г. Саратов |
|
07 мая 2015 г. |
Дело N А12-44572/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена "06" мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен "07" мая 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шалкина В.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Нечитайло В.М.,
в отсутствие участников процесса, уведомлённых надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Специализированный регистратор "Агропромреестр" на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16 марта 2015 года по делу N А12-44572/2014, принятое в порядке упрощенного производства (судья Павлова С. В.),
по исковому заявлению Муниципального унитарного предприятия "Городской водоканал г. Волгограда" (ИНН 3446002106; ОГРН 1033400546156) к обществу с ограниченной ответственностью Специализированный регистратор "Агропромреестр" (ИНН 3444053257, ОГРН 1023403438585) о взыскании 142 760, 15 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Городской водоканал г. Волгограда" (далее - МУП "Городской водоканал г. Волгограда", истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью специализированный регистратор "Агропромреестр" (далее - ООО специализированный регистратор "Агропромреестр", ответчик) о взыскании суммы задолженности по договору на отпуск воды и приём сточных вод N 002713 от 01.06.2009 за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в сумме 124 152,76 рублей, процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 18 607,39 руб.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области суда от 16 марта 2015 года с ООО специализированный регистратор "Агропромреестр" в пользу МУП "Городской водоканал г. Волгограда" взыскана сумма задолженности по договору N 002713 от 01.06.2009 за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в сумме 124 152,76 рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 18 607,39 рублей.
С ООО специализированный регистратор "Агропромреестр" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 5 283 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Специализированный регистратор "Агропромреестр" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, по основаниям, изложенным в жалобе, и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований истца отказать.
В обоснование жалобы заявитель указывает, что истцом нарушены Правила N 167 обязывающие водопроводно-канализационное хозяйство предварительно извещать абонента о предстоящем отборе проб, что МУП "Городской водоканал г. Волгограда сделано не было. Также, по мнению заявителя жалобы, судом первой инстанции необоснованно отклонены доводы ответчика о неправомерности применения истцом кратности тарифа в размере 7, поскольку для этого отсутствуют правовые основания.
Истец в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представил суду апелляционной инстанции письменный отзыв, в соответствии с которым находит обжалуемый судебный акт законным и обоснованным и не подлежащим отмене.
Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в пределах, установленных статьей 268 АПК РФ, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 01.06.2009 истец (Предприятие) и ответчик (Абонент) заключили договор на отпуск воды и приём сточных вод N 002713, предметом которого является отпуск питьевой (технической) воды из системы водоснабжения Предприятия, приём сточных вод в системы канализации Предприятия и оплата предоставленных услуг Абонентом.
Согласно пункту 2.1.3 названного договора Предприятие обязано контролировать соблюдение Абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод путём выполнения анализов проб сточных вод, отбираемых в контрольных канализационных колодцах в любое время без предварительного уведомления ответчика. Периодичность отбора проб сточных вод не реже 1 раз в 3 месяца. Абонент может участвовать в отборе контрольных проб сточных вод. Факт отбора проб удостоверяется актом, который подписывается представителями Предприятия и Абонента. В случае не выделения Абонентом представителя или отказа от подписания акта проба считается действительной в одностороннем порядке до следующего отбора.
Абонент может одновременно, в присутствии представителя Предприятия, отобрать параллельную пробу и провести ее анализ в аттестованной и (или) аккредитованной организации (лаборатории) за счет собственных средств.
Анализы контрольных проб сточных вод производятся лабораторией организации водопроводно-канализационного хозяйства или по усмотрению Предприятия в аттестованной и (или) аккредитованной для производства таких работ другой организации (лаборатории).
25.10.2012 представителем инспекции водных ресурсов истца был проведен отбор сточной воды в контрольных канализационных колодцах ответчика. Отбор проб проводился в присутствии представителя ответчика, который от подписи отказался. По результатам отбора проб был оформлен актом N 346.
Истцом анализ проб сточных вод был произведён химической лабораторией инспекции водных ресурсов, которая аккредитована на техническую компетентность и достоверность выдаваемых результатов (аттестат аккредитации N РОСС RU.0001.517801).
По результатам проведённых химических анализов было установлено, что в сточных водах Абонента превышены допустимые концентрации ряда ингредиентов, что нашло отражение в Протоколе количественного химического анализа сточной (природной) воды N 516 от 07.11.2012.
Телефонограммой N 369 от 20.11.2012 истец известил ответчика о результатах контрольной проверки сточных вод.
В соответствии с пунктом 4.1 названного договора за превышение нормативов сброса загрязняющих веществ (устанавливаются "Условиями приёма" на основе постановления Правительства РФ N 1310 от 31.12.1995 и постановления главы Администрации Волгоградской области N 606 от 05.11.1996) в систему канализации с Абонента взимается повышенная плата. Сумма платы определяется, исходя из объёма общего водоотведения и фактических концентраций загрязняющих веществ, количества превышений (кратности), определяемых путём выполнения анализов проб сточных вод.
