город Воронеж |
|
22 мая 2015 г. |
Дело N А08-4880/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 мая 2015 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Семенюта Е.А.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Синицыной Е.Г.,
при участии:
от ООО "Бенол-Траст": Давыденко В.В., директора, Криницкого А.И., представителя по доверенности от 29.08.2013;
от Правительства Белгородской области: Ивановой Н.И., представителя по доверенности от 12.01.2015;
от Управления Росреестра по Белгородской области: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области: Ивановой Н.И., представителя по доверенности от 21.01.2015;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Бенол-Траст" (ИНН 3102012917, ОГРН 1023100510465) на решение Арбитражного суда Белгородской области от 22.12.2014 по делу N А08-4880/2014 (судья Родионов М.С.) по заявлению ООО "Бенол-Траст" к Правительству Белгородской области (ИНН 3124016792, ОГРН 1023101674650) о признании ненормативного правового акта недействительным,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Бенол-Траст" (далее - заявитель, общество, ООО "Бенол-Траст") обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о признании недействительным постановления Правительства Белгородской области от 07.04.2014 N 136-пп; признания незаконным постановления Правительства Белгородской области от 28.04.2014 N 163-пп в части резервирования земельного участка с кадастровым номером 31:16:0129001:12, площадью 720 кв.м., находящегося по адресу: г. Белгород, ул. Губкина, 53.
Дело рассматривалось с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Управления Росреестра по Белгородской области, Департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области.
Решением суда от 22.12.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, Общество с ограниченной ответственностью "Бенол-Траст" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что Общество обладает исключительным правом приобретения в собственность указанного земельного участка, и с 2007 года пытается реализовать, что подтверждается вступившими в законную силу решениями суда. Обжалуемые постановления нарушают исключительное право Общества на приобретение земельного участка в собственность, установленное положениями п. 4 ст. 28 ЗК РФ, п. 8 ст. 28 ФЗ от 21.12.2001 N 178-ФЗ в порядке ст. 36 ЗК РФ.
В судебное заседание Управление Росреестра по Белгородской области не явилось, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст.ст. 156, 266 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, ООО "Бенол-Траст" имеет в собственности нежилое административное здание операторской АЗС, площадью 55,7 кв.м, расположенное по адресу: Белгородская область, г.Белгород, ул.Губкина, 53, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 03.02.2004 серии 31-АБ 575476.
Данное здание расположено на земельном участке площадью 720кв.м, который поставлен 10.01.2006 на кадастровый учет для эксплуатации нежилого здания и сооружения (автозаправочная станция), ему присвоен кадастровый номер 31:16:0129001:12 равнозначный кадастровому номеру 31:16:0129001:0012.
ООО "Бенол-Траст" обратилось в Департамент имущественных и земельных отношений Белгородской области с заявлениями о предоставлении ему в собственность данного земельного участка, в котром ему было отказано Департаментом.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 16.07.2012 требования ООО "Бенол-Траст" о признании незаконным бездействия Департамента удовлетворены. На Департамент возложена обязанность в течение 7 дней со дня вступления решения по настоящему делу в законную силу принять решение о предоставлении ООО "БеНол-Траст" в собственность за плату земельный участок площадью 720 кв. м, с кадастровым номером: 31:16:0129001:12 (31:16:0129001:0012), находящегося по адресу: г. Белгород, ул. Губкина, 53, а также в этот же срок подготовить проект договора купли-продажи земельного участка площадью 720 кв. м, с кадастровым номером: 31:16:0129001:12 (31:16:0129001:0012), находящегося по адресу: г. Белгород, ул. Губкина, 53, и направить его в адрес ООО "БеНол-Траст".
Постановлениями Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2012 и Федерального Арбитражного Суда Центрального округа от 10.01.2013 решение Арбитражного суда Белгородской области от 16.07.2012 оставлено без изменения.
Определением Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 17.04.2013 N ВАС-4285/13 в передаче дела N А08-2689/2012 Арбитражного суда Белгородской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 16.07.2012, постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 10.01.2013 по тому же делу отказано.
Указанные судебные акты Департаментом имущественных и земельных отношений Белгородской области исполнены не были.
Постановлением Правительства Белгородской области от 07.04.2014 N 136-пп земельный участок с кадастровым номером 31:16:0129001:12, площадью 720 кв.м., находящийся по адресу: г. Белгород, ул. Губкина, 53, был зарезервирован для государственных нужд Белгородской области на срок 7 лет (т.1 л.д. 66-67).
