город Москва |
|
23 января 2015 г. |
дело N А40-125746/2014 |
Резолютивная часть постановления оглашена 20.12.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 23.01.2015.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.,
судей Мухина С.М., Кольцовой Н.Н., |
при ведении протокола секретарем судебного заседания Трескиной М.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Префектуры ЮВАО г. Москвы на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.10.2014
по делу N А40-125746/2014, принятое судьей Аксеновой Е.А.
по заявлению ООО "Торговая фирма "Зодиак" (ОГРН 1037700248442, ИНН 7723012434, 109235, Москва, ул. Батюнинская, д. 10)
к Префектуре ЮВАО г. Москвы (ОГРН 1027739505298, ИНН 7722093624, 111024, Москва, ул. Авиамоторная, д. 10)
третье лицо: Комитет по архитектуре и градостроительству г. Москвы (ОГРН 1027739900836, 125047, Москва, Триумфальная пл., д.1, стр. 1)
о признании незаконным бездействия;
при участии:
от заявителя: |
Абламская Т.В. по доверенности от 07.10.2014; Плеханова И.В. приказ от 31.12.2014; |
от заинтересованного лица: |
Юхин А.А. по доверенности от 21.10.2014; |
от третьего лица: |
Кузьмин В.Е. по доверенности от 26.11.2014; |
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 24.10.2014 признано незаконным бездействие Префектуры ЮВАО г. Москвы, выразившееся в не направлении проектов изменения в схему размещения нестационарных торговых объектов на утверждение в Межведомственную комиссию по вопросам потребительского рынка г. Москвы по объектам, расположенным по адресам: Москва, ул. Шоссейная вл. 37, ул. Шоссейная вл. 9, ул. Шоссейная вл. 52, ул. Шоссейная вл. 60, ул. Юных Ленинцев вл. 10/15,ул. Люблинская вл. 23, в удовлетворении заявления в остальной части, отказано и на Префектуру ЮВАО г. Москвы возложена обязанность направить проекты изменения в схему размещения нестационарных торговых объектов на утверждение в Межведомственную комиссию по вопросам потребительского рынка г. Москвы по объектам, расположенным по адресам: Москва, ул. Шоссейная вл. 37, ул. Шоссейная вл. 9, ул. Шоссейная вл. 52, ул. Шоссейная вл. 60, ул. Юных Ленинцев вл. 10/15,ул. Люблинская вл. 23 в порядке и в сроки, установленные постановлением Правительства г. Москвы от 03.02.2011 N 26-ПП.
В качестве третьего лица в деле участвует Комитет по архитектуре и градостроительству г. Москвы.
Префектура ЮВАО г. Москвы не согласилась с выводами суда, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Обществом решением суда в части отказа в удовлетворении заявления не обжалуется.
Представители лиц, участвующих в деле в судебное заседание явились, поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что между ООО "Торговая фирма "Зодиак" и Префектурой ЮВАО г. Москвы заключены договорные отношения по размещению нестационарных торговых объектов по адресам: Москва, ул. Шоссейная, вл. 37, ул. Шоссейная, вл. 9, ул. Шоссейная, вл. 52, ул. Шоссейная, вл. 60, ул. Юных ленинцев, вл. 10/15, ул. Люблинская, вл. 23, ул. Краснодарская, вл. 57, ул. Ставропольская, вл. 42.
Внесение изменений в условия договора на размещение нестационарных торговых объектов регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации и законодательными актами г. Москвы.
Решением рабочей группы Межведомственной комиссии по вопросам потребительского рынка при Правительстве г. Москвы N 18 от 27.08.2013 принято решение о направлении в Москомархитектуру проекта изменения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории ЮВАО для разработки проектной документации (л.д. 19).
Заявитель указывает на то, что Префектурой ЮВАО г. Москвы сообщено о том, что работы по согласованию проектов схем размещения, в части изменения специализации объектов ведутся, однако каких-либо решений в адрес общества не поступало.
В обоснование заявленных требований, общество указывает на то, что у него отсутствует возможность реализовать свое право на заключение договора с соблюдением требований, установленных постановлением Правительства г. Москвы N 26-ПП, вместе с тем, обществом получено 01.08.2014 письмо о расторжении договора, в связи с чем сделан вывод о том, что Префектура не намерена исполнять решение Межведомственной комиссии по вопросам потребительского рынка при Правительстве г. Москвы N 18 от 27.08.2013.
Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции исходил из наличия правовых оснований.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Статьей 5 Закона г. Москвы от 09.12.1998 N 29 "О торговой деятельности в г. Москве" установлено, что город Москва обладает всей полнотой государственной власти по определению порядка организации оптовой и розничной торговли на своей территории. Органы государственной власти г. Москвы вправе принимать законы и иные нормативные акты г. Москвы, регулирующие осуществление торговой деятельности и определять порядок и требования для размещения торговых объектов, в том числе мелкорозничной сети на территории города.