Согласно расчету N 31 от 22.01.2013 плата за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ за период с 01.10.2012 по 31.12.2012 составляет 124 152,76 руб.
Истцом в адрес ответчика было направлено извещение N 00941и-13 от 04.02.2013 о начисленной плате, расчёт платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ и счёт на оплату. Истец предлагал ответчику оплатить счёт в течении 7 дней с момента его получения.
Однако, данный счёт ответчиком не был оплачен, что и послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования истца, руководствовался следующим.
В спорный период отношения между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов регулируются Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167).
Согласно пункту 11 Правил N 167 отпуск (получение) питьевой воды и приём (сброс) сточных вод осуществляются на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам, заключаемого абонентом (заказчиком) с организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Правовая природа повышенной платы за сброшенные в сточные воды загрязняющие вещества является мерой экономического воздействия на хозяйствующий субъект за факт сброса им в систему канализации вредных загрязняющих веществ сверх нормативов, определенных в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 65 Правил N 167 контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
В пункте 70 Правил N 167 установлено, что расчёты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и приём (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 88 Правил N 167 абонент обязан осуществлять контроль за составом и свойствами сбрасываемых в систему канализации сточных вод, включая сточные воды субабонентов, и предоставлять организации водопроводно-канализационного хозяйства сведения о результатах такого контроля; соблюдать установленные ему условия и режимы водопотребления и сброса сточных вод и загрязняющих веществ, не допускать сброс веществ, указанных в пункте 63 Правил N 167; своевременно производить оплату организации водопроводно-канализационного хозяйства за сброшенные сточные воды и загрязняющие вещества.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населённых пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Во исполнение указанного постановления Администрацией Волгоградской области от 05.11.1996 принято постановление N 606 "Об утверждении порядка приёма сточных вод и взимания с предприятий (организаций) платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации пунктов Волгоградской области", которым утвержден Порядка приёма сточных вод и взимания с предприятий (организаций) платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации пунктов Волгоградской области (далее - Порядок N 606).
Согласно пункту 23 Порядка N 606 плата за сброс загрязняющих веществ в сточных водах абонентов в системы канализации с превышением установленных допустимых концентраций и (или) временно допустимых концентраций в составе допустимых сбросов загрязняющих веществ в сточных водах абонентов и (или) условий приема загрязняющих веществ от абонентов, определенных пунктом 8 постановления N 606, рассчитывается следующим образом: при сбросе абонентами в системы канализации загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих допустимые концентрации или временно допустимые концентрации, но не превышающих концентраций, допустимых для сетей канализации и (или) биологической очистки, расчет платы производится исходя из базовых нормативов платы за сброс загрязняющих веществ в поверхностные или подземные водные объекты в пределах установленных лимитов, примененных к разности между фактической и допустимой (или временно допустимой) концентрациями загрязняющих веществ, эффективности очистки (задержания) загрязняющих веществ на сооружениях биологической очистки; базовых нормативов платы (в пределах установленных лимитов) за размещение осадка, примененных к разности между удельными величинами фактического и нормативного размещения осадка на один куб. м сточных вод; коэффициентов экологической ситуации и значимости состояния водных объектов и почвы региона; пятикратного повышения коэффициента за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды и размещение осадка, а также коэффициентов индексации базовых нормативов платы для населенных пунктов.
Кроме того, необходимо учитывать долю сточных вод абонентов на выпуске в систему канализации, по которому зафиксировано нарушение, компенсационный коэффициент, учитывающий дополнительные затраты организаций водопроводно-канализационного хозяйства по вынужденному приёму сверхнормативного сброса сточных вод в систему канализации, а также объём фактически сброшенных абонентом сточных вод за период не более трёх месяцев от обнаружения нарушения до очередного отбора проб организациями водопроводно-канализационного хозяйства. При этом объём сточных вод учитывается с начала расчётного периода, в котором зафиксировано нарушение, независимо от даты отбора проб.
Для населённых пунктов с системами канализации, не обеспеченными очистными сооружениями, расчет платы за превышение допустимой концентрации (или временно допустимой концентрации) производится без учета эффективности очистки (задержания) загрязняющих веществ на сооружениях биологической очистки, а также составляющей платы по осадкам сточных вод (пункт 23.1 Порядка N 606).