Постановлением Правительства Белгородской области от 28.04.2014 N 163-пп в постановление от 07.04.2014 N 136-пп были внесены изменения: пункт 1 изложен в иной редакции (т.1 л.д. 63).
Считая постановления Правительства Белгородской области от 07.04.2014 N 136-пп и от 28.04.2014 N 163-пп в части резервирования земельного участка с кадастровым номером 31:16:0129001:12, площадью 720 кв.м., находящегося по адресу: г. Белгород, ул. Губкина, 53 незаконными, Общество с ограниченной ответственностью "Бенол-Траст" обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что принимая решение о резервировании земельного участка с кадастровым номером 31:16:0129001:12, Правительство Белгородской области руководствовалось документами территориального планирования, что соответствует требованиям ст.70.1 ЗК РФ, и данные документы являются достаточным основанием для принятия решения об ограничении оборота земель.
Апелляционная коллегия соглашается с указанными выводами суда, считает их правомерными, обоснованными и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Согласно позиции, изложенной в абз. 2 п. 1.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих публичные полномочия, об утверждении проектов планировки и проектов межевания территории, об установлении границ зон с особыми условиями использования территории (охранных, защитных зон), о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд не содержат норм права и не устанавливают правил поведения, а представляют собой акты применения к земельным участкам (землям) в границах определяемой соответствующим актом территории специального правового режима, предусмотренного законом или иным нормативным правовым актом. По своей юридической природе такие акты не являются нормативными правовыми актами и могут быть оспорены по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 данного Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов; резервирование земель допускается в зонах планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий; земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем семь лет; порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.
Пунктом 4 ст. 70.1 Земельного кодекса РФ установлено, что порядок резервировании земель для государственных и муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд" утверждено Положение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд.
В силу пункта 2 Положения о резервировании решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Согласно пункту 3 того же Положения решение о резервировании земель принимается в соответствии со следующими документами:
а) документы территориального планирования. При наличии документации по планировке территории решение о резервировании земель принимается в соответствии с такой документацией;
б) решения об утверждении границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения;
в) государственные программы геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр, утвержденные в установленном порядке.
Согласно п. 5 Положения решение о резервировании земель должно содержать:
а) цели и сроки резервирования земель;
б) реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель;
в) ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель;
г) сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.
В соответствии с п. 6 Положения к решению о резервировании земель прилагается схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель. Решение о резервировании земель и схема резервируемых земель должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель.
Как отмечено в Постановлении Президиума ВАС РФ от 18.06.2013 N 136/13 по делу N А55-23145/2010 задача органов муниципальных образований при разработке правил землепользования и застройки состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.
Согласно выкопировке проекта планировки территории для размещения объектов государственного бюджетного образовательного учреждения "Белгородский государственный институт искусств и культуры" по адресу: город Белгород, ул. Губкина, 53, земельный участок с кадастровым номером 31:16:0129001:12, расположен в границе, в отношении которого разработан проект планировки территории, для целей размещения образовательного учреждения.
Согласно проекту планировки территории для размещения объектов государственного бюджетного образовательного учреждения "Белгородский государственный институт искусств и культуры" по адресу: город Белгород, ул. Губкина, 53, выполненном в соответствии с договором N 42-13А от 09.01.2014, генеральным планом г.Белгорода территория проектируемого участка определена как зона научных комплексов, высших и средних специальных учебных заведений.
Как видно из материалов дела, проект планировки соответствует разрешенному виду использования территории О-2 - зоны научных комплексов, высших и средних специальных учебных заведений. На данной территории проектом планировки предусмотрена реконструкция здания бывшей мастерской и существующих административных и учебных корпусов под здания общежитий. Общая площадь территории проекта планировки - 35,5 га. В первую очередь будет осуществляться реконструкция зданий бывших мастерских ГОУ НПО ПУ N 33.
Постановлением Правительства Белгородской области от 27.01.2014 N 13-пп утвержден пообъектный перечень строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов социальной сферы и развития жилищно-коммунальной инфраструктуры Белгородской области на 2014-2016 годы.
Распоряжением Правительства Белгородской области от 10.02.2014 N 48-рп подготовлен проект планировки территории для размещения объектов государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Белгородский государственный институт искусств и культуры" по адресу: город Белгород, ул. Губкина, 53, подготовленного государственным унитарным предприятием Белгородской области "Архитектурно-планировочное бюро" (заказ N 42-13А).
