г. Вологда |
|
20 февраля 2015 г. |
Дело N А66-10905/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2015 года.
В полном объёме постановление изготовлено 20 февраля 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Мурахиной Н.В. и Смирнова В.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Куликовой М.А.,
при участии от общества Кирсеневой А.В. по доверенности от 17.12.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Газпром газораспределение Тверь" на решение Арбитражного суда Тверской области от 14 октября 2014 года по делу N А66-10905/2014 (судья Голубева Л.Ю.),
установил:
открытое акционерное общество "Газпром газораспределение Тверь" (ОГРН 1026900564129; ИНН 6900000364; место нахождения: 170026, город Тверь, улица Фурмана, дом 12/4; далее - заявитель, Общество, ОАО "Газпром газораспределение Тверь") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Управлению антимонопольной службы по Тверской области (ОГРН 1036900080722; ИНН 6905005800; место нахождения: 170000, Тверская область, район Калининский, город Тверь, улица Советская, дом 23; далее - Управление) о признании незаконным предупреждения от 11.07.2014 N 03-20/3949ВФ.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Кожевников Сергей Николаевич, частная акционерная компания "EGERN HOLDING LIMITED" (Кипр).
Решением суда от 14 октября 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, заявленные требования удовлетворить. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права и на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Указывает на то, что Управление в оспариваемом предупреждении не указало признаки нарушения антимонопольного законодательства, а также перечень действий, которые должно совершить Общество для прекращения нарушений. В связи с этим полагает, что предупреждение неисполнимо. Считает, что в действиях Общества отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Управление в отзыве отклонило доводы подателя жалобы, считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу Общества не подлежащей удовлетворению.
Кожевников С.Н. в отзыве отклонил доводы подателя жалобы, считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу Общества не подлежащей удовлетворению.
Частная акционерная компания "EGERN HOLDING LIMITED" отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Управление и третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя общества, исследовав письменные доказательства, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, гражданин Кожевников С.Н. на основании Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 (далее - Правила N 1314), обратился в ОАО "Газпром газораспределение Тверь" с заявкой на заключение договора о подключении строящегося объекта капитального строительства, находящегося по адресу: Тверская область, Зубцовский район, Зубцовское с/п, деревня Юркино, к сетям газораспределения. Как указано в заявке, планируемая величина максимального часового расхода газа- 5 куб. м в час, планируемый срок ввода в эксплуатацию - май 2015 года.
Письмом от 21.03.2014 года Общество сообщило Кожевникову С.Н. о том, что подключение строящегося объекта на данный момент возможно только к существующим сетям газопотребления, принадлежащим на праве собственности лицу, которое не оказывает услуг по транспортировке газа - основному абоненту частной акционерной компании "EGERN HOLDING LIMITED". Для разработки технических условий и проекта договора на подключение Кожевникову С.Н. было предложено представить согласие основного абонента на подключение согласно пункту 34 Правил N 1314. Кожевникову С.Н. также сообщено, что в случае неполучения согласия основного абонента на подключение к его сети потребуется создание технической возможности для подключения к газораспределительной сети Общества путем строительства участка газораспределительного газопровода, включенного в схему газоснабжения соответствующей территории застройки.
В связи с этим Кожевникову С.Н. предложено обратиться в орган исполнительной власти муниципального образования с предложением о разработке схемы газоснабжения территории указанной застройки и о включении в региональную программу газификации, соответствующих данной схеме газоснабжения, мероприятий по обеспечению технической возможности подключения строящихся и построенных объектов капитального строительства. В случае отказа исполнительного органа власти - Кожевникову С.Н. предложено рассмотреть вопрос о строительстве газораспределительной сети по индивидуальному проекту в соответствии с Правилами N 1314.
Кожевников С.Н. еще дважды письмами от 25.03.2014 м от 30.04.2014 обращался в Общество с заявлениями о направлении ему проекта договора на подключение к сети газораспределения.