При сбросе абонентами загрязняющих веществ, превышающих не только установленные допустимые концентрации и (или) временно допустимые концентрации, но и концентрации, допустимые для сетей канализации и (или) биологической очистки, а также в случае сброса веществ, по которым не установлены базовые нормативы платы за сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, расчет платы производится исходя из отношений разности между фактической и допустимой (или временно допустимой) концентрациями загрязняющего вещества к допустимым концентрациям и (или) временно допустимым концентрациям того же вещества, с учетом доли сточных вод абонента на выпуске в системы канализации, по которому зафиксировано нарушение. Полученный результат (сумма по всем загрязняющим веществам) делится на число загрязняющих веществ, по которым зафиксировано нарушение, умножается на понижающий коэффициент, учитывающий дифференцированную систему установления тарифов для различных групп потребителей, на действующий тариф за услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ и на объем фактически сброшенных абонентом сточных вод за период не более трех месяцев от обнаружения нарушения до очередного отбора проб организациями водопроводно-канализационного хозяйства. При этом объём сточных вод учитывается с начала расчётного периода, в котором зафиксировано нарушение, независимо от даты отбора проб (пункт 23.2 Порядка N 606).
Рассчитывая задолженность, истец исходил из периода с 01.10.2012 по 31.12.2012, что, по мнению суда первой инстанции, соответствует пункту 23.2 Порядка N 606, согласно которому при расчёте платы за сверхнормативные сбросы следует принимать во внимание период не более трёх месяцев от обнаружения нарушения.
Согласно пункту 4.4 договора расчётным периодом за отпущенную воду абоненту и принятые от него сточные воды является один календарный месяц.
Исходя из содержания пункта 2.1.3 договора, предусматривающего периодичность отбора проб вод не реже 1 раз в 3 месяца, суд счёл, что расчётным периодом платы за сброс загрязняющих веществ может быть принят указанный период.
Произведённый истцом расчёт исковой суммы судом первой инстанции признан соответствующим действующим нормам законодательства, регулирующим отношения между истцом и ответчиком по приёму сточных вод и загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации.
Факт сверхнормативного сброса ответчиком загрязняющих веществ в систему городской канализации подтверждается материалами дела.
Довод ответчика о нарушении истцом порядка отбора проб в связи с не извещением ответчика о месте и времени проведения данного отбора со ссылкой на п. 87, 90 Правил N 167, судом первой инстанции обоснованно отклонён в силу следующего.
Отношения между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населённых пунктов регулируются Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167).
В соответствии с пунктом 64 Правил N 167, абонент должен обеспечивать лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод.
Пункт 87 Правил 167 содержит перечень обязанностей организации ВКХ, однако условия об извещении абонента о предстоящем отборе проб данный пункт не содержит. Как отсутствует данное условие и в п. 90, содержащим перечень прав Абонента.
Как указал суд первой инстанции, представитель ответчика отказался от подписи в акте отбора проб сточной воды N 586, замечаний относительно необходимости отбора параллельной пробы, данный акт не содержит.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Относительно возражений ответчика о необоснованном применении истцом кратности тарифа в размере 7, суд первой инстанции отметил следующее.
Правовая природа повышенной платы за сброшенные в сточные воды загрязняющие вещества является мерой экономического воздействия на хозяйствующий субъект за факт сброса им в систему канализации вредных загрязняющих веществ сверх нормативов, определенных в установленном порядке.
Согласно правовой позиции, изложенной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 25.06.2001 N ГКПИ 00-1448 при осуществлении сброса сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации, а, следовательно, и в окружающую среду ущерб последним наносится при сбросе, как в пределах, так и сверх установленных нормативов. Обязанностью же предприятия ВКХ при приеме сточных вод является принятие мер к снижению размера вредного воздействия. В случае если объем вредных стоков превышает установленные нормативы, предприятие ВКХ во избежание вредного воздействия на окружающую среду вынуждено затрачивать дополнительные средства на обезвреживание таких стоков, восстановление систем канализации и систем очистки с токов. Поскольку сама организация ВКХ платит повышенную плату природоохранным органам за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, причем из своей прибыли, то, с экономической точки зрения, установление повышенной платы за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ в системы городской канализации является обоснованным.
В настоящее время действующее законодательство Российской Федерации не содержит императивных либо рекомендательных норм о механизме расчета компенсационного коэффициента, учитывающего дополнительные затраты организаций водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ) по вынужденному приему сверхнормативного сброса сточных вод в систему канализации, а также не закрепляет полномочия по определению размера указанного коэффициента, его согласованию и утверждению за каким-либо конкретным органом исполнительной власти.
Постановление Правительства РФ от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" императивно возлагает на органы исполнительной власти субъектов РФ функции определения порядка взимания, а не размера платы, с предприятий и организаций за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации (п. 1).
Администрация Волгоградской области Постановлением N 606 от 05.11.1996 определяет механизм расчета такой платы, предусматривающий, в том числе, компенсационный коэффициент, который учитывает дополнительные затраты организаций ВКХ по вынужденному приему сверхнормативного сброса сточных вод в систему канализации.
