г. Санкт-Петербург |
|
16 апреля 2015 г. |
Дело N А21-9208/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 апреля 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Лопато И.Б., Толкунова В.М.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Цубановой К.А.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от ответчика: Яковлевой Г.А. по доверенности от 23.03.2015, Баушевой Л.В. по доверенности от 19.03.2015
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3113/2015) ООО "Альтернатива" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 26.12.2014 по делу N А21-9208/2014 (судья Залужная Ю.Д.), принятое
по заявлению Службы по контролю качества медицинской помощи и лицензированию К/о
к ООО "Альтернатива"
о привлечении к административной ответственности
установил:
Служба по контролю качества медицинской помощи и лицензированию Калининградской области (место нахождения: Калининград, ул. Д. Донского, 1) (далее - Служба, административный орган, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Альтернатива" (место нахождения: Калининград, ул. Подполковника Емельянова, 144) (далее - ООО "Альтернатива", Общество, лицо, привлекаемое к ответственности) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 26.12.2014 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Общество просит решение отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представители Общества поддержали позицию, изложенную в апелляционной жалобе.
Представитель Службы в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, в связи с чем апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие его представителя.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании утвержденного Плана проведения проверок на 2014 год, Службой проведена плановая выездная проверка соблюдения Обществом обязательных лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 24.10.2014 N 124-в, составленном в присутствии законного представителя Общества.
28.10.2014 в отношении ООО "Альтернатива" составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Служба в порядке части 3 статьи 23.1 КоАП РФ обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Основанием для обращения с заявлением послужило выявление в ходе проверки нарушений лицензионных требований, установленных Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291, (далее - Положение о лицензировании), а именно:
1) В нарушение подпункта "б" пункта 4 и подпункта "а" пункта 5 оснащение медицинскими изделиями (оборудованием, аппаратами, приборами, инструментами) кабинетов врачей офтальмолога, оториноларинголога и хирурга не полной мере соответствует требованиям стандарта оснащения, указанным в Порядках оказания медицинской помощи при заболеваниях соответствующего профиля.
Так, в момент проведения проверки (при осмотре кабинетов) отсутствуют следующие медицинские изделия:
- кабинет врача офтальмолога: диафаноскоп, экзофтальмометр, набор диагностических офтальмологических линз для непрямой офтальмоскопии, пинцеты офтальмологические, копье, скальпель микрохирургический, ножницы микрохирургические. - Приложение N 6 к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению при заболеваниях глаза, его придаточного аппарата и орбиты, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12 ноября 2012 г. N902н;
- кабинет врача оториноларинголога; лупа бинокулярная, воронка Зигля, эхосинускоп, аудиометр импедансный - Приложение N 3 к Порядку оказания медицинской помощи населению по профилю "оториноларингология", утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12 ноября 2012 г. N 905н;
- кабинет врача хирурга: ростомер, радиохирургический нож, стол операционный, холодильник, весы, сейф для хранения лекарственных препаратов - Приложение N 3 к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "хирургия", утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 ноября 2012 г. N 922н.
2) В нарушение подпункта "д" пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности отсутствуют (в ходе проверки не представлены) документы о послевузовском и (или) дополнительном профессиональном образовании, или стаже работы по специальности свыше 10 лет по специальности "профпатология" Т.В. Копыловой и Л.Г. Лузиной.
3) В нарушение подпункта "в" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности и подпункта "а" пункта 17 раздела IV Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 4 октября 2012 года N 1006, в договоре об оказании платных медицинских услуг, представленном Обществом, отсутствуют следующие сведения:
- перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность Общества в соответствии с лицензией;
- адрес места нахождения и телефон лицензирующего органа, выдавшего лицензию на осуществление медицинской деятельности.
