город Воронеж |
|
20 марта 2015 г. |
Дело N А35-3974/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 марта 2015 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
от крестьянского (фермерского) хозяйства "Бия": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Администрации Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Бухтиярова Александра Ивановича: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Бухтиярова Ивана Дмитриевича: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Бухтияровой Стэллы Ивановны: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу крестьянского (фермерского) хозяйства "Бия" на решение Арбитражного суда Курской области от 13.10.2014 по делу N А35-3974/2014 (судья Лымарь Д.В.) по заявлению крестьянского (фермерского) хозяйства "Бия" (ОГРН 1024600618019, ИНН 4611002030) к Администрации Курской области (ОГРН 1024600961505, ИНН 4629016041), при участии третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора: Бухтиярова Александра Ивановича, третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований: Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N5 по Курской области, Бухтиярова Ивана Дмитриевича, Бухтияровой Стэллы Ивановны о признании незаконными бездействия и недействительным свидетельства,
УСТАНОВИЛ:
Крестьянское (фермерское) хозяйство "Бия" (далее - КФХ "Бия", заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением:
о признании незаконным бездействия Администрации Курской области по объективному, всестороннему и своевременному рассмотрению заявления КФХ "Бия" от 25.02.2014;
о признании недействительным свидетельства о государственной регистрации фермерского хозяйства "Бия" Бухтиярова А.И. от 26.12.1993 54 серия "В";
о признании незаконным бездействия Администрации Курской области по ненаправлению в соответствии со ст.8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в вышестоящий орган заявления КФХ "Бия" от 25.02.2014, в компетенцию которого входит рассмотрение указанного заявления;
о признании свидетельства о государственной регистрации фермерского хозяйства "Бия" Бухтиярова А.И. от 26.12.1993 54 серия "В", содержащего ошибки и недействительные сведения, ошибочным и недействительным.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции Бухтияров Александр Иванович, действуя как физическое лицо, дополнительно обратился в порядке ст.50 АПК РФ с заявлением о вступлении в дело в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, а именно - о признании ошибочными содержащихся в оспариваемом в настоящем деле свидетельстве о государственной регистрации фермерского хозяйства "Бия" от 26.12.1993 N 54 серии "В" сведений, перечисленных в п.п.2, 3 и 4 его заявления.
Определением арбитражного суда от 25.07.2014 по настоящему делу Бухтияров Александр Иванович в порядке ст.50 АПК РФ привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора.
КФХ "Бия" в судебном заседании 03.10.2014 письменно уточнило требования (заявление вх. N 3974/2014 от 03.10.2014), заявив требования в отношении оспариваемого свидетельства (п.п.1, 4, 5, 7, 8, 9, 11 уточненных требований от 03.10.2014), в отношении оспаривания бездействия Администрации Курской области (п.10 уточненных требований от 03.10.2014), а также требования об оспаривании действий Администрации Курской области и Администрации Курского района Курской области по вынесению свидетельства о государственной регистрации фермерского хозяйства "Бия" Бухтиярова А.И. от 26.12.1993 54 серии "В", а также по внесению в указанное свидетельство сведений (п.п.2 и 3 уточненных требований от 03.10.2014). В отношении п.п.2 и 3 уточненных требований представители КФХ "Бия" пояснили, что ввиду ликвидации Администрации Курского района требования, изложенные в п.п.2 и 3 уточненных требований, заявлены к Администрации Курской области.
Бухтияров А.И., участвующий в деле в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, в судебном заседании 03.10.2014 также письменно уточнил требования (заявление вх. N 3974/2014 от 03.10.2014).
