г. Самара |
|
27 апреля 2015 г. |
А65-30823/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 апреля 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Драгоценновой И.С., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кислицыной А.В.,
при участии:
от Межрайонной Инспекции ФНС России N 6 по Республике Татарстан - представителя Чукаевой Н.Б. (доверенность от 12.01.2015),
индивидуальный предприниматель Додонова Светлана Радиковна - не явилась, извещена,
от Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Татарстан апелляционную жалобу Межрайонной Инспекции ФНС России N 6 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 февраля 2015 года по делу N А65-30823/2014 (судья Латыпов И.И.),
по заявлению индивидуального предпринимателя Додоновой Светланы Радиковны, Республика Татарстан, г. Казань,
к Межрайонной Инспекции ФНС России N 6 по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
при участии третьего лица - Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 6 по РТ от 26 сентября 2014 г. N 2.12-0-13/5640,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Додонова Светлана Радиковна (далее по тексту - заявитель) обратилась в суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан (далее по тексту - ответчик) о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 6 по РТ от 26 сентября 2014 N 2.12-0-13/5640.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 февраля 2015 года заявление удовлетворено частично, признано недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 6 по Республике Татарстан о привлечении индивидуального предпринимателя Додоновой Светланы Радиковны к налоговой ответственности N 2.12-0-13/5640 от 26.09.2014 в части доначисления к уплате земельного налога за 2013 год в сумме 260 472 рубля, соответствующих ему сумм штрафа и пени. В удовлетворении остальной части заявления отказано. Межрайонной ИФНС России N 6 по Республике Татарстан вменено в обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Додоновой Светланы Радиковны.
В апелляционной жалобе налоговый орган просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 февраля 2015 года по делу N А65-30823/2014 и принять по делу новый судебный акт. Налоговый орган указывает на законность обжалуемого решения Инспекции и возможность применения измененной кадастровой стоимости земельного участка, в данном случае, лишь с 01.01.2014 года.
В судебном заседании представитель налогового органа апелляционную жалобу поддержал, просил ее удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания арбитражного суда апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 16:16:120132:125, общей площадью 13 820 кв.м., расположенный по адресу: г. Казань, ул. Мамадышский тракт, 61.
ИП Додоновой СР. 03.02.2014 была представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2013 г. Сумма налога, исчисленная к уплате на основании представленной налоговой декларации, составила 272 775 руб.
21.02.2014 г. представлена уточненная налоговая декларация N 1 по земельному налогу за 2013 г. Сумма налога, исчисленная к уменьшению на основании представленной налоговой декларации составила 24 695 руб.
22.04.2014 г. представлена уточненная налоговая декларация N 2 по земельному налогу за 2013 г. Сумма налога, исчисленная к уменьшению на основании представленной налоговой декларации, составила 110 176 руб.
Поскольку согласно данным, полученным налоговым органом от органов Росреестра по РТ, изменения в сведения о кадастровой стоимости земельного участка 16:16:120132:125 на основании решения суда внесены 08.02.2013 г., налоговый орган пришел к выводу о занижении обществом налоговой базы за 2013 год на 311 895 руб.
В результате проверки налоговый орган пришел к выводу о том, что в 2013 году земельный налог следовало исчислить исходя из кадастровой стоимости в размере 59 311 847 руб., утвержденной Постановлением Кабинета Министров РТ N 1102 от 24.12.2010, а не исходя из решения суда, вступившего в законную силу в 2013 году.
В соответствии со ст.88 НК РФ налоговым органом была проведена камеральная налоговая проверка, по результатам которой был составлен Акт N 2.12-0-13/4640 от 04.08.2014 г., вынесено решение N 2.12-0-13/5640, которым заявитель привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст. 122 НК РФ, в виде взыскания штрафа в размере 6 237,90 и предложено уплатить сумму недоимки по земельному налогу в размере 311 895 руб., а также уплатить соответствующие суммы пени в размере 33 896,49 руб.
Решением Межрайонной Инспекцией ФНС России N 6 от 26 сентября 2014 года индивидуальному предпринимателю Додоновой С.Р. была доначислена недоимка по земельному налогу в сумме 311 895 рублей, пеня в сумме 33 896,49 рублей, а также штраф в сумме 6 237,90 рублей.
Не согласившись с решением ответчика, заявитель обратился с жалобой в УФНС России по РТ. Решением УФНС по РТ от 21.11.2014 года решение Межрайонной Инспекцией ФНС России N 6 от 26 сентября 2014 года было оставлено без изменения.
Считая, что решение ответчика нарушает права и интересы заявителя в сфере предпринимательской и экономической деятельности, заявитель обратился в суд.
При принятии судебного акта, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Плательщиками земельного налога, в силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ, признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Исходя из пункта 1 статьи 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Кодекса).
Частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 этой статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
В соответствии с пунктом 14 статьи 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Правовое регулирование земельного налога, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 03.02.2010 N 165-О-О от 01.03.2011 и от N 275-О-О, носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения, оно должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков; иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.
Положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения. Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 НК РФ должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным НК РФ. Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В положениях статьи 66 ЗК РФ закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка - либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости. Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно абзацу 4 пункта 2.2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 также определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
При этом, согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязании органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В случае изменения кадастровых сведений, ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ).
Кадастровый учет в связи с изменением в пункте 11 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
В данном случае судом установлено и материалами дела подтверждается, что решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.12.2012 г. по делу N А65-12737/2012 установлена кадастровая стоимость для земельного участка с кадастровым номером 16:16:120132:125 в размере 1 818 500 руб. с обязанием внесения в государственный реестр изменений в сведения о стоимости земельного участка.
Решение суда по делу N А65-12737/2012 исполнено, кадастровая стоимость земельного участка с вышеуказанным кадастровым номером в соответствии с решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.12.2012 г. внесена в кадастр 08.02.2013 г., что следует из письма Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан от 25.06.2014 г. N7658-13.
Как видно из материалов проверки, в 2013 году налоговая ставка за первые 2 месяца составляла 1,5 %, в судебном заседании стороны подтвердили, что этими месяцами были январь и февраль 2013 г. За остальные 10 месяцев налоговая ставка равнялась 0,61%.
Поскольку изменения в Государственный кадастр недвижимости по решению суда по данному земельному участку были внесены 08.02.2013 г., размер земельного налога, подлежащий уплате в бюджет исходя из кадастровой стоимости, установленной Постановлением Кабинета Министров РТ N 1102 от 24.12.2010 г., исчисляется только за 1 месяц - январь 2013 года, и составляет 74 154 руб. 50 коп. (148309:2).
За остальные 11 месяцев 2013 года земельный налог подлежит уплате исходя из кадастровой стоимости, установленной решением Арбитражного суда РТ от 06.12.2012 г. по делу N А65-12737/2012. За февраль 2013 года размер налога составляет 22 731 руб. 50 коп. (45463 : 2), за остальные 10 месяцев - 92 441 руб. (по декларации заявителя).
Таким образом, общая сумма земельного налога, подлежащая уплате заявителем в бюджет в 2013 году, составляет 189 327 руб. (74154,50 + 22 731,50 + 92 441).
Налогоплательщиком уплачен налог в сумме 137 904 руб. Сумма доначисленного налога в таком случае должна сосьавлять 51 423 руб. (189 327 - 137 904), а не 311 895 руб., как исчислено в обжалуемом решении налогового органа.
Следовательно, доначисление земельного налога в сумме 260 472 руб., а также соответствующих суммы пени и штрафа является неправомерным и требования заявителя обоснованно удовлетворены судом в данной части.
Выводы суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении остальной части заявления, налогоплательщиком не обжалуются, возражений по ним в суде апелляционной инстанции не приведено.
Ссылки в апелляционной жалобе налогового органа о необходимости применения измененной кадастровой стоимости спорного земельного участка для расчета земельного налога с 01.01.2014 года, то есть с налогового периода, следующего за периодом когда в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие изменения, не основан на нормах права и обстоятельствах настоящего дела и во внимание судом апелляционной инстанции не принимаются.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но учтены быть не могут, так как не влияют на законность принятого судебного акта.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины, в силу чего государственная пошлина в рассматриваемом случае не оплачивается и не взимается.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 февраля 2015 года по делу N А65-30823/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-30823/2014
Истец: ИП Додонова Светлана Радиковна, г. Казань
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 6 по РТ
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара, Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан
Хронология рассмотрения дела:
31.07.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-26467/15
17.06.2015 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-26020/15
27.04.2015 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-4262/15
18.02.2015 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-30823/14