город Ростов-на-Дону |
|
25 мая 2015 г. |
дело N А32-26166/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 мая 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Соловьевой М.В., Илюшина Р.Р.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Смирновой В.Ю.
при участии:
от заявителя: представители Добренкова Н.В. по доверенности N 59-14 от 07.07.2014, паспорт; представитель Басман Е.В. по доверенности от 07.07.2014 г.,
от заинтересованного лица: представители Чиркова О.И. по доверенности N 11 от 09.02.2015, паспорт; Мурадова Л.К. по доверенности N 71 от10.12.2014, паспорт; Спирина И.И. по доверенности N 10 от 09.02.2015, паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.11.2014 по делу N А32-26166/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Медицинский центр "Нефрос"
к заинтересованному лицу Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Краснодарского края
о признании незаконными действий,
принятое в составе судьи Погорелова И.А.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью медицинский центр "Нефрос" (далее - ООО Медицинский центр "Нефрос", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к территориальному фонду обязательного медицинского страхования Краснодарского края (далее - ТФОМС Краснодарского края, фонд) о признании действий фонда незаконными:
1.1. В части выводов о нецелевом использовании средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС):
1.1.1. в сумме 252 743, 62 руб. на приобретение лекарственных препаратов, расходных материалов и мягкого инвентаря для лечения пациентов, получающих медицинскую помощь на платной основе;
1.1.2. в сумме 6 283 163,30 руб. на оплату транспортных услуг по перевозке пациентов;
1.1.3. в сумме 10 307 885,93 руб. на приобретение лекарственных препаратов, не включенных в формулярный перечень учреждения и в перечень жизненно важных и необходимых лекарственных средств;
1.1.4. в сумме 3 212 300 руб. списанных с расчетного счета за счет средств ОМС без подтверждающих документов.
1.2. В части выводов о неэффективном использовании средств ОМС:
1.2.1. в сумме 11 099 007,37 руб. за арендную плату за нежилые помещения сверх необходимой потребности;
1.2.2. в сумме 263 571, 56 рублей руб. за наличие медицинских препаратов и изделий медицинского назначения, не используемых в лечебном процессе более года;
1.2.3. в сумме 4 338 032,21 руб. за наличие изделий медицинского назначения сверх текущей потребности.
1.3. В части выводов об организации и оказании медицинской помощи (пункт 5.2 акта проверки от 15.05.2014);
признании действий фонда незаконными в части проверки организации гемодиализных процедур и перитониального диализа;
признании недействительным требования от 02.07.2014 N 9007/07531-24 в части уплаты в бюджет денежных средств в сумме 20 056 092,85 руб. и в части уплаты в бюджет штрафа в сумме 2 005 609,29 руб. (с учетом уточнения первоначально заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 12.11.2014 заявленные требования удовлетворены. Признаны незаконными действия фонда в части выводов, изложенных в акте проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности ООО Медицинский центр "Нефрос" от 15.05.2014:
2.1. о нецелевом использовании средств ОМС:
- в сумме 252 743, 62 руб. на приобретение лекарственных препаратов, расходных материалов и мягкого инвентаря для лечения пациентов, получающих медицинскую помощь на платной основе;
- в сумме 6 283 163,30 руб. на оплату транспортных услуг по перевозке пациентов;
- в сумме 10 307 885,93 на приобретение лекарственных препаратов, не включенных в формулярный перечень учреждения и в перечень жизненно важных и необходимых лекарственных средств;
- в сумме 3 212 300 руб., списанных с расчетного счета за счет средств ОМС без подтверждающих документов.
2.2. о неэффективном использовании средств ОМС:
в сумме 11 099 007,37 руб. за арендную плату за нежилые помещения сверх необходимой потребности;
- в сумме 263 571, 56 рублей руб. за наличие медицинских препаратов и изделий медицинского назначения не используемых в лечебном процессе более года;
- в сумме 4 338 032,21 руб. за наличие изделий медицинского назначения сверх текущей потребности;
2.3. в части выводов об организации и оказании медицинской помощи (пункт 5.2 акта проверки от 15.05.2014).
Суд признал незаконными действия фонда в части проверки организации гемодиализных процедур и перитонеального диализа ООО Медицинский центр "Нефрос", недействительным требование от 02.07.2014 N 9007/07531-24 в части уплаты в бюджет денежных средств в сумме 20 056 092,85 руб. и в части уплаты в бюджет штрафа в сумме 2 005 609,29 руб.