Определением арбитражного суда от 03.10.2014 производство по настоящему делу в части рассмотрения уточненных требований КФХ "Бия" к Администрации Курской области о признании свидетельства о государственной регистрации фермерского хозяйства "Бия" Бухтиярова А.И. от 26.12.1993 N 54 серия "В": ошибочным и недействительным (уточнение от 25.07.2014), не вынесенным, не выданным (п.1 уточненных требований от 03.10.2014), содержащим недействительные, ошибочные сведения (п.п.4, 5, 6, 7 уточненных требований от 03.10.2014), содержащим сведения, закрашенные веществом белого цвета (п.8 уточненных требований от 03.10.2014), содержащим дописки, линии, выполненные непечатным способом (п.9 уточненных требований от 03.10.2014) - прекращено на основании п.п.1,2 ч.1 ст.150 АПК РФ; в части рассмотрения уточненных требований Бухтиярова Александра Ивановича, вступившего в дело в порядке ст.50 АПК РФ в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, о признании свидетельства о государственной регистрации фермерского хозяйства "Бия" от 26.12.1993 N 54 серии "В": испорченным (п.3 уточненных требований от 03.10.2014), ошибочным (п.4 уточненных требований от 03.10.2014), содержащим ошибочные сведения (п.п.2, 3, 4 уточненных требований от 25.07.2014 и п.п.1, 2 уточненных требований от 03.10.2014), прекращено на основании п.1 ч.1 ст.150 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Курской области от 13.10.2014, принятым по данному спору, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, считая его незаконным и необоснованным, КФХ "Бия" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда области отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель ссылается на то, что суд первой инстанции не оценил относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Указывает на то, что Администрация Курской области не направила ответ на соответствующее заявление КФХ "Бия" от 25.02.2014, что свидетельствует о нарушении прав и законных интересов последнего. Суд области не принял соответствующих мер по проверке достоверности заявления о фальсификации доказательства, неправомерно не назначил экспертизу и не истребовал другие доказательства. Просит рассмотреть поданное в первую инстанцию заявление от 20.08.2014 о фальсификации доказательств по существу. Настаивает на том, что арбитражный суд неправомерно не вызвал в качестве свидетеля гражданина Степанова Н.В. Определение от 03.10.2014 о прекращении производства по делу в соответствующей части вынесено судом первой инстанции незаконно.
Считает решение суда области незаконным и необоснованным. Податель жалобы явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по Курской области отзыв в суд апелляционной инстанции не представила, доводы жалобы не оспорила, просила рассмотреть дело в отсутствии представителя.
Бухтияров И.Д., Бухтиярова С.И. в представленном ходатайстве против удовлетворения апелляционной жалобы возражали, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Другие лица, участвующие в деле отзывы в апелляционный суд не представили, доводы жалобы не оспорили, явку своих представителей не обеспечили.
Ходатайство КФХ "Бия" о рассмотрении поданного в первую инстанцию заявления от 20.08.2014 о фальсификации доказательств по существу, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку оно было фактически рассмотрено в суде первой инстанции, что подтверждается протоколами судебных заседаний и следует из обжалуемого решения.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 17.03.2015 по 20.03.2015.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы с учетом дополнений, оценив в совокупности все представленные доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что крестьянское (фермерское) хозяйство "Бия" зарегистрировано в качестве юридического лица в установленном законом порядке.
КФХ "Бия" 25.02.2014 в лице его главы - Бухтиярова А.И. обратилось в Администрацию Курской области с заявлением о признании недействительным свидетельства о государственной регистрации фермерского хозяйства "Бия" Бухтиярова А.И. от 26.12.1993 N 24 серия "В".
Одновременно с аналогичным заявлением о признании недействительным свидетельства о государственной регистрации фермерского хозяйства "Бия" Бухтиярова А.И. от 26.12.1993 N 24 серия "В" обратился непосредственно к Губернатору Курской области Бухтияров А.И.
По результатам рассмотрения указанных обращений Администрация Курской области направила в адрес А.И. Бухтиярова письмо N 04-29/320 от 13.03.2014, в котором сообщила о том, что Администрация не является регистрирующим органом, а вопросы создания, ликвидации и реорганизации юридического лица, признания свидетельства о государственной регистрации недействительным находятся вне пределов ее компетентности.
