гор. Самара |
|
26 января 2015 г. |
Дело N А65-7223/2014 |
Резолютивная часть постановления оглашена 20 января 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 26 января 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Николаевой С.Ю., судей Балакиревой Е.М, Терентьева Е.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Трифонкиной Н.В., рассмотрев 20 января 2015 года в открытом судебном заседании в зале N 6 апелляционную жалобу Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования гор. Казани" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24 июня 2014 года, принятое по делу N А65-7223/2014 (судья Коротенко С.И.)
по иску Индивидуального предпринимателя Сафина Рустема Илияровича (ОГРН 313169036400082, ИНН 165800391191), гор. Казань
к 1. Муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования гор. Казани" (ОГРН 1061655000582, ИНН 1655065674), гор. Казань,
2. Обществу с ограниченной ответственностью "ЭкономСервис" (ОГРН 1121690091467, ИНН 1658141147), гор. Казань,
при участии в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, Управления Росреестра по РТ,
о признании недействительными в форме открытого аукциона 28 марта 2014 года на право заключения договора аренды недвижимого имущества по адресу: гор. Казань, ул. Толстого, д. 18, общей площадью 74,1 кв.м,
при участии в судебном заседании:
от истца - не явились, извещены надлежащим образом;
от ответчиков - не явились, извещены надлежащим образом;
от третьего лица - не явились, извещены надлежащим образом,
Установил:
Истец - Индивидуальный предприниматель Сафин Рустем Илиярович обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к ответчикам - Муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования гор. Казани" (далее - первый ответчик), Обществу с ограниченной ответственностью "ЭкономСервис" (далее - второй ответчик) о признании недействительными в форме открытого аукциона 28 марта 2014 года на право заключения договора аренды недвижимого имущества по адресу: гор. Казань, ул. Толстого, д. 18, общей площадью 74,1 кв.м.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 01 апреля 2014 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Управление Росреестра по РТ.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 24 июня 2014 года суд исковые требования удовлетворил. Признал недействительными торги, проведенные в форме открытого аукциона 28 марта 2014 года на право заключения договора аренды недвижимого имущества по адресу: гор. Казань, ул. Толстого, д. 18, общей площадью 74,1 кв.м. Суд взыскал с Общества с Ограниченной ответственностью "ЭкономСервис в пользу Сафина Рустема Илияровича 4 000 руб. расходов по оплате госпошлины.
Заявитель - Муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования гор. Казани", не согласившись с решением суда первой инстанции, подал в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 декабря 2014 года рассмотрение апелляционной жалобы назначено на 20 января 2015 года на 11 час. 10 мин.
Представители истца, ответчиков и третьего лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 01 июня 2010 года между истцом (арендатором) и Открытым акционерным обществом "Миллениум Зилант-Сити" (арендодателем) был заключен договор аренды нежилого помещения N 1205-Л, во исполнение которого арендодатель предоставил арендатору во временное владение и пользование за плату нежилые помещения 1 этажа NN 2а, 3а, 3б, 4а, назначение нежилое, общая площадь 73,3 кв.м, расположенные по адресу: гор. Казань, ул. Толстого, д. 18, литер 1.
Срок договора аренды определен сторонами с 01 июня 2010 года по 30 апреля 2011 года.
Договор аренды нежилого помещения N 1205-Л от 01 июня 2010 года был зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан 20 декабря 2012 года за N 16/16-01/440/2012-263.
На основании определения Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 октября 2011 года по делу N А65-16361/2010 об утверждении мирового соглашения между Исполнительным комитетом гор. Казани и ОАО "Миллениум Зилант-Сити", актом приема-передачи от 07 декабря 2011 года данные спорные помещения возвращены в состав муниципальной казны гор. Казани, с которым арендные отношения Истца были продолжены в порядке статьи 617 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В ответ на запрос истца заместитель председателя КЗИО ИКМО гор. Казани в письме от 10 октября 2012 года сообщил истцу о том, что по состоянию на 10 октября 2012 года между истцом и первым ответчиком действует договор аренды от 01 июня 2010 года N 1205-Л на нежилые помещения первого этажа общей площадью 73,3 кв.м в доме N 18 по ул. Толстого для реализации продовольственных товаров.
В настоящее время истец продолжает пользоваться указанными нежилыми помещениями и вносит арендную плату КЗИО ИКМО гор. Казани.
28 марта 2014 года первым ответчиком были проведены торги на право заключения договора аренды спорного имущества. Согласно Протоколу N 1 от 25 марта 2014 года рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе по извещению N 270214/0076470/01, размещенному на сайте torgi.gov.ru. аукционные торги по лоту N 23 признаны несостоявшимися в связи с подачей единственной заявки. Комиссией принято решение о заключении договора аренды с единственным участником ООО "ЭКОНОМСЕРВИС" (N 24) без проведения торгов по стартовой цене.
