г. Челябинск |
|
05 июня 2015 г. |
Дело N А07-27483/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июня 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Карпачевой М.И.,
судей Ермолаевой Л.П., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Саргсян Агарона Саргисовича на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.03.2015 по делу N А07-27483/2014 (судья Кручинина Н.Е.).
Индивидуальный предприниматель Саргсян Агарон Саргисович (далее - заявитель, предприниматель, ИП Саргсян А.С.) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - администрация, ответчик) о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 08.10.2014 N С13193, об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 02:55:040607:502, расположенного по адресу РБ г. Уфа, Октябрьский район, д. Жилино, и обязании администрацию в качестве восстановления нарушенного права направить в адрес предпринимателя в течении 15 дней с момента вступления в законную силу решения суда проект договора купли-продажи указанного земельного участка.
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.02.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Главное Управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Главархитектура, л.д. 32-34).
Решением суда от 25.03.2015 (резолютивная часть от 17.03.2015) в удовлетворении заявленных требований отказано (л.д. 73-81).
В апелляционной жалобе предприниматель (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда первой инстанции отменить полностью, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела (л.д. 84-90).
По мнению апеллянта, не соответствует обстоятельствам дела вывод суда первой инстанции о том, что испрашиваемый земельный участок находится в границах существующих красных линий, в материалах дела отсутствуют доказательства использования данного участка как территории общего пользования, доказательства утверждения проекта границ красных линий в составе документации по планировке территории в соответствии с Инструкцией, утвержденной постановлением Госстроя Российской Федерации от 06.04.1998 N 18-30. Кроме того, суд не исследовал вопрос о наличии оснований и соблюдении порядка установления красных линий и резервирования земель. Также податель полагает недоказанным факт расположения земельного участка в границах красных линий на момент принятия оспариваемого решения.
К дате судебного заседания отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители не явились.
В отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена без участия не явившихся лиц.
Проверив законность судебного акта в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ИП Саргсян А.С. на праве собственности принадлежат объекты недвижимости:
- газопровод высокого давления Д-89, Д-76, Д-57 от точки врезки в существующий газопровод высокого давления Д-159 до ПГШ-48, назначение: нежилое, протяженность 0,97721 км инв. N 2389, адрес объекта: РБ, г. Уфа, Октябрьский район, д. Жилино кадастровый номер 02:55:000000:31073, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 04АЕ261252 от 04.08.2014 (л. д. 16);
- газопровод среднего давления Д-159, Д-108, Д-76 от ПГШ-48, до асфальтосмесительной установки, назначение: нежилое, протяженность 0,10931 км инв. N 2390, адрес объекта: РБ, г. Уфа, Октябрьский район, д. Жилино кадастровый номер 02:55:000000:34914, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 04АЕ261253 от 04.08.2014 (л. д. 17);
- резервуар наземный, назначение: Специальное, инв. N 344848, лит. III, адрес объекта: РБ, г. Уфа, Октябрьский район, д. Жилино кадастровый номер 02:55:000000:26439, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 04АЕ261254 от 04.08.2014 (л. д. 18);
- резервуар наземный, назначение: Специальное, инв. N 344848, лит. II, адрес объекта: РБ, г. Уфа, Октябрьский район, д. Жилино кадастровый номер 02:55:000000:26422, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 04АЕ261255 от 04.08.2014 (л. д. 19);
- резервуар наземный, назначение: нежилое, инв. N 344848, лит. IV, адрес объекта: РБ, г. Уфа, Октябрьский район, д. Жилино кадастровый номер 02:55:000000:26421, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 04АЕ261256 от 04.08.2014 (л. д. 20);
- резервуар наземный, назначение: Специальное, инв. N 344848, лит. I, адрес объекта: РБ, г. Уфа, Октябрьский район, д. Жилино кадастровый номер 02:55:000000:26419, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 04АЕ261257 от 04.08.2014 (л. д. 21);
- здание, назначение: нежилое здание, общая площадь 6,4 кв. м, инв. N 344848, лит. Г, адрес объекта: РБ, г. Уфа, Октябрьский район, д. Жилино кадастровый номер 02:55:000000:26499, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 04АЕ261258 от 04.08.2014 (л. д. 22).