Впоследствии КФХ "Бия" обратилось в арбитражный суд с заявлением, с учетом его уточнения:
о признании незаконным бездействия Администрации Курской области по объективному, всестороннему и своевременному рассмотрению заявления КФХ "Бия" от 25.02.2014;
о признании недействительным свидетельства о государственной регистрации фермерского хозяйства "Бия" Бухтиярова А.И. от 26.12.1993 54 серия "В" (уточнение от 25.07.2014, п.10 уточнения от 03.10.2014);
о признании незаконным бездействия Администрации Курской области по ненаправлению в соответствии со ст.8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в вышестоящий орган заявления КФХ "Бия" от 25.02.2014, в компетенцию которого входит рассмотрение указанного заявления (уточнение от 25.07.2014, п.10 уточнения от 03.10.2014);
о признании свидетельства о государственной регистрации фермерского хозяйства "Бия" Бухтиярова А.И. от 26.12.1993 54 серия "В", содержащего ошибки и недействительные сведения, ошибочным и недействительным (уточнение от 25.07.2014, п.11 уточнения от 03.10.2014); не оформленным, не выданным (п.1 уточнения от 03.10.2014); содержащим недействительные, ошибочные сведения (п.п.4, 5, 6, 7 уточненных требований от 03.10.2014); содержащим сведения, закрашенные веществом белого цвета (п.8 уточненных требований от 03.10.2014); содержащим дописки, линии, выполненные непечатным способом (п.9 уточненных требований от 03.10.2014);
о признании незаконными действий от 26.12.1993 Администрации Курского района Курской области, а также Администрации Курской области, по оформлению, по вынесению свидетельства о государственной регистрации фермерского хозяйства "Бия" Бухтиярова А.И. от 26.12.1993 г. 54 серия "В" (п.2 уточнения от 03.10.2014);
о признании незаконными действий Администрации Курского района Курской области, а также Администрации Курской области, по внесению в свидетельство о государственной регистрации фермерского хозяйства "Бия" Бухтиярова А.И. от 26.12.1993 г. 54 серия "В" сведений (п.3, включающий в себя п.п.3.1-3.4 уточнения от 03.10.2014).
Бухтияров А.И. также письменно уточнил заявленные требования.
Определением арбитражного суда от 03.10.2014 производство по настоящему делу:
в части рассмотрения уточненных требований КФХ "Бия" к Администрации Курской области о признании свидетельства о государственной регистрации фермерского хозяйства "Бия" Бухтиярова А.И. от 26.12.1993 N 54 серия "В": ошибочным и недействительным (уточнение от 25.07.2014), не вынесенным, не выданным (п.1 уточненных требований от 03.10.2014), содержащим недействительные, ошибочные сведения (п.п.4, 5, 6, 7 уточненных требований от 03.10.2014), содержащим сведения, закрашенные веществом белого цвета (п.8 уточненных требований от 03.10.2014), содержащим дописки, линии, выполненные непечатным способом (п.9 уточненных требований от 03.10.2014) - прекращено на основании п.п.1,2 ч.1 ст.150 АПК РФ;
в части рассмотрения уточненных требований Бухтиярова Александра Ивановича, вступившего в дело в порядке ст.50 АПК РФ в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, о признании свидетельства о государственной регистрации фермерского хозяйства "Бия" от 26.12.1993 N 54 серии "В": испорченным (п.3 уточненных требований от 03.10.2014), ошибочным (п.4 уточненных требований от 03.10.2014), содержащим ошибочные сведения (п.п.2, 3, 4 уточненных требований от 25.07.2014 и п.п.1, 2 уточненных требований от 03.10.2014), прекращено на основании п.1 ч.1 ст.150 АПК РФ.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2015 по делу N А35-3974/2014 указанное определение оставлено без изменения.
С учетом предмета спора, оставшегося после прекращения производства по делу в соответствующей части, правовой оценке в рамках настоящего дела подлежала сфера компетенции Администрации (наличие или отсутствие полномочий на признание свидетельства недействительным на момент рассмотрения обращений), установление факта, совершала ли она оспариваемые действия по оформлению свидетельства (в части п.п.2 и 3 уточнения от 03.10.2014), а также соблюдение Администрацией Курской области порядка рассмотрения обращений заявителя, включая соблюдение установленного порядка извещения заявителя о результатах рассмотрения его обращения (включая срок направления ответа).
