Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 11 сентября 2015 г. N Ф10-3254/15 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Воронеж |
|
18 июня 2015 г. |
Дело N А35-11540/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.06.2015.
Постановление в полном объеме изготовлено 18.06.2015.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи судей |
Донцова П.В., Семенюта Е.А., Миронцевой Н.Д., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутыриной Е.А.,
при участии:
от открытого акционерного общества "Газпром газораспределение Курск" (ОГРН 1024600937371, ИНН 4629015425):
от Управления Федеральной службы государственной регистрации и кадастра по Курской области: |
Шарова В.И., представитель по доверенности N 20 от 12.01.2015;
представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации и кадастра по Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 24.03.2015 по делу N А35-11540/2014 (судья Суходольская Н.Е.), по заявлению открытого акционерного общества "Газпром газораспределение Курск" (ОГРН 1024600937371, ИНН 4629015425) о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации и кадастра по Курской области в государственной регистрации прав,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Газпром газораспределение Курск" (далее - ОАО "Газпром газораспределение Курск", Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации и кадастра по Курской области (далее - Управление Росреестра по Курской области, регистрирующий орган) от 08.12.2014 N 05/012/2014-423 в государственной регистрации права собственности ОАО "Газпром газораспределение Курск" на сооружение с кадастровым номером: 46:04:000000:314 (протяженностью 1673 м, назначение: сооружения трубопроводного транспорта, местоположение: Курская область, Горшеченский район, Нижнеборковский сельсовет, д. Федоровка, наименование: "Газоснабжение д. Федоровка Горшеченского района Курской области") незаконным;
об обязании Управление Росреестра по Курской области осуществить государственную регистрацию права собственности ОАО "Газпром газораспределение Курск" на сооружение с кадастровым номером: 46:04:000000:314 (протяженностью 1673 м, назначение: сооружения трубопроводного транспорта, местоположение: Курская область, Горшеченский район, Нижнеборковский сельсовет, д. Федоровка, наименование: "Газоснабжение д. Федоровка Горшеченского района Курской области") выдать свидетельство о государственной регистрации права собственности в установленный законом срок.
Решением Арбитражного суда Курской области от 24.03.2015 заявление удовлетворено полностью.
Не согласившись с указанным судебным актом, Управление Росреестра по Курской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу ноый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы регистрирующий орган указывает на то, что:
- заявителем в нарушение пункта 1 статьи 25 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закона N 122-ФЗ) не представлен на государственную регистрацию правоустанавливающий документ на земельный участок;
- представленный на государственную регистрацию права собственности ОАО "Газпром газораспределение Курск" на Газопровод договор аренды от 22.04.2014 N 63 не является правоустанавливающим документом на земельный участок, на котором расположен спорный объект;
- в рассматриваемом случае Обществу был предоставлен земельный участок для эксплуатации и обслуживания наземных сооружений, т.е. для целей, не связанных со строительством;
- разрешение на строительство Газопровода не соответствует по содержанию требованиям действующего законодательства.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Общества с доводами апелляционной жалобы не согласился, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы жалобы несостоятельными по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Управление Росреестра по Курской области в судебное заседание апелляционной инстанции явку полномочного представителя не обеспечило, о слушании дела извещено надлежащим образом.
Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения указанного лица, участвующего в деле, о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие его представителя в порядке статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В ходе судебного заседания судом установлено следующее:
ОАО "Газпром газораспределение Курск" расположено по адресу: 305040, г. Курск, ул. Аэродромная, д. 18, зарегистрировано в качестве юридического лица до 01.07.2002 - 30.12.1993, ОГРН 1024600937371, ИНН 4629015425.
ОАО "Газпром газораспределение Курск" 22.10.2014 обратилось в Управление Росреестра по Курской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на сооружение с кадастровым номером: 46:04:000000:314, протяженностью 1673 м., с местоположением: Курская область, Горшеченский район, Нижнеборковский сельсовет, д. Федоровка.
По результатам рассмотрения данного заявления Управлением Росреестра по Курской области было принято решение об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о чем в адрес ОАО "Газпром газораспределение Курск" было направлено сообщение N 05/012-2014-423 от 08.12.2014.
Не согласившись с указанным решением регистрирующего органа, ОАО "Газпром газораспределение Курск" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Арбитражный суд области, удовлетворяя заявление Общества, исходил из того, что заявителем были представлены в регистрирующий орган документы, подтверждающие факт создания объекта капитального строительства "Газоснабжение д. Федоровка Горшеченского района Курской области".
