13 апреля 2015 г. |
Дело N А79-7340/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена "06" апреля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме "13" апреля 2015 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Насоновой Н.А.,
судей Казаковой Н.А., Назаровой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Поповой О.О.,
при участии в судебном заседании:
от истца (заявителя) - открытого акционерного общества "Содружество" - Дашкова А.Л. по доверенности от 27.02.2015, сроком действия 1 год; Станкевича А.В. по доверенности от 27.02.2015, сроком действия 1 год; Комарова Р.В. - по доверенности от 12.01.2015, сроком действия по 31.12.2015;
от ответчика - Министерство финансов Чувашской Республики - Мандравиной Т.Н. по доверенности от 12.01.2015, сроком действия по 31.12.2015; Семеновой А.В. по доверенности от 16.10.2014, сроком действия 1 год; Волковой Н.В. по доверенности от 12.01.2015, сроком действия по 31.12.2015;
от третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования:
Кабинета Министров Чувашской Республики - Волковой Н.В. по доверенности от 12.01.2015, сроком действия по 31.12.2015;
Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики - полномочный представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Содружество" на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 15.12.2014 по делу N А79-7340/2014, принятое судьей Яковлевой Г.Н.,
по иску открытого акционерного общества "Содружество" к Министерству финансов Чувашской Республики о взыскании убытков в размере 85 665 570 руб.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "СОДРУЖЕСТВО" (далее - ОАО "Содружество") обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с иском к Министерству финансов Чувашской Республики (далее - Минфин ЧР) о взыскании убытков в сумме 85 665 570 руб., представляющих собой не покрытые субсидией потери истца, возникшие в результате государственного (республиканского) регулирования тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, которые в силу пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" должны быть возмещены перевозчику за счет средств бюджета соответствующего уровня.
Ответчик - Минфин Чувашии иск не признал.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 15.12.2014 по делу N А79-7340/2014 в удовлетворении исковых требований ОАО "Содружество" отказано.
Не согласившись с принятым решением, ОАО "Содружество" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить принятый судебный акт на основании пунктов 3, 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права.
Заявитель не согласен с выводом суда о том, что государственное регулирование тарифов на пригородные перевозки железнодорожным транспортом в Чувашской Республике в 2011 году не осуществлялось.
Также заявитель не согласен с выводом суда о том, что истцом в материалы дела не представлены доказательства факта причинения убытков и причинной связи между действиями (бездействием) ответчика и убытками истца.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы жалобы поддержал, считает решение суда незаконным и подлежащим отмене. Заявил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств: договора аренды подвижного состава с экипажем N 115 НЮ от 28.01.2011, договора аренды подвижного состава с экипажем N 116 НЮ от 28.01.2011, договора сублизинга N117 НЮ от 28.01.2011, договора сублизинга N3076 НЮ от 18.07.2011, договора N 122 НЮ от 28.01.2011 об оказании услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
Судом апелляционной инстанции ходатайство заявителя о приобщении к делу дополнительных доказательств рассмотрено и отклонено ввиду отсутствия оснований, предусмотренных частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители ответчика и третьего лица - Кабинета Министров Чувашской Республики в судебном заседании и в отзыве от 05.03.2015 указали, что с жалобой не согласны, считают решение суда законным и обоснованным.
Представитель третьего лица - Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики - в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, в отзыве от 12.03.2015 возразил против доводов жалобы, считает решение суда законным и не подлежащим отмене.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие третьего лица - Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики. Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 19.04.2011 ОАО "Содружество" (исполнитель) и Кабинет Министров Чувашской Республики (заказчик) заключили соглашение об организации транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Чувашской Республики в 2011 году, по условиям которого исполнитель принял на себя обязательство обеспечить движение пригородных поездов на территории Чувашской Республики согласно параметрам движения, определенным соглашением, а заказчик - рассмотреть вопрос о компенсации части потерь в доходах в пределах средств республиканского бюджета Чувашской Республики, предусмотренных на указанные цели Законом Чувашской Республики "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов" в случае, если действующие тарифы установлены ниже экономически обоснованных значений.
В тот же день, 19.04.2011, Минстрой Чувашии и ОАО "Содружество" заключило соглашение о предоставлении субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на компенсацию части потерь в доходах, согласно которому министерство обязалось в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования перечислять истцу субсидии при условии предоставления истцом отчета о недополученных доходах в срок до 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Размер субсидии согласован сторонами в объеме 12 000 000 руб. (пункт 1 соглашения).
Дополнительным соглашением от 21.12.2011 стороны увеличили размер субсидии до 27 600 000 руб.
