город Ростов-на-Дону |
|
15 июня 2015 г. |
дело N А32-1045/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 июня 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Емельянова Д.В.,
судей Д.В. Николаева, Н.В. Шимбаревой,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Провоторовой В.В.,
без участия сторон,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Праводеловой Светланы Георгиевны
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.04.2015 по делу N А32-1045/2015
по заявлению индивидуального предпринимателя Праводеловой Светланы Георгиевны (ИНН 230804134400, ОГРН 310230806200045)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу-курорту Анапа Краснодарского края
об обязании произвести перерасчет земельного налога за 2011-2013 годы по принадлежащим заявителю на праве собственности земельным участкам,
принятое в составе судьи Бутченко Ю.В.
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Праводелова Светлана Георгиевна (далее - предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Инспекции ФНС России по городу-курорту Анапа Краснодарского края (далее - инспекция, налоговый орган) об обязании произвести перерасчет земельного налога за 2011 -2013 годы по принадлежащим заявителю на праве собственности земельным участкам: площадью 792 кв.м., с кадастровым номером 23:37:0107002:1201, расположенному по адресу: Краснодарский край, город-курорт Анапа, пр-т Пионерский, 263; площадью 787 кв.м., с кадастровым номером 23:37:0107002:1202, расположенному по адресу: Краснодарский край, город-курорт Анапа, пр-т Пионерский, 263, в связи с вступлением в законную силу решения Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-10562/2013.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 01.04.2015 по делу N А32-1045/2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда от 01.04.2015 по делу N А32-1045/2015 индивидуальный предприниматель Праводелова С.Г. обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что судом первой инстанции не принято во внимание, что налоговое законодательство не содержит ограничения по перерасчету земельного налога на случай изменения стоимости земельного участка в течение налогового периода. Поскольку решением суда по делу N А32-10562/2013 кадастровая стоимость земельных участков предпринимателя определена по состоянию на 01.01.2011, налог за 2011-2013 годы должен быть пересчитан, исходя из установленной решением кадастровой стоимости спорных земельных участков. Применение кадастровой стоимости, установленной решением суда по делу N А32-10562/2013, улучшает положение налогоплательщика.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Краснодарского края от 01.04.2015 по делу N А32-1045/2015 проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Участвующие в деле лица, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебное заседание проведено без их участия.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Праводелова С.Г. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 03.03.2010 и является собственником земельных участков, расположенных по адресу: Краснодарский край, город-курорт Анапа, пр-кт Пионерский, 263:
* кадастровый номер 23:37:0107002:1201, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 23-АЕ 007168 от 26.06.2008, площадь: 792 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов - для строительства группы малых курортных гостиниц;
* кадастровый номер 23:37:0107002:1202, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 23-АЕ 007167 от 26.06.2008, площадь: 791 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов - для строительства группы малых курортных гостиниц.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.01.2014 по делу N А32-10562/2013, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2014, кадастровая стоимость земельного участка 23:37:0107002:1201 признана равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2011 в размере 4 424 112 руб., кадастровая стоимость земельного участка 23:37:0107002:1202 признана равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2011 в размере 4 418 526 руб., возложена обязанность на филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю", г. Краснодар, с момента вступления в законную силу решения по настоящему делу внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости вышеназванных земельных участков в размере их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2011.
Праводелова С.Г. 29.04.2014 письмом от 25.04.2014 обратилась в инспекцию с заявлением о перерасчете земельного налога с 2011 г. в соответствии с кадастровой стоимостью, установленной Арбитражным судом Краснодарского края и предоставлении документов, подтверждающих осуществление перерасчета.
Инспекция письмом от 16.06.2014 N 10-14/02934 сообщила, что сведения из органов Росреестра об изменении кадастровой стоимости участков с кадастровыми номерами 23:37:0107002:1201, 23:37:0107002:1202 на основании решения Арбитражного суда Краснодарского края от 28.01.2014 в налоговом органе отсутствуют, налоговым органом направлен запрос в филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" о внесении в ГКН сведений о кадастровой стоимости вышеназванных участков в размере рыночной, определенной на 01.01.2011.
