город Ростов-на-Дону |
|
18 июня 2015 г. |
дело N А32-38680/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 июня 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.,
судей Гуденица Т.Г., Илюшина Р.Р.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ковалевой В.Ю.
при участии:
от заявителя: представитель по доверенности от 24.12.2014 - Никитина О.В., паспорт.
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.03.2015 по делу N А32-38680/2014,
принятое судьей Гречко О.А.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Новатор"
к заинтересованному лицу Департаменту имущественных отношений Краснодарского края
при участии третьего лица Администрации муниципального образования Новокубанский район
о признании незаконным отказа
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Новатор" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) о признании незаконным отказа в выкупе земельного участка с кадастровым номером 23:21:08080006:3; об обязании Департамента имущественных отношений Краснодарского края принять решение и направить ООО "Новатор" проект договора купли-продажи указанного земельного участка.
Заявленные требования мотивированы своевременным обращением общества к департаменту с заявлением, подтверждением факта целевого использования земельного участка, отсутствием оснований для отказа обществу в приватизации спорного земельного участка.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация муниципального образования Новокубанский район.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.03.2015 отказ Департамента имущественных отношений Краснодарского края, выраженный в письме от 26 августа 2014 N 52-12665/14-32.20, об отказе в предоставлении в собственность ООО Новатор" земельного участка с кадастровым номером 23:21:0808006:3, расположенного по адресу: Краснодарский край, установлено относительно ориентира примерно в 15,0 км. от ст. Советская по направлению на запад, почтовый адрес ориентира: Новокубанский район, СПК колхоз "Заря", участок N 113, признан незаконным. Указанным решением суд обязал Департамент имущественных отношений Краснодарского края в течение одного месяца с даты вступления в законную силу решения по настоящему делу принять решение и направить в адрес ООО Новатор" проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 23:21:0808006:3.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просил решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.03.2015 отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на то, что у заявителя в силу истечения срока действия договора аренды, отсутствует право на приватизацию спорного земельного участка.
В отзыве на апелляционную жалобу общество возражало на доводы апелляционной жалобы, просило решение суда первой инстанции оставить без изменений.
В судебном заседании суд, проверив наличие доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, совещаясь на месте, определил рассмотреть апелляционную жалобу в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителя Департамента имущественных отношений Краснодарского края. Представитель общества возражал на доводы апелляционной жалобы в полном объеме, указал на наличие у общества прав на приватизацию спорного земельного участка, просил решение суда первой инстанции оставить без изменений, апелляционную жалобу - без удовлетворения
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Новатор" являлся арендатором земельного участка с кадастровым номером 23:21:0808006:0003 общей площадью 20 700 кв. м. пашни, расположенный по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, Советское сельское поселение, примерно в 15 км от ст. Советская по направлению на запад, СПК колхоз "Заря", участок N 113, по договору о передаче (уступке) прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 21.09.2010, зарегистрированного 22.07.2011.
28.07.2014 ООО "Новатор" обратилось в Департаменту имущественных отношений Краснодарского края с заявлением о выкупе на льготных условиях земельного участка с кадастровым номером 23:21:08080006:3. К заявлению были приложены все необходимые документы.
26.08.2014 департаментом отказано обществу в выкупе земельного участка по льготной цене со ссылкой на прекращение договора аренды, продленного на неопределенный срок, на основании письма арендодателя от 29.05.2014.
Считая данный отказ незаконным, общество обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением.
Повторно исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания соответствия закону оспариваемого решения, действий (бездействия), наличия у органа или лица соответствующих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли решение или совершили действие (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных (иных) органов является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из части 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с названным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии со статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации установлены случаи ограничения в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Правоотношения, связанные с предоставлением земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, регулируются Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ) и соответствующими законами субъектов Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах).
Правило названного пункта не распространяется на случаи, предусмотренные пунктом 4 настоящей статьи.
Переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка (пункт 4 статьи 10 данного Закона).
В соответствии с абзацем 5 пункта 4 указанной статьи земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Федерального закона N 101-ФЗ приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации.
Порядок приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Краснодарского края, регулируется Законом от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае".
В статье 21 указанного Закона предусмотрена возможность приобретения гражданами и юридическими лицами арендованных ими земельных участков по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего их использования, в том числе земельных участков фонда перераспределения земель.
Из системного анализа названных норм вытекает, что заявитель как арендатор имеет право на приобретение в собственность земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при наличии двух условий: арендатор пользуется участком на основании договора аренды, с момента заключения которого прошло не менее трех лет, и участок используется в соответствии с его целевым назначением.
В соответствии с частью 2 статьи 17 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" основу охраны земель сельскохозяйственного назначения составляет система правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на охрану и рациональное использование земель, сохранение и повышение плодородия почв, недопущение необоснованного изъятия земель из сельскохозяйственного оборота, защиту земель от вредных воздействий, а также на восстановление продуктивности земель.
В соответствии с абзацем 5 части 2 статьи 21 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае", переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть приобретен таким арендатором в собственность по цене, установленной высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края.
