г. Москва |
|
27 мая 2015 г. |
Дело N А41-72575/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 мая 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Епифанцевой С.Ю.,
судей Коновалова С.А., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Оськиным П.П.,
при участии в заседании:
от ЗАО "Гема-инвест": Скибенко Г.Ю., доверенность от 12.01.2015 г.,
от Комитета лесного хозяйства Московской области: Виноградова Е.А., доверенность от 29.12.2014 г.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Гема-инвест" на решение Арбитражного суда Московской области от 20 февраля 2015 года по делу N А41-72575/14, принятое судьей по делу Гриневой А.В., по заявлению закрытого акционерного общества "Гема-инвест" к Комитету лесного хозяйства Московской области о признании отказа незаконным и обязании восстановить нарушенные права и законные интересы заявителя,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Гема-инвест" (далее - заявитель, ЗАО "Гема-инвест") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Комитету лесного хозяйства Московской области (далее - заинтересованное лицо, Комитет), в котором просило:
1. Признать незаконным отказ Комитета Лесного хозяйства Московской области от 14 октября 2014 года N исх.-13335/26-14 в предоставлении в аренду земельного участка для строительства и эксплуатации двух пожарных проездов, площадки для разворота пожарной техники, пожарного водоема, общей площадью 0,3673 га, расположенного в кв. N 177, выд. 9, 13, кв. N 178, выд. 5, 6, 7 Пионерского участкового лесничества Звенигородского лесничества, сроком на 49 (сорок девять) лет.
2. Обязать Комитет лесного хозяйства Московской области предоставить ЗАО "Гема-инвест" без проведения аукциона лесной участок из состава земель лесного фонда, расположенного в кв. N 177, выд. 9, 13, кв. N 178, выд. 5, 6, 7 Пионерского участкового лесничества Звенигородского лесничества, для строительства и эксплуатации двух пожарных проездов, площадки для разворота пожарной техники, пожарного водоема, сроком на 49 (сорок девять) лет.
Решением Арбитражного суда Московской области от 20 февраля 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано (л.д. 116-119).
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ЗАО "Гема-инвест" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального и процессуального права (л.д. 122-127).
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ЗАО "Гема-инвест" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Комитета лесного хозяйства Московской области просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ЗАО "Гема-инвест" принадлежат на праве собственности земельные участки с кадастровыми номерами 50:20:0070512:0376, 50:20:0070512:0377, 50:20:0070512:378, 50:20:0070512:1723, 50:20:0070512:379, 50:20:0070512:1727, 50:20:0070512:1782, 50:20:0070512:1781, 50:20:0070512:1725, 50:20:0070512:1780, 50:20:0070512:1779, расположенные по адресу: Московская область, Одинцовский район, г. Голицыно, 43 км. Минского шоссе.
Заявитель также является собственником следующих объектов недвижимого имущества:
- здания: торгово-складского, назначение: нежилое здание, 2-этажный, общая площадь 11195,6 кв.м., инв. N 168:054-4019, лит. К, адрес объекта: Московская область, Одинцовский район, гор. Голицыно, 43 км. Минского шоссе, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 50-АГ N 359694 от 20.01.2012;
- котельной, назначение: нежилое, 2-этажный, общая площадь 225,9 кв.м., инв. N 168:054-4019, лит. Б, адрес (местонахождение) объекта: Московская область, Одинцовский район, гор. Голицыно, Минского шоссе, 43 км., база отдыха, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 50-АГ N 600793 от 21.12.2012;
- торгово-складского комплекса, назначение: нежилое, 3-этажный (подземных этажей - 1), общая площадь 14 325,2 км.м., инв. N 168:054-4019, лит. С, С1, адрес (местонахождение) объекта: Московская область, Одинцовский район, гор. Голицыно, 43 км. Минского шоссе, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 50-АГ N 359694 от 20.01.2012;
- склада 2-ой очереди строительства торгово-складского комплекса, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь 18193,9 кв.м., инв. N 168:054-4019, лит. Е, адрес (местонахождение) объекта: Московская область, Одинцовский район, гор. Голицыно, 43 км. Минского шоссе, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 50-АИ N 630779 от 20.10.2014.