Судебный акт мотивирован тем, что нецелевого использования средств ОМС заявителем не допущено. Фондом нарушен допустимый срок проведения проверки, сформирован ненадлежащий состав рабочей группы (включены работники иных организаций). Фондом не доказан факт оказания платных услуг пациентам за счет средств ОМС в сумме 252 743,62 руб. Оплата транспортных услуг по перевозке пациентов предусмотрена Тарифным соглашением. Доказательства двойного финансирования проезда пациентов общества за счет краевого бюджета и за счет средств ОМС фондом не представлено. Приобретенные обществом лекарственные препараты включены в утвержденный им формулярный перечень. Вывод фонда о нецелевом использовании средств ОМС в сумме 3 212 300 руб., списанных с расчетного счета общества, опровергается представленными в материалы дела документами. Фондом не представлено доказательств аренды обществом помещений сверх необходимой потребности.
Не согласившись с принятым решением, ТФОМС Краснодарского края обжаловал его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе фонд просит решение суда от 12.11.2014 отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование апелляционной жалобы фонд указывает, что суд вышел за рамки заявленных требований, поскольку требования о признании недействительным требования от 02.07.2014 N 9007/07531-24 ООО Медицинский центр "Нефрос" не заявляло. Нарушение фондом сроков вручении обществу акта проверки не является безусловным и достаточным основанием для признания действий фонда незаконными. Законодательство в сфере ОМС не содержит запрета на включение в состав комиссии для проведения проверки специалистов медицинских учреждений. Расходование средств ОМС на проезд пациентов к месту оказания им медицинской помощи не предусмотрено действующим законодательством. Указанные расходы финансируются за счет краевого бюджета в виде выплаты пособий на оплату проезда лицам, нуждающимся в проведении гемодиализа. Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов утверждается распоряжением Правительства Российской Федерации. Представленный обществом формулярный перечень не согласован в министерстве здравоохранения. Надлежащим образом оформленный перечень на 2013 год комиссии не был представлен. Приобретение заявителем лекарственных препаратов, не включенных в формулярный перечень, является нецелевым использованием бюджетных средств. Общество арендует нежилые помещения сверх необходимой потребности, что необоснованно увеличивает расходы на арендную плату и является неэффективным использованием средств ОМС. Обществом необоснованно используются средства ОМС в сумме 4 338 032, образовавшиеся за счет сверхнормативного запаса медикаментов. По итогам проверки обществом на счет фонда перечислены денежные средства, что свидетельствует о частичном признании обществом выявленных нарушений.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на то, что перечисление на счет фонда денежных средств в неоспариваемой сумме не является основанием для выводов о фактическом признании факта нецелевого использования в полном объеме. Действующее законодательство не раскрывает понятие расходы на транспортные услуги применительно к использованию средств ОМС, использование данных средств на транспортные услуги прямо закреплено в Законе N 326-ФЗ от 19.10.2010. Все используемые обществом помещения необходимы для оказания медицинской помощи пациентам. Необходимость утверждения формулярного перечня лекарственных средств в министерстве здравоохранения предусмотрена только для государственных учреждений здравоохранения.
В судебном заседании представитель фонда поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель общества просил решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании 12.05.2015 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлено протокольное определение о перерыве до 14.05.2015. После перерыва судебное заседание продолжено.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании приказов от 10.01.2014 N 2-П и от 28.01.2014 N 16-П фондом проведена проверка использования ООО Медицинский центр "Нефрос" средств обязательного медицинского страхования.
По результату проверки 15.05.2014 фондом составлен акт, который передан обществу 16.05.2014.
В указанном акте отражены финансовые нарушения, которые по мнению фонда, допущены в деятельности общества на общую сумму 37 498,5 тыс. руб.:
1. Нецелевое использование средств ОМС в сумме 21 153 778,41 руб., из которых:
- приобретение лекарственных препаратов, расходных материалов и мягкого инвентаря для лечения пациентов, получающих медицинскую помощь на платной основе в сумме 252 743,62 руб.;
- оплата транспортных услуг по перевозке пациентов в сумме 6 283 163,30 руб.;
- приобретение лекарственных препаратов, не включенных в формулярный перечень учреждения и в перечень жизненно важных и необходимых лекарственных средств на сумму 10 326 919,36 руб.;
- списание с расчетного счета средств ОМС без подтверждающих документов на сумму 3 212 300 руб.,
- оплата аренды и коммунальных услуг ООО "Партнер" в сумме 595 823,72 руб. при отсутствии фактически занимаемых площадей, договора;
- выплата заработной платы водителю, при отсутствии автомобиля, путевых листов в сумме 428 828,41 руб.
