г. Саратов |
|
15 мая 2015 г. |
Дело N А12-39323/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена "14" мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.05.2015.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Смирникова А.В., Цуцковой М.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Дергачевой М.Т.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы
межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Волгоградской области,
индивидуального предпринимателя Сычевой Виктории Борисовны
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от "19" февраля 2015 года по делу N А12-33923/2014 (судья Пильник С.Г.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Сычевой Виктории Борисовны, г. Волгоград (ИНН 344601648799, ОГРН 304346031700070)
к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Волгоградской области, г. Волгоград (ИНН 3446858585, ОГРН 1043400495500)
о признании недействительным ненормативного акта;
без участия в судебном заседании сторон;
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Сычева В.Б. обратилась в арбитражный суд Волгоградской области к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Волгоградской области с заявлением о признании недействительным решения МИФНС N 10 по Волгоградской области от 17.07.2014 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от "19" февраля 2015 года требования предпринимателя были удовлетворены частично. Суд признал недействительным, не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации, решение МИФНС N 10 по Волгоградской области N 12-10/4710 от 17.07.2014 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части уплаты штрафа в размере 123 941 руб., уплаты недоимки в сумме 211 146 руб по земельному налогу, взимаемому по ставке, установленной п.п.2 п.1 ст.394 Налогового кодекса Российской Федерации, зачисляемого в бюджеты городских округов и соответствующих сумм пеней. Суд первой инстанции обязал межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 10 по Волгоградской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Сычевой Виктории Борисовны.
Кроме того, с налогового органа в пользу предпринимателя была взыскана государственная пошлина в размере 200 рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, МИФНС N 10 по Волгоградской области обратилась в апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемое решение в части удовлетворения исковых требований ИП Сычевой В.Б. отменить, принят по делу новый судебный акт.
ИП Сычева В.Б. также обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований предпринимателя, принять по делу новый судебный акт.
От МИФНС N 10 по Волгоградской области в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации поступил отзыв на апелляционную жалобу.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей индивидуального предпринимателя Сычевой Виктории Борисовны, межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Волгоградской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (п.1 ст. 123, п.3 ст.156 АПК РФ).
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, налоговым органом была проведена камеральная налоговая проверка ИП Сычевой В.Б. по вопросам правильности исчисления полноты и своевременности представления декларации по земельному налогу за 2013 год.
По результатам проверки налоговым органом составлен акт камеральной налоговой проверки от 21.05.2014 N 12-10/32616.
17 июля 2014 года по итогам рассмотрения акта камеральной налоговой проверки от 21.05.2014 N 12-10/32616 и иных материалов налоговой проверки, Межрайонной ИФНС России N 10 по Волгоградской области вынесено решение N 12-10/4710 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В соответствии с указанным решением ИП Сычева В.Б. привлечена к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) за неполную уплату земельного налога в виде штрафа в размере 133 941 руб. Кроме того, указанным решением налогоплательщику предложено уплатить недоимку по земельному налогу в размере 669 705 руб. и сумму пеней - 30 203 руб. 70 коп., за несвоевременную уплату названного налога.
ИП Сычева В.Б. обжаловала решение налоговой инспекции в УФНС России по Волгоградской области.
Решением УФНС России по Волгоградской области от 26.09.2014 апелляционная жалоба ИП Сычевой В.Б. оставлена без удовлетворения, решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Волгоградской области N 12-10/4710 от 17.07.2014 утверждено.
Не согласившись с выводами налогового органа, ИП Сычева В.Б. обратилась в арбитражный суд с заявлением.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог (часть 1 статьи 389 НК РФ).
Согласно статье 390 НК РФ, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Статья 391 НК РФ предусматривает, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет.
В соответствии со статьей 66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее Правила) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. N 316, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Результаты государственной кадастровой оценки земель утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (п. 10 Правил).
В соответствии с частью 14 статьи 396 НК РФ, по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (в редакции, действующей до 01.01.2008 г.).
В соответствии с частью 14 статьи 396 НК РФ, по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года (в редакции, вступившей в силу с 01.01.2008 г.)
Пунктом 2.2 Определения Конституционного Суда РФ от 03.02.2010 N 165-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Арбитражного суда Омской области о проверке конституционности пункта 1 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации и абзаца второго пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения.
Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Данным положениям соответствует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Таким образом, как следует из действующего законодательства и приведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения.
Налогоплательщиком в налоговой декларации по земельному налогу за 2013 год заявлена кадастровая стоимость (налоговая база) в размере 5 822 775 руб. по находящемуся в собственности земельному участку с кадастровым номером 34:34:050065:65, 4 522 161 руб. по находящемуся в собственности земельному участку с кадастровым номером 34:34:050065:11.