Суд области пришел к выводу, что представленные на государственную регистрацию права на созданный объект недвижимости -сооружение газопроводного транспорта "Газоснабжение д. Федоровка Горшеченского района Курской области", документы по форме и содержанию соответствуют требованиям действующего законодательства и действовавшего в период создания объекта, не содержат различной и противоречивой информации, сведения, содержащиеся в правоустанавливающих документах, а также сведения об уникальных характеристиках объекта, внесенные в государственный кадастр недвижимости позволяют однозначно идентифицировать объект недвижимости, в связи с чем, у регистрирующего органа отсутствовали правовые и фактические основания для отказа в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости.
Исследовав материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав позицию Общества, суд апелляционной инстанции приходит к следующему:
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействий) необходимо одновременное существование указанных в статье 198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно части 1 статьи 2 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно части 1, части 2 статьи 16 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 названного закона документы, предоставляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав; документы должны содержать описание недвижимого имущества и вид регистрируемого права.
В абзаце 6 пункта 1 статьи 17 Закона N 122-ФЗ установлено, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Пунктом 2 статьи 16 Закона N 122-ФЗ установлено, что к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Согласно части 2 статьи 17 Закона N122-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Статьей 13 Закона N 122-ФЗ установлено, что при государственной регистрации прав проводится правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки и установление противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления.
На основании абзацев 4, 10 статьи 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если:
- документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;
- не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
В соответствии с пунктом 5 статьи 2 и пунктом 3 статьи 20 Закона N 122-ФЗ отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд.
Статья 20 Закона N 122-ФЗ содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации права.
Судом установлено и лицами, участвующим в деле, не оспаривается, что заявителем к заявлению в качестве правоустанавливающих документов были приложены следующие документы: заявление о государственной регистрации прав, ограничений, сделок и закладных от 22.10.2014; платежное поручение об оплате на сумму 15000 руб. N 9022 от 08.08.2014; нотариально заверенная доверенность от 15.12.2013; кадастровый паспорт здания, сооружения, объекта незавершенного строительства N 46/13-3-284503 от 28.11.2013; акт выбора трассы под проектирование и строительство газопровода высокого и низкого давления по д. Федоровка Горшеченского района Курской области от 05.03.2009; договор аренды земельного участка из земель населенных пунктов, расположенного на территории Горшеченского района Курской области N 63 от 22.04.2014; заключение о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации N 152 от 09.08.2010; разрешение на строительство N ru 46504307-10 от 01.07.2010; разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N RU 46504307-18 от 17.08.2010; выписка из протокола заседания Совета директоров ОАО "Газпром газораспределение Курск" от 21.06.2013 N 1; справка ОАО "Газпром газораспределение Курск" N 2062 от 06.08.2014.
Получение указанных документов Управлением Росреестра по Курской области, подтверждается распиской в получении документов на государственную регистрацию N 4604-16484-3 от 22.10.2014 (л.д. 34).
Как усматривается из материалов дела, в качестве основания отказа в государственной регистрации права собственности на спорный объект недвижимости указано, что на государственную регистрацию не представлены документы, подтверждающие какие-либо права на земельный участок, предоставленный для строительства газопровода; в представленном на государственную регистрацию разрешении на строительство не указаны такие характеристики, как площадь земельного участка, общая протяженность линейного объекта и мощность линейного объекта; кадастровый паспорт здания, сооружения, объекта незавершенного строительства N 46/14-1-282017 от 22.10.2014 содержит информацию о сооружении, назначение: сооружение трубопроводного транспорта, в то время как на государственную регистрацию представлены документы, подтверждающие факт создания объекта капитального строительства: "Газоснабжение д. Федоровка Горшеченского района Курской области".
В связи с этим, государственным регистратором прав был сделан вывод о том, что документы, представленные на государственную регистрацию, содержат противоречивую информацию.
Вместе с тем, материалами дела подтверждено, что Администрацией Нижнеборковского сельсовета Горшеченского района Курской области 05.03.2009 утвержден акт выбора трассы под проектирование и строительство газопровода высокого и низкого давления по д. Федоровка Горшеченского района Курской области в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации (деле - ЗК РФ) в редакции, действовавшей на тот момент.
Данный объект был включен в Программу газификации Курской области на 2010, утвержденную постановлением Правительства Курской области от 26.03.2010 N 44-пп, как социально значимый объект.
Газопровод является объектом капитального строительства и в силу положений статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) необходимо наличие разрешения на его строительство.
Администрацией Горшеченского района Курской области 12.05.2010 выдано ОАО "Курскгаз" разрешение N RU 46504307-10 на строительство объекта капитального строительства "Газоснабжение д. Федоровка Горшеченского района Курской области".
