город Омск |
|
31 марта 2015 г. |
Дело N А75-12837/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 марта 2015 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Солодкевич Ю.М., при ведении протокола судебного заседания Ненашевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2216/2015) общества с ограниченной ответственностью "Восток-Сервис" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.02.2015 по делу N А75-12837/2014 (судья Щепелин Ю.П.), рассмотренному в порядке упрощенного производства, по иску казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Социально-Реабилитационный центр для несовершеннолетних "Зина" (ОГРН 1028601392016, ИНН 8606005643) к обществу с ограниченной ответственностью "Восток-Сервис" (ОГРН 1105257000705, ИНН 5257114619) о расторжении контракта и взыскании 19 200 руб.,
установил:
казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Зина" (далее - истец, КУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Зина", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Восток-Сервис" (далее - ответчик, ООО "Восток-Сервис", общество) о расторжении государственного контракта на оказание услуг по разработке и согласованию проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) от 10.04.2014 N 19/14 и об обязании ответчика возвратить уплаченную по контракту сумму денежную сумму в размере 19 200 руб.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.02.2015 по делу N А75-12837/2014 исковые требования удовлетворены. Государственный контракт на оказание услуг по разработке и согласованию проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) от 10.04.2014 N 19/14, заключенный между сторонами, расторгнут. С ответчика в пользу истца взыскано 19 200 руб. неосновательного обогащения, а также 6 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины. На случай неисполнения решения с общества в пользу учреждения взысканы проценты за пользование чужими денежными средствами из расчета 8,25 процента годовых, начисляемые на взыскиваемую решением денежную сумму в размере 25 200 руб., начиная с момента вступления решения суда в законную силу и до его фактического исполнения. Со дня частичного исполнения решения суда указанные проценты за пользование чужими денежными средствами подлежат начислению на оставшуюся сумму долга.
Не согласившись с решением, ответчик в апелляционной жалобе просил отказать в исковых требованиях учреждения, обязать истца выплатить оставшуюся сумму контракта в размере 44 800 руб., расторгнуть контракт.
В обоснование апелляционной жалобы её податель указал, что услуга, предусмотренная контрактом между сторонами, выполнена в полном объёме. Ведение в действие новых государственных нормативных актов и документов относятся к обстоятельствам форс-мажорного действия.
Учреждение в письменном отзыве на апелляционную жалобу выразило несогласие с доводами ответчика.
Представители сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на неё, суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность обжалуемого решения суда и считает его подлежащим оставлению без изменения.
По условиям заключенного между сторонами государственного контракта N 19/14 от 10.04.2014 ООО "Восток-Сервис" (исполнитель) обязуется своевременно оказать на условиях контракта услуги по разработке и согласованию проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР), а КУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Зина" (заказчик) обязуется принять и оплатить их (пункт 1.1 контракта).
Состав и объем услуг определяется в техническом задании (приложение N 1) к контракту (пункт 1.2 контракта).
В пункте 1 технического задания к контракту согласовано, что исполнитель должен осуществить определение источников образования отходов (сбор исходных данных), расчет и обоснование годовых нормативов образования отходов, отнесение отходов к классу опасности для окружающей природной среды, разработка паспортов опасных отходов (при необходимости), составление карты-схемы мест временного накопления отходов, оформление ПНООЛР, выполнение согласования проекта и получение лимитов на размещение отходов к контрольно-надзорном органе, установленном законодательством Российской Федерации, на основании материалов ПНООЛР исполнитель выдает заказчику документ (согласованный ПНООЛР) об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, который регламентирует деятельность учреждения по обращению с отходами.
Согласно пункту 2.4.3 контракта заказчик на основании выставленного исполнителем счета в течение 10 рабочих дней со дня заключения контракта перечисляет авансовый платеж в размере 30% от общей цены контракта, что составляет 19 200 руб.
В соответствии с пунктом 4.1 контракта услуги должны быть оказаны в срок с момента подписания контракта по 31.05.2014 (включительно).
Контракт вступает в силу со дня подписания его сторонами и действует до 31.05.2014 (включительно), за исключением обязательств по оплате услуг, гарантийных обязательств, обязательств по возмещению убытков и выплате неустойки (пункт 11.1 контракта).
Согласно пункту 10.1 контракта его расторжение допускается, в том числе в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта.
Перечисление учреждением обществу ответчику аванса по контракту в размере 19 200 руб. подтверждается платежным поручением от 23.04.2014 N 333.
Сославшись на неполноту и недостоверность сведений, представленных исполнителем, отказ Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, не достижения соглашения о расторжении контракта по соглашению сторон, заказчик обратился в суд с требованием о расторжении контракта.