ОАО "Содружество", ссылаясь на непокрытие полученной компенсацией убытков от перевозки льготных пассажиров в 2011 году, обратилось в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований ОАО "Содружество", суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта, относится реализация субъектом Российской Федерации права на государственное регулирование тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении. При реализации субъектом Российской Федерации права на государственное регулирование тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, у последнего возникает обязанность по возмещению перевозчику убытков за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законами или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров или багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Данная правовая норма корреспондирует с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", в соответствии с которым потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" установлен Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок. В названный Перечень включены перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по согласованию с Министерством путей сообщения Российской Федерации (железными дорогами), при условии возмещения убытков, возникающих вследствие регулирования тарифов, за счет соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 22 Закона Чувашской Республики 07.12.2009 N 71 "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" из республиканского бюджета Чувашской Республики предоставляются субсидии в случаях, порядке, размерах и на условиях, установленных настоящим Законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Кабинета Министров Чувашской Республики, в том числе на компенсацию части потерь в доходах организациям железнодорожного транспорта в связи с:
-государственным регулированием тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Чувашской Республики;
-предоставлением бесплатного проезда железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Чувашской Республики участникам и инвалидам Великой Отечественной войны и сопровождающим их лицам в период проведения мероприятий, связанных с празднованием 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов;
-принятием решений об установлении льгот по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении.
По правилам статьи 8 Федерального закона N 17-ФЗ от 10.01.2003 "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В целях совершенствования государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок постановлением Правительства Российской Федерации N 643 от 05.08.2009 утверждено Положение о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, согласно пункту 9 которого тарифы, сборы и плата применительно к конкретному субъекту регулирования в соответствии с перечнем работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством, устанавливаются органами регулирования.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 239 от 07.03.1995 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" утвержден Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок. В данный Перечень включены перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по согласованию с Министерством путей сообщения Российской Федерации (железными дорогами) и при условии возмещения убытков, возникающих вследствие регулирования тарифов за счет соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно указанным правовым нормам обязанность субъекта Российской Федерации по возмещению расходов перевозчика обусловлена самим фактом установления государственного регулирования тарифа на пригородные железнодорожные перевозки.
Между тем в 2011 году государственное регулирование тарифов на пригородные перевозки железнодорожным транспортом в Чувашской Республике не осуществлялось.
Ссылка истца на письмо Кабинета Министров Чувашской Республики N 02/09-10102 от 31.12.2010 обоснованно отклонена судом, как не имеющая отношения к настоящему спору. Данное письмо адресовано не истцу, а Горьковской железной дороге - филиалу ОАО "Российский железные дороги", осуществлявшей перевозку пассажиров в пригородном направлении на территории Чувашской Республики в 2010 году и получавшей субсидии из республиканского бюджета Чувашской Республики в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 01.07.2010 N 200.
Таким образом, ОАО "Содружество", как организация, осуществлявшая перевозку пассажиров пригородным железнодорожным транспортом в 2011 году, приобрело право на возмещение расходов, понесенных ею в связи с такой перевозкой на условиях, определенных соглашениями от 19.04.2011, то есть в размере 27 600 000 руб. Указанная субсидия полностью перечислена истцу из республиканского бюджета, данный факт истцом не оспаривается.
При расчете заявленной к возмещению суммы убытков истцом включены выпадающие доходы от перевозки федеральных льготников, однако заявление о привлечении в качестве соответчика Российской Федерации от истца не поступало.
В соответствии со статьями 15 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, заявляющее требование о взыскании убытков, должно доказать факт причинения вреда, причинную связь между действиями (бездействием) ответчика и понесенными убытками, а также подтвердить размер убытков.
Таким образом, оценивая фактические обстоятельства дела, принимая во внимание положение закона, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии причинной связи между действиями ответчика и убытками истца, поэтому требование истца о возмещении убытков, возникших не в связи с государственным регулированием тарифов, не подлежит удовлетворению. В связи с этим в удовлетворении иска ОАО "Содружество" правомерно отказано.
Доводы апелляционной жалобы ОАО "Содружество" были предметом проверки судом первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, и они обоснованно отклонены. Каких-либо новых обстоятельств, влияющих на законность и обоснованность оспариваемого судебного акта, в апелляционной инстанции не установлено. Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в качестве безусловного основания для отмены решения суда, при разрешении спора не допущено. Оснований для отмены решения Арбитражного суда Чувашской Республики от 15.12.2014 не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 15.12.2014 по делу N А79-7340/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Содружество" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Н.А. Насонова |
Судьи |
Н.А. Назарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-7340/2014
Истец: ОАО "СОДРУЖЕСТВО"
Ответчик: Министерство финансов Чувашской Республики
Третье лицо: Кабинет Министров Чувашской Республики, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики
Хронология рассмотрения дела:
27.08.2015 Определение Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-3392/2015
27.08.2015 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-2353/15
26.08.2015 Определение Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-3392/15
13.04.2015 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-596/15
15.12.2014 Решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-7340/14