2. Неэффективное использование средств ОМС в сумме 15 437 039,58 руб., в том числе:
- арендная плата на нежилые помещения сверх необходимой потребности на сумму 11 099 007,37 руб.;
- наличие медицинских препаратов и изделий медицинского назначения не используемых в лечебном процессе более года на сумму 236 571,56 руб.;
- наличие изделий медицинского назначения сверх текущей потребности на сумму 4 338 032,21 руб.
3. Недостача медикаментов, расходных материалов на общую сумму 436 017,65 руб.
4. Излишки медикаментов, расходных материалов на общую сумму 471 668,76 руб.
5. Другие нарушения
5.1. Организация и ведение бухгалтерского учета:
- ведение бухгалтерского учета не обеспечивает достоверного и полного отражения финансовых операций;
- не обеспечена сохранность бухгалтерских документов: отсутствует договоры, счета, накладные, платежные поручения; отсутствует надлежащий учет и контроль за движение лекарственных средств и расходных материалов;
- в нарушение статей 424, 425, 432, 455, 456, 465, 485 ГК РФ в заключенных договорах отсутствуют существенные условия поставки: ассортимент товара, его количество и цена, не указана дата заключения договора, что не позволяет определить факт и своевременность исполнения договорных обязательств, обоснованность произведенной оплаты;
- не обеспечено надлежащее документальное оформление принимаемого в аренду оборудования, а также его учет;
- не обеспечено отражение за балансовом счете арендованных объектов недвижимости и оборудования;
- не обеспечен раздельный учет по операциям со средствами ОМС;
- имеется неистребованная дебиторская задолженность, образовавшаяся в 2012 году (39 8950 руб.);
5.2. Организация и оказание медицинской помощи:
- осуществляется несанкционированный отбор пациентов на процедуры гемодиализа;
- выявлены множественные нарушения при катетеризации пациентов, ставящие под угрозу их здоровье и жизнь;
- не обеспечена возможность оказания экстренной помощи пациентам;
- не соблюдаются требования СанПин при организации лечебного процесса;
- допускается применение лекарственных препаратов приобретенных за счет пациентов, а также препаратов с истекшим сроком годности;
- не соблюдается температурный режим при хранении лекарственных средств;
- в амбулаторных картах больных отсутствуют сведения о проведенных лабораторных исследованиях.
Фондом обществу выставлено требование от 02.07.2014 N 9007/07531-24 о восстановлении средств, использованных не по целевому назначению и уплате штрафов, пеней, в соответствии с которым общество обязано уплатить задолженность по средствам ОМС, использованных не по целевому назначению в сумме 21 153 778,41 руб., и штраф в сумме 2 115 377,84 руб.
Не согласившись с указанными действиями фонда в части выводов о нецелевом и неэффективном расходовании средств ОМС и выставленным требованием, ООО Медицинский центр "Нефрос" обратилось в суд с настоящим иском.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 19 Федерального закона Российской Федерации от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного медицинского страхования" денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в настоящем пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Согласно Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон об обязательном медицинском страховании) деятельность в сфере обязательного медицинского страхования осуществляется медицинской организацией на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, заключенного со страховой медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования; на основании такого договора медицинская организация вправе получать средства за оказанную медицинскую помощь в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и несет корреспондирующую этому праву обязанность использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования (часть 5 статьи 15, пункт 1 части 1 и пункт 5 части 2 статьи 20 Закона).
Согласно части 11 статьи 40 Закона об обязательном медицинском страховании территориальный фонд обязательного медицинского страхования в порядке, установленном Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, вправе осуществлять контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями.
В силу части 9 статьи 39 Закона об обязательном медицинском страховании за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
В силу пунктов 29 и 30 Положения о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере ОМС территориальными фондами ОМС, утвержденного приказом Федерального фонда ОМС от 16.04.2012 N 73, в случае выявления в деятельности страховой медицинской организации (филиала страховой медицинской организации) фактов нарушения законодательства об обязательном медицинском страховании, требующих незамедлительных мер по их устранению, в случае неисполнения страховой медицинской организацией (филиалом страховой медицинской организации) требований территориального фонда о возврате (возмещении) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) об уплате штрафов, пеней, а также в случае неустранения выявленных нарушений в установленные сроки территориальный фонд вправе направить соответствующую информацию и материалы проверки в правоохранительные и судебные органы для привлечения виновных лиц к ответственности.