Исследовав материалы дела, проанализировав нормы действующего законодательства, суд области отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Обстоятельства дела свидетельствуют, что в рассмотрении Арбитражным судом Курской области дела N А35-3236/2013 участвовали КФХ "Бия", Администрация Курской области и МИФНС РФ N 5 по Курской области, в связи с чем, обстоятельства, установленные вступившими в законную силу судебными актами по указанному делу, будут иметь преюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела, в котором также участвуют КФХ "Бия", Администрация Курской области, МИФНС РФ N 5 по Курской области, а также иные лица, участвующие в деле.
Как следует из постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2014 по делу N А35-3236/2013, решением исполнительного комитета Курского районного Совета народных депутатов от 27.03.1991 N 69 Бухтиярову А.И. передан земельный участок площадью 70 га пашни из земель Центра научного приборостроения для ведения крестьянского хозяйства.
КФХ поставлено на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика и по месту нахождения 27.03.1991.
28.03.1991 Бухтиярову А.И. исполнительным комитетом Курского районного Совета народных депутатов выдан государственный акт на право бесплатного и бессрочного пользования 70 га земли в границах, согласно плану землепользования для ведения крестьянского хозяйства.
КФХ, согласно записи в государственном акте на право пользования землей, зарегистрировано 28.03.1991 путем внесения записи в Книгу записей государственных актов на право пользования землей за номером 200.
Постановлением Главы администрации Курского района Курской области от 24.12.1993 N 509 крестьянскому (фермерскому) хозяйству Бухтиярова А.И. присвоено наименование "Бия".
Согласно сведениям, указанным в свидетельстве о государственной регистрации фермерского хозяйства "Бия" Бухтиярова А.И. от 26.12.1993 N 54 серия "В", главой фермерского хозяйства является Бухтияров А.И., а его членами - Бухтиярова С.И. и Бухтияров И.Д. В свидетельстве указано, что фермерское хозяйство зарегистрировано решением исполнительного комитета Курского районного Совета народных депутатов от 27.03.1991 N 69 и постановлением Главы администрации Курского района Курской области от 24.12.1993 N 509.
В обоснование требований, заявленных к Администрации Курской области, заявитель ссылается на имеющееся, по его мнению, правопреемство Администрации Курской области по отношению к органу, выдавшему свидетельство о государственной регистрации фермерского хозяйства "Бия" Бухтиярова А.И. от 26.12.1993 г. 54 серия "В", в силу чего полагает Администрацию Курской области наделенной компетенцией по признанию вышеуказанного свидетельства недействительным.
Между тем, как установлено решением Арбитражного суда Курской области от 30.01.2014 и постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2014 по делу N А35-3236/2013, действия по вынесению свидетельства о государственной регистрации фермерского хозяйства "Бия" Бухтиярова А.И. от 26.12.1993 54 серии "В" и внесению в указанное свидетельство соответствующих сведений были совершены Исполнительным комитетом Курского районного Совета народных депутатов, являвшимся органом государственной власти Курского района Курской области.
Как следует из материалов дела, в том числе - из размещенных на официальном сайте ФНС России по адресу http://egrul.nalog.ru/ общедоступных сведений Единого государственного реестра юридических лиц, Администрация исполнительной государственной власти Курского района Курской области 02.12.2002 прошла регистрацию в Едином государственном реестре юридических лиц с присвоением ОГРН 1024600618998, как юридическое лицо, зарегистрированное до 01.07.2002.
Постановлением N 723 от 27.10.2005 "Об администрациях исполнительной государственной власти районов Курской области" Губернатор Курской области постановил ликвидировать с 01.01.2006 Администрацию исполнительной государственной власти Курского района Курской области.
Пунктом 1.1 постановления Губернатора Курской области от 27.10.2005 N 723 установлено, что при проведении ликвидационных процедур ликвидации и увольнению в связи с ликвидацией подлежат являющиеся юридическими лицами органы управления, структурные подразделения и штатные работники аппарата администрации исполнительной государственной власти района, обеспечивающие исполнение полномочий, которые с 1 января 2006 года отнесены к вопросам местного значения муниципального района.
Иные органы, структурные подразделения и штатные работники аппарата администрации продолжают исполнение своих обязанностей до передачи в установленном порядке соответствующих государственных полномочий органам местного самоуправления муниципальных районов.
В единый государственный реестр юридических лиц 10.01.2007 была внесена регистрационная запись за N 2074611001276 о регистрации ликвидации юридического лица - Администрации исполнительной государственной власти Курского района, ОГРН 1024600618998.