Согласно письму филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Краснодарскому краю от 21.05.2014 N 05737/01-15 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.01.2014 по делу N А32-10562/2013 исполнено 19.05.2014, кадастровая стоимость земельных участков изменена с 25.03.2014.
Решениями инспекции от 23.06.2014 N 2559 и от 12.08.2014 N 3334 заявителю отказано в зачете (возврате) земельного налога.
Заявитель не согласился с действиями инспекции по отказу в перерасчете земельного налога на основании письма от 25.04.2014, обратился с жалобой в УФНС по Краснодарскому краю, которое решением от 17.12.2013 N 21-13-1144 отказало в удовлетворении жалобы.
Не согласившись с отказом налоговой инспекции в перерасчете земельного налога, Праводелова С.Г. обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением об обязании налогового органа произвести перерасчет земельного налога за 2011-2013 годы на основании вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Краснодарского края от 28.01.2014 по делу N А32-10562/2013.
Оценив представленные доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления предпринимателя, исходя из следующего.
В силу пункта 1 ст. 53 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.
Плательщиками земельного налога в силу п. 1 ст. 388 НК РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 указанного Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 данного Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 НК РФ).
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 391 НК РФ).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (п. 1 ст. 393 НК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Пунктом 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, допускается возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре разрешается органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке. Физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не лишены возможности доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости; предметом таких требований, заявленных в судебном порядке, будет являться изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Основанием для внесения новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости является установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, именно поэтому определение рыночной стоимости объекта недвижимости производится по состоянию на момент определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости.
Между тем с учетом предусмотренного п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно правилам п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложения на орган кадастрового учета обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
При этом возможность внесения установленной судом рыночной стоимости в качестве кадастровой в государственный кадастр недвижимости с иного, более раннего момента, не предусмотрена.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
В соответствии с п. 14 ст. 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Из материалов дела следует, что в целях изменения кадастровой стоимости земельных участков под кадастровыми номерами заявитель обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением к ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Краснодарскому краю об установлении в отношении земельных участков с кадастровым номером 23:37:0107002:1201, площадью 792 кв.м., кадастровой стоимость в размере его рыночной, равной 4 424 112 руб., с кадастровым номером 23:37:0107002:1202, площадью 787 кв.м., кадастровой стоимость в размере его рыночной, равной 4 418 526 руб. согласно экспертному заключению от 20.06.2013 N 16-О-13, расположенных по адресу: Краснодарский рай, город-курорт Анапа, пр-кт Пионерский, 263.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.01.2014 по делу N А32-10562/2013 суд установил кадастровую стоимость земельных участков с кадастровым номером 23:37:0107002:1201 площадью 792 кв.м. в размере его рыночной стоимости 4 424 112 руб., с кадастровым номером 23:37:0107002:1202 площадью 791 кв.м. в размере его рыночной стоимости 4 418 526 руб. (рыночная стоимость по состоянию на 01.01.2011).
Этим же решением суд обязал ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Краснодарскому краю внести в государственный кадастр недвижимости новую кадастровую стоимость земельных участков с кадастровым номером 23:37:0107002:1201 площадью 792 кв.м. в размере его рыночной стоимости 4 424 112 руб., с кадастровым номером 23:37:0107002:1202 площадью 791 кв.м. в размере его рыночной стоимости 4 418 526 руб. с момента вступления в законную силу настоящего решения суда.
Согласно письму филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Краснодарскому краю от 21.05.2014 N 05737/01-15 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.01.2014 по делу N А32-10562/2013 исполнено 19.05.2014, кадастровая стоимость земельных участков изменена с 25.03.2014.
Данные обстоятельства также подтверждаются представленными заявителем сведениями кадастровых паспортов на указанные земельные участки от 30.09.2014.
