г. Томск |
|
22 мая 2015 г. |
Дело N А27-21422/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2015 года.
Постановления в полном объеме изготовлено 22 мая 2015 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.И. Захарчука
судей: Л.И. Ждановой
О.Ю. Киреевой
при ведении протокола помощником судьи И.Н. Мозгалиной
при участии в судебном заседании:
от истца: Служаев А.В. по доверенности N 13/2-14 от 12.01.2015 (сроком до 31.12.2015), паспорт; Панкратова Е.Ю. по доверенности от 13.04.2015 (сроком на 1 год), паспорт,
от ответчика: Печерина Л.В. по доверенности N 99-15 от 23.04.2015 (сроком по 31.12.2015), паспорт,
от Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области: не явился (извещен),
от Администрации города Кемерово: Жалнина Н.В. по доверенности N 01-32/584 от 26.02.2015 (сроком до 31.12.2015), паспорт; Ягафарова Г.М. по доверенности N 01-32/1955 от 24.12.2014 (сроком до 31.12.2015), паспорт,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом города Кемерово (07АП-3724/2015) на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 04 марта 2015 года по делу N А27-21422/2014
(судья О.М. Засухин)
по иску Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области" (ОГРН 1124205015615, ИНН 4205250464)
к Комитету по управлению муниципальным имуществом города Кемерово (ОГРН 1024200712161, ИНН 4209014443)
третьи лица: Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области (ОГРН 1104205007840, ИНН 4205199592), 2/ Администрация города Кемерово,
об обязании передать объект недвижимости в федеральную собственность.
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное казенное учреждение "Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области" обратилось в арбитражный суд с иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом города Кемерово об обязании передать нежилое помещение, являющееся собственностью города Кемерово, расположенное по адресу: г. Кемерово, ул. Щегловская, 1, общей площадью 52,5 кв.м. в федеральную собственность.
В обоснование исковых требований истец сослался на отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом города Кемерово передать в федеральную собственность нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Кемерово, ул. Щегловская, 1, что противоречит частям 9, 10 статьи 54 Федерального закона от 07.02.2011 года N 3-ФЗ "О полиции", нарушает права и законные интересы Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области".
Определением суда от 28.01.2015 года к участию в деле в качестве в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация города Кемерово.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 04 марта 2015 года по делу N А27-21422/2014 исковые требования удовлетворены.
Ответчик не согласился с решением суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Истец в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, отказав в удовлетворении жалобы.
Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание апелляционной инстанции не явился.
В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда, арбитражный суд апелляционной инстанции установил.
Как следует из материалов дела, 25 мая 2010 года между Администрацией города Кемерово (ссудодатель) и Управлением вневедомственной охраны при Управлении внутренних дел по городу Кемерово - правопредшественником истца (ссудополучатель) был заключен договор N 16 безвозмездного пользования (ссуды) объектом муниципального нежилого фонда города Кемерово, в соответствии с которым ссудодатель обязуется предоставить, а ссудополучатель принять в безвозмездное временное пользование нежилое помещение, общей площадью 73,70 кв.м. (в том числе: 1-й этаж - 6,00 кв.м., 2 этаж - 67,7 кв.м., подвал 0,0 кв.м.), расположенное по адресу: г. Кемерово, ул. Щегловская, 1, с относящимися к нему инженерными сетями, коммуникациями и оборудованием для размещения пульта централизованного наблюдения.
Впоследствии площадь переданного по договору безвозмездного пользования (ссуды) нежилого помещения изменялась. Дополнительным соглашением от 18.02.2013 года стороны внесли изменения в пункт 1.1 договора, изложив его в следующей редакции: "ссудодатель обязуется предоставить, а ссудополучатель принять в безвозмездное временное пользование нежилое помещение, общей площадью 52,5 кв.м. (в том числе: 1-й этаж - 4,00 кв.м., 2 этаж - 48,5 кв.м., подвал 0,00 кв.м.), расположенное по адресу: г. Кемерово, ул. Щегловская, 1, с относящимися к нему инженерными сетями, коммуникациями и оборудованием. Назначение объекта - размещение пульта централизованного наблюдения.
Здание N 1 "Административно-общественный центр", общей площадью 516,9 кв.м., расположенное по адресу: г. Кемерово, ул. Щегловская, 1, принадлежит на праве оперативного управления администрации города Кемерово.
Истец обратился в Администрацию города Кемерово с предложением рассмотреть вопрос о передаче спорного помещения из муниципальной собственности в федеральную собственность для последующего закрепления за Федеральным государственным казенным учреждением "Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области", на что был получен ответ об отказе в передаче в федеральную собственность, поскольку в отношении спорного нежилого помещения зарегистрировано вещное право администрации города Кемерово, с целью использования его для организации деятельности органа местного самоуправления.
Неисполнение муниципальным образованием обязанности по передаче используемых полицией помещений в федеральную собственность явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассмотрев спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Не согласиться с данными выводами у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
Как предусмотрено частями 9, 10 статьи 54 Федерального закона N 3-ФЗ от 07.02.2011 года "О полиции" используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции, необходимые для обеспечения деятельности полиции, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, передаются в федеральную собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
До возникновения права федеральной собственности на передаваемое имущество федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориальные органы, подразделения полиции, организации, входящие в систему указанного федерального органа, за которыми закрепляется указанное имущество, вправе безвозмездно использовать такое имущество для осуществления полномочий по предметам ведения Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе отчуждать, передавать в аренду и обременять иным способом указанное имущество.