Основанием для обращения ООО Медицинский центр "Нефрос" в суд с настоящими требованиями послужил вывод фонда о нецелевом использовании обществом средств обязательного медицинского страхования: в сумме 252 743, 62 руб. - на приобретение лекарственных препаратов, расходных материалов и мягкого инвентаря для лечения пациентов, получающих медицинскую помощь на платной основе; в сумме 6 283 163,30 руб. - на оплату транспортных услуг по перевозке пациентов; в сумме 10 307 885,93 руб. - на приобретение лекарственных препаратов, не включенных в формулярный перечень учреждения и в перечень жизненно важных и необходимых лекарственных средств; в сумме 3 212 300 руб. - списанных с расчетного счета за счет средств ОМС без подтверждающих документов.
В части выводов фонда о приобретении обществом за счет средств ОМС лекарственных препаратов, расходных материалов и мягкого инвентаря для лечения пациентов, получающих медицинскую помощь на платной основе, суд первой инстанции обоснованно указал на недоказанность факта приобретения заявителем указанного имущества именно за счет средств ОМС. Заявителем в материалы дела представлены платежные поручения, подтверждающие перечисление денежных средств от платных пациентов в сумме 419 300 руб. на счет общества, используемый им как для учета средств ОМС, так и средств, полученных из других источников. Доводов о необоснованности указанного вывода суда первой инстанции в апелляционной жалобе не приведено.
Суд первой инстанции также пришел к обоснованному выводу о том, что в части расходования средств ОМС на оплату транспортных услуг по перевозке пациентов обществом не допущено их нецелевое использование.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что расходование средств ОМС на проезд пациентов к месту оказания им медицинской помощи не предусмотрено действующим законодательством.
Между тем, в силу п. 7 ст. 35 Закона об обязательном медицинском страховании структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение оборудования стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации Программами государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи предусмотрено, что тарифы на медицинскую помощь, оказываемую в рамках территориальной программы ОМС, устанавливаются в субъекте Российской Федерации тарифным соглашением. Формирование тарифов на медицинскую помощь, предоставляемую в рамках территориальной программы ОМС, осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и исходя из нормативов, предусмотренных Программой.
Абзацем 2 статьи 35 Законом Краснодарского края от 30 июня 1997 года N 90-КЗ "Об охране здоровья населения Краснодарского края" предусмотрено, что тарифы на оплату медицинской помощи устанавливаются тарифным соглашением между уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края в сфере охраны здоровья, территориальным фондом обязательного медицинского страхования, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, созданными в соответствии со статьей 76 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями), включенными в состав комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, создаваемой в Краснодарском крае.
Заключенным на основании вышеназванных нормативных положений Тарифным соглашением в тариф на медицинскую помощь включены транспортные услуги.
Судом установлено, что денежные средства в сумме 6 283 163,30 руб. израсходованы обществом частично на транспортировку пациентов (6 011 102,3 руб.) и частично на проезд сотрудников (272 061 руб.).
Ссылка фонда на то обстоятельство, что расходы на транспортировку пациентов финансируются из краевого бюджета в виде выплаты пособий на оплату проезда лицам, нуждающимся в проведении гемодиализа, не принимается апелляционным судом. Фондом не представлено доказательств обращения в уполномоченный орган и выплаты пациентам общества вышеназванного пособия. Следовательно, фондом не представлено доказательств двойного финансирования соответствующих расходов.
Оплата работодателем транспортным организациям стоимости услуг по доставке работников к месту работы относится к расходам, связанным с организацией производственной деятельности медицинского учреждения. Доказательств несения указанных расходов не в связи с деятельностью общества фондом не представлено. Доставка работников к месту работы и обратно на такси обусловлена режимом работы общества и отдаленностью проживания работников от места работы.
Следовательно, нецелевого использования средств ОМС в данном случае обществом не допущено.
Основанием для вывода о нецелевом использовании обществом средств ОМС в сумме 10 307 885,93 руб. послужило приобретение заявителем лекарственных препаратов, не включенных в формулярный перечень учреждения и в перечень жизненно важных и необходимых лекарственных средств.
Между тем, ООО Медицинский центр "Нефрос" в материалы дела представлен формулярный перечень лекарственных средств на 2013 год, в который включены препараты, приобретенные обществом на сумму 10 147 873,10 руб.
