г. Санкт-Петербург |
|
25 марта 2015 г. |
Дело N А56-30406/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 марта 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Шестаковой М.А.
судей Слобожаниной В.Б., Сотова И.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Самборской А.С.
при участии:
от истца: представитель Зотов Н.Ю. по доверенности от 08.04.2014 г. N 05/ПЗГДКР/138
от ответчика-1: представитель Петрова Е.В. по доверенности от 20.08.2014 г.
от ответчика-2: представитель Прошин А.Н. по доверенности от 03.03.2015 г. N 2-692/15
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-2595/2015, 13АП-2597/2015) Санкт-Петербурга в лице Жилищного Комитета и ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 070.12.2014 по делу N А56-30406/2014 (судья Судас Н.Е.), принятое
по иску ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"
к 1) ООО "Городской центр коммунального сервиса", 2) Санкт-Петербург в лице Жилищного Комитета о взыскании денежных средств,
установил:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Городской центр коммунального сервиса" (далее - ответчик-2) и Санкт-Петербургу в лице Жилищного комитета (далее - ответчик-2) о взыскании, с учетом уточнения требований, долга по договору теплоснабжения в горячей воде от 01.11.2008 N 10045.040.1 за период с 01.01.2011 г. по 31.12.2013 г., в том числе: с ООО "Городской центр коммунального сервиса" (601 850,45 руб. по оплате тепловой энергии по тарифам для населения и 95 008,05 руб. по оплате тепловой энергии, составляющего "межтарифную разницу") и с Санкт-Петербурга в лице Жилищного комитета (95 008,05 руб. по оплате тепловой энергии, составляющего "межтарифную разницу").
Решением суда от 07.12.2014 г. в пользу ГУП "ТЭК Санкт-Петербурга" взыскан долг с ООО "Городской центр коммунального сервиса" в размере 373 316,69 руб.; с Санкт-Петербурга в лице Жилищного комитета в размере 86 113,58 руб. В удовлетворении иска в остальной части отказано.
Указанное решение обжаловано Санкт-Петербургом в лице Жилищного Комитета и ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" в апелляционном порядке.
По мнению Санкт-Петербурга в лице Жилищного Комитета оснований для взыскания 86 113,58 руб. долга не имелось, поскольку факт неисполнения Комитетом обязанности по перечислению ООО "ГЦКС" субсидий на возмещение разницы в тарифах не подтвержден. Для перечисления субсидий за период с апреля по декабрь 2013 год истец вправе обратиться в Жилищный комитет в установленном законом порядке.
По мнению ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" оснований для вычета из суммы долга задолженности за летние месяцы 2012 года не имелось, поскольку стоимость тепловой энергии на отопление, поставляемой только в отопительный период, оплачивается потребителями в течение всего календарного года равными долями.
Плата, полученная ответчиком-1 от населения в периоде отсутствия отопления (июнь-август), является частичной и получена в счет предстоящего теплопотребления.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "ГЦКС" просит решение суда от 07.12.2014 г. оставить без изменения.
В судебном заседании представители Жилищного Комитета и ГУП "ТЭК Санкт-Петербурга", возражая против удовлетворения апелляционных жалоб противоположной стороны, поддержали свои правовые позиции, изложенные в апелляционных жалобах.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, установлено судом, от 01.11.2008 г. истец (энергоснабжающая организация) по договору теплоснабжения в горячей воде N 10045.040.1 обязался подавать отвечтику-1 (абоненту) тепловую энергию в горячей воде через присоединенную сеть по адресу: Красное Село, ул. Лермонтова, д. 1 (жилой дом с нежилыми помещениями), а абонент обязался потребляемую тепловую энергию своевременно оплачивать.
Наличие задолженности за период 01.01.2011 г. по 31.12.2013 г., включая долг по оплате тепловой энергии в виде "межтарифной разницы", послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Решением суда от 07.12.2014 г. в пользу ГУП "ТЭК Санкт-Петербурга" взыскан долг:
- с ООО "Городской центр коммунального сервиса" в размере 373 316,69 руб., с учетом отсутствия теплопотребления в июне, июле и августе 2012 года;
- с Санкт-Петербурга в лице Жилищного комитета в размере 86 113,58 руб., с учетом наличия переплаты по субсидиям (2 019,43 руб. за февраль 2011 года, 629,44 руб. за март 2011 года и 3 117,18 руб. за сентябрь 2011 года) и пропуска исковой давности по требованию о взыскании 3 128,42 руб. за апрель 2011 года.
В удовлетворении иска в остальной части отказано.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (в редакции, действовавшей в спорный период) условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого исполнителем коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить этим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, при определении условий договора энергоснабжения, заключаемого между ресурсоснабжающей и управляющей организациями.
При этом пунктом 15 названных Правил предусматривалось, что в случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
С 01.09.2012 г. вступили в действие Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Согласно пункту 38 Правил N 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
В постановлении от 29.03.2011 N 2-П Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что поскольку возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) на тепловую энергию, субъектом, обязанным возместить теплоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа на уровне ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-территориальное образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение, т.е., по общему правилу, субъект Российской Федерации.
