город Москва |
|
03 апреля 2015 г. |
Дело N А40-1092/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.04.2015 г.
Полный текст постановления изготовлен 03.04.2015 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сумароковой Т.Я.
судей Кузнецовой Е.Е., Панкратовой Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Меликсетяном А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от "21" января 2015 г.
по делу N А40-1092/14, принятое судьей Е.Г. Денискиной,
по иску ООО Центр социальной защищенности инвалидов "МИМА" (ОГРН 1037739099155)
к ответчикам ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Москве;
Правительству Москвы;
Департаменту городского имущества города Москвы,
третьи лица - Управление Росреестра по Москве,
ООО "МЭН", ОАО "Городской кадастр",
об установлении кадастровой стоимости земельного участка,
обязании внести изменения в сведения государственного кадастра
при участии в судебном заседании:
от истца в судебное заседание явился Хромов С.А. По результатам проверки полномочий судом установлено, что он не может быть допущен к участию в судебном заседании, поскольку истек срок его доверенности.
от ответчиков и третьих лиц: не явились извещены;
Общество с ограниченной ответственностью Центр социальной защищенности инвалидов "МИМА" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по городу Москве (ФГБУ "ФКП Росреестра") об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001092:61, с местоположением: г Москва, Малый Сухаревский пep. вл. 10, стр.1, в размере его рыночной стоимости 13 690 000 (Тринадцать миллионов шестьсот девяноста тысяч) рублей, определенной по состоянию на 01.01.2013, а также обязании "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Филиала по г. Москве внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости, установив размер кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001092:61 в размере 13 690 000 (Тринадцать миллионов шестьсот девяносто тысяч) рублей по состоянию на 01.01.2013 с момента вступления судебного акта в силу.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 21.01.2015 г. исковые требования истца удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой. В обоснование жалобы заявители ссылаются на то, что судом первой инстанции применен закон, не подлежащий применению.
Истец, ответчики и третьи лица в судебное заседание апелляционного суда не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Дело в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ рассмотрено в их отсутствие.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены в порядке ст. ст. 266, 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд считает, что решение от 21.01.2015 г. следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре недвижимости) кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 названного Закона).
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Законом (часть 5 статьи 4 названного Закона).
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Закона о кадастре недвижимости установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи, а в силу пункта 3 этой же статьи Земельного кодекса в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Как следует из материалов дела, истцу на праве собственности принадлежит здание площадью 721,4 кв.м., расположенное по адресу: г. Москва, Малый Сухаревский пер., д. 10, стр. 1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности выданным Управлением Росреестра по Москве 17.09.2009 (л.д. 29).
Для эксплуатации указанного здания 25.03.2003 между Московским земельным комитетом, правопреемником которого является Департамент городского имущества города Москвы (Арендодатель) и истцом (Арендатор) заключен долгосрочный договор аренды земельного участка N М-01-023401 с приложением к нему (л.д. 15-25), предметом договора в силу п. 1.1 которого является земельный участок площадью 216 кв.м., имеющий адресные ориентиры: г. Москва, Малый Сухаревский пер., вл. 10, стр. 1, предоставляемый в пользование на условиях аренды для эксплуатации здания, предназначенного для организации труда и отдыха граждан-инвалидов.
Установленное в п. 1.1 целевое назначение участка может быть изменено или дополнено на основании распорядительного акта полномочного органа власти г. Москвы (п. 1.2). План земельного участка составлен на основе графических материалов и подлежит уточнению при проведении межевых работ с последующим оформлением нового плана границ участка. План земельного участка (Приложение N 2) является составной и неотъемлемой частью договора (п. 1.3). На участке, согласно п. 1.4 договора, расположено двухэтажное капитальное здание.
Договор заключен сроком на десять лет и вступает в силу с момента его государственной регистрации (п.п. 2.1, 2.2).
Постановлением Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве" установлен переход на новые принципы исчисления арендной платы за землю в процентах от кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и наличием дополнительных условий его использования.
Постановлением Правительства Москвы от 27.11.2012 N 670-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы", по состоянию на 01.01.2013 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель города Москвы, включая значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участок города Москвы, в результате чего кадастровая стоимость спорного земельного участка была установлена в размере 24 814 537,92 руб., а удельный показатель кадастровый стоимости в размере 114 882,12 руб. за кв.м.
Считая кадастровую стоимость земельного участка чрезмерно завышенной, истец провел самостоятельную оценку, согласно которой рыночная стоимость спорного земельного участка должна составлять 13 690 000 руб.
Истцом в материалы дела представлен отчет N 562768-Н от 14.11.2013, составленный ООО "МЭН", согласно которому рыночная стоимость спорного земельного участка определена в сумме 13 690 000 (л.д. 31-79).
На указанный отчет истцом в материалы дела представлено заключение НП "Содружество независимых оценщиков" N ПП112-99 от 04.12.2013, согласно которому вышеуказанный отчет N 562768-Н от 14.11.2013 соответствует требованиям ФЗ N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и федеральных стандартов оценки к содержанию отчета об оценке.