Законом г. Москвы от 20.12.2006 N 65 "О Правительстве г. Москвы" (ст. ст. 9, 12) определено, что Правительство г. Москвы в пределах своих полномочий осуществляет городскую политику в области сбалансированного развития потребительского рынка, а также устанавливает правила организации торговли и порядок размещения объектов мелкорозничной сети.
В соответствии с п. 1.2. постановления Правительства г. Москвы от 24.02.2010 N 157-ПП "О полномочиях территориальных органов исполнительной власти г. Москвы" Префектура в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом г. Москвы, законами и иными правовыми актами г. Москвы, настоящим Положением.
Правила включения нестационарных торговых объектов в схему размещения определены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2011 N 772 "Об утверждении правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов", при это данные правила определяют порядок включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности (в федеральной собственности или в собственности субъекта Российской Федерации), в схему размещения нестационарных торговых объектов, утверждаемую органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства г. Москвы от 03.02.2011 N 26-ПП "О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных в г. Москве на земельных участках, в зданиях, строениях, и сооружениях, находящихся в государственной собственности" утвержден Порядок разработки и утверждения схемы и изменения схемы размещения нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, согласно п. 1 ч. 3, которого размещение нестационарных торговых объектов осуществляется на земельных участках, находящихся в государственной собственности г. Москвы либо государственная собственность на которые не разграничена, на основании договора на размещение нестационарного торгового объекта в соответствии с постановлением Правительства г. Москвы от 03.02.2011 N 26-ПП "О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных в г. Москве на земельных участках, в зданиях, строениях, и сооружениях, находящихся в государственной собственности".
Таким образом, в работе над изменением схемы размещения, Префектура должна руководствоваться Порядком разработки и утверждения изменения схемы размещения нестационарных торговых объектов, расположенных в г. Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, утвержденных постановлением Правительства г. Москвы от 03.02.2011 N 26-ПП, которым определена процедура: Москомархитектура, по обращению Департамента торговли и услуг г. Москвы на основании решения рабочей группы, разрабатывает проектную документацию изменения схемы размещения, после чего направляет в Префектуру. Префектура направляет проект схемы на согласование в муниципальные Собрания внутригородских муниципальных образований. Срок согласования изменения проекта схемы размещения нестационарных торговых объектов муниципальными собраниями внутригородских муниципальных образований составляет не более 21 календарного дня с момента их поступления в муниципальное собрание внутригородского муниципального образования. После получения всех необходимых согласований, проект в срок до 3 рабочих дней направляется в Межведомственную комиссию по вопросам потребительского рынка при Правительстве г. Москвы, которая в течение 30 рабочих дней рассматривает проект схемы размещения нестационарных торговых объектов и принимает решение об одобрении либо необходимости ее доработки.
Обществом пройдена процедура, установленная постановлением Правительства г. Москвы N 26-ПП от 03.02.2011.
Префектурой, при наличии условий для внесения изменений в схему, пройденной обществом процедуры согласования изменений, не направлен проект изменений схемы размещения в Межведомственную комиссию по вопросам потребительского рынка при Правительстве г. Москвы.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда по следующим основаниям.
Из положений ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Из этого следует, что удовлетворение требований о признании незаконными актов, действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц возможно при наличии совокупности двух условий: нарушения прав и интересов заявителя и несоответствия оспариваемых актов, действий (бездействия) органов и должностных лиц нормам закона или иного правового акта.
Признавая, что со стороны Префектуры имеет место незаконное бездействие, суд апелляционной инстанции исходит из того, что Префектурой не совершены определенные действия во исполнение принятого решения Межведомственной комиссии по вопросам потребительского рынка при Правительстве г. Москвы N 18 от 27.08.2013 и в период оспариваемого бездействия до момента фактического обращения заявителя в суд Префектурой не принято ни отрицательного, ни положительного решения, в связи с чем суд приходит к выводу о том, бездействие Префектуры ЮВАО г. Москвы носит длящийся характер, то есть установленные законодательством действия не совершены в установленные сроки, таким образом, права и законные интересы ООО "Торговая фирма "Зодиак" бездействием Префектуры нарушены, поскольку общество лишено возможности соблюсти установленный исполнительным органом порядок для разрешения вопроса на законной основе с учетом того, что, что оспариваемое бездействие может повлечь ограничение срока на обращение в суд, что повлечет невозможность восстановления прав заявителя (ст. 198 АПК РФ).
Доводы апелляционной жалобы, проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта. Все документы и обстоятельства спора, приняты во внимание судом первой инстанции, что нашло подтверждение в ходе проверки и повторного рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Оснований для отмены судебного акта не имеется. Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.10.2014 по делу N А40-125746/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-125746/2014
Истец: ООО "Торговая фирма "Зодиак"
Ответчик: Москомархитектура, Префектура ЮВАО г. Москвы
Хронология рассмотрения дела:
05.10.2015 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-42160/15
11.06.2015 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-4859/15
23.01.2015 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-54667/14
24.10.2014 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-125746/14