В силу ч.1 ст.61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.
В свою очередь, в соответствии со ст.19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.
Администрация Курской области как юридическое лицо была зарегистрирована Регистрационной палатой г. Курска 22.03.2001 за номером 678, 09.12.2012 она зарегистрирована в Едином государственном реестре юридических лиц с присвоением ОГРН 1024600961505.
Проанализировав имеющиеся в деле доказательства, суд области пришел к выводу о том, что ни Администрация Курской района Курской области, ни Администрация Курской области не являются правопреемниками Администрации исполнительной государственной власти Курского района Курской области, которая была ликвидирована с 10.01.2007 на основании постановления Губернатора Курской области от 27.10.2005 N 723. Данный вывод суд апелляционной инстанции находит верным.
Кроме того, вывод относительно отсутствия правопреемства Администрации Курского района по аналогичным основаниям был сделан судами первой и апелляционной инстанции в рамках дела N А35-3236/2013.
Доказательств того, что оспариваемые действия по выдаче, оформлению свидетельства о государственной регистрации фермерского хозяйства "Бия" Бухтиярова А.И. от 26.12.1993 г. 54 серия "В" были совершены Администрацией Курской области, либо Администрация Курской области является правопреемником лица, выдавшего указанное свидетельство представлено не было.
Таким образом, ввиду того, что Администрация Курской области не совершала действий по оформлению свидетельства о государственной регистрации фермерского хозяйства "Бия" Бухтиярова А.И. от 26.12.1993 54 серии "В" и внесению в него соответствующих сведений, суд первой инстанции на законных основаниях отказал в удовлетворений требований заявителя в данной части, а именно о признании незаконными действий Администрации Курской области и Администрации Курского района Курской области по оформлению, вынесению свидетельства о государственной регистрации фермерского хозяйства "Бия" Бухтиярова А.И. от 26.12.1993 54 серии "В", а также по внесению в указанное свидетельство перечисленных заявителем в п.п.3.1-3.5 уточнения от 03.10.2014 сведений (п.п.2 и 3 уточненных требований от 03.10.2014).
Доводы заявителя о том, что Администрация Курской области не осуществила объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение заявления КФХ "Бия" от 25.02.2014 о признании недействительным свидетельства о государственной регистрации фермерского хозяйства "Бия" Бухтиярова А.И. от 26.12.1993 54 серия "В", правомерно отклонены арбитражным судом исходя из следующего.
Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации".
В соответствии с п.1 Постановления Правительства РФ от 17.05.2002 N 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" Министерство Российской Федерации по налогам и сборам является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим начиная с 1 июля 2002 г. государственную регистрацию юридических лиц, с 1 января 2004 г. - государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, а также государственную регистрацию крестьянских (фермерских) хозяйств.
В соответствии с п.1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506, Федеральная налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
В свою очередь, в силу п.1.1 Положения об Администрации Курской области, утвержденного Постановлением Губернатора Курской области от 24.12.2001 N 930, Администрация Курской области является высшим постоянно действующим органом исполнительной власти, проводящим государственную политику на территории области в соответствии со своими полномочиями. Администрация Курской области возглавляется высшим должностным лицом области - Губернатором Курской области.
Учитывая вышеизложенное, Администрация Курской области на момент рассмотрения обращения заявителя не являлась федеральным органом, уполномоченным на осуществление государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, и, соответственно, лицом, уполномоченным на внесение изменений в какие-либо документы, касающиеся регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства; при этом с 01.07.2004 указанные функции были переданы ФНС России и ее структурным подразделениям. В компетенцию Администрации Курской области как органа исполнительной власти также не входит разрешение вопросов создания, ликвидации и реорганизации крестьянского (фермерского) хозяйства "Бия" как юридического лица, поскольку она не являлась и не могла, как в силу закона, так и в соответствии с фактическими обстоятельствами, касающимися создания КФХ "Бия", являться ни лицом, создавшим КФХ, ни его участником. При этом, как уже указано выше, Администрация также не являлась правопреемником лица, выдавшего свидетельство о государственной регистрации фермерского хозяйства "Бия" Бухтиярова А.И. от 26.12.1993 г. 54 серия "В".