16.09.2014 года ЗАО "Гема-инвест" обратилось в Комитет с заявлением (исх. N Ю/0914- КЛХ) о предоставлении в аренду земельного участка для строительства и эксплуатации двух пожарных проездов, площадки для разворота пожарной техники, пожарного водоема общей площадью 0,3673 га, расположенного в кв. N 177, выд. 9, 13, кв. N 178, выд. 5, 6, 7 Пионерского участкового лесничества Звенигородского лесничества, сроком на 49 (сорок девять) лет, из которых не более 3 лет для строительства вышеуказанных объектов и 46 лет для дальнейшей эксплуатации объектов (л.д. 14-15).
В ответ на указанное обращение заинтересованное лицо письмом от 14.10.2014 исх. N 13335/26 отказало обществу в предоставлении в аренду испрашиваемого заявителем земельного участка (л.д. 16).
Ссылаясь на то, что отказ Комитета не соответствуют нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, ЗАО "Гема-инвест" обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
Оценив содержащиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом доводов заявителя апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд полагает выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований законными и обоснованными по следующим основаниям.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Следовательно, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу пункта 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении земельных участков, находящихся в собственности, в том числе и органов местного самоуправления, за исключением случаев прямо указанных в законе, перечень которых является исчерпывающим.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" до 1 января 2015 года допускается предоставление лесных участков в составе земель лесного фонда для использования лесов, предусмотренного статьей 44 Лесного кодекса Российской Федерации, без проведения государственного кадастрового учета.
Согласно пункту 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации без проведения аукциона договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случае использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.
Частью 5 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и форма примерного договора аренды лесного участка утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с данным положением Приказом Федеральным агентством лесного хозяйства от 26.07.2011 года N 319 (далее - Приказ) был утвержден Порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее - Порядок).
Пунктом 18 названного Приказа установлено, что заинтересованное в получении права на заключение договора аренды лесного участка лицо подает заявление в органы государственной власти или органы местного самоуправления, указанные в пункте 5 Порядка.
В пункте 12 Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 26.06.2012 N 863/22, определено, что Комитет осуществляет полномочия по предоставлению лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов.
Как уже было указано, ЗАО "Гема-инвест" 16.09.2014 обратилось в Комитет с заявлением (исх. N Ю/0914-КЛХ) о предоставлении земельного участка для строительства и эксплуатации двух пожарных проездов, площадки для разворота пожарной техники, пожарного водоема общей площадью 0,3673 га, расположенного в кв. N 177, выд. 9, 13, кв. N 178, выд. 5, 6, 7 Пионерского участкового лесничества Звенигородского лесничества, сроком на 49 (сорок девять) лет, из которых не более 3 (трех) лет для строительства вышеуказанных объектов и 46 (сорок шесть) лет для их дальнейшей эксплуатации.
Комитет, отказывая ЗАО "Гема-инвест" в предоставлении в аренду земельного участка, сослался на то, что в заявлении не указано местоположение лесного участка (лесничество), отсутствует обоснование цели, вида и срока использования испрашиваемого участка.
Кроме того, заинтересованное лицо указало на то, что пожарный проезд, площадка для разворота пожарной техники, пожарный водоем не входят в перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов.
Дополнительно Комитет сообщил заявителю, что лесным планом Московской области, утвержденным приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.12.2008 N 433 "Об утверждении Лесного плана Московской области" размещение противопожарных водоемов на испрашиваемом лесном участке не планируется; при необходимости строительства водохранилищ или искусственных водоемов, прежде всего, должны использоваться нелесные земли, а при их отсутствии - невозобновившиеся участки вырубок, гарей, пустырей, прогалин, а также площади низкополотных и малоценных насаждений.
В обоснование заявленных требований, ЗАО "Гема-инвест" указало на то, что на испрашиваемом лесном участке допускается как строительство, так и эксплуатация двух пожарных проездов, площадки для разворота пожарной техники, пожарного водоема, сославшись, в том числе на пункт 1.2 Лесохозяйственного регламента Звенигородского лесничества Московской области, которым предусмотрено, что на территории лесничества определены виды и зоны планируемого освоения лесов, а именно: заготовка древесины; заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов; заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений; осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства; ведение сельского хозяйства; осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности; осуществление рекреационной деятельности; выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых; строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов; строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов; осуществление религиозной деятельности; изыскательские работы. В таблице 1.2.1 данного лесохозяйственного регламента приведены планируемые виды разрешенного использования лесов на территории Звенигородского лесничества, в том числе строительство, реконструкция и эксплуатация линейных объектов водохранилищ и иных искусственных водных объектов. Кроме того, пункт 2 Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 10.06.2011 N 223 не содержит исчерпывающего перечня линейных объектов.
