г. Чита |
|
10 апреля 2015 г. |
Дело N А19-17661/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 8 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 апреля 2015 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Э.В.,
судей Никифорюк Е.О., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щецко Ю.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Коршуновский ГОК" на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 15 января 2015 года по делу N А19-17661/2014 по заявлению 2014 по заявлению Открытого акционерного общества "Коршуновский Горно-обогатительный комбинат" (ОГРН 1023802658714, ИНН 3834002314; место нахождения: 665651, Иркутская обл., Нижнеилимский р-н, г. Железногорск-Илимский, ул. Иващенко, 9А/1) к Государственному учреждению - Иркутское региональное Отделение Фонда социального страхования в лице филиала N 13 (ОГРН 1023801012905, ИНН 3808011062, место нахождения: г. Иркутск, ул. Тимирязева, 35; 666784, г. Усть-Кут, ул. Кирова, д.85а) о признании незаконным бездействия, выразившегося в уклонении от возврата излишне уплаченных взносов на обязательное социальное страхование, и обязании возвратить сумму страховых взносов в размере 10 752 012 руб. 82 коп. (суд первой инстанции: Седых Н.Д.),
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
Открытое акционерное общество "Коршуновский горно-обогатительный комбинат" (далее - ОАО "Коршуновский ГОК", Общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Государственному учреждению - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (филиал N 13) (далее - Фонд, страховщик) о незаконным бездействия, выразившееся в уклонении от возврата излишне уплаченных взносов на обязательное социальное страхование, и обязании возвратить сумму страховых взносов в размере 10 752 012 руб. 82 коп.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 15 января 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии незаконного бездействия Фонда, выраженного в уклонении от возврата излишне уплаченных взносов на обязательное социальное страхование, установив, что фонд не имеет задолженности перед ОАО "Коршуновский ГОК". Приказ N 300/12 от 30.08.2012 "Об установлении надбавки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в установленном законом порядке обществом не оспорен, общество добровольно в течение 2013 года осуществляло перечисление страховых взносов с учетом надбавки 40 процентов.
Общество, не согласившись с решением суда первой инстанции, обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, нарушение норм процессуального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В обоснование требований заявитель апелляционной жалобы указывает на то, что судом первой инстанции необоснованно не приняты во внимание доводы общества о неправомерности расчета надбавки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2013 год в размере 40%, установленной приказом N 300/12 от 30.08.2012.
Суд первой инстанции также не учел, что решение страховщика об установлении надбавки вручено страхователю 10.09.2013, с нарушением установленного срока.
Установление данной надбавки повлекло излишнюю уплату обществом страховых взносов, которая подлежит возврату страхователю.
Общество с целью восстановления законных прав и интересов, нарушенных неправомерно установленной надбавкой к страховому тарифу, 14 августа 2014 года направило в Фонд заявление о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, а также повторно направило уточненные расчеты по форме 4-ФСС за периоды 2013 года. Письмами от 22.08.2014 и от 25.08.2014 фондом отказано в возврате излишне уплаченных страховых взносов, с указанием на невозможность проведения перерасчета надбавки к страховому тарифу на 2013 год.
Судом не приняты во внимание доводы общества о несоблюдении ответчиком установленного законом порядка проверки расчетов, представленных плательщиком страховых взносов. Фондом в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ акты камеральных проверок не составлены, о результатах камеральной проверки расчетов не сообщалось, что свидетельствует о том, что фактов выявления нарушений и ошибок в предоставленных корректировочных расчетах не установлено.
Действующее законодательство предусматривает возможность принятия фондом решения о возврате только на основании заявления плательщика, без составления акта совместной сверки расчетов.
В возражениях на апелляционную жалобу Фонд ссылается на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта, необоснованность доводов апелляционной жалобы, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 04.03.2015.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии с частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, проанализировав доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, изучив материалы дела, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 30 августа 2012 года филиалом N 13 Государственного учреждения - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования издан приказ N 300/12 "Об установлении надбавки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случает на производстве и профессиональных заболеваний", которым ОАО "Коршуновский ГОК" установлена надбавка к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2013 года в размере 40%.
На основании указанного приказа в адрес ОАО "Коршуновский ГОК" фондом социального страхования направлено уведомление от 31.08.2012 о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в котором содержатся сведения об установлении надбавки к страховому тарифу в размере 40% и указано, что с января 2013 года размер страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составляет 2,10%. Также заявителю направлен расчет надбавки.
По мнению заявителя, обществом излишне уплачены суммы страховых взносов в размере 10.752.012 руб. 82 коп.
Считая указанный расчет надбавки необоснованным, общество 14 августа 2014 года направило в адрес фонда социального страхования заявление о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, пени и штрафов по форме 23-ФСС РФ и уточненные расчеты. Государственное учреждение - Иркутское региональное Отделение Фонда социального страхования Филиал N 13 в ответ на указанное заявление о возврате направило обществу письмо с отказом в возврате излишне уплаченных страховых взносов, а также письмо с указанием на невозможность проведения перерасчета надбавки к страховому тарифу на обязательное страхование от несчастных случает на производстве и профессиональных заболеваний на 2013 год.