Общество письмами от 14.04.2014 года N 01/157 и от 20.05.2014 N 01/213 вновь сообщило Кожевникову С.Н. о необходимости получения согласия у Частной акционерной компании "EGERN HOLDING LIMITED", Кипр в соответствии с пунктом 34 Правил N 1314, а также о безосновательности обращений Кожевникова С.Н. и о прекращении с ним переписки.
В связи с этим Кожевников С.Н. обратился в Управление с жалобой на действия Общества, по результатам рассмотрения которого Управление вынесло в адрес заявителя предупреждение от 11.07.2014 N 03-20/3949ВФ.
Указанным предупреждением Управление в связи с наличием в действиях (бездействии) Общества признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), выразившегося в необоснованном отказе от заключения договора о подключении объекта капитального строительства Кожевникова С.Н. к газораспределительным сетям (месторасположение: Тверская область, Зубцовский район, Зубцовское сельское поселение, дер. Юркино), указало на необходимость прекращения указанных действий (бездействия) путем направления в адрес Кожевникова С.Н. подписанного проекта договора о подключении вышеуказанного объекта капитального строительства к газораспределительной сети в срок до 11.08.2014.
Не согласившись с данным предупреждением, Общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела исходит из следующего.
Согласно статье 3 Закона N 135-ФЗ данный Закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Статьей 39.1 Закона N 135-ФЗ установлено, что в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).
Предупреждение выдается хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.
Выдача предупреждения в период рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства осуществляется комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае, если при рассмотрении такого дела установлены признаки нарушения пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, которые не были известны на момент возбуждения такого дела.
Предупреждение должно содержать:
1) выводы о наличии оснований для его выдачи;
2) нормы антимонопольного законодательства, которые нарушены действиями (бездействием) лица, которому выдается предупреждение;
3) перечень действий, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, устранение причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, устранение последствий такого нарушения, а также разумный срок их выполнения.
Предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении. Срок выполнения предупреждения должен составлять не менее чем десять дней.
Порядок выдачи предупреждения и его форма утверждаются федеральным антимонопольным органом.
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 14.12.2011 N 874 утвержден Порядок выдачи предупреждения о прекращении действий (бездействия), содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства (далее - Порядок N 874), а также форма предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
В соответствии со статьей 5 Закона N 135-ФЗ доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Доминирующим признается также положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по транспортировке газа по трубопроводам относятся к естественной монополии.
Согласно пункту 1 Правил N 1314 под подключением (технологическим присоединением) объекта капитального строительства к сети газораспределения понимается совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения. Заявителем при этом является юридическое или физическое лицо, являющееся правообладателем земельного участка, намеренное осуществить или осуществляющее на нем строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к сети газораспределения или подключение (технологическое присоединение) построенного на своем земельном участке объекта капитального строительства к сети газораспределения. Под исполнителем понимается газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства.
Точкой подключения определено считать место соединения сети газораспределения исполнителя с сетью газопотребления объекта капитального строительства; под фактическим присоединением - комплекс технических мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов исполнителя и объектов заявителя с осуществлением пуска газа на объекты заявителя.
Пунктом 4 Правил N 1314 определено, что в случаях, когда максимальный часовой расход газа не превышает 300 куб. метров, заявители имеют право направить обращение к исполнителю о заключении договора о подключении без предварительной выдачи технических условий.
Согласно пункту 38 Правил N 1314 при получении исполнителем заявки о подключении (технологическом присоединении) без предварительной выдачи технических условий от заявителя с максимальным часовым расходом газа, не превышающим 300 куб. метров, которым ранее не выдавались технические условия, исполнителем в порядке, установленном разделом 2 настоящих Правил, выдаются технические условия, содержащие информацию, указанную в пунктах 28 и 37 настоящих Правил, и направляется в порядке, установленном разделом 4 настоящих Правил, проект договора о подключении.
В соответствии с пунктом 59 Правил N 1314 подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.
Заявка о подключении (технологическом присоединении) подается заявителем в частичности в случае необходимости подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения объекта капитального строительства (пункт 61 Правил N 1314).