Требования истца по оспариванию проведенных торгов мотивированы нарушением прав истца как арендатора спорного имущества, владеющего помещениями на основании действующего договора аренды, проведением торгов без уведомления истца, в результате чего истец был лишен права участия в проведенных торгах, действия первого ответчика привели к ограничению конкуренции на торгах.
Обосновывая решение, суд первой инстанции исходил из того, что Протокол N 1 постоянно действующей комиссии по организации и проведению торгов рассмотрения заявок на участия в аукционе подписан только 9 членами из 13 членов комиссии, состав которой приведен на титульном листе указанного протокола, то есть протокол подписан не всеми членами комиссии, которые присутствовали на заседании.
Обжалуя решение, заявитель указывает, что суд первой инстанции необоснованно сделал вывод о том, что торги на право заключения договора аренды проведены при наличии действующего на момент их проведения договора аренды, заключенного с истцом, ответчик доказательств прекращения договора до проведения торгов не представил, истец добросовестно исполнял обязанность по внесению арендной платы, что подтверждается представленными истцом квитанциями. Кроме того, по мнению заявителя, вывод суда о том, что протокол N 1 был подписан не всеми членами комиссии неверен, поскольку данные протоколы подписываются простым большинством голосов.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы и изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены оспариваемого судебного акта.
В соответствии со статьей 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" заключение договоров аренды в отношении муниципального имущества может быть осуществлено только по результатам проведения аукционов на право заключения таких договоров.
В соответствии со статьей 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок. Если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации, если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок, в этом случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца. Законом или договором может быть установлен иной срок для предупреждения о прекращении договора аренды, заключенного на неопределенный срок.
Сторонами указанный договор исполняется, истец оплачивает арендную плату, что подтверждается представленными истцом квитанциями, действия по отказу от него не совершались, соглашения о расторжении договора аренды стороны не подписывали.
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона "О защите конкуренции" при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В силу статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в случае нарушения правил, установленных законом. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Как разъяснено в Постановлении Президиума ВАС РФ от 06 сентября 2011 года N 2436/11 объявление публичных торгов несостоявшимися является результатом проведения таких торгов, будучи проведенными с нарушением правил, установленных законом, они могут быть признаны недействительными по иску заинтересованного лица.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 декабря 2005 года N 101 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с признанием недействительными публичных торгов" лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством. Нарушения порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки.
Истец как арендатор спорного имущества является заинтересованным лицом, права которого затрагиваются проведением оспариваемых торгов, истец правомерно обратился в арбитражный суд за защитой своих прав и интересов.
Направленное первым ответчиком в адрес истца письмо N 6819/КЗИО-исх. от 12 марта 2014 года об истечении срока договора аренды с уведомлением о проведении торгов на право заключение договора аренды в отношении спорного имущества получено истцом согласно почтовому уведомлению 08 апреля 2014 года - после проведения оспариваемых торгов. Следовательно, довод заявителя жалобы, что истцу было заблаговременно сообщено о проведении торгов, является несостоятельным.
Таким образом, суд первой инстанции сделал обоснованный и законный вывод о том, торги на право заключения договора аренды проведены при наличии действующего на момент их проведения договора аренды, заключенного с истцом, ответчик доказательств прекращения договора до проведения торгов не представил, истец добросовестно исполнял обязанность по внесению арендной платы, что подтверждается представленными истцом квитанциями.
Порядок проведения торгов определяется Гражданским кодексом Российской Федерации, согласно статье 448 которого, если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором не менее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.
Так, согласно информации, размещенной на сайте http://torgi.gov.ru/. извещение о проведении торгов по продаже размера ежегодной арендной платы в отношении спорного объекта муниципального нежилого фонда было опубликовано 27 февраля 2014 года.
Аукционной документацией определены следующие сроки и место рассмотрения заявок: место начала рассмотрения заявок на участие в аукционе - гор. Казань, ул. Баумана, д. 52/7, 3 этаж, актовый зал; дата и время начала рассмотрения заявок на участие в аукционе: 21 марта 2014 года в 12.00; дата и время завершения рассмотрения заявок на участие в аукционе: 25 марта 2014 года в 14.00.
Однако, торги по спорному имуществу (лот N 23) были проведены уже 25 марта 2014 года, так как именно в Протоколе N 1 рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе по извещению N 270214/0076470/01 от 25 марта 2014 года было приведено окончательное решение комиссии о признании торгов несостоявшимися и заключении договора с единственным участником аукциона.