Представленный обществом формулярный перечень лекарственных средств на 2013 год содержит Международные непатентованные названия (МНН) лекарственных препаратов. Обществом представлены в материалы дела доказательства соответствия названий лекарственных средств в соответствии с МНН в формулярном перечне, торговым названиям лекарственных препаратов, фактически приобретенных обществом.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на необходимость согласования соответствующего перечня в формулярной комиссии департамента здравоохранения Краснодарского края в соответствии с приказом Департамента здравоохранения Краснодарского края от 28.01.2009 N 156, не принимается апелляционным судом, поскольку данным приказом предусмотрено создание формулярной комиссии с целью разработки и постоянного обновления формулярного перечня лекарственных средств Краснодарского края государственными учреждениями здравоохранения и учреждениями муниципальных образований края.
Необходимость согласования утвержденного учреждением здравоохранения перечня лекарственных препаратов в министерстве здравоохранения действующим законодательством не предусмотрена.
Довод фонда о непредставлении обществом надлежащим образом оформленного формулярного перечня лекарственных препаратов в ходе проведения проверки подлежит отклонению. Доказательств истребования у заявителя указанного документа для установления факта нецелевого использования средств ОМС по данному эпизоду, фондом не представлено. Кроме того, соответствующий формулярный перечень представлен обществом с возражениями на акт проверки. Основания для непринятия указанного документа на стадии рассмотрения возражений к акту проверки у фонда отсутствовали.
Таким образом, выводы фонда о закупке обществом за счет средств ОМС лекарственных средств, не входящих в формулярный перечень, опровергаются представленными в материалы дела доказательствами.
Доказательств использования приобретенных препаратов медицинской организацией не для целей оказания медицинской помощи застрахованным больным в соответствии с назначением врача фондом также не представлено.
По итогам проверки фонд пришел к выводу о неэффективном использовании ООО Медицинский центр "Нефрос" средств ОМС, выразившемся во внесении арендной платы за нежилые помещения сверх необходимой потребности, в наличии медицинских препаратов и изделий медицинского назначения, не используемых в лечебном процессе более года, в наличии изделий медицинского назначения сверх текущей потребности.
Статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплены принципы результативности и эффективности использования бюджетных средств, в соответствии с которыми при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
В пункте 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что, оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса указанного принципа, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.
В связи с этим конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.
Обязанность доказывания неэффективного использования бюджетных средств в силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в настоящем случае возложена на фонд как на административный орган.
В тексте тарифного соглашения на 2013 год в качестве одного из направлений расходования денежных средств ОМС предусмотрена аренда имущества.
В обоснование неэффективного использования средств ОМС фонд ссылается на несоответствие площадей, занимаемых обществом, минимальной площади помещений, предусмотренной в постановлении Главного государственного врача Российской Федерации от 18.05.2010 г. N 58 "Об утверждении СанПин 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность".
Между тем, указанным СанПин утверждены только минимальные площади соответствующих помещений отделения гемодиализа. Минимальные площади вспомогательных помещений, необходимых для оказания соответствующей медицинской помощи пациентам указанным документом не предусмотрены.
Доказательства неиспользования заявителем арендованных помещений, либо использования их не в соответствии с целевым назначением, фондом не представлены.
Заявителем в материалы дела представлены лицензии, которые для оказания медицинской помощи во всех арендуемых помещениях 11 отделений диализа в г. Краснодаре и в районах Краснодарского края были выданы Министерством здравоохранения Краснодарского края для оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по лабораторной диагностике, сестринскому делу, при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по анестезиологии и реаниматологии, клинической лабораторной диагностике, нефрологии, организации здравоохранения и общественному здоровью.
Выдача указанных лицензий Министерством здравоохранения Краснодарского края являлась бы невозможной при допущении со стороны заявителя отклонения от норм и стандартов, установленных для площадей помещений в которых оказываются услуги по гемодиализу.
Наличие у заявителя в ходе проверки медицинских препаратов и изделий медицинского назначения, не используемых в лечебном процессе более года, и сверх необходимой потребности не свидетельствует о неэффективном использовании средств ОМС, направленных на их приобретение. Приобретенные обществом препараты включены в формулярный перечень препаратов, необходимых для использования в лечебном процессе. Лекарственные средства приобретены во исполнение положений Тарифного соглашения о необходимости обеспечения больных на период лечения лекарственными средствами за счет средств ОМС.
Учитывая специфику деятельности медицинского учреждения и необходимость обеспечения постоянного наличия соответствующих препаратов, вывод управления о неэффективном использовании бюджетных средств в указанной части суд первой инстанции обоснованно посчитал несостоятельным.