Обязанности по расчёту и корректировке размера платы за превышение нормативов, равно как и функции сбора платежей за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации с предприятий (организаций), в силу пункта 2 Постановления Администрации Волгоградской области от 05.11.1996 и пунктов 14, 20, 23, 26, 27, 33, утверждённого им Порядка N 606, возложены на предприятия ВКХ. Конкретный размер платы для каждого абонента определяется организацией ВКХ исходя из фактических концентраций загрязняющих веществ, фактического объёма сброшенных сточных вод, а также с учётом дополнительных затрат организации ВКХ по вынужденному приёму сверхнормативного сброса сточных вод в систему канализации, в том числе за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, что выражается в компенсационном коэффициенте.
Таким образом, по мнению суда первой инстанции, организация ВКХ, имеющая информацию о собственных вышеуказанных затратах и наделенная в силу пункта 89 Правил N 167 правом применения к абонентам мер экономического воздействия, может рассчитать конкретный размер такого коэффициента в виде компенсационного коэффициента, который по сути и является мерой экономического воздействия, применяемого к абонентам.
Однако судом первой инстанции, не учтено следующее.
Пунктом 25 Порядка N 606 предусмотрено ограничение семикратным тарифом за услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ только платы за сброс загрязняющих веществ, запрещенных и (или) не согласованных к сбросу в системы канализации, а также за факт залпового сброса всех видов загрязняющих веществ.
В рассматриваемом случае таких оснований не имеется.
Пунктом 27 Порядка N 606 определена общая величина платы, ограниченная семикратной ценой (тарифом) за услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ, взимаемая организациями водопроводно-канализационного хозяйства только по пункту 26 данного Порядка, то есть при одновременном нарушении абонентами установленных нормативов водоотведения (по объему и качеству сточных вод), а также условий приема загрязняющих веществ от абонентов, определенных пунктом 8 Порядка N 606.
В рассматриваемом случае таких оснований не имеется.
Принимая во внимание, что правовая природа повышенной платы за сброшенные в сточные воды загрязняющие вещества является мерой экономического воздействия на хозяйствующий субъект за факт сброса им в систему канализации вредных загрязняющих веществ сверх нормативов, учитывая установленный судами размер превышения нормативов сброшенных загрязняющих веществ, апелляционный суд применяет по аналогии пункты 16 и 22 Порядка N 606, предусматривающие, что предельный размер платы от абонентов, выполняющих водоохранные мероприятия по сокращению сбросов загрязняющих веществ, за условия приема загрязняющих веществ ограничивается двукратной ценой (тарифом) за услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ и предельный размер кратности тарифа за сброс сточных вод абонентов с превышением установленных лимитов водоотведения ограничивается двукратной ценой (тарифом) за услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ.
Аналогичная позиция выражена ФАС Поволжского округа в Постановлении от 23.01.2014 по делу N А12-6031/2013.
Из содержания расчётов платы за сверхнормативный сброс (л.д.29) следует, что расчет составлен с превышением двукратной цены (тарифа) за услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ.
Используя формулу: Расход воды х тариф х 2 + 18% НДС, следует, что расчет платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ N 31 будет следующим 1833 м.3 х 8,20 х 2 + 18 % = 35 472, 22 руб., а не 124152,76 руб.
Неверное определение судом первой инстанции общей суммы платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ привело к неправильному определению суммы процентов за пользование чужими денежными средствами (л.д. 33).
Используя формулу: сумма задолженности : 360 дней в году х количество дней просрочки х 8, 25 % годовых (ставка рефинансирования ЦБ РФ), следует, что на сумму долга в размере 35 472,22 руб. подлежат начислению проценты в размере 5 316, 4 руб.
При указанных обстоятельствах, обжалуемый судебный акт подлежит изменению.
С общества с ограниченной ответственностью Специализированный регистратор "Агропромреестр" в пользу Муниципального унитарного предприятия "Городской водоканал г. Волгограда" подлежит взысканию 35 472, 22 руб. долга и 5316, 4 процентов за пользование чужими денежными средствами. В иске в остальной части отказать.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 152-156, 268-271, 272, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16 марта 2015 года по делу N А12-44572/2014 изменить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Специализированный регистратор "Агропромреестр" в пользу Муниципального унитарного предприятия "Городской водоканал г. Волгограда" 35 472, 22 руб. долга и 5316, 4 процентов за пользование чужими денежными средствами.
В иске в остальной части отказать.
Взыскать в доход Федерального бюджета Российской Федерации с Муниципального унитарного предприятия "Городской водоканал г. Волгограда" 5 916, 43 руб. государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе,
Взыскать в доход Федерального бюджета Российской Федерации с общества с ограниченной ответственностью Специализированный регистратор "Агропромреестр" 2 366, 56 руб. государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
В.Б. Шалкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-44572/2014
Истец: МУП "Городской водоканал г. Волгограда"
Ответчик: ООО СР "Агропромреестр"