Требование: о признании недействительным акта органа власти
Вывод суда: решение суда первой инстанции отменено
город Ростов-на-Дону |
|
19 июня 2015 г. |
дело N А53-21584/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 июня 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей О.Ю. Ефимовой, Р.Р. Илюшина
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от ОАО "ВНИИ "Градиент": Сокиренко М.П., паспорт, по доверенности от 26.12.2014 N 2315/7003, Пархоменко Н.Г., паспорт, по доверенности от 10.11.2014 N 1995/7003,
от ФАС: Пятилетов Н.А., паспорт, по доверенности от 24.04.2015 N ИА/20335/15,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной антимонопольной службы России
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 01.04.2015 по делу N А53-21584/2013,
принятое судьей Чернышевой И.В.
по заявлению открытого акционерного общества "Всероссийский научно-исследовательский институт "Градиент"
к Федеральной антимонопольной службы России (правопреемник Межрегионального управления Федеральной службы по оборонному заказу по Южному федеральному округу)
о признании недействительным предписания,
при участии третьих лиц: открытое акционерное общество "Брянский электромеханический завод", открытое акционерное общество "Научно-производственное объединение "Квант",
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Всероссийский научно-исследовательский институт "Градиент" (далее - ОАО "ВНИИ "Градиент") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по оборонному заказу по Южному федеральному округу о признании недействительным предписания от 28.08.2013 N Ю/1-30пк.дсп в части пунктов 1.10, 2.11, 3.1., 3.3 - 3.6., 4.7, 4.16, 4.17., 4.19 - 4.24 (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 АПК РФ, принятого судом к рассмотрению).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены ОАО "Брянский электромеханический завод", ОАО "Научно-производственное объединение "Квант".
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 30.01.2014, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2014, заявленные обществом требования удовлетворены.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 01.10.2014 судебные акты по делу А53-21584/2013 отменены, дело А53-21584/2013 направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области.
В соответствии со ст. 48 АПК РФ судом произведена замена заинтересованного лица по делу Межрегионального управления Федеральной службы по оборонному заказу по Южному федеральному округу на Федеральную антимонопольную службу России на основании Указа Президента Российской Федерации от 08.09.2014 N 613 "О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере государственного оборонного заказа вооружения, военной, специальной техники и материальных средств", постановления Правительства Российской Федерации от 25.12.2014 N 1489 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации в связи с упразднением Федеральной службы по оборонному заказу".
Принятым по результатам нового рассмотрения дела решением от 01.04.2015 суд признал недействительным предписание от 28.08.2013 N Ю/1-30пк.дсп в части пунктов 3.1, 3.3 - 3.6, 4.17, 4.19 - 4.23.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФАС России обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе служба просит отменить решение суда в части удовлетворения заявленных требований и отказать в удовлетворении заявления в полном объеме.
В судебное заседание не явились представители третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
От ОАО "Брянский электромеханический завод" в суд поступил отзыв на жалобу, в котором указано на законность и обоснованность решения суда, а также ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя общества.
От ОАО "НПО "Квант" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на обоснованность решения суда.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие третьих лиц.
Представитель ФАС России в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель института в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным по доводам представленного отзыва.
В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 14 час. 30 мин. 11.06.2015. После перерыва судебное заседание продолжено.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей службы и института, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об обоснованности жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 23.07.2013 N 181-р в соответствии с пунктом 7.7.1 пункта 7 части 2 (Южный федеральный округ) раздела VI (Контрольная (надзорная) деятельность территориальных органов) Плана контрольной (надзорной) деятельности Федеральной службы