Таким образом, довод фонда о неэффективном использовании заявителем средств ОМС судебная коллегия считает недоказанным.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то обстоятельство, что фондом не допущено нарушений при проведении проверки в отношении ООО Медицинский центр "Нефрос", не принимается апелляционным судом.
Согласно пункту 6 Положения о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, утвержденного приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73 (далее - Положение), срок проведения проверки не может превышать 30 (тридцать) календарных дней. В необходимых случаях по мотивированному представлению в форме служебной записки руководителя контрольно-ревизионного подразделения территориального фонда (руководителя иного подразделения территориального фонда, ответственного за организацию проведения конкретной проверки) или руководителя комиссии (рабочей группы) срок проведения проверки может быть продлен на основании приказа территориального фонда, но не более чем на 10 (десять) календарных дней. Приказ территориального фонда о продлении сроков проверки доводится до сведения проверяемой страховой медицинской организации.
Пунктом 22 Положения предусмотрено, что составленный по итогам проверки акт представляется руководителю медицинской организации не позднее чем за 1 (один) день до окончания срока проверки, определенного приказом территориального фонда о проведении проверки.
Из материалов дела следует, что датой начала проверки является 20.01.2014. При этом акт проверки вручен заявителю только 16.05.2014.
Пунктом 3 Положения предусмотрено, что проверки проводятся работниками контрольно-ревизионных подразделений территориального фонда и (или) иных структурных подразделений территориального фонда с целью предупреждения и выявления нарушений норм, установленных Федеральным законом N 326-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Из пункта 6 указанного Положения также следует, что соответствующая комиссия формируется из числа работников территориального фонда. Указанным пунктом предусмотрена возможность включения в состав комиссии в зависимости от темы проверки специалистов иных контрольных органов по предложениям этих органов.
Из материалов дела следует, что в приказом фонда N 2-П от 10.01.2014 в состав рабочей группы для проведения проверки заявителя включены: директор государственного казенного учреждения Краснодарского края "Медицина Кубани" Губриева Н.А., сотрудники ГБУЗ "Краевая клиническая больница N 1 им. проф. С.В. Очаповского" Поляков И.С., Медведев В.Л., Гаранина О.П., Арепьева А.В., Куриная В.П., то есть лица не являющиеся работниками фонда или соответствующего контрольного органа.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на отсутствие в законодательстве Российской Федерации в сфере ОМС прямого запрета на включение в состав комиссии для проведения проверки специалистов медицинских учреждений, не принимается апелляционным судом.
Предусмотренная вышеназванным Положением необходимость включения в состав рабочей группы только лиц из числа сотрудников территориального фонда обусловлена тем, что только на территориальные органы фондов обязательного медицинского страхования законодателем возложены функции по осуществлению контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями, путем проведения проверок и ревизий.
Участие в составе рабочей группы сотрудников иных медицинских учреждений, не являющихся сотрудниками фонда или контрольного органа, и у которых отсутствуют полномочия на осуществление контроля в отношении использования проверяемой организацией средств ОМС, свидетельствует о неправомочности принятых комиссией решений.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Поскольку доказательств соответствия действий фонда по проведению проверки и принятию по ее результатам решений о нецелевом и неэффективном расходовании заявителем средств ОМС, фондом не представлено, требование от 02.07.2014 N 9007/07531-24 в части уплаты в бюджет денежных средств в сумме 20 056 092,85 руб. и в части уплаты в бюджет штрафа в сумме 2 005 609,29 руб. обоснованно признано судом первой инстанции недействительным.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то обстоятельство, что суд вышел за рамки заявленных требований, поскольку требования о признании недействительным требования от 02.07.2014 N 9007/07531-24 ООО Медицинский центр "Нефрос" не заявляло, не принимается апелляционным судом. Указанное требование заявлено обществом в виде уточнения первоначально заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Указанное уточнение принято судом, о чем указано в резолютивной части оспариваемого решения.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.11.2014 по делу N А32-26166/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-26166/2014
Истец: ООО Медецинский центр Нефрос, ООО МЕДИЦИНСКИЙ ЦЕНТР "НЕФРОС"
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Третье лицо: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Краснодарского края
Хронология рассмотрения дела:
15.08.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5119/16
11.05.2016 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-4313/16
03.02.2016 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-26166/14
05.10.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5711/15
25.05.2015 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-23862/14
12.11.2014 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-26166/14