В соответствии с пунктами 10, 11, 12 Закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки таких заявок, в котором должна содержаться следующая информация:
1) место, дата, время проведения рассмотрения и оценки таких заявок;
2) информация об участниках конкурса, заявки на участие в конкурсе которых были рассмотрены;
3) информация об участниках конкурса, заявки на участие в конкурсе которых были отклонены, с указанием причин их отклонения, в том числе положений настоящего Федерального закона и положений конкурсной документации, которым не соответствуют такие заявки, предложений, содержащихся в заявках на участие в конкурсе и не соответствующих требованиям конкурсной документации;
4) решение каждого члена комиссии об отклонении заявок на участие в конкурсе;
5) порядок оценки заявок на участие в конкурсе;
6) присвоенные заявкам на участие в конкурсе значения по каждому из предусмотренных критериев оценки заявок на участие в конкурсе;
7) принятое на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе решение о присвоении таким заявкам порядковых номеров;
8) наименования (для юридических лиц), фамилии, имена, отчества (при наличии) (для физических лиц), почтовые адреса участников конкурса, заявкам на участие в конкурсе которых присвоены первый и второй номера.
Результаты рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе на предмет ее соответствия требованиям конкурсной документации фиксируются в протоколе рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе, в котором должна содержаться следующая информация:
1) место, дата, время проведения рассмотрения такой заявки;
2) наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физического лица), почтовый адрес участника конкурса, подавшего единственную заявку на участие в конкурсе;
3) решение каждого члена комиссии о соответствии такой заявки требованиям настоящего Федерального закона и конкурсной документации;
4) решение о возможности заключения контракта с участником конкурса, подавшим единственную заявку на участие в конкурсе.
Между тем, Протокол N 1 постоянно действующей комиссии по организации и проведению торгов рассмотрения заявок на участия в аукционе подписан только 9 членами из 13 членов комиссии, состав которой приведен на титульном листе указанного протокола, то есть протокол подписан не всеми членами комиссии, которые присутствовали на заседании.
Согласно статье 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Учитывая изложенное, требование истца о признании недействительными торгов в форме открытого аукциона 28 марта 2014 года на право заключения договора аренды недвижимого имущества по адресу: гор. Казань, ул. Толстого, д. 18, общей площадью 74,1 кв.м, правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Довод заявителя жалобы о том, что подобные решения принимаются простым большинством голосов, следовательно, может содержать не все подписи членов комиссии, основано на неверном толковании норм права.
Действительно, согласно части 6 статьи 2 Положения об организации торгов решение Комиссии принимается простым большинством голосов от числа присутствующих членов. При равенстве голосов голос председателя Комиссии является решающим. При этом, протокол о результатах торгов, имеющий силу договора, подписывается в день проведения торгов всеми присутствующими членами Комиссии и победителем торгов, если иное не установлено данным Положением.
Данная документация по проведению аукциона разработана в соответствии с Гражданского кодекса Российской Федерации и Положением об организации торгов. При этом установлено, что результаты проведения аукциона оформляются протоколом о результатах аукциона, который подписывается присутствующими на заседании членами аукционной комиссии, претендентом, выигравшим торги, и организатором аукциона в день проведения аукциона в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, один из которых передается лицу, выигравшему торги, второй хранится у Организатора аукциона.
Доказательства, подтверждающие отсутствие членов комиссии, не подписавших протокол N 1 постоянно действовавшей комиссии по организации и проведению торгов рассмотрения заявок на участие в аукционе, заявитель апелляционной жалобы не представил.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, не влекущими отмену оспариваемого решения. Иных доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционная жалоба не содержит, доводы жалобы выражают несогласие с ними и в целом направлены на переоценку доказательств при отсутствии к тому правовых оснований, в связи с чем, отклоняются судом апелляционной инстанции.
Судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявленного иска по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права.
В связи с вышеизложенным Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 24 июня 2014 года, принятого по делу N А65-7223/2014 и для удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьями 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы. Однако, заявитель в соответствии с налоговым кодексом Российской Федерации освобожден от уплаты госпошлины, в связи с чем госпошлина взысканию в доход федерального бюджета не подлежит.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24 июня 2014 года, принятое по делу N А65-7223/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования гор. Казани" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в суд кассационной инстанции.
Председательствующий |
С.Ю. Николаева |
Судьи |
Е.М. Балакирева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-7223/2014
Истец: ИП Сафин Рустем Илиярович, г. Казань
Ответчик: Муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани", г. Казань, ООО "ЭкономСервис", г. Казань
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара
Хронология рассмотрения дела:
13.04.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-22877/15
26.01.2015 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-18739/14
26.01.2015 Постановление Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-7223/14
13.11.2014 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-16813/14
13.11.2014 Определение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-7223/14
09.10.2014 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-16504/13
09.10.2014 Постановление Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-7223/14
23.09.2014 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-16503/13
01.09.2014 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-11643/14
24.06.2014 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-7223/14