г. Владимир |
|
02 апреля 2015 г. |
Дело N А11-8186/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 апреля 2015 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.С.,
судей Назаровой Н.А., Тарасовой Т.И.,
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Горбатовой М.Ф.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Максимова Александра Ивановича на решение Арбитражного суда Владимирской области от 09.12.2014 по делу N А11-8186/2014, принятое судьёй Илюхиной Н.А., по иску индивидуального предпринимателя Максимова Александра Ивановича (ОГРНИП 304333930200032), к администрации Александровского района, г. Александров, Владимирской области (ОГРН 1033303207024, ИНН 3311004500), при участии третьих лиц - индивидуального предпринимателя Романова Михаила Николаевича (ОГРИП 304333921100073), муниципального казенного учреждения "Управления коммунального хозяйства Александровского района", Владимирская область, г. Александров, о признании недействительными постановления администрации Александровского района от 27.05.2014 N 1252 в части включения в конкурс лота N 2; результатов конкурса в части лота N 2; протокола от 06.08.2014 в части лота N 2; договора от 11.08.2014 N 105/14.
В судебном заседании приняли участие:
от истца (заявителя) - индивидуального предпринимателя Максимова Александра Ивановича - Кудрякова Е.В. (ордер от 24.02.2015 N 000037), Максимов А.И. - лично (паспорт), Максимова И.В. по доверенности от 11.06.2013 серия 33 АА номер 0725687 (сроком действия 3 года);
от третьего лица - индивидуального предпринимателя Романова Михаила Николаевича - Астафьев Л.В. по доверенности от 07.10.2014 (сроком действия 3 года);
от ответчика - администрации Александровского района - полномочный представитель не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещён надлежащим образом (уведомление N 22257);
от третьих лиц, участвующих в деле - муниципального казенного учреждения "Управления коммунального хозяйства Александровского района"- полномочный представитель не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещён надлежащим образом (уведомление N 22270),
установил:
индивидуальный предприниматель Максимов Александр Иванович (далее - ИП Максимов А.И.) обратился в Арбитражный суд Владимирской области с исковым заявлением, к администрации Александровского района, Владимирской области о признании недействительными
- постановления администрации Александровского района от 27.05.2014 N 1252 относительно включения на участие в конкурсе на право заключения договоров на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на регулярных (постоянных) пригородных муниципальных маршрутах Александровского района в 2014 лота N 2;
- открытого конкурса на право заключения договоров на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на регулярных (постоянных) пригородных муниципальных маршрутах Александровского района в 2014 году в части лота N 2;
- протокола от 06.08.2014 повторного сопоставления и оценки заявок на участие в открытом конкурсе на право заключения договоров на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на регулярных (постоянных) пригородных муниципальных маршрутах Александровского района в 2014 году в части определения победителя открытого конкурса по лоту N 2;
- договора на перевозку пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на пригородных муниципальных маршрутах Александровского района, заключенного между администрацией Александровского района и ИП Романовым Михаилом Николаевичем от 11.08.2014 N 105/14.
Первое исковое требование обосновано статьями 307, 309, 310, 447 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивировано наличием на момент проведения торгов действующего до 21 марта 2015 года договора, заключенного с ИП Максимовым А.И., в связи с чем истец считает, что постановление администрации противоречит требованиям статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Остальные требования - как последствия незаконности акта органа местного самоуправления.
Решением от 09.12.2014 Арбитражный суд Владимирской области отказал в удовлетворении заявленных исковых требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Максимов А.И. обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить как принятое при несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, с нарушением норм материального права.
В качестве основания для отмены судебного акта заявитель указывает на неприменение судом статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации. Указывает, что не оспаривал компетенцию администрации при принятии постановления, настаивал на его незаконности по причине неистечения срока заключенного с ним ранее на торгах договора на перевозку пассажиров.
Администрация Александровского района Владимирской области в отзыве от 11.02.2015 N 01-15-273 просила отказать в удовлетворении требований ИП Максимова А.И. о признании недействительным постановления от 27.05.2014 N 1252.
Сочла обоснованными его требования о признании недействительными результатов открытого конкурса на право заключения договора на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на регулярных (постоянных) пригородных муниципальных маршрутах в отношении лота N 2, протокола от 06.08.2014, которым оформлены повторное сопоставление и оценка заявок на участие в конкурсе, также в отношении лота N 2, договора от 11.08.2014 N 105/14, заключенного администрацией Александровского района с ИП Романовым М.Н., как победителем повторного конкурса по лоту N 2.
По мнению администрации, при наличии торгов, проведенных 16.07.2014 и не признанных судом недействительными, конкурсная комиссия не имела полномочий на проведение повторного конкурса 06.08.2014.
Аналогичную позицию высказал ИП Романов М.Н.
Таким образом, не подавая самостоятельных жалоб, ответчик и третье лицо не согласились с решением суда относительно отклонения требований о признании недействительными конкурса, протокола от 06.08.2014, договора от 11.08.2014.