Судом установлено, что между Администрацией Горшеченского района Курской области и ОАО "Газпром газораспределение Курск" заключен договор от 22.04.2014 N 63 аренды земельного участка из земель населенных пунктов, расположенного на территории Горшеченского района Курской области, сроком действия с 10.04.2014 по 08.04.2015, предусматривающий распространение условий договора на период строительства объекта "Газоснабжение с. Бараново Горшеченского района Курской области", в соответствии со статьей 425 ГК РФ (пункт 1.2. договора) (л.д. 8-14).
Повторно рассматривая дело по имеющимся в деле доказательствам, арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Статья 25 Закона N 122-ФЗ устанавливает особенности государственной регистрации права собственности на создаваемый объект недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Закона N 122-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
Судом установлено, что в качестве правоустанавливающего документа на земельный участок заявителем предоставлен договор N 63 аренды земельного участка из земель населенных пунктов, расположенного на территории Горшеченского района Курской области от 22.04.2014, пунктом 1.2 которого установлено, что условия данного договора распространяются на период строительства объекта "Газоснабжение д. Федоровка Горшеченского района Курской области", что не противоречит требованиям действующего гражданского законодательства, в том числе статьи 425 ГК РФ.
Данное обстоятельство подтверждается распиской в получении документов на государственную регистрацию от 22.10.2014 (л.д. 34).
Кроме того, договор аренды N 63 от 22.04.2014 земельного участка не оспорен и не признан недействительным (незаконным) в установленном законом порядке.
Поскольку в пункте 1.2 Договора аренды N 63 от 22.04.2014 сторонами установлено, что условия данного договора распространяются на период строительства газопровода, то довод Управления Росреестра по Курской области о нецелевом использовании земельного участка, предоставленного в аренду, является несостоятельным.
Учитывая изложенное выше, апелляционная коллегия полагает, что ОАО "Газпром газораспределение Курск" обязанность по представлению правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен спорный объект недвижимости, установленная частью 1 статьи 25 Закона N 122-ФЗ, исполнена.
При оценке спорных отношений суд области допустил ссылку на статью 25 Закона N 122-ФЗ в недействующей редакции. Однако это не привело к принятию неправильного судебного акта.
Пунктом 7 Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации прав на создаваемые, созданные, реконструированные объекты недвижимого имущества, утвержденных Приказом Росрегистрации от 08.06.2007 года N 113 (далее - Методические рекомендации), предусмотрено, что документом, удостоверяющим выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструируемого, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (часть 1 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ).
Согласно части 1 статьи 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Согласно подпункту 1 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается, в том числе, на основании правоустанавливающих документов на земельный участок.
Как следует из материалов дела, обращаясь в Управление Росреестра по Курской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на газопровод к нему были приложены:
- разрешение на строительство N ru 46504307-10, выданное 01.07.2010 Администрацией Горшеченского района Курской области, свидетельствующее о том, что регистрируемый объект недвижимого имущества является объектом капитального строительства, для которого получение разрешения на строительство является обязательным в силу положений федерального законодательства;
- разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N RU 46504307-18, выданное 17.08.2010 Администрацией Горшеченского района Курской области, подтверждающее факт создания объекта капитального строительства и факт ввода объекта в эксплуатацию.
Данные разрешения выдаются уполномоченным органом после предоставления, в том числе правоустанавливающих документов на земельный участок, в установленном законом порядке эти разрешения не оспорены и не признаны недействительными.
Кроме того, в соответствии с Правилами охраны газораспределительных сетей, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 N 878, межпоселковый газопровод - это распределительный газопровод, проложенный между поселениями.
Из смысла данных Правил вытекает, что собственник газопровода не может являться собственником земельных участков, по территории которых проложен межпоселковый газопровод, а лишь обязан не нарушать (соблюдать) права и интересы собственников земельных участков, поскольку земельные участки, расположенные в охранных зонах газораспределительных сетей, у их собственников, владельцев или пользователей не изымаются и могут быть использованы ими.
Исходя из приведенных норм права, указанные обстоятельства не могут служить основанием к отказу в регистрации права собственности на спорное сооружение, поскольку закон не связывает с ними факт регистрации, в связи с чем, довод регистрирующего органа о том, что заявителем не представлены подтверждающие какие-либо права на земельный участок, предоставленный для строительства газопровода, является несостоятельным.
Таким образом, вывод суда области о том, что Обществом представлены в регистрирующий орган документы, подтверждающие факт создания объекта капитального строительства "Газоснабжение д. Федоровка Горшеченского района Курской области", является правильным.
С учетом вышеизложенного, необходимый перечень документов для государственной регистрации прав на созданный объект недвижимости, заявителем был представлен, в связи с чем, у регистрирующего органа не имелось оснований для отказа в государственной регистрации права собственности на спорный объект недвижимости.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в представленном на государственную регистрацию разрешении на строительство не указаны такие характеристики, как площадь земельного участка и мощность линейного объекта, отклоняются апелляционной коллегией ввиду следующего.
Суд апелляционной инстанции, исследовав разрешение на строительство N ru 46504307-10 от 01.07.2010 (л.д. 27) и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N RU 46504307-18 от 17.08.2010 (л.д. 28), установил, что данные документы не содержат противоречий в части указания наименования объекта ("Газоснабжение д. Федоровка Горшеченского района Курской области"), адреса (местоположения) объекта (Курская область, Горшеченский район, Нижнеборковский сельсовет, д. Федоровка). Протяженность линейного объекта (1673 м) указана в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию. В разрешении на строительство, зарегистрированном Государственной инспекцией строительного надзора Курской области 21.05.2010 за N 01-06/10-64, указана протяженность 1665 м, которая была уточнена в процессе строительства и составила при вводе объекта в эксплуатацию 1673 м.
Заключение N 152 от 09.08.2010 (л.д. 26), утвержденное приказом от 09.08.2010 N 01-04/153 Государственной инспекцией строительного надзора Курской области, содержит сведения о соответствии построенного объекта требованиям проектной документации и технических регламентов.
В соответствии с инструкцией о порядке заполнения формы разрешения на строительство, утвержденной Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации N 120 от 19.10.2006 в случае выдачи разрешения на строительства линейного объекта не требуется указывать площадь земельного участка.
Данное требование распространяется на площадные объекты.
Представленные заявителем разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не оспорены и не признаны недействительными в установленном законом порядке.
Судом установлено, что государственный кадастровый учет объекта - сооружения с кадастровым номером: 46:04:000000:314, протяженностью 1673 м., с местоположением: Курская область. Горшеченский район, Нижнеборковский сельсовет, д. Федоровка, осуществлен в соответствии с Федеральным законом N 221-ФЗ от 24.07.2007 "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ).
В соответствии со статьей 5 Закона N 221-ФЗ объекту недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, органом кадастрового учета присваивается неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер.
Кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости в силу статьи 7 Закона N 221-ФЗ относится к сведениям об уникальных характеристиках объекта недвижимости.
На момент осуществления кадастрового учета объекта (28.11.2013) в состав сведений государственного кадастра недвижимости согласно пункту 18 части 1 статьи 7 Закона N 221-ФЗ входили сведения о назначении сооружения и, соответственно, вносились в кадастровый паспорт сооружения.
Внесение сведений в государственный кадастр недвижимости о наименовании здания, сооружения не было предусмотрено Законом N 221-ФЗ, поэтому в кадастровый паспорт сооружения не вносились сведения о наименовании здания, сооружения.
Пункт 29 части 1 статьи 7 Закона N 221-ФЗ, предусматривающий внесение сведений о наименовании здания, сооружения в государственный кадастр недвижимости, введен в действие Федеральным законом от 23.07.2013 N 250-ФЗ, вступившим в силу с 01.10.2013, однако новая форма кадастрового паспорта сооружения была утверждена Приказом Минэкономразвития от 25.08.2014 N 504.
Именно поэтому, в кадастровом паспорте на сооружение с кадастровым номером: 46:04:000000:314 (л.д. 21) отсутствует наименование, но указано назначение (сооружения трубопроводного транспорта), основная характеристика (протяженность: 1673 м), местоположение (Курская область, Горшеченский район, Нижнеборковский сельсовет, д. Федоровка), год ввода в эксплуатацию (2010).
Наименование сооружения ("Газоснабжение д. Федоровка Горшеченского района Курской области") содержится в разрешении на строительство и разрешении на ввод объекта в эксплуатацию (л.д. 27-28).
Заявление о государственной регистрации прав, ограничений, сделок и закладных от 22.10.2014 заполнено в соответствии с формой и требованиями к его заполнению, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 29.11.2013 N 722.
Форма заявления не предусматривает указания назначения объекта недвижимости, указывается вид объекта недвижимости (сооружение). Наименование объекта недвижимости указано в заявлении (в соответствии разрешением на ввод объекта в эксплуатацию) в качестве дополнительной информации, предусмотренной формой заявления.