Возникшие на основания контракта N 19/14 от 10.04.2014 отношения сторон подлежат регулированию нормами раздела III, главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и условиями контракта.
В соответствии со статьями 779, 781 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязан по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре.
Согласно части 8 статьи 95 частью 8 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Положения пункта 2 статьи 450 ГК РФ предусматривают возможность изменения или расторжения договора по требованию одной из сторон в судебном порядке в случае существенного нарушения договора другой стороной.
Существенным признается такое нарушение договора одной из его сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Как указывалось выше, по условиям заключенного между сторонами контракта предусмотренные им услуги (составление и согласование ПНООЛР) должны быть выполнены в соответствии с техническим заданием в срок до 31.05.2014 включительно.
Между тем, доказательств того, что в указанный срок исполнитель в полном объёме согласно техническому заданию к контракту оказал предусмотренные контрактом услуги по разработке и согласованию ПНООЛР, не представлено.
Доводы истца о неполноте и недостоверности сведений подготовленного исполнителем после 31.05.2014 ПНООЛР подтверждаются уведомлениями Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 31.07.2014 и от 04.08.2014.
Изложенное позволяет прийти к выводу о том, что учреждение не получило результат, на который рассчитывало при заключении контракта (согласование и получение в срок до 31.05.2014 ПНООЛР, который бы регламентировал деятельность учреждения по обращению с отходами), что является существенным нарушением обществом условий контракта.
Доказательств того, что ответчик своевременно оказал услуги по разработке и согласованию проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, однако заказчик не обеспечил их приёмку, что повлекло невозможность использования ПНООЛР вследствие изменения законодательства, ООО "Восток-Сервис" не представило.
Из материалов дела усматривается, что после истечения срока оказания услуг, предусмотренного контрактом, в ответ на требование учреждения об устранении выявленных уполномоченным органом нарушений, ООО "Восток-Сервис" в августе 2014 года указало, что в связи с вступлением 01.08.2014 в силу новых нормативных правовых актов в сфере отходов, образующихся, в том числе в результате оказания медицинских услуг, необходимо проведения лабораторного анализа всех отходов для определения компонентного состава, что условиями контракта не предусмотрено, и требует дополнительных расходов.
В связи с этим общество, помимо прочего, просило учреждение составить дополнительное соглашение к контракту в целях выполнения лабораторного анализа отходов.
Вопреки доводам ответчика, изложенным в жалобе, учитывая, что по условиям контракта ответчик должен был оказать услуги в срок до 31.05.2014 включительно, что сделано не было, вступление с 01.08.2014 в силу новых нормативных правовых актов, изменивших действующий ранее порядок определения класса опасности и физико-химических свойств медицинских отходов, из которого стороны исходили при заключении контракта, не может расцениваться как форс-мажорное обстоятельство, не позволившее исполнителю выполнить обязанности, предусмотренные контрактом, в согласованный сторонами срок, и препятствующее расторжению контракта в судебном порядке по пункту 2 статьи 450 ГК РФ.
С учетом изложенного, а также учитывая, что досудебный порядок расторжения контракта, предусмотренный пунктом 2 статьи 452 ГК РФ, пунктом 10.4 договора, истцом соблюден, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о правомерности исковых требований в части расторжения в судебном порядке контракта, заключенного между сторонами.
Оснований для переоценки вывода суда первой инстанции о том, что с ответчика в пользу истца как неосновательное обогащение (статья 1102 ГК РФ) подлежат взысканию денежные средства в размере 19 200 руб., уплаченные в качестве авансового платежа, у суда апелляционной инстанции также не имеется.
Требования ответчика об обязании истца выплатить оставшуюся сумму контракта в размере 44 800 руб. в силу положений статей 266, 268 АПК РФ в отсутствие предъявления и принятия к производству суда первой инстанции встречного иска не могут быть рассмотрены судом апелляционной инстанции.
Доводы, изложенные в жалобе, отклоняются по приведенным выше мотивам.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы ответчику предоставлялась отсрочка по уплате государственной пошлины, в удовлетворении жалобы отказано, с него в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3 000 руб.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.02.2015 по делу N А75-12837/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Восток-Сервис" (ОГРН 1105257000705, ИНН 5257114619) в доход федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Ю.М. Солодкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-12837/2014
Истец: Казенное учреждение Ханты0Мансийского автономного округа - Югры "Социально-Реабилитационный центр для несовершеннолетних "Зина"
Ответчик: ООО "Восток-Сервис"
Хронология рассмотрения дела:
03.07.2015 Определение Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-19713/15
30.04.2015 Определение Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-19713/15
31.03.2015 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2216/15
02.02.2015 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-12837/14