергии до потребителей не оспаривает.
Между сторонами возник спор по определению фактических объемов поставленной тепловой энергии в целях компенсации потерь.
Статьей 8 Закона о теплоснабжении, устанавливающей виды цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, подлежащих регулированию, не предусмотрено установление отдельного тарифа на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями теплосетевым организациям.
Установление тарифа на тепловую энергию (мощность), с целью компенсации потерь тепловой энергии, предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" только для единой теплоснабжающей организацией (пункт 96 раздела "Особенности определения тарифов на тепловую энергию (мощность) для потребителей и других теплоснабжающих организаций-покупателей").
Приказом ФСТ России от 13.06.2013 N 760-э "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения", пунктом 126 раздела "Расчет цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям, теплосетевым организациям", также предусмотрено установление тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую единой теплоснабжающей организацией теплоснабжающим организациям, теплосетевым организациям, приобретающим тепловую энергию с целью компенсации потерь тепловой энергии.
Таким образом, согласно вышеуказанным нормативно-правовым актам, установление тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающим организациям, теплосетевым организациям, приобретающим тепловую энергию с целью компенсации потерь тепловой энергии, предусмотрено исключительно для единой теплоснабжающей организацией, которой ООО "РТС "Репина" не является.
Данный вывод подтверждается ответом Федеральной службы по тарифам (ФСТ России) от 24.09.2014 года N СП-10496/5 на запрос ООО "РТС "Репина" (т. 4 л.д. 116).
Следовательно, в отношении тепловой энергии, теплоносителя, не дошедших до потребителей, теплосетевая организация по отношению к теплоснабжающей организации выступает в качестве потребителя (категория "Потребители, кроме населения) и для оплаты тепловой энергии, теплоносителя с целью компенсации потерь необходимо руководствоваться Приказом Министерства экономики и планирования Ульяновской области от 22.11.2012 года N 06-517, которым уже утверждены тарифы на оплату тепловой энергии на коллекторах источника тепловой энергии ООО "РТС "Репина".
Изучив расчет ответчика исчисления объема потерь в процессе транспортировки тепловой энергии в сетях, произведенный в соответствии с пунктом 118 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 N 760-э, суд апелляционной инстанции установил, что он не может быть использован, поскольку, как следует из пункта 2 вышеуказанных Методических указаний, Методические указания предназначены для использования федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления, а также организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, для расчета регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, что предметом спора не является.
В свою очередь УМУП "Городской теплосервис" согласилось с возможностью определения стоимости тепловой энергии в целях компенсации потерь в размере 4 960 882 руб. 75 коп. исходя из объема 4 412,37 Гкал, составляющего размер нормативных потерь (в %-ом соотношении). Указанный объем нормативных потерь фигурирует и в расчетах УМУП "Городской теплосервис" по первоначальному иску (т. 4 л.д. 139).
По вышеизложенным основаниям, суд первой инстанции правомерно согласился с предложенным истцом порядком определения стоимости тепловой энергии в целях компенсации потерь за 2013 год, как единственно возможным, и удовлетворил встречные исковые требования ООО "РТС "Репина" частично в сумме 4 960 882 руб. 75 коп. основного долга и 399 811 руб. 47 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами по состоянию на 30.07.2014 года.
Приведенные в апелляционной жалобе ответчиком доводы изучены судом апелляционной инстанции и признаны несостоятельными, поскольку данные доводы не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое заявителем решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20 октября 2014 года, принятое по делу N А72-1239/2014, оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Е.М. Балакирева |
Судьи |
С.Ю. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-1239/2014
Истец: УМУП "Городской теплосервис"
Ответчик: ООО "Районная тепловая станция "Репина"
Третье лицо: Министерство экономики и планирования Ульяновской области