Заявитель письмом от 17.09.2014 (л. д. 9) обратился Главе Администрации городского округа г. Уфа о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 02:55::040607:502 по адресу: РБ г. Уфа, Октябрьский район, д. Жилино.
Администрацией письмом от 08.10.2014 N С-13193 (л. д. 11) было отказано в предоставлении в собственность земельного участка, отказ мотивирован нахождением земельного участка в границах красных линий мест общего пользования и в связи с резервированием для муниципальных нужд.
Посчитав данный отказ незаконным и нарушающим права и законные интересы предпринимателя, заявитель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что испрашиваемый земельный участок не подлежит приватизации, поскольку частично расположен в границах существующих красных линий, а также зарезервирован для муниципальных нужд в установленном законом порядке путём внесения в решение о резервировании земель сведений об испрашиваемом земельном участке.
Выводы суда правильны, основаны на представленных по делу доказательствах и надлежащем применении норм материального и процессуального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для признания отказа уполномоченного органа в предоставлении в собственность заявителя земельного участка с кадастровым номером 02:55:040607:502, выраженного в письме администрации от 08.10.2014, незаконным по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права их аренды в порядке и на условиях, установленных этим Кодексом, федеральными законами.
Как установлено ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (часть 2 статьи 15 ЗК РФ).
Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункты 1 и 2 статьи 27 ЗК РФ).
Из обжалуемого отказа следует, что испрашиваемый земельный участок находится в границах красных линий и не подлежит приватизации.
В письме также имеется указание на то, что в соответствии с Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 23.12.2010 N 32/15 (в редакции от 18.12.2013) земельный участок зарезервирован для муниципальных нужд в целях размещения объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", при рассмотрении дел о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействий), в частности, органов местного самоуправления, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).
Красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты) (п.п. 11 ч. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации (ч. 12 ст. 85 ЗК РФ).
Согласно положениям ст. 16 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" резервирование земельных участков для государственных или муниципальных нужд может осуществляться соответственно Правительством Республики Башкортостан или органами местного самоуправления на основании утвержденной градостроительной и землеустроительной документации.
Решением Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 23.12.2010 N 32/15 "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд" в соответствии с ЗК РФ, Градостроительным кодексом Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд", Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", Законом Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан", Уставом городского округа город Уфа Республики Башкортостан, с учетом корректировки Генерального плана города Уфы Республики Башкортостан, утвержденного решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 04.08.2006 N 14/4, Правил землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Комплексной программой развития коммунальной инфраструктуры городского округа город Уфа Республики Башкортостан до 2015 года, разработанных и утвержденных в установленном порядке проектов планировок на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, зарезервированы земельные участки в границах, определенных приложением N 1 к настоящему решению, для муниципальных нужд на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, относящиеся к категории земель населенного пункта, ориентировочной площадью 7885,0 га, в целях размещения объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур с ограничением предоставления их в собственность до 01.01.2015.
В перечне кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель, отражён, в том числе, земельный участок с кадастровым номером 02:55:040607:502 (л.д. 46,47).
Указанный земельный участок зарезервирован в соответствии с проектом планировки жилого района Жилино в Октябрьском и Кировском районах городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденном постановлением Главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 16.12.2008 N 7448.
В составе указанного проекта утвержден также план красных линий. в силу чего доводы апеллянта об отсутствии разработанной и утвержденной документации по планировки территории и установленных границ красных линий подлежат отклонению.
Данный проект планировки находится в открытом доступе в сети Интернет на официальном сайте Главархитектуры.
Факт расположения земельного участка с кадастровым номером 02:55:040607:502 в границах зарезервированной для муниципальных нужд территории подтвержден также выкопировкой из приложения N 1 к решению Совета городского округа г. Уфа о резервировании земельных участков (л.д. 49), из которой следует, что спорный земельный участок частично входит в зону резервирования для муниципальных нужд.