4) В нарушение подпункта "б" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности Обществом контроль за безопасностью медицинской деятельности (за организацией лечебно-диагностических мероприятий) осуществляется не в полном объеме, а именно:
в момент проверки выявлено осуществление Обществом хранения лекарственных препаратов, используемых при осуществлении медицинской деятельности, с нарушением режима хранения, указанного в инструкции:
- в помещении для медицинских манипуляций кабинета врача-хирурга в шкафу для хранения медикаментов при стеклянных дверцах хранятся препараты, требующие хранения в защищенном от света месте: лидокаин раствор для инъекций 20 мг/мл 10 ампул по 2 мл, РУП "Белмедпрепараты", серия 1240614, годен до 07.2016 г.; натрия хлорид раствор для инъекций 0,9% 10 ампул по 10 мл, ОАО "Мосхимпрепараты" им. Н.А. Семашко, серия 1511011, годен до 11.2016;
Кроме того, в процедурном кабинете психогигрометр расположен (висит) у входной двери, на расстоянии менее 3 м от двери.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в связи с чем привлек Общество к административной ответственности с назначением наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет административную ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 4 и подпунктом "а" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, одним из лицензионных требованиях, предъявляемых к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, является, в том числе, наличие принадлежащих лицензиату на праве собственности или на ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в установленном порядке (подпункт б пункта 4);
- соблюдение порядков оказания медицинской помощи; (подпункт а пункта 5).
Частью 1 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи.
Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее видам, профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и включает в себя, в том числе, стандарт оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений.
Как установлено судом и не отрицается Обществом, на момент проведения проверки отсутствовала часть необходимого оборудования и инструментов. В обоснование своих доводов Общество ссылается на наличие у него аналогов и документов о приобретении оборудования и инструментов.
Вместе с тем, как обоснованно указано судом первой инстанции, вышеуказанными ненормативными актами не предусмотрена замена медицинского оборудования по усмотрению организации, оказывающей медицинские услуги, а документы о приобретении при отсутствии медицинских изделий на момент проверки в кабинетах врачей сами по себе не свидетельствует о соблюдении лицензионных требований.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, одним из лицензионных требованиях, предъявляемых к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, является, в том числе, наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 07.07.2009 N 415н утверждены Квалификационные требования к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, согласно которым к специалистам по специальности "профпатология" предъявляются следующие квалификационные требования: Специальность "Профпатология":
Уровень профессионального образования - Высшее профессиональное образование по одной из специальностей: "Лечебное дело", "Педиатрия".
Послевузовское профессиональное образование или дополнительное образование - Ординатура по специальности "Профпаталогия" или профессиональная переподготовка по специальности "Профпатолиния" при наличии послевузовского профессионального образования по одной из специальностей: "Терапия", "Общая врачебная практика (семейная медицина)".
Дополнительное профессиональное образование - Повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности.
В приказе о проведении плановой проверки Обществу указано на обязанность предоставить документы, подтверждающие стаж работы врачей по соответствующим специальностям, а также документы, подтверждающие их квалификацию, поскольку данная обязанность вытекает из лицензионных требований.
В ходе проверки Обществом указанная обязанность не исполнена, между тем Обществом представлены подтверждающие документы в материалы дела. По этому эпизоду событие правонарушения отсутствует, однако это не привело к принятию неправильного решения.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, одним из лицензионных требованиях, предъявляемых к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, является, в том числе, соблюдение установленного порядка предоставления платных медицинских услуг.
Согласно части 7 статьи 84 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" порядок и условия предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг пациентам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2012 г. N 1006 утверждены Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, которые определяют порядок и условия предоставления медицинскими организациями гражданам платных медицинских услуг, в соответствии с вышеуказанными Правилами договор должен содержать сведения, указанные в пункте 17 Правил.
Как установлено судом, имеющийся в материалах проверки проект договора об оказании платных медицинских услуг не содержит сведений, указанных в пункте 17 Правил.