Кроме того, согласно абзацам 12, 14 части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальное имущество, которое может находиться в федеральной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность, если оно используется федеральными органами государственной власти.
Федеральное государственное казенное учреждение "Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области" входит в состав полиции и является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел (пункт 1 Устава ФГКУ УВО ГУ МВД России по Кемеровской области, утвержденного Приказом МВД России от 05.05.2012 года N 451), находится в подчинении Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области (пункт 5 Устава).
Полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного Федеральному государственному казенному учреждению "Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области" по Кемеровской области на праве оперативного управления, осуществляют МВД России и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в пределах полномочий, установленных нормативными актами, определяющими компетенцию указанных органов (пункт 4 Устава).
Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2006 года N 8-П, при осуществлении нормативного регулирования в области разграничения государственной собственности федеральный законодатель правомочен отнести объекты государственной собственности к соответствующему уровню (виду) - федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, а также установить порядок передачи имущества, в том числе на безвозмездной основе, от одного субъекта публичной власти к другому; находящееся в собственности субъектов Российской Федерации имущество, которое может находиться в федеральной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность в случаях, если нахождение указанного имущества в собственности субъектов Российской Федерации не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, или если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными государственными учреждениями для целей, установленных в соответствии с данным Федеральным законом.
Кроме того, безвозмездная передача государственной собственности предполагает необходимость согласованных действий соответствующих органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно выписке из реестра муниципальной собственности города Кемерово от 26.09.2014 года N 16-01/5575 помещение, общей площадью 73,7 кв.м., расположенное по адресу: г. Кемерово, ул. Щегловская,1 является нежилым.
Спорное имущество используется истцом в целях обеспечения интересов Российской Федерации в области охраны внутренней безопасности государства, а также защиты прав и законных интересов граждан Российской Федерации, и подлежит безвозмездной передаче субъектом Российской Федерации в федеральную собственность в силу прямого указания закона.
Как верно указал суд первой инстанции, отсутствие волеизъявления (согласия) собственника на передачу имущества в федеральную собственность не может стать единственным непреодолимым препятствием, если необходимость и законность такой передачи в соответствии с установленными разграничениями государственной собственности подтверждены материалами дела.
Обязанность по передаче используемого полицией имущества, необходимого для обеспечения деятельности полиции, из муниципальной собственности в федеральную собственность установлена Федерального закона N 3-ФЗ от 07.02.2011 года "О полиции" с соблюдением предусмотренного законом порядка.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 07.02.2012 года N 234-О-Р, арбитражные суды в каждом конкретном случае на основе исследования всего комплекса фактических обстоятельств самостоятельно решают вопросы о том, было ли учтено в процессе передачи имущества волеизъявление соответствующего органа, а если орган по каким-то причинам отказался от согласования передачи имущества, то не является ли это его решение произвольным. При этом необходимо учитывать финансово-экономические интересы муниципального образования и его фактическую заинтересованность в передаваемом объекте для решения вопросов местного значения.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчики не представили доказательств использования данных помещений по прямому назначению, заинтересованности в спорных помещениях для решения вопросов местного значения, отсутствия необходимости использования указанного имущества для осуществления деятельности органов полиции. Указанные в апелляционной жалобе обстоятельства таковыми не являются.
Довод жалобы относительно принятия судом решения о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле Совета народных депутатов, подлежит отклонению.
В соответствии со статьями 42, 257 АПК РФ лица, не участвовавшие в деле, имеют право на обжалование судебного акта в кассационном порядке, если он принят арбитражным судом об их правах и обязанностях.
При этом, судебный акт может быть признан вынесенным о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, лишь в том случае, если им устанавливаются права этого лица относительно предмета спора либо возлагаются обязанности на это лицо.
Подателем апелляционной жалобы не мотивировано, каким образом, принятый в рамках настоящего дела судебный акт, затрагивает права и обязанности Совета народных депутатов, с учетом, установленных в рамках дела фактических обстоятельств и представленных в их обоснование доказательств.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу пункта 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела апелляционным судом не установлено.
При этом суд апелляционной инстанции правомерно возложил обязанность передать нежилое помещение, являющееся собственностью города Кемерово, расположенное по адресу: г. Кемерово, ул. Щегловская, 1, общей площадью 52,5 кв.м. в федеральную собственность на Комитет по управлению муниципальным имуществом города Кемерово.
В целом доводы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
При изложенных обстоятельствах принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 04 марта 2015 года по делу N А27-21422/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
председательствующий судья |
Е. И. Захарчук |
судьи |
О.Ю. Киреева Л.И. Жданова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-21422/2014
Истец: Федеральное государственное казенное учреждение "Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области"
Ответчик: Комитет по управлению муниципальным имуществом города Кемерово
Третье лицо: Администрация города Кемерово, Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области