Таким образом, у Администрации Курской области отсутствовали правовые основания для рассмотрения по существу вопроса о признании недействительным свидетельства о государственной регистрации фермерского хозяйства "Бия" Бухтиярова А.И. от 26.12.1993 54 серия "В", поскольку данный вопрос не относился к компетенции Администрации Курской области. Указанную позицию Администрация Курской области изложила в ответе N 04-29/320 от 13.03.2014 на обращение главы КФХ "Бия" Бухтиярова А.И.
Довод заявителя о том, что Администрация Курской области в нарушение положений ст.8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" не направила заявление КФХ "Бия" в иной орган, в компетенцию которого входит рассмотрения заявления КФХ "Бия", в том числе в налоговый орган, правомерно отклонен судом области ввиду следующего.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу (ч.2 ст.8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ).
Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона (ч.3 ст.8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ).
В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам (ч.4 ст.8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ).
Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при направлении письменного обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу может в случае необходимости запрашивать в указанных органах или у должностного лица документы и материалы о результатах рассмотрения письменного обращения (ч.5 ст.8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ).
Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется (ч.6 ст.8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ).
В случае, если в соответствии с запретом, предусмотренным частью 6 настоящей статьи, невозможно направление жалобы на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд (ч.7 ст.8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ).
Как отмечалось ранее, в соответствии со ст.2 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", п.1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506, Федеральная налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Вместе с тем, действующее законодательство не наделяет ФНС России и ее структурные подразделения полномочиями по признании недействительными свидетельств о государственной регистрации, как юридических лиц, так и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, которые были выданы до вступления в законную силу Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" уполномоченным на то органами исполнительной власти.
С учетом изложенного, арбитражный суд пришел к верному выводу о том, что ссылки заявителя на неправомерное не направление Администрацией Курской области поступившего заявления в уполномоченный орган, в компетенцию которого входит разрешение вопроса о признании свидетельства о государственной регистрации недействительным, а именно в налоговый орган, подлежат отклонению, в связи с тем, что в компетенцию налогового органа также не входит разрешение указанного вопроса.
В ответе Администрации Курской области от 13.03.2014 N 04-29/320 на обращения КФХ "Бия" и Бухтиярова А.И. содержались сведения о том, что в силу положений ст.2 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", п.1 Постановления Правительства РФ от 17.05.2002 N 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей", п.1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506, орган исполнительной власти - Администрация Курской области не является регистрирующим органом, а вопросы создания, ликвидации и реорганизации юридического лица, признания свидетельства о государственной регистрации недействительным, не входят в компетенцию Администрации Курской области.
Кроме того, в ответе на обращения КФХ "Бия" и Бухтиярова А.И., Администрация Курской области также сообщила адресату, что вопрос о признании свидетельства о государственной регистрации фермерского хозяйства "Бия" Бухтиярова А.И. от 26.12.1993 54 серия "В" является предметом судебного разбирательства в рамках арбитражного дела N А35-3236/2013 по заявлению Крестьянского (фермерского) хозяйства "Бия" к Администрации Курского района Курской области.
Таким образом, на момент обращения КФХ "Бия" в Администрацию Курской области с требованием о признании недействительным свидетельства о государственной регистрации фермерского хозяйства "Бия" Бухтиярова А.И. от 26.12.1993 54 серия "В", и на момент оформления ответа на указанное обращение, вопрос законности данного свидетельства являлся предметом судебного разбирательства, решение суда первой инстанции не вступило в законную силу, в связи с его обжалованием в апелляционном порядке, при этом КФХ "Бия" являлось участником указанного судебного спора было надлежащим образом осведомлено о его результатах.
Доводы заявителя о том, что Администрация Курской области не направила ответ на обращение крестьянскому (фермерскому) хозяйству "Бия" в лице его главы Бухтиярова А.И., верно отклонен судом области ввиду следующего.