Дело рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей администрации, муниципального казенного учреждения "Управления коммунального хозяйства Александровского района", надлежащим образом уведомленных о месте и времени судебного заседания.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы заявителя апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта
Как следует из материалов дела и установлено судом, во исполнение решения Совета народных депутатов Александровского района от 23.04.2014 N 559 "Об утверждении положения "О конкурсе на право заключения договора на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на регулярных (постоянных) пригородных муниципальных маршрутах" и в целях обеспечения потребности населения района в транспортном обслуживании" администрацией Александровского района Владимирской области издано постановление от 27.05.2014 N 1252 "О создании комиссии и утверждении конкурсной документации по проведению конкурса на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на регулярных (постоянных) пригородных муниципальных маршрутах".
В изданном акте администрация постановила организовать 01.07.2014 проведение конкурса на право заключения договора на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на регулярных (постоянных) пригородных муниципальных маршрутах Александровского района, в том числе по маршрутам: г. Александров - г. Карабаново; г. Александров - г. Карабаново - д. Махра; г. Александров - д. Годуново; г. Александров - д. Мячково (через Самарино) (лот N 2).
Заказчиком конкурса выступила администрация Александровского района, организатором проведения конкурса - МКУ "Управление жилищно- коммунального хозяйства Александровского района".
Извещение о проведении конкурса было размещено 28.05.2014 в газете "Александровский Голос труда" N 22 (880) и на официальном сайте администрации Александровского района.
01.07.2014 состоялось вскрытие конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе на право заключения договоров на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на регулярных (постоянных) пригородных муниципальных маршрутах Александровского района в 2014 году с целью фиксации наличия всех необходимых документов. Претендентами по лоту N 2 выступили ИП Максимов А.И. и ИП Романов М.Н.
В соответствии с протоколом от 15.07.2014 рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе на право заключения договоров на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на регулярных (постоянных) пригородных муниципальных маршрутах Александровского района в 2014 году по лоту N 2 ИП Максимов А.И. и ИП Романов М.Н. были допущены к участию в конкурсе.
16.07.2014 состоялся конкурс путем оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе на право заключения договоров на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на регулярных (постоянных) пригородных муниципальных маршрутах Александровского района в 2014 году. Победителем конкурса по лоту N 2 признан ИП Романов М.Н.
По результатам конкурса между администрацией Александровского района и ИП Романовым М.Н. 22.07.2014 по лоту N 2 заключен соответствующий договор.
ООО "КБ-Транс", не допущенное к указанным торгам по лоту N 1, обжаловало это решение в УФАС по Владимирской области.
Руководствуясь пунктом 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", комиссия УФАС по Владимирской области признала обоснованной жалобу ООО "КБ-Транс" на действия конкурсной комиссии администрации на право заключения договоров на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на регулярных (постоянных) пригородных муниципальных маршрутах Александровского района и допуска на конкурс в 2014 году, выдала конкурсной комиссии - администрации Александровского района Владимирской области предписание об отмене протокола рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе на право заключения договоров на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на регулярных (постоянных) пригородных муниципальных маршрутах Александровского района и допуска на конкурс в 2014 году от 15.07.2014, в срок до 07.08.2014 провести повторную оценку и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе на право заключения договоров на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на регулярных (постоянных) пригородных муниципальных маршрутах Александровского района в соответствии с требованиями документации и положениями о проведении конкурса
04.08.2014 конкурсная комиссия отменила протокол от 15.07.2014 и повторно рассмотрела заявки на участие в открытом конкурсе на право заключения договоров на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на регулярных (постоянных) пригородных муниципальных маршрутах Александровского района в 2014 году. По их итогам ООО "КБ-ТРАНС" допущен к участию в конкурсе по лоту N 1.
Согласно протоколу от 06.08.2014 повторного сопоставления и оценки заявок на участие в открытом конкурсе на право заключения договоров на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на регулярных (постоянных) пригородных муниципальных маршрутах Александровского района в 2014 году заявки на участие в конкурсе по лоту N 2 подали ИП Максимов А.И. и ИП Романов М.Н.
Оба претендента допущены к участию в конкурсе.
Победителем аукциона по лоту N 2 был признан ИП Романов М.Н., как набравший наибольшее количество баллов в соответствии с квалификационными показателями (протокол от 06.08.2014 без номера).
По результатам конкурса между победителем по лоту N 2 ИП Романовым М.Н. и администрацией вновь был заключен договор от 11.08.2014 N 105/14 на перевозку пассажиров автомобильным транспортом Александров - г. Карабаново - д. Махра; г. Александров - д. Годуново; г. Александров - д. Мячково, сроком до 11.08.2017.
В то же время, на момент проведения открытого конкурса и заключения договора с ИП Романовым М.Н. перевозку пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на указанных пригородных маршрутах Александровского района осуществлял ИП Максимов А.И.
Письмом от 12.08.2014 N 01-08.1345 администрация уведомила ИП Максимова А.И. о заключении по результатам конкурса договора с ИП Романовым М.Н. на осуществление перевозок пассажиров по маршрутам: г. Александров - г. Карабаново; г. Александров - г. Карабаново - д. Махра; г. Александров - д. Годуново; г. Александров - д. Мячково и по маршруту: г. Александров - с. Романовское с ИП Романовой В.В. и предложила истцу с 13.08.2014 прекратить деятельность по перевозке пассажиров на названных маршрутах.
Полагая, что включение в постановление администрации от 27.05.2014 N 1252 лота N 2, а также проведение открытого конкурса по данному лоту не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы ИП Максимова А.И., последний обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, незаконных решений и действий (бездействий) государственных органов, входят проверка их соответствия закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения отнесено создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
Статьей 5 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" предусмотрено, что обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется в том числе, посредством установления полномочий и ответственности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; регулирования деятельности на автомобильном, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве; разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения; осуществления деятельности по организации дорожного движения.
В соответствии с пунктом 8 статьи 42 Устава муниципального образования Александровский район к полномочиям администрации района относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах Александровского района.
Согласно пункту 1.4 Положения о конкурсе на право заключения договора на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на регулярных (постоянных) пригородных муниципальных маршрутах, утвержденного решением Совета народных депутатов Александровского района Владимирской области от 23.04.2014 N 559, заказчиком проведения конкурса является администрация Александровского района.
Проанализировав обстоятельства дела, представленные в дело доказательств, суд не нашел оснований для признания недействительным постановления администрации от 27.05.2014 N 1252 "О создании комиссии и утверждении конкурсной документации по проведению конкурса на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на регулярных (постоянных) пригородных муниципальных маршрутах" в части лота N 2.
Вывод суда о принятии обжалуемого постановления администрацией в рамках ее полномочий и отсутствии доказательств нарушения им прав истца базируется на нормах права.
При этом судом принято во внимание, что ИП Максимов А.И. воспользовался своим правом на участие в оспариваемом конкурсе по лоту N 2 и предъявил требование о признании постановления администрации недействительным лишь только после проведения конкурса и признания победителем по лоту N 2 Романова М.Н.
Организация и порядок проведения торгов установлены статьей 448 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
По смыслу указанной нормы в целях признания торгов недействительными доказыванию подлежит наличие совокупности таких элементов, как нарушение положений действующего законодательства при проведении торгов и нарушение прав и законных интересов лица, их оспаривающего.
При этом основанием для признания торгов недействительными выступают нарушения порядка проведения торгов.
Как отмечено в информационном письме Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. N 101 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства", лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством. Нарушения порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы этими нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки.
Судом установлено, что 04.08.2014 состоялось повторное рассмотрение заявок. 06.08.2014 - оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе на право заключения договоров на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на регулярных (постоянных) пригородных муниципальных маршрутах Александровского района в 2014 году.
По результатам оценки было принято решение о признании победителем по лоту N 2 Романова М.Н., с ним заключен договор от 11.08.2014.
На основании анализа обстоятельств дела и представленных в дело доказательств, суд пришел к выводу о соответствии оспариваемого конкурса, в том числе по лоту N 2, требованиям Закона Владимирской области от 06.04.2004 N 18-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Владимирской области" и Положения о конкурсе на право заключения договора на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на регулярных (постоянных) пригородных муниципальных маршрутах, утвержденного решением Совета народных депутатов Александровского района Владимирской области от 23.04.2014 N 559.
Данный вывод является правильным. Материалы дела свидетельствуют о проведении одного конкурса (16.07.2014). Допущенные конкурсной комиссией нарушения были устранены во исполнение предписания УФАС по Владимирской области. Иных нарушений при проведении конкурса не установлено.
Нарушение прав ИП Максимова А.И., принявшего участие в конкурсе, судом также не установлено.
Таким образом, в силу части 3 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд не принимает признание администрацией иска в данной части, как противоречащее закону.
Решение является законным и обоснованным, обстоятельства дела исследованы полно, всесторонне, объективно, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Апелляционным судом отклоняется утверждение о том, что основанием для отмены названного акта является наличие действующего на момент издания постановления договора от 07.05.2013 N 66/13 на перевозку пассажиров с ИП Максимовым А.И., так как решением Арбитражного суда Владимирской области от 11.03.2015 по делу N А11-7711/2014 названный договор признан недействительным как заключенный без проведения торгов.
В силу статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Таким образом, оснований для применения судом статьи 310 Кодекса не имелось. Иных нормативных обоснований исковое заявление не содержит.
Согласно части статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 49, 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 09.12.2014 по делу N А11-8186/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Максимова Александра Ивановича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
Т.С. Родина |
Судьи |
Н.А.Назарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-8186/2014
Истец: Максимов Александр Иванович
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ АЛЕКСАНДРОВСКОГО РАЙОНА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Муниципальное казенное учреждение " Управление жилищно -коммунального хозяйства Александровского района", Романов Михаил Николаевич
Хронология рассмотрения дела:
03.09.2015 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-2867/15
02.04.2015 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-7320/14
09.12.2014 Решение Арбитражного суда Владимирской области N А11-8186/14
17.11.2014 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-7320/14