Частью 4 статьи 21 Закона Краснодарского края "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" земельные участки в случае, указанном в абзаце пятом части второй названной статьи, приобретаются в собственность по кадастровой стоимости земельных участков. По истечении 6 лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка граждане или юридические лица приобретают его в собственность по цене, равной 80 процентам кадастровой стоимости земельных участков. По истечении 9 лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка граждане или юридические лица приобретают его в собственность по цене, равной 60 процентам кадастровой стоимости земельных участков. По истечении 12 лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка граждане или юридические лица приобретают его в собственность по цене, равной 40 процентам кадастровой стоимости земельных участков. По истечении 15 лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка граждане или юридические лица приобретают его в собственность по цене, равной 20 процентам кадастровой стоимости земельных участков.
Земельный кодекс Российской Федерации определяет порядок приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предусматривая общий принцип недопустимости немотивированного отказа в выкупе земельных участков.
Согласно пункту 5 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации арендатор земельного участка вправе передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. В указанных случаях ответственным по договору аренды земельного участка перед арендодателем становится новый арендатор земельного участка. При этом заключение нового договора аренды земельного участка не требуется.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 23:21:0808006:0003 общей площадью 20 700 кв. м. пашни, расположенный по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, Советское сельское поселение, примерно в 15 км от ст. Советская по направлению на запад, СПК колхоз "Заря", участок N 113, относящийся к категории земель "сельскохозяйственного назначения", был предоставлен КФХ "Войтова П.А." в аренду по договору N 8821000082 от 12.05.2008 для сельскохозяйственного производства.
ООО "Новатор", заключив с КФХ "Войтова П.А." договор о передаче (уступке) прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 21.09.2010, зарегистрированного 22.07.2011, являлся надлежащим арендатором до расторжения договора аренды N 8821000082 от 12.05.2008.
Из указанного договора аренды следует, что земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:21:08080006:3 передан в аренду обществу на срок до 25.10.2012.
Письмом от 26.08.2014 договор аренды земельного участка был расторгнут по истечении установленного договором от 15.05.2008 срока, Департаментом имущественных отношений Краснодарского края, с соблюдением установленных п. 2 ст. 610 ГК РФ требований.
Арендуемый земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения может быть приобретен в собственность при доказанности наличия заключенного договора аренды; истечения трех лет с момента его заключения; надлежащего использования земельного участка.
В пункте 4 статьи 10 Закона об обороте сельскохозяйственных земель федеральный законодатель закрепил механизм обеспечения защиты прав исключительно тех арендаторов, которые доказали, что на протяжении длительного срока (более трех лет) могут надлежаще использовать предоставленные им земельные участки (документально подтвердили, что эффективно хозяйствуют на сельскохозяйственных землях). Введенный в Закон об обороте сельскохозяйственных земель механизм защиты арендаторов, отвечающих установленным требованиям, направлен на создание условий для устойчивого землепользования и предполагает формирование группы таких собственников, которые ранее уже зарекомендовали себя в качестве исправных арендаторов. Предоставление права на приватизацию участков из земель сельскохозяйственного назначения указанным в ней арендаторам преследует цели появления класса эффективных собственников сельскохозяйственных земель, сохранения устойчивого землепользования и более бережного отношения к земле как к природному ресурсу, используемому в качестве средства производства в сельском хозяйстве (пункт 1 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Заявление ООО "Новатор" о приобретении в собственность земельного участка основано на положениях пункта 4 статьи 10 Закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Из материалов дела усматривается, что в рассматриваемом случае прежний арендатор земельного участка не реализовал свое право на выкуп (приватизацию), закрепленное в пункте 4 статьи 10 Закона об обороте сельскохозяйственных земель, осуществив передачу прав арендатора заявителю.
У ООО "Новатор" на момент обращения с заявлением о выкупе спорного земельного участка, возникли основания для приобретения земельного участка в собственность согласно пункту 4 статьи 10 Закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", поскольку на момент обращения с заявлением (28.07.2014) с 22.07.2011 (появление у общества титула арендатора земельного участка) прошло более трех лет.
ООО "Новатор" обращался с заявлением о приобретении в собственность арендуемого земельного участка 24.06.2014 и 28.07.2014, то есть до расторжения департаментом договора аренды.
Материалы дела подтверждают, что все вышеуказанные условия, необходимые для реализации обществом права выкупа арендуемого земельного участка сельскохозяйственного назначения, были выполнены.
Таким образом, изучив представленные материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии у Департамента имущественных отношений Краснодарского края достаточных оснований для отказа ООО "Новатор" в выкупе земельного участка с кадастровым номером 23:21:08080006:3.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Доводы апелляционной жалобы не влияют на законность и обоснованность обжалуемого решения, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.03.2015 по делу N А32-38680/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-38680/2014
Истец: ООО "Новатор"
Ответчик: департамент имущественных отношений Краснодарского края
Третье лицо: Администрация МО Новокубанский район, Администрация муниципальнго образования Новокубанский район, Департамент имущественных отношений
Хронология рассмотрения дела:
14.03.2016 Определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-22311/15
04.03.2016 Определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-22311/15
30.10.2015 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-38680/14
31.08.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5903/15
18.06.2015 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-6178/15
26.02.2015 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-38680/14