Поскольку действующее законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, истец правомерно обратился в суд с настоящими исковыми требованиями, при этом в силу правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 г. N 913/11, предметом заявленных в таком случае требований является изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что истец является субъектом, наделенным правомочием по оспариванию кадастровой стоимости.
Утверждение представителем Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы о том, что истец не обладает правом на подачу настоящего заявления, судом отклоняется. Наличие у истца права аренды на земельный участок, арендная плата за пользование которым определяется с учетом его кадастровой стоимости, является достаточным основанием для реализации права на проведение оценки стоимости этого участка.
Обстоятельства, в связи с которыми заключены договоры аренды, отнесены законом (п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ) к случаям, при которых стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, устанавливаемых или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления (п. 3 ст. 65 Земельного кодекса РФ), - поэтому независимо от определенной договором ставки арендной платы и предусмотренного договором механизма изменения арендной платы стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы, определяемым с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы.
Договором аренды установлен размер арендной платы, не противоречащий ч. 1 ст. 452 ГК РФ, в силу которого изменение размера арендной платы представляет собой исполнение данного условия, а не изменение договора, не требует внесения изменений в договор и происходит автономно от воли сторон наступившим событием, а именно: централизованным изменением ставок арендной платы уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации и (или) Москвы.
Установленная кадастровая стоимость принадлежащего заявителю на праве аренды земельного участка не соответствует его рыночной стоимости, более того, установленная кадастровая стоимость значительно превышает рыночную стоимость. Размер арендной платы находится в прямой зависимости от кадастровой стоимости
Несоответствие кадастровой стоимости рыночной стоимости является нарушением прав заявителя как пользователя земельного участка и плательщика арендной платы. Установление кадастровой стоимости земельного участка в завышенном размере препятствует в свободном осуществлении предпринимательской деятельности заявителя ввиду необоснованного увеличения арендных платежей. Результат рассмотрения настоящего спора не влияет на согласованные в договоре порядок и условия определения размера арендных платежей и не определяет новую методику их расчета.
Согласно статье 6 Закон об оценочной деятельности субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки.
При этом действующее законодательство не связывает возможность проведения оценки объекта с наличием исключительно права собственности на этот объект. Наличие у предпринимателя права аренды земельного участка, арендная плата за пользование которым определена с учетом кадастровой стоимости, и преимущественного права на заключение нового договора аренды на следующий срок является достаточным основанием для реализации права на проведение оценки рыночной стоимости соответствующего объекта (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 февраля 2014 года N 13839/13).
В силу пункта 1 статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности., при этом необходимости соблюдения досудебного урегулирования спора законодательством не было установлено на момент обращения общества в суд.
В силу п. 9 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 г. N 316 кадастровая оценка земель проводится с учетом данного земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Согласно п.5 указанных Правил, государственная кадастровая оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
В соответствии с п.2.2.1 Методических указаний (Приказ от 15.02.2007 г. N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов") расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1-1.2.10 Методических указаний осуществляется на основе построения статистических моделей. Если построенная статистическая модель выражает зависимость кадастровой стоимости земельного участка от значений факторов стоимости, то расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется подстановкой значений факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в статистическую модель расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов (п.2.2.7 Методических указаний).
Результатом государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации, подлежащим утверждению органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, является кадастровая стоимость каждого земельного участка. Сама процедура установления кадастровой стоимости земельного участка, которым владеет истец, соответствует действующему законодательству.
В соответствии с абз. 1 ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости находящихся в государственной или муниципальной собственности объектов недвижимости могут быть оспорены физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в арбитражном суде.
Судебная коллегия также отмечает, что ООО "Центр социальной защищенности инвалидов "МИМА", обращаясь в судебном порядке за установлением кадастровой стоимости в размере рыночной, самостоятельно выбрало способ защиты своего права, поскольку обязательный досудебный порядок урегулирования спора посредством обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на момент рассмотрения дела судом первой инстанции действующим законодательством еще не был предусмотрен, наличие же у истца материально-правовых требований к ответчикам обосновано несоответствием кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости и наличием у истца в силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации права требовать от органа кадастрового учета внесения изменений в государственный кадастр недвижимости.
Исходя из изложенного, судом первой инстанции дана надлежащая оценка обстоятельствам дела и у судебной коллегии не имеется оснований для их переоценки. Доводы апелляционной жалобы Правительства и Департамента являются несостоятельными.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, а потому апелляционная жалоба по изложенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Расходы по госпошлине относятся на ответчика согласно ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 176, 266-268, 271, п. 1 ст. 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от "21" января 2015 г. по делу N А40-1092/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Я. Сумарокова |
Судьи |
Е.Е. Кузнецова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-1092/2014
Истец: ООО Центр социальной защищенности инвалидов "МИМА"
Ответчик: Агафонова А. В., Департамент городского имущества города Москвы, Правительство Москвы, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Москве, Филиал ФГБУ ФКП Росреестра по Москве
Третье лицо: ДГИ, ОАО "Городской кадастр", ООО "МЭН", Правительство Москвы, Управление Росреестра по г. Москве, УПРАВЛЕНИЕ РОСРЕЕСТРА ПО МОСКВЕ