Указанные доводы заявителя обоснованно не приняты судом первой инстанции во внимание в силу следующего.
Статьей 45 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 Кодекса.
Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в соответствии со статьей 9 Лесного кодекса Российской Федерации для строительства линейных объектов (пункт 2 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации).
Пункт 5 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации определяет, что порядок использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, утвержденный приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10 июня 2011 года N 223 "Об утверждении правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов" (далее - Правила).
Из пункта 7 Правил следует, что на лесных участках, предоставленных в пользование в целях строительства, реконструкции линейных объектов использование лесов осуществляется в соответствии с проектом освоения лесов.
Между тем, как следует из письменного отказа заинтересованного лица от 14.10.2014 исх. N 13335/26-14 лесным планом Московской области, утвержденным приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.12.2008 N 433 "Об утверждении Лесного плана Московской области" размещение противопожарных водоемов на испрашиваемом лесном участке не планируется.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Таким образом, как правомерно указал суд, установлен приоритет за специальными федеральными законами по использованию конкретных природных ресурсов. Участок лесного фонда представляет собой земельный участок с особым правовым режимом, входящий в состав земель лесного фонда. Отношения по предоставлению или передаче иным образом лесных участков, как ограниченных в обороте объектов, производится только на основании Лесного кодекса Российской Федерации.
Статьей 71 Лесного кодекса Российской Федерации урегулирован порядок предоставления в аренду гражданам и юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Предоставление в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с ЛК РФ.
Согласно статье 74 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора.
При этом, пункт 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации предусматривает закрытый перечень оснований, при которых лесные участки предоставляются без проведения аукциона.
В пункте 13 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередач признаются самостоятельными видами лесопользования. Использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов (статья 24 Лесного кодекса Российской Федерации).
В части 3 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 Лесного кодекса Российской Федерации, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты. Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не установлено ЛК РФ (статья 9 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связаны с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (линейные объекты).
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.06.2011 N 223 утверждены Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (далее - Правила), в соответствии с пунктом 2 которых под линейными объектами понимаются линии электропередачи, линии связи, дороги, трубопроводы и другие линейные объекты, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
Пожарный проект и площадка для разворота пожарной техники не поименованы как линейные объекты, которые могут быть размещены на землях лесного фонда.
В соответствии с пунктом 4 Правил лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 Лесного кодекса Российской Федерации, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты. Использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 Лесного кодекса Российской Федерации.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 26.07.2011 N 319 утвержден Порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее - Порядок N 319).
В силу подпункта "н" пункта 3 Порядка N 319 по договору аренды лесной участок предоставляется для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.
На основании пункта 21 Порядка N 319 к заявлению о предоставлении лесного участка в аренду для целей, указанных в пункте 13 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, прилагаются документы о наличии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на объекты, подлежащие реконструкции (при предоставлении лесных участков для реконструкции линейных объектов).
Судом установлено, что в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель не представил доказательства наличия правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на линейные объекты. Указанное обстоятельство подтверждается представленной в материалы дела копией заявления ЗАО "Гема-инвест" (исх. N Ю/0914-КЛХ от 15.09.2014) о предоставлении в аренду лесного участка, содержащей перечень приложенных документов.
Доказательств того, что заинтересованным лицом нарушены прав и законные интересы ЗАО "Гема-инвест", а также доказательств несоответствия оспариваемого отказа в предоставлении в аренду лесного участка действующему законодательству, заявителем в материалы дела не представлено.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания незаконным отказа Комитета Лесного хозяйства Московской области от 14.10.2014 (исх. N 13335/26-14) в предоставлении ЗАО "Гема-инвест" в аренду земельного участка для строительства и эксплуатации двух пожарных проездов, площадки для разворота пожарной техники, пожарного водоема, общей площадью 0,3673 Га, расположенного в кв. N 177, выд. 9, 13, кв. N 178, выд. 5, 6, 7 Пионерского участкового лесничества Звенигородского лесничества сроком на 49 (сорок девять) лет и не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах на решение, не опровергают выводы суда, сделанные с учетом установленных фактических обстоятельств, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены законно принятого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 20 февраля 2015 года по делу N А41-72575/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.Ю. Епифанцева |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-72575/2014
Истец: ЗАО "Гема-инвест"
Ответчик: Комитет лесного хозяйства Московской области
Третье лицо: Комитет лесного хозяйства Московской области