Следовательно, исходя из вышеприведенных норм, исчисление земельного налога по спорным земельным участкам исходя из рыночной стоимости земельных участков должно проводиться с даты внесения в государственный реестр сведений о рыночной стоимости спорного земельного участка.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 указано на взаимосвязь кадастровой и рыночной стоимостей объектов, по существу отличающихся только методами проведения оценки (массовым или индивидуальным). Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. Определение кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, допустимо и в отсутствие спора о достоверности кадастровой стоимости земельного участка и законности нормативного акта о ее утверждении.
Несмотря на применение законодателем термина "оспаривание" как к случаю использования органом кадастрового учета недостоверных сведений об объекте недвижимости, так и к случаю определения рыночной стоимости такого объекта, сам факт расхождения величин кадастровой и рыночной стоимостей не свидетельствует о недостоверности первой.
Таким образом, установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной не свидетельствует об ошибочности первоначальной кадастровой стоимости. Доказательств использования органом кадастрового учета при определении кадастровой стоимости земельного участка недостоверных сведений о нем, нарушения процедуры и (или) методики проведения государственной кадастровой оценки заявителем не представлено (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.12.2013 по делу N А32-37906/2012).
Таким образом, поскольку установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно - за предшествующие периоды не осуществляется, кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 23:37:0107002:1201, 23:37:0107002:1202, принадлежащих Праводеловой С.Г., установленная решением Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-10562/2013, в размере 4 424 112 руб. и 4 418 526 руб., соответственно, не подлежит применению при исчислении земельного налога за 2011, 2012, 2013 годы.
Доводы жалобы предпринимателя основаны не неверном толковании норм права.
Основанием для перерасчета налога предприниматель считает необходимость исчисления налога исходя из кадастровой стоимости земельных участков, равной ее рыночной стоимости, установленной решением Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-10562/2013, оснований для применения которой в спорный период не имеется.
Ссылка налогоплательщика на то, что кадастровая стоимость спорных земельных участков должна применяться к налоговым правоотношениям с 01.01.2011, обоснованно отклонена судом первой инстанции, поскольку, изменение кадастровой стоимости направлено на будущее время.
Во всех правоотношениях, в которых используется кадастровая стоимость, ее новый, определенный судом размер может применяться не ранее вступления в законную силу решения суда по соответствующему иску.
Согласно ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии со статьей 24.20 ФЗ от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ" сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством РФ, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, в силу приведенных нормативных положений изменение стоимости земельного участка в целях исчисления земельного налога может быть учтено только на будущее время.
Сведения рыночной стоимости спорных земельных участков равной, стоимости, указанной в решении об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, внесены в государственный кадастр недвижимости 19.05.2014.
Указанные правоприменительные выводы соответствует правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 23.10.2014 N 2341-О, постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.06.2014 по делу N А53-18268/2013; постановлении Федерального арбитражного суда Уральского округа от 05.05.2014 по делу N А60-31478/2013.
С учетом изложенного, правовых оснований для удовлетворения требований налогоплательщика не имеется.
Доводы заявителя, изложенные в заявлении, не приняты судом апелляционной инстанции, как основанные на ошибочном толковании законодательства.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 АПК РФ, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность сделанных судом первой инстанции и подтвержденных материалами дела выводов.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по апелляционной жалобе в соответствии со ст. 110 АПК РФ подлежат отнесению на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.04.2015 по делу N А32-1045/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Праводеловой Светлане Георгиевне 2 850 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 28.04.2015 N 16.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Д.В. Емельянов |
Судьи |
Н.В. Шимбарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-1045/2015
Истец: Праводелова С Г, ПРАВОДЕЛОВА СВЕТЛАНА ГЕОРГИЕВНА
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по городу-курорту Анапа Краснодарского края
Третье лицо: Сокол Е. Ф., ИФНС России по городу-курорту Анапа Краснодарского края