В соответствии с письмами Росреестра от 18.04.2014 N 14-исх/04370-ГЕ/14 и Минэкономразвития России от 30.04.2014 N Д23и-1496 по вопросам подготовки технического плана сооружения, отсутствие в техническом плане сооружения, представляющего собой линейный объект большой протяженностью, кадастровых номеров земельных участков, в границах которых расположено такое сооружение, поставленных на кадастровый учет позже даты подготовки кадастрового плана территории, используемого для составления технического плана, не является препятствием для осуществления кадастрового учета сооружения.
При таких обстоятельствах довод регистрирующего органа о том, что в кадастровом паспорте на сооружение с кадастровым номером: 46:04:000000:314 в графе "кадастровый номер земельного участка (участков), в пределах которого расположен объект недвижимого имущества", отсутствуют соответствующие сведения, что противоречит пункта 36, 49 Требований в подготовке технического плана сооружения, утвержденных Приказом Минэкономразвития от 23.11.2011 N 693, и не позволяет определить размещение газопровода на конкретном земельном участке (участках) и однозначно идентифицировать объект недвижимого имущества, является несостоятельным.
Более того, в рамках правовой экспертизы документов, в полномочия регистрирующего органа не входит проверка законности осуществления государственного кадастрового учета объекта.
Суд полагает, что государственный кадастровый учет объекта осуществлен в соответствии с Федеральным законом N 221-ФЗ от 24.07.2007.
Суд приходит к выводу, что заявление о государственной регистрации прав, ограничений, сделок и закладных от 22.10.2014 заполнено в соответствии с формой и требованиями к его заполнению, утвержденными приказом Минэкономразвития России N 722 от 29.11.2013 (л.д. 32-33).
Кроме того, в строке "Дополнительная информация" указано наименование объекта "Газоснабжение д. Федоровка Горшеченского района Курской области", что соответствует наименованию объекта, указанному в разрешении на строительство N ru 46504307-10 от 01.07.2010 и разрешении на ввод объекта в эксплуатацию N RU 46504307-18 от 17.08.2010.
Апелляционная коллегия полагает доводы регистрирующего органа о том, что документы, представленные заявителем на государственную регистрацию, содержат различную и противоречивую информацию, необоснованными.
С учетом изложенного выше, апелляционная коллегия приходит к выводу, Обществом были представлены все необходимые документы для государственной регистрации права на созданный объект недвижимости - сооружение газопроводного транспорта "Газоснабжение д. Федоровка Горшеченского района Курской области".
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что регистрирующий орган в нарушение статьи 65 АПК РФ не доказал обоснованность отказа в государственной регистрации спорного объекта недвижимости.
Доказательств обратного материалы дела не содержат, в суд апелляционной инстанции также не представлены.
Материалы настоящего дела свидетельствуют, что документы, представленные на государственную регистрацию, по форме и содержанию соответствуют требованиям действующего законодательства и действовавшего в период создания объекта, не содержат различной и противоречивой информации.
Сведения, содержащиеся в правоустанавливающих документах, а также сведения об уникальных характеристиках объекта, внесенные в государственный кадастр недвижимости позволяют однозначно идентифицировать объект недвижимости.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что у Управления Росреестра по Курской области отсутствовали правовые и фактические основания для отказа в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, в связи с чем, заявление Общества правомерно удовлетворено.
В рассматриваемом случае способом устранения допущенного Управлением Росреестра по Курской области нарушения прав и законных интересов заявителя является осуществление Управлением государственной регистрации права собственности ОАО "Газпром газораспределение Курск" на сооружение с кадастровым номером 46:04:000000:314 (протяженностью: 1673 м, назначение: сооружения трубопроводного транспорта, местоположение: Курская область, Горшеченский район, Нижнеборковский сельсовет, д. Федоровка, наименование: "Газоснабжение д. Федоровка Горшеченского района Курской области), о чем имеется соответствующее указание в резолютивной части обжалуемого судебного решения.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судом первой инстанции полно установлены все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, как того требует статья 71 АПК РФ, нормы материального права применены верно.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая результаты рассмотрения апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции относится на заявителя апелляционной жалобы. Поскольку в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, государственные органы при подаче апелляционной жалобы освобождены от уплаты государственной пошлины, вопрос о взыскании или возврате государственной пошлины судом не решается.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курской области от 24.03.2015 по делу N А35-11540/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации и кадастра по Курской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
П.В. Донцов |
Судьи |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-11540/2014
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 11 сентября 2015 г. N Ф10-3254/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "ГАЗПРОМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ КУРСК"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по Курской области