При таких обстоятельствах, довод апелляционной жалобы об отсутствии доказательств резервирования земельного участка с кадастровым номером подлежит отклонению.
Нормой ч. 1 ст. 65 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Во исполнение данной процессуальной обязанности заинтересованным лицом в доказательство обоснованности отказа в предоставлении земельного участка в материалы дела представлена вышеуказанная выкопировка из приложения N 1 к решению Совета городского округа г. Уфа о резервировании земельных участков.
Между тем предусмотренная ч. 1 ст. 65 АПК РФ обязанность органа публичной власти доказать правомерность своих действий не снимает с заявителя обязанности по доказыванию соответствующих возражений.
Однако заявитель не обосновал обстоятельства нахождения испрашиваемого земельного участка вне зоны резервирования.
Статья 28 ЗК РФ закрепляет, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункты 1 и 2 статьи 27 ЗК РФ).
Факт резервирования земельного участка с кадастровым номером 02:55:040607:502 подтверждается включением его в соответствующий перечень - приложение к решению Совета городского округа г. Уфа N 32/15 от 23.12.2010 (в редакции решения от 18.12.2013).
Кроме того, решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 28 января 2015 г. N 41/6 указанный земельный участок также включен в перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель (приложение N 2). Указанным решением зарезервированы до 1 января 2019 года земли в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан, относящиеся к категории земель населенного пункта, ориентировочной площадью 7822 га, в целях размещения объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур для муниципальных нужд.
Таким образом, резервирование спорного земельного участка сохранено как и в настоящее время, что исключает передачу его в собственность заявителя.
Поскольку указанные решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан в части включения земельного участка с кадастровым номером 02:55:040607:502 в зону резервирования, недействительными не признаны, предметом судебного разбирательства в рамках заявленных по настоящему делу требований не являются, у судебной коллегии не имеется оснований для оценки правомерности включения спорного земельного участка в состав земель, зарезервированных для муниципальных нужд, довод апеллянта об отсутствии оснований для резервирования земельного участка судебной коллегией во внимание не принимается.
Таким образом, судебной коллегией установлен факт ограничения спорного земельного участка в обороте, препятствующий передаче земли в частную собственность ввиду вхождения его в зону резервирования для муниципальных нужд.
Ссылка предпринимателя на отсутствие государственной регистрации обременения на спорный участок в виде его резервирования на основании Решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 23.12.2010 N 32/15 "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд", также не может быть принята во внимание, поскольку данное обстоятельство само по себе не свидетельствует об отсутствии резервирования земельного участка.
Таким образом, в материалах дела не находит подтверждения обстоятельство несоответствия оспариваемого решения уполномоченного органа закону и иному нормативному правовому акту, в связи с чем заявителем не представлены доказательства наличия совокупности элементов, предусмотренных ст. 198 АПК РФ в качестве основания для признания недействительным ненормативного правового акта.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является верным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не установлено.
В соответствии с подпунктами 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы предпринимателем на обжалуемое решение подлежала уплате государственная пошлина в размере 150 руб.
Излишне уплаченная подателем апелляционной жалобы государственная пошлина в размере 150 рублей подлежит возврату заявителю - ИП Саргсян А.С.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.03.2015 по делу N А07-27483/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Саргсян Агарона Саргисовича - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Саргсян Агарону Саргисовичу из федерального бюджета сумму 150 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по квитанции от 17.04.2015.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.И. Карпачева |
Судьи |
Л.П. Ермолаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-27483/2014
Истец: Саргсян А С, САРГСЯН АГАРОН САРГИСОВИЧ
Ответчик: Администрация ГО г. Уфа РБ, Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Третье лицо: Главное управление архитектуры и градостроительства администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, ИП Саргсяе Арагон Саргисович, ИП Саргсян Агарон Саргисович
Хронология рассмотрения дела:
09.02.2017 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-322/17
15.07.2016 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-7747/16
29.04.2016 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-27483/14
21.03.2016 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-27483/14
05.06.2015 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-5506/15
24.03.2015 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-27483/14