Общество, считая, что указанное бездействие, выразившееся в уклонении от возврата излишне уплаченных взносов на обязательное социальное страхование, не соответствует требованиям законодательства в сфере обязательного социального страхования и нарушает его права и законные интересы, обратилось в суд с заявлением.
Суд апелляционной инстанции полагает решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу общества не подлежащей удовлетворению, исходя из следующего.
Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, и верно применены нормы материального права.
В силу положений статей 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания арбитражным судом недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение оспариваемыми действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции в том, что Фондом не допущено незаконного бездействия в виде уклонения от возврата излишне уплаченных взносов на обязательное социальное страхование, исходя из следующего.
Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) устанавливает правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 17 Закона N 125-ФЗ предусмотрено, что страхователь обязан в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Закона N 125-ФЗ страховщик (Фонд социального страхования в лице своих территориальных отделений) имеет право устанавливать страхователям в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, надбавки и скидки к страховому тарифу для уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В пункте 1 статьи 22 Закона N 125-ФЗ указано, что страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком. Размер указанной скидки или надбавки рассчитывается по итогам работы страхователя за три года и устанавливается страхователю с учетом состояния охраны труда и расходов на обеспечение по страхованию. Размер установленной скидки или надбавки не может превышать 40% страхового тарифа, установленного страхователю.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 N 524, вступившим в силу 13.06.2012, утверждены Правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - Правила N 524).
Пунктом 10 Правил N 524 предусмотрено, что размер скидки или надбавки рассчитывается страховщиком на очередной финансовый год в текущем финансовом году и устанавливается с 1 января очередного финансового года.
Согласно пункту 3 Правил N 524 размер скидки и надбавки рассчитывается страховщиком в соответствии с методикой расчёта скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и страховщиком.
До утверждения Методики расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 01.08.2012 N 39н, вступившая в законную силу 16.09.2012, расчет и установление скидок и надбавок к страховым тарифам на 2013 год осуществлялся в соответствии с постановлениями Фонда социального страхования РФ от 05.02.2012 N 11 "Об утверждении Методики расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и от 22.03.2002 N 32 "Об утверждении Порядка представления страхователями сведений для установления скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в части не противоречащей Правилам N 524, имеющим большую юридическую силу. Правила N 524 утверждены Постановлением Правительства РФ и приняты в соответствии с Федеральным законом N 125-ФЗ, постановление же Фонда социального страхования РФ принято во исполнение постановления Правительства РФ.
В связи с тем, что не определен срок, в течение которого должна быть утверждена методика расчета надбавок в 2012 году к страховому тарифу на 2013 года расчет надбавки Фонд социального страхования произвел с учетом нормативных актов, регламентирующих указанные отношения. Применена Методика расчет скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, действующая на 30.08.2012 г. в части не противоречащей Постановлению Правительства, утверждающему Правила N 524 и Федеральному закону N 125-ФЗ.
Значения основных показателей, указанных в п.2 Методики по видам экономической деятельности, соответствующие Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД", рассчитываются и утверждаются страховщиком по согласованию с Министерством труда и социальной защиты РФ в соответствии с п.6 Правил N 524 не позднее 1 июня текущего календарного года.
На 2013 год размеры средних показателей по видам экономической деятельности утверждены Постановлением Фонда социального страхования РФ от 31.05.2012 N 122.
Таким образом, производя расчет надбавки к страховому тарифу на 2013 год для страхователя ОАО "Коршуновский ГОК" филиал N 13 регионального отделения Фонда учитывал пункт 9 Правил N 524, в соответствии с которыми решение об установлении страхователю надбавки на очередной финансовый год принимается страховщиком не позднее 1 сентября текущего финансового года, об установлении скидки - не позднее 1 декабря текущего финансового года.
Расчет надбавки к страховому тарифу страхователю ОАО "Коршуновский ГОК" Фондом социального страхования произведен своевременно и приложен к приказу N 300/12 от 30.08.2012. Данные, необходимые для расчета скидки и надбавки, предоставляются страховщиком страхователю по его требованию.
Пунктом 9 Правил N 524 предусмотрено, что обоснованное решение страховщика об установлении, либо отказе в установлении скидки или надбавки в 5-дневный срок со дня его принятия вручается страхователю или его представителю под расписку или направляется страхователю иным способом, свидетельствующим о дате его получения страхователем или его представителем.
Приказ N 300/12 от 30.08.2012 "Об установлении надбавки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случает на производстве и профессиональных заболеваний" направлен ОАО "Коршуновский ГОК" заказным письмом с уведомлением 05.09.2012 и получен страхователем 10.09.2012. Ссылка заявителя апелляционной жалобы на несоблюдение срока направления страхователю решения фонда об установлении надбавки опровергается материалами дела.
Все разногласия, возникающие между страховщиком и страхователем по вопросу установления скидок или надбавок, рассматриваются в судебное порядке.
ОАО "Коршуновский ГОК" установление надбавки не оспорено, в течение 2013 года страхователь осуществлял перечисление страховых взносов с учетом надбавки 40%.
23 мая 2014 года ОАО "Коршуновский ГОК" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании бездействия Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования, выразившегося в отказе от приема уточненных расходов за период 2013 года. Решением Арбитражного суда Иркутской области от 31 июля 2014 года по делу N А19-8559/2014, вступившим в законную силу, отказано ОАО "Коршуновский ГОК" в удовлетворении заявленных требований.
При рассмотрении дела N А19-8559/2014 судом установлено, что в течение 2013 года страхователь ОАО "Коршуновский ГОК" осуществлял перечисление страховых взносов с учетом надбавки 40% в адрес регионального отделения Фонда добровольно и законодательством, регулирующим правоотношения в области обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не предусмотрено право страхователя предоставлять уточненные сведения формы 4-ФСС "расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" с целью снизить размер надбавки к страховому тарифу.
Несмотря на указанное решение суда, ОАО "Коршуновский ГОК" 14.08.2014 вновь обратилось в Филиал N 13 Фонда социального страхования с заявлением о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов по форме 23-ФСС РФ, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 04.12.2013 N 712н.
Филиалом N 13 регионального отделения 22.08.2014 направлено письмо об отсутствии перед ОАО "Коршуновский ГОК" задолженности и невозможности возврата уплаченных страховых взносов. 25.08.2014 направлено письмо ОАО "Коршуновский ГОК" о порядке предоставления уточненных расчетов с разъяснениями о том, что внесении уточненных сведений в форму 4-ФСС предусмотрено только для раздела I "Расчет по начисленным, уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и произведенными расходами", а внесение изменений в раздел II "Расчет по начисленным, уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходов на выплату страхового обеспечения" действующим законодательством не предусмотрен.
Довод заявителя о несоблюдении Филиалом N 13 регионального отделения Фонда социального страхования установленного законом порядка проверки расчетов обоснованно отклонен судом первой инстанции. В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" действие данного Федерального закона не распространяется на правоотношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, за исключением положений статей 18-23, 25-27 данного Федерального закона, применяемых к указанным правоотношениям в части не противоречащей Федеральному закону N 125-ФЗ, а также на правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, которые регулируются федеральными законами о соответствующих конкретных видах обязательного социального страхования.
Суд апелляционной инстанции также учитывает, что действия (бездействия) фонда по уточненным расчетам не являются предметом спора.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае неправомерного бездействия в виде уклонения от возврата излишне уплаченных взносов на обязательное социальное страхование, Фондом не допущено.
Обществом страховые взносы за 2013 год уплачены исходя из страхового тарифа с учетом надбавки, установленной страховщиком. Решение об установлении надбавки к страховому тарифу, расчет надбавки были получены обществом, в установленном порядке не оспорены. При этом обоснованность расчета надбавки к страховому тарифу на обязательное страхование от несчастных случает на производстве и профессиональных заболеваний в предмет рассмотрения настоящего дела не входит.
Судом установлено, что Фонд социального страхования не имеет задолженности перед ОАО "Корщуновский ГОК", что подтверждается представленными в материалы дела документами, а также письмами Фонда от 22.08.2014 и 25.08.2014. При этом обществом не доказано наличие переплаты по страховым взносам в указанном им размере.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии со стороны Фонда незаконного бездействия по возврату страховых взносов и нарушения им прав и законных интересов заявителя, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных обществом требований.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают правильных выводов суда первой инстанции.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.
На основании части 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение между сторонами судебных расходов, в том числе судебных расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной жалобы, распределяются по аналогичным правилам (часть 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании вышеуказанной нормы права, с учетом отказа в удовлетворении апелляционной жалобы, судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1500 руб. подлежат отнесению на общество.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 3 марта 2015 года обществу предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до вынесения решения по апелляционной жалобе, которая подлежит взысканию с общества в доход федерального бюджета.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 15 января 2015 года по делу N А19-17661/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Открытого акционерного общества "Коршуновский Горно-обогатительный комбинат" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Иркутской области.
Председательствующий |
Э.В. Ткаченко |
Судьи |
Е.О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-17661/2014
Истец: ОАО "Коршуновский ГОК"
Ответчик: Государственное учреждение-Иркуткое региональное отделение Фонда социального страхования РФ (Филиал N13)
Хронология рассмотрения дела:
28.09.2015 Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5660/15
12.08.2015 Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4827/15
22.06.2015 Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3689/15
10.04.2015 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1098/15
15.01.2015 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-17661/14