Постановлениями Правительства Санкт-Петербурга от 19.01.2011 N 50 и от 06.02.2012 N 94 "О порядке предоставления субсидий на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских" утвержден Порядок предоставления субсидий на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию, отпущенную для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов в 2011, 2012 и 2013 годах соответственно (далее - Порядок предоставления субсидий).
Порядок предоставления субсидий предусматривает, что величина субсидий определяется как разница между стоимостью фактически приобретенного у ресурсоснабжающих организаций либо абонентов ресурсоснабжающих организаций объема тепловой энергии по установленному Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга тарифу на тепловую энергию, отпускаемую ресурсоснабжающими организациями потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга, на соответствующий год и стоимостью того же объема тепловой энергии по установленному Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга тарифу для расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам на территории Санкт-Петербурга, на соответствующий год.
Поскольку долг в сумме 95 008,05 руб., предъявленный ко взысканию абоненту, является "межтарифной разницей" между стоимостью тепловой энергии, определенной с применением экономически обоснованного тарифа, утвержденного истцу, и стоимостью тепловой энергии, определенной с применением тарифа, установленного для населения, требование истца в указанной части обоснованно оставлено судом первой инстанции без удовлетворения.
Факт наличия 373 316,69 руб. задолженности, рассчитанной по тарифам для населения, подтверждается актом сверки взаимных расчетов (т.2, л.д. 256), подписанным со стороны ответчика без возражений.
Возражая протии начисления стоимости тепловой энергии за июнь, июль и август 2012 года, абонент сослался на отсутствие потребления тепловой энергии.
Пунктом 1 статьи 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Поскольку представленные абонентом отчеты о теплопотреблении за июнь, июль и август 2012 года (т.2,л.д. 357-359) свидетельствуют об отсутствии потребления тепловой энергии для отопления (0 Гкал), учитывая, что спорный дом оборудован узлом учета, требование истца в указанной части обоснованно оставлено судом первой инстанции без удовлетворения.
Поскольку долг в сумме 95 008,05 руб., предъявленный ко взысканию Санкт-Петербургу в лице Жилищного комитета, является "межтарифной разницей" между стоимостью тепловой энергии, определенной с применением экономически обоснованного тарифа, утвержденного истцу, и стоимостью тепловой энергии, определенной с применением тарифа, установленного для населения, требование истца в указанной части правомерно и обоснованно удовлетворено судом первой инстанции, в связи с тем, что публично-территориальное образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение, обязано возместить теплоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа на уровне ниже экономически обоснованного.
При этом суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований о взыскании с Санкт-Петербурга в лице Жилищного комитета 5 766,05 руб. переплаты по субсидиям (2 019,43 руб. за февраль 2011 года, 629,44 руб. за март 2011 года и 3 117,18 руб. за сентябрь 2011 года), поскольку указанные суммы в бюджет Санкт-Петербурга истцом не возвращались.
Учитывая, что Санкт-Петербург привлечен к участию в деле в качестве соответчика определением суда от 11.09.2014 г., суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований о взыскании с Санкт-Петербурга в лице Жилищного комитета 3 128,42 руб. за апрель 2011 года, ввиду пропуска истцом исковой давности.
Суд апелляционной инстанции признает несостоятельным довод Жилищного комитета Санкт-Петербурга об отсутствии оснований для взыскания 86 113,58 руб. долга.
В соответствии с Порядком предоставления субсидий, утвержденный Постановлениями Правительства Санкт-Петербурга от 19.01.2011 N 50 и от 06.02.2012 N 94 "О порядке предоставления субсидий на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских", представление субсидий осуществляется за счет средств, выделяемых Жилищному Комитету и перечисляемых Комитетом в ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство".
В соответствии с соглашением N 2102/ССРТ-11 от 21.06.2011 г., заключенным ГУП "ТЭК СПБ", ООО "ГЦКС" и ГУП ВЦКП "ЖХ", именно ГУП ВЦКП "ЖХ" перечисляет сумму субсидий непосредственно истцу в течении трех дней с момента получения денежных средств от Жилищного комитета Санкт-Петербурга.
Поскольку абонент расчет субсидий не осуществляет, не получает и обязательств по ее перечислений в адрес ГУП "ТЭК СПБ" не несет, возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию правомерно возложено на Жилищный комитет Санкт-Петербурга.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.12.2014 года по делу N А56-30406/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.А. Шестакова |
Судьи |
В.Б. Слобожанина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-30406/2014
Истец: ГУП "ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС САНКТ-ПЕТЕРБУРГА"
Ответчик: ООО "Городской центр коммунального сервиса", Санкт-Петербург в лице Жилищного комитета
Хронология рассмотрения дела:
16.08.2019 Определение Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-11285/19
28.06.2019 Определение Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-8477/19
10.04.2019 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-3910/19
08.09.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-4249/15
25.03.2015 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-2595/15
07.12.2014 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-30406/14