Постановлением Правительства области от 24.03.2014 N 93-пп утвержден проект планировки территории для размещения объектов государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Белгородский государственный институт искусств и культуры" по адресу: город Белгород, ул. Губкина, 53, подготовленного государственным унитарным предприятием Белгородской области "Архитектурно-планировочное бюро" (заказ N 42-13А).
Указанные ненормативные правовые акты являются законными, не были обжалованы в установленном законом порядке.
Из анализа данного проекта зарезервированные земельные участки площадью планировки территории 35,5 га и находятся в пределах одного кадастрового квартала номер 31:16:0129001.
Постановления были опубликованы в областной общественно-политической газете "Белгородские известия" 15.04.2014 N 70 (3661) и 07.05.2014 N 83-84 (3674-3675).
Ограничения, установленные вышеуказанными постановлениями в отношении земельных участков, в том числе земельного участка с кадастровым номером 31:16:0129001:12, были зарегистрированы в установленном законом порядке, о чем в Управлении Росреестра по Белгородской области были сделаны соответствующие записи государственной регистрации, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 16.06.2014 N 01/128/2014-504.
Из сообщения Управлении Росреестра по Белгородской от 27.08.2014 N 01-04/5812-ЕУ видно, что спорный земельный участок на основании указанных выше постановлений Правительства Белгородской области вошел в число участков, расположенных в границах резервируемых земель. На основании указанных постановлений в Едином реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 08.05.2014 внесена запись в подраздел III-6 раздела ЕГРП, открытого на земельный участок с кадастровым номером 31:16:0129001:12, запись о прочих ограничениях (обременениях).
Таким образом, решение о резервировании спорного земельного участка было принято на основании необходимых правовых документов в соответствии с требованиями ЗК РФ.
Порядок резервирования указанных земель Правительством Белгородской области был полностью осуществлен в строгом соответствии с действующим законодательством.
Доказательств обратного ни при рассмотрении дела в суде первой инстанции, ни при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции не представлено.
Заявитель полагает, что резервированием спорного земельного участка нарушены права Общества на приобретение его в собственность, ссылаясь при этом на п.3 Приложения N 2 к постановлению Правительства Белгородской области от 28.04.2014 N 163-пп.
Пунктом 3 Приложения N 2 запрещено, кроме прочего, предоставление в частную собственность спорного земельного участка в соответствии с ч.2 и п.13 ч.5 ст.27 ЗК РФ (т.1 л.д.65).
Данное ограничение прав распространяется за земельный участок с момента вступления в силу постановления Правительства Белгородской области от 28.04.2014 N 163-пп.
Вместе с тем, право на приобретение в собственность за плату земельного участка площадью 720 кв. м, с кадастровым номером: 31:16:0129001:12 возникло у Общества на основании решения Арбитражного суда Белгородской области от 16.07.2012 по делу N А08-2689/2012, до издания постановления Правительства Белгородской области от 28.04.2014 N 163-пп.
Таким образом, основания для ограничения, определенные п.3 Приложения N 2 для предоставления в частную собственность спорного земельного участка в соответствии с ч.2 и п.13 ч.5 ст.27 ЗК РФ, на Общество не распространяются.
Тот факт, что данное решение суда не исполнено до настоящего времени, не может означать, что оспариваемыми постановлениями Правительства Белгородской области приостановлено его исполнение.
При этом, процедура резервирования не тождественна процедуре изъятия земельного участка.
Таким образом, не доказано нарушение прав заявителя по настоящему спору.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, ненормативный акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Принимая во внимание положения главы 24 АПК РФ ("Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц"), судебная коллегия отмечает, что в рассматриваемом деле не установлена совокупность двух обстоятельств: несоответствие оспариваемого решения закону и иному нормативному правовому акту; нарушение таким решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания недействительными постановлений Правительства Белгородской области от 07.04.2014 N 136-пп и от 28.04.2014 N 163-пп в части резервирования земельного участка с кадастровым номером 31:16:0129001:12, площадью 720 кв.м., находящегося по адресу: г. Белгород, ул. Губкина, 53.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 22.12.2014 по делу N А08-4880/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-4880/2014
Истец: ООО "Бенол-Траст"
Ответчик: Правительство Белгородской области
Третье лицо: Департамент имущественных и земельных отношений Белгородской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области