Обществом о фальсификации указанного доказательства не заявлено, в связи с чем оно принято судом в качестве надлежащего. Представленный в материалы дела Обществом иной текст договора, свидетельствует об устранении Обществом нарушений, что не освобождает его от ответственности за выявленные нарушения.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, одним из лицензионных требованиях, предъявляемых к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, является, в том числе, соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
Статьей 90 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что органами, организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения осуществляется внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в порядке, установленном руководителями указанных органов, организаций.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 N 706н утверждены Правила хранения лекарственных средств, которые устанавливают требования к помещениям для хранения лекарственных средств для медицинского применения, регламентируют условия хранения указанных лекарственных средств и распространяются на медицинские и иные организации, осуществляющие деятельность при обращении лекарственных средств, имеющие лицензию на медицинскую деятельность.
В соответствии с пунктом 24 Правил лекарственные средства, требующие защиты от действия света, хранятся в помещениях или специально оборудованных местах, обеспечивающих защиту от естественного и искусственного освещения.
Лекарственные препараты для медицинского применения, требующие защиты от действия света, упакованные в первичную и вторичную (потребительскую) упаковку, следует хранить в шкафах или на стеллажах при условии принятия мер для предотвращения попадания на указанные лекарственные препараты прямого солнечного света или иного яркого направленного света (использование светоотражающей пленки, жалюзи, козырьков и др.) (п. 26 Правил).
Податель жалобы ссылается на то, что обнаруженные при проверке лекарственные препараты не хранились Обществом, а были принесены с собой пациентом. Между тем допустимых доказательств, достоверно свидетельствующих об этом, Обществом не представлено.
Помещения для хранения лекарственных средств должны быть оснащены приборами для регистрации параметров воздуха (термометрами, гигрометрами (электронными гигрометрами) или психрометрами). Измерительные части этих приборов должны размещаться на расстоянии не менее 3 м от дверей, окон и отопительных приборов. Приборы и (или) части приборов, с которых производится визуальное считывание показаний, должны располагаться в доступном для персонала месте на высоте 1,5-1,7 м от пола (п. 7 Правил).
Обществом нарушение п. 7 Правил не отрицается, Общество ссылается на устранение выявленных нарушений.
Доводы Общества о незаконности проверки были оценены судом первой инстанции и правомерно отклонены.
04.08.2014 Обществу переоформлена ранее выданная (22.05.2013) лицензия в связи с увеличением объема оказываемых услуг: клиническая лабораторная диагностика и рентгенология.
Однако как следует из акта проверки и не оспаривается самим Обществом, данный вид деятельности в плановую проверку не включен.
Что касается оказания иных видов медицинских услуг, то согласно Перечню видов деятельности в сфере здравоохранения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 944 от 23.11.2009, органы, осуществляющие лицензирование медицинской деятельности вправе проверять оказание амбулаторно-поликлинической медицинской помощи не чаще 1 раза в год.
Данный срок Службой по контролю не нарушен.
Апелляционный суд не находит правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда.
Судом апелляционной инстанции также проверено соблюдение Службой и судом первой инстанции процедуры привлечении заявителя к административной ответственности и не выявлено существенных нарушений.
Общество привлечено к административной ответственности в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока, размер штрафа с учетом положений статьи 4.1 КоАП РФ назначен в минимальном размере, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Податель жалобы также ссылается на малозначительность совершенного им административного правонарушения.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
Однако, Общество не приводит подтвержденной надлежащими доказательствами исключительности обстоятельств, повлекших правонарушение.
Правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, носит формальный характер, для привлечения к ответственности по данной норме не имеют значения мотивы невыполнения Обществом своих обязанностей.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 26.12.2014 по делу N А21-9208/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Сомова |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-9208/2014
Истец: Служба по контролю качества медицинской помощи и лицензированию К/о
Ответчик: ООО "Альтернатива"
Хронология рассмотрения дела:
02.02.2016 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-29475/15
21.09.2015 Определение Арбитражного суда Калининградской области N А21-9208/14
16.04.2015 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-3113/15
26.12.2014 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-9208/14