Договор о подключении является публичным и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с соблюдением особенностей, определенных настоящими Правилами (пункт 62 Правил N 1314).
Согласно пункту 63 Правил N 1314 для заключения договора о подключении заявитель направляет заявку о подключении (технологическом присоединении) в газораспределительную организацию, которая ранее выдала технические условия (исполнителю).
Пунктами 69, 71 Правил N 1314 определены документы, которые необходимо прилодить к заявке о подключении (технологическом присоединении), направляемой исполнителю заявителем в случае если он ранее не получал технические условия.
В соответствии с пунктом 72 Правил N 1314 исполнитель не вправе требовать от заявителя представления сведений и документов, не предусмотренных настоящими Правилами.
Согласно пункту 73 Правил N 1314, в случае если заявитель представил сведения и документы, указанные в пунктах 65 -69, 71 настоящих Правил, не в полном объеме, исполнитель в течение 5 дней со дня поступления заявки о подключении (технологическом присоединении) возвращает ему заявку о подключении (технологическом присоединении) с приложенными к ней документами без рассмотрения.
Отказ исполнителем в приеме от заявителя заявки о подключении (технологическом присоединении) к рассмотрению при представлении им сведений и документов, указанных в пунктах 65 - 69, 71 настоящих Правил, не допускается.
В соответствии с пунктом 74 Правил N 1314 при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 65, 69, 71 настоящих Правил, в полном объеме, исполнитель в течение 30 дней со дня получения заявки о подключении (технологическом присоединении) направляет заявителю подписанный со своей стороны проект договора о подключении в 2-х экземплярах любым доступным способом (почтовое отправление, электронное сообщение с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, вручение на руки), позволяющим подтвердить получение заявителем проекта договора о подключении.
Заявитель подписывает оба экземпляра проекта договора о подключении в течение 30 дней со дня получения подписанного исполнителем проекта договора о подключении и направляет в указанный срок один экземпляр исполнителю с приложением к нему документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего договор о подключении (пункт 76 Правил N 1314).
Из пункта 77 Правил N 1314 следует, что в случае несогласия с представленным исполнителем проектом договора о подключении и (или) несоответствия его настоящим Правилам заявитель в течение 30 дней со дня получения подписанного исполнителем проекта договора о подключении направляет исполнителю мотивированный отказ от подписания проекта договора о подключении, к которому прилагает при необходимости протокол разногласий и (или) мотивированное требование об изменении дополненных технических условий.
Согласно пункту 83 Правил N 1314 договор о подключении должен содержать следующие существенные условия:
а) перечень мероприятий (в том числе технических) по подключению, выполняемых заявителем и исполнителем, а также обязательства сторон по выполнению этих мероприятий;
б) срок осуществления мероприятий по подключению;
в) порядок разграничения балансовой принадлежности сети газораспределения, сети газопотребления и эксплуатационной ответственности сторон;
г) размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере газоснабжения;
д) порядок и сроки внесения заявителем платы за технологическое присоединение;
е) стоимость разработки проекта газоснабжения и проведения его экспертизы (в случае, когда плата за технологическое присоединение определяется по индивидуальному проекту);
ж) положение об ответственности сторон за несоблюдение сроков исполнения обязательств, установленных договором о подключении и настоящими Правилами;
з) технические условия, включающие в том числе информацию, указанную в пункте 37 настоящих Правил;
и) дополнительное соглашение о размере платы за подключение, в том числе обязанность каждой стороны при нарушении ею сроков исполнения обязательств уплатить другой стороне в течение 10 рабочих дней со дня наступления просрочки неустойку, рассчитанную как произведение 0,014 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, установленной на день заключения договора о подключении, и платы за технологическое присоединение по договору о подключении за каждый день просрочки, если договором о подключении не предусмотрен больший размер неустойки;
к) право заявителя в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора о подключении при нарушении исполнителем сроков исполнения обязательств, указанных в договоре о подключении;
л) обязанность исполнителя выполнить условия договора о подключении при необходимости осуществления строительства сетей газораспределения по землям, находящимся в частной собственности у третьих лиц, с обязательным получением письменного согласия собственника земельного участка, на котором планируется строительство сетей газораспределения, о возможности строительства.