Основанием для привлечения заявителя к ответственности, доначисления ему земельного налога и начисления пеней послужили выводы налогового органа о необоснованном занижение суммы данного налога в результате применения кадастровой стоимости по земельному участку, имеющему кадастровый номер 34:34:050065:65. Также в расчете суммы налога предпринимателем ошибочно применена налоговая ставка 1,5% вместо 1,15%.
Выводы инспекции основаны на том, что по сведениям управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области кадастровая стоимость земельного участка расположенного по адресу: 400074, г. Волгоград, ул. Рабоче-Крестьянская, 65, с номером 34:34:050065:65 на 1 января 2013 года составляет 48 055 970 руб. Налоговый орган ссылается на действовавшее в спорный период постановление главы администрации Волгоградской области от 20.11.2012 N 1130 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области", согласно которому данная стоимость участка соответствует назначению использования участка - земли под административно-управленческими и общественными объектами, что подразумевает применение налоговой ставки, для данной категории земли в размере 1,5%.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 34:34:050065:11 также соответствует следующему наименованию категории земельного участка - земли, промышленных предприятий, что также подразумевает применение налоговой ставки, для данной категории земли в размере 1,15%.
Согласно письма филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Волгоградской области от 25.12.2013 N НБ-6890/2013 спорный земельный участок из земель населенных пунктов имел разрешенное использование "здание административно-бытового корпуса".
По заявлению о кадастровом учете изменений объекта недвижимости, поступившего от налогоплательщика, 28.08.2013 внесены изменения в части разрешенного использования. В связи с чем, разрешенное использование было изменено с "здания административно-бытового корпуса" на "для размещения промышленных объектов" и соответственно изменилась кадастровая стоимость земельного участка.
Изменение разрешенного использования произведено только с 28.08.2013, а по состоянию на 01.01.2012 разрешенным использованием оспариваемого земельного участка являлось "здание административно-бытового корпуса".
Из чего следует, что в период с 01.01.2013 по 28.08.2013 видом разрешенного использования оспариваемого земельного участка являлось "здание административно-бытового корпуса".
Таким образом, доводы предпринимателя об использовании земельного участка в производственных целях, в связи с чем, данный вид разрешенного использования соответствует 9 группе видов разрешенного использования земель в соответствии с Приложением 2 к Постановлению Губернатора Волгоградской области от 20.11.2012 года N 1130, являются несостоятельными.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что оспариваемом решении, как следует из его содержания, расчет подлежащего уплате предпринимателем земельного налога за весь 2013 год произведен исходя из кадастровой стоимости вышеприведённого участка по состоянию на 01.01.2013, изменение кадастровой стоимости участков с 28.08.2013 налоговым органом при расчете не учтено.
Согласно расчету, в соответствии с которым сумма налога исчислена с учетом изменения вида разрешенного использования земельного участка в течение налогового периода (с 28.08.2013) сумма налога, которую налоговый орган доначислять не имел оснований, составила 211 146 руб. (720 840 руб. - 509 694 руб.). В отношении земельного участка с кадастровым номером 34:34:050065:11. предприниматель согласился с доводами налогового органа и не оспаривал расчет налога в сумме 67 832 руб.
Таким образом, земельный налог за 2013 год, по находящимся в собственности у предпринимателя земельным участкам с кадастровыми номерами 34:34:050065:65 и 34:34:050065:11 подлежал начислению в сумме 458 559 руб.
Довод налогового органа, что изменения вида разрешенного использования спорного земельного участка, произведенное 28.08.2013 г., в связи с чем, определен новый размер кадастровой стоимости земельного участка, к исчислению налога за 2013 год неприменим отклоняется апелляционным судом, поскольку согласно пункту 7 статьи 3 НК РФ и правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда, изложенной в Постановлении от 06.11.2012 N 7701/12, отсутствие в главе 31 НК РФ указанной нормы, не препятствует налогоплательщику исчислять налог с учетом кадастровой стоимости, рассчитанной за соответствующий период исходя из измененного вида разрешенного использования земельного участка.
Кроме того, в суде первой и апелляционной инстанции предприниматель указывает на отсутствие в ее действиях вины, в связи с чем, привлечение к налоговой ответственности является незаконным.
Согласно статье 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Кодексом установлена ответственность.
Согласно пункту 6 статьи 108 Налогового кодекса Российской Федерации лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения.
Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы.
Пунктом 4 статьи 110 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.
В статье 109 Налогового кодекса Российской Федерации определены обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, к которым, в том числе относится отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения.
Согласно п. 1 ст. 122 Кодекса налогоплательщик привлекается к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа в случае неуплаты или неполной уплаты сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия).
Применяя ответственность, предусмотренную п. 1 ст. 122 Кодекса, налоговый орган должен доказать факт неуплаты налога, а также выяснить в результате каких действий (бездействия) налогоплательщика допущена такая неуплата.
В рассматриваемом случае, предпринимателем доказательств определения обязанности по уплате налога по вышеназванным земельным участкам на основании сведений, полученных из официального источника, не представлено.
В связи с чем, доводы заявителя об отсутствии вины не соответствуют действительности.
Помимо всего, судом первой инстанции правомерно применены положения ст. ст. 112, 114 НК РФ.
Согласно п. 4 ст. 112 НК РФ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.
В п. 3 ст. 114 НК РФ предусмотрена возможность уменьшения размера штрафа не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ, при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства.
Перечень обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, указанный в п. 1 ст. 112 НК РФ, не является исчерпывающим. Так, согласно подп. 3 п. 1 данной статьи смягчающими могут быть признаны и иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть приняты таковыми.
В рассматриваемом случае инспекцией при принятии решения не учтены смягчающие ответственность налогоплательщика обстоятельства.
В связи с чем, при рассмотрении размера штрафа, суд первой инстанции учел в качестве смягчающих вину обстоятельств те обстоятельства, что налоговое правонарушение совершено при отсутствии умысла, при добросовестном заблуждении относительно кадастровой стоимости одного из земельных участков и правомерно снизил размер штрафных санкций до 10 000 руб. по п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату земельного налога.
Как следует из разъяснений, изложенных в п. 19 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", учитывая, что пунктом 3 ст. 114 НК РФ установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер штрафа и более чем в два раза.
В постановлении от 15.07.1999 N 11-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что, исходя из общих принципов права, санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает дифференциацию наказания в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обуславливающих индивидуализацию наказания.
На основе указанных норм НК РФ судом в качестве смягчающих во внимание могут быть приняты любые обстоятельства, которые могут быть оценены в качестве таковых по усмотрению суда. Перечень таких обстоятельств является открытым и может быть дополнен судом с учетом конкретных обстоятельств дела.
Арбитражный суд при оценке обоснованности и законности оспариваемого решения налогового органа вправе проверять соразмерность примененной меры ответственности, и с учетом установленных в судебном порядке обстоятельств, смягчающих налоговую ответственность, вправе изменить оспариваемое решение налогового органа в части определения размера налоговой санкции.
При этом даже отсутствие ходатайства налогоплательщика о применении судом смягчающих ответственность обстоятельств не исключает обязанности суда дать оценку соразмерности исчисленного штрафа тяжести совершенного правонарушения и применить иные смягчающие ответственность обстоятельства и в том случае, если налоговый орган частично применил положения ст. 112 НК РФ (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2010 N 3299/10).
Закрепленное в законе право суда оценивать условия совершения правонарушения, его характер, степень общественной опасности, последствия в целях возможного дифференцированного подхода при применении наказания, и при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства - возможность уменьшать штраф - согласуется с конституционными принципами гарантии судебной защиты прав и свобод, справедливости наказания и его соразмерности тяжести совершенного нарушения.
Иное не обеспечило бы эффективное восстановление нарушенных прав налогоплательщика и означало бы необоснованный отказ в судебной защите, что противоречит ст. 46 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 137, 138 НК РФ.
Коллегия апелляционной инстанции исходя из установленных норм закона, а также разъяснений вышестоящих судов, считает правомерным и обоснованным снижение штрафа исходя из установленных смягчающих обстоятельств.
Снижение судом размера штрафа не было произвольным, а произведено на основе документально подтверждаемых обстоятельств и мотивированных выводов суда по исследованным доказательствам. Произведенное судом уменьшение размера штрафа не нарушает баланс частного и публичного интересов.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к выводу, что решение суда является законным и обоснованным, заявленные в апелляционных жалобах доводах не являются достаточными для переоценки выводов суда.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 19 февраля 2014 года по делу N А12-39323/2014 оставить без изменения, а апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Кузьмичев |
Судьи |
А.В. Смирников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-39323/2014
Истец: ИП Сычева В. Б., Сычева Виктория Борисовна
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Волгоградской области
Хронология рассмотрения дела:
02.09.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-27289/15
15.05.2015 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-3082/15
17.03.2015 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-1328/15
19.02.2015 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-39323/14