Как следует из письменных пояснений Администрации Курской области, 25.02.2014 в Администрацию Курской области поступило два обращения: первое - на имя Губернатора Курской области, второе - в адрес Администрации Курской области, но с обращением к Губернатору Курской области как к лицу, возглавляющему Администрацию Курской области. Обращение на имя Губернатора Курской области было подписано Бухтияровым А.И. как физическим лицом, обращение в адрес Администрации Курской области также было подписано Бухтияровым А.И., но как главой КФХ "Бия", которым он является. Данные обращения являлись идентичными, поскольку содержали описание одних и тех же обстоятельств и одни и те же требования, поэтому указанные обращения были зарегистрированы за одним входящим номером - N 04-1926К от 25.02.2014.
Принимая во внимание, что фактически два указанных обращения поступили от одного лица - Бухтиярова А.И., который является главой КФХ "Бия", и содержали идентичные требования, Администрацией Курской области по результатам рассмотрения указанных обращений в адрес Бухтиярова А.И. (г. Курск, ул. Володарского, д.6, кв.23) был направлен один ответ, изложенный в письме N 04-29/320 от 13.03.2014.
В соответствии ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, для признания в рассматриваемом случае действий (бездействий) органа исполнительной власти - Администрации Курской области незаконными необходимо одновременное соблюдение двух условий, а именно - несоответствия оспариваемых действий закону и нарушения указанными действиями прав и законных интересов лица, в отношении которого они совершены.
С учетом изложенного, доказательствами, представленными в материалы дела подтверждается, что Администрацией Курской области действия по рассмотрению обращений Бухтиярова А.И. как физического лица, так и главы КФХ "Бия", были осуществлены в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Положения об Администрации Курской области, утвержденного Постановлением Губернатора Курской области от 24.12.2001 N 930, Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", Постановления Правительства РФ от 17.05.2002 N 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей", Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506, в силу чего, суд области правомерно не усмотрел признаков неправомерного бездействия, при этом оспариваемые действия Администрации не нарушили прав и законных интересов заявителя.
Следовательно, суд первой инстанции на законных основаниях отказал в удовлетворении заявленных КФХ "Бия" требований.
Ссылка заявителя жалобы на определение суда области от 03.10.2014 о прекращении производства по делу в соответствующей части, апелляционной коллегией не принимается во внимание, поскольку указанному судебному акту была дана соответствующая правовая оценка в постановлении суда апелляционной инстанции от 13.02.2015 по делу N А35-3974/2014.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, и нашли свое отражение в судебном акте. Они были подробно исследованы и, по мнению суда апелляционной инстанции, им была дана правильная правовая оценка. Оснований для их переоценки у апелляционного суда не имеется.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить или изменить судебный акт, заявителем жалобы не приведено.
С учетом изложенного, суд области в рамках заявленных требований полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права. Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, допущено не было.
В соответствии со ст.71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Апелляционная инстанция находит, что при принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал все представленные доказательства, дал им надлежащую правовую оценку и правильно применил нормы материального и процессуального права.
С учетом сделанных выводов апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта и удовлетворения требований заявителя жалобы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая, что при принятии апелляционной жалобы ее заявителю была предоставлена отсрочка уплаты госпошлины, с КФХ "Бия" следует взыскать в доход федерального бюджета 1000 рублей.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 13.10.2014 по делу N А35-3974/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с крестьянского (фермерского) хозяйства "Бия" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в установленном законом порядке в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
П.В. Донцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-3974/2014
Истец: КРЕСТЬЯНСКОЕ (ФЕРМЕРСКОЕ) ХОЗЯЙСТВО " БИЯ", КФХ " БИЯ"
Ответчик: Администрация Курской области
Третье лицо: Бухтияров Александр Иванович, Бухтияров Иван Дмитривич, Бухтиярова Стэлла Ивановни, МИФНС России N5 по Курской области
Хронология рассмотрения дела:
11.05.2016 Определение Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-7040/14
23.03.2016 Определение Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-7040/14
04.02.2016 Определение Арбитражного суда Курской области N А35-3974/14
27.03.2015 Определение Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-7040/14
20.03.2015 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-7040/14
13.02.2015 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-7040/14
06.02.2015 Определение Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-7040/14
16.01.2015 Определение Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-7040/14
13.10.2014 Решение Арбитражного суда Курской области N А35-3974/14
03.10.2014 Определение Арбитражного суда Курской области N А35-3974/14