В пункте 85 Правил N 1314 установлены сроки осуществления мероприятий по подключению.
В соответствии с пунктом 88 Правил N 1314 мероприятия по подключению (технологическому присоединению) в пределах границ земельного участка осуществляются заявителем, а мероприятия по подключению (технологическому присоединению) до границы земельного участка осуществляются исполнителем, кроме случая, указанного в пункте 112 настоящих Правил.
Исходя из указанных норм Общество обязано было при получении от Кожевникова С.Н. заявки на заключение договора о подключении строящегося объекта капитального строительства при предоставлении им соответствующих документов, установленных Правилами N 1314, направить в его адрес подписанный со своей стороны проект договора о подключении.
В данном случае Общество не указало на непредоставление указанным лицом каких-либо документов, определенных изложенными выше положениями Правил N 1314.
При этом указанными Правилами прямо предусмотрено, что отказ исполнителя в приеме от заявителя заявки о подключении (технологическом присоединении) к рассмотрению при представлении им сведений и документов, указанных в пунктах 65 - 69, 71 настоящих Правил, не допускается.
В любом случае при представлении заявителем соответствующих сведений и документов исполнитель в течение 30 дней со дня получения заявки о подключении (технологическом присоединении) обязан направить заявителю подписанный со своей стороны проект договора о подключении.
При этом заявитель имеет право в случае несогласия с представленным исполнителем проектом договора о подключении и (или) несоответствия его настоящим Правилам отказаться от его подписания и (или) представить мотивированное требование об изменении дополненных технических условий.
Таким образом, общество в данном случае необоснованно не направило в адрес Кожевникова С.Н. проект договора о подключении.
На основании этого Управление правомерно сделало вывод о наличии в действиях (бездействии) Общества признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 5 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ, выразившегося в необоснованном отказе от заключения договора о подключении объекта капитального строительства Кожевникова С.Н. к газораспределительным сетям.
Форма оспариваемого предупреждения соответствует форме, утвержденной приказом ФАС России от 14.12.2011 N 874 "Об утверждении Порядка выдачи предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства".
В предупреждении Управление указало на необходимость прекращения Обществом указанных действий (бездействия) путем направления в адрес Кожевникова С.Н. подписанного проекта договора о подключении вышеуказанного объекта капитального строительства к газораспределительной сети в срок до 11.08.2014, что соответствует положениям Правил N 1314.
Установленный в оспариваемом предупреждении срок соответствует требованиям пункта 5 статьи 39.1 Закона N 35-ФЗ и достаточен для исполнения требований предупрждения.
Общество не представило какие-либо доказательства, свидетельствующие о том, что оно не могло выполнить предупреждение в установленный в нем срок.
Кроме того, по мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом.
В соответствии со статьи 23.2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям подлежит государственному регулированию.
Размер платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету размера данной платы и (или) размеров данных стандартизированных тарифных ставок, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Условие о размере платы за подключение не является условием, в отношении которого между сторонами должно быть достигнуто соглашение.
Следовательно, само по себе отсутствие установленного уполномоченным органом исполнительной власти размера платы за подключение не является экономическим препятствием к заключению договора присоединения.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы Общества.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 14 октября 2014 года по делу N А66-10905/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Газпром газораспределение Тверь" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-10905/2014
Истец: ОАО "Газпром газораспределение Тверь"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Тверской области.
Третье лицо: "EGERN HOLDINGS LIMITED" в лице гражданина Миронова Андрея Львовича., Аккредитированный филиал компании "EGERN HOLDINGS LIMITED", Кожевников С. Н., Кожевников Сергей Николаевич, Миронов А. Л. "EGERN HOLDINGS LIMITED"
Хронология рассмотрения дела:
06.10.2015 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-6647/15
04.06.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2212/15
20.02.2015 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-10930/14
14.10.2014 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-10905/14