г. Москва |
|
04 июня 2015 г. |
Дело N А40-27482/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июня 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Кольцовой Н.Н., Марковой Т.Т., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Тер-Акопян Г.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Торговый Центр "МаркетГрад"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.04.2015 по делу N А40-27482/2015, принятое судьей Вигдорчиком Д.Г. (145-204)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Торговый Центр "МаркетГрад"
к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды
о признании незаконным и отмене постановления,
при участии:
от заявителя: |
Сагаев Т.Ш. по дов. от 20.03.2015; Шустов О.М. по дов. от 20.03.2015; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 07.04.2015, принятым по данному делу, в удовлетворении требования Общества с ограниченной ответственностью "Торговый Центр "МаркетГрад" (далее - ООО "ТЦ "МаркетГрад", Общество) о признании незаконным и об отмене постановления Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы (далее - Департамент, административный орган) от 23.01.2015 N 0906-459/2014 о привлечении к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ, отказано.
При этом суд пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава и события вменяемого ему правонарушения, признав порядок и процедуру привлечения заявителя к административной ответственности соблюденными.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Согласно доводам заявителя, судом нарушены нормы материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Отзыв на апелляционную жалобу в суд не поступил.
В судебном заседании представители заявителя доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме, изложили свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просили отменить решение суда первой инстанции, поскольку считают его незаконным и необоснованным, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, в связи с чем, при отсутствии возражений представителей заявителя дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156 АПК РФ, в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснения заявителя, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Суд первой инстанции достоверно установил, что заявителем не пропущен срок на обращение в арбитражный суд, предусмотренный ч. 2 ст. 208 АПК РФ и ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 12.12.2014 сотрудниками Департамента, на основании распоряжении от 01.12.2014 N 0906-459/2014 в течение 3 рабочих часов проведена плановая выездная проверка соблюдения требований природоохранного законодательства в отношении ООО "ТЦ "МаркетГрад", находящегося по адресу: 105523, г. Москва, ул. Щелковское шоссе, 100, в соответствии со сводным планом проверок субъектов предпринимательства на 2014 год, размещенном на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
В ходе проведения плановой выездной проверки установлено, что по адресу: 105523, г. Москва, ул. Щелковское шоссе, 100, 100 осуществляет свою хозяйственную и предпринимательскую деятельность (сдача в аренду (субаренду) недвижимого и другого имущества) ООО "Торговый центр МакркетГрад".
В ходе обследования территории и помещений по вышеуказанному адресу установлено, согласно договору аренды земельного участка от 30.04.2004 N М-03-021942, ООО "ТЦ "МаркетГрад" является арендатором земельного участка общей площадью 20619 кв.м. На территории участка расположено здание, в котором находится грузовой лифт, машинное отделение, офисные, торговые, складские помещения. Освещение внутри помещений производиться за счет установленных светильников с люминесцентными и энергосберегающими лампами.
В ходе проверки представлены копии документов: проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - ПНООЛР), договора на вывоз образующихся отходов 2013, 2014 г.г., акты выполненных работ по вывозу отходов за 2013, 2014 г.г., расчёты и платёжные поручения, подтверждающие плату за негативное воздействие на окружающую среду, отчёт по Форме 2 ТП (отходы) за 2013 год.
В ходе исследования документов и процесса хозяйственной деятельности установлено, что в процессе деятельности ООО "ТЦ "МаркетГрад" образуется 576,208 тонн отходов потребления и производства из них 1 класса опасности - 0, 432 т/год, 4 класс опасности - 106,656 т/год, 5 класс опасности - 0,9 т/г. На территории предприятия расположено 5 площадок временного накопления отходов, образующихся в результате деятельности предприятия, из них 4 открытых и 1 закрытая.
Вывоз накопившихся отходов потребления в 2013, 2014 г.г. с территории ООО "ТЦ "МаркетГрад" по адресу: 105523, г. Москва, ул. Щелковское шоссе, 100, производится специализированными организациями.
Департаментом при проведении исследования документов и процесса хозяйственной деятельности ООО "ТЦ "МаркетГрад" по адресу: г. Москва, ул. Щелковское шоссе, 100, на момент проверки определен перечень, образующихся следующих видов отходов в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов (ФККО), утверждённого Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 18.07.2014 N 445 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов" 3-го класса опасности: 4 06 150 01 31 3 - отходы минеральных масел трансмиссионных, который образуется в результате использования грузового лифта, 4-го класса опасности: 7 33 390 01 71 4 -смет с территорий предприятий малоопасный, который образуется при уборки территории предприятия.
В ходе проверки Департаментом выявлено, что обществом представлен проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение 2010 года и нормативы образования отходов и лимитов на их размещение от 16.03.2010 г. N ВАО/0174, в которых не учтены отходы 3-го класса опасности: 4 06 150 01 31 3 - отходы минеральных масел трансмиссионных, 4-го класса опасности: 733 390 01 71 4 - смет с территорий предприятий малоопасный.
Факт нарушения заявителем действующего законодательства зафиксирован в протоколе от 29.12.2014 N 0906-459/2014, акте проверки Департамента от 25.12.2014 г. N 0906-459/2014, подтверждается согласующимися между собой материалами административного дела
Постановлением от 23.01.2015 N 0906-459/2014 заявитель привлечен к административной ответственности на основании ст. 8.2 КоАП РФ по фактам нарушения обществом требований ст. ст. 11, 19 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" (далее Закон об отходах).
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в суд с целью защиты и восстановления нарушенного административным органом права.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из имеющихся в деле доказательств, спорным отношениям дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно.
Суд первой инстанции сделал правомерный вывод, что оспариваемое постановление принято Департаментом в рамках предоставленных ему полномочий.
Доводы Общества, о том, что у Департамента отсутствовали основания для привлечения Общества к административной ответственности, со ссылкой на договор N 14-17-р от 24.11.2014 правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку при рассмотрении дела об административном правонарушении договор N 14-17-р от 24.11.2014 обществом в Департамент не представлен. Копия в материалах административного дела отсутствует. Доказательств обратного обществом не представлено.
Обжалуемое постановление содержит два самостоятельных состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ, а именно: общество представило не верный проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение 2010 г. и нормативов образования отходов и лимитов на их размещений от 16.03.210 N ВАО/0174 в которых не учтены как отходы 3-го класса опасности, так и отходы 4-го класса.
Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой права, являются отношения по охране окружающей среды, порядок природопользования. Виновный посягает на установленные требования и порядок работы с отходами производства и потребления.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
В силу требований Федерального закона от 24 июня 1998 года "Об отходах производства и потребления" основным принципом государственной политики в области обращения с отходами являются охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия (ст. 3 ФЗ-89 от 24.06.1998).
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья установлены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, а под объектом размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Согласно п. 2.2 СанПиН 2.1.7.1322-03 процессы обращения с отходами (жизненный цикл отходов) включают в себя следующие этапы: образование, накопление и временное хранение, первичная обработка (сортировка, дегидрация. нейтрализация, прессование, тарирование и др.), транспортировка, вторичная переработка (обезвреживание, модификация, утилизация, использование в качестве вторичного сырья), складирование, захоронение и сжигание.
Обращение с каждым видом отходов производства и потребления зависит от их происхождения, агрегатного состояния, физико-химических свойств субстрата, количественного соотношения компонентов и степени опасности для здоровья населения и среды обитания человека, при этом степень (класс) опасности отходов определяется в соответствии с действующим нормативным документом расчетным и экспериментальным путем (п. 2.3).
Согласно статье 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 и ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89- ФЗ обращение с отходами это деятельность, в том числе по их накоплению, в том числе временному складированию (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования. Юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" экологические (природоохранные) требования - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
Статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Как указал Высший арбитражный суд РФ в Постановлении Президиума ВАС РФ от 02.10.2012 N 4973/12 по делу N А60-50398/2011 в соответствии со ст.1 Федерального закона РФ от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Таким образом, обращение с отходами производства и потребления образующихся в хозяйственной деятельности общества (хозяйствующего субъекта), подлежит регулированию экологическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", вне зависимости от основного вида экономической деятельности.
Постановление Конституционного Суда РФ от 05.03.2013 N 5-П "По делу о проверке конституционности статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" также корреспондирует об обязанности лиц, образующих отходы в результате экономической деятельности, соблюдать требования Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" - вести учет образовавшихся отходов, производить плату за негативное воздействие на окружающую среду, оказываемое размещением этих отходов.
Таким образом, Законом установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, специализирующихся в области обращения с отходами, так и на хозяйствующие субъекты, в процессе деятельности которых образуются отходы.
Кроме того, состав административного правонарушения по ст. 8.2 КоАП РФ образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства. При этом субъектный состав правонарушения, связанный с обращением с отходами, не ограничивается лицами, только специализирующимися на деятельности по обращению с отходами.
С учетом изложенного, субъектами вменяемого административного правонарушения по ст. 8.2 КоАП РФ, являются не только организации специализирующиеся на обращении с отходами производства и потребления, а хозяйствующие субъекты, в результате деятельности которых образуются отходы.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - ПНООРЛ) в Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденном приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50 (далее -Порядок).
При этом согласно пункту 5 Порядка нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - ПНООРЛ, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Соответствующие Методические указания утверждены приказом Минприроды России от 05.08.2014 N 349 (зарегистрирован в Минюсте России 24.10.2014, регистрационный N 34446), вступивший в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования.
Согласно пункту 5 Методических указаний основной задачей при разработке ПНООЛР является, в том числе, обоснование количества отходов, предлагаемых для размещения в конкретных объектах размещения отходов.
При этом в соответствии с пунктом 21 Методических указаний для всех отходов, включенных и не включенных в федеральный классификационный каталог отходов, формируемый Росприроднадзором в соответствии с Порядком, указанным в пункте 6 Методических указаний, указывается класс опасности, определенный в соответствии с порядком отнесения отходов I -IV классов опасности к конкретному классу опасности и (или) критериями отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утверждаемыми Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Таким образом, ООО "ТЦ "МаркетГрад" совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Исходя из изложенного, вывод суда первой инстанции о законности и обоснованности оспариваемого постановления и, как следствие, об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований, является правомерным.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
При таких данных апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в порядке ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.04.2015 по делу N А40-27482/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
Н.Н. Кольцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-27482/2015
Истец: ООО "Торговый центр "МаркетГрад", ООО "ТЦ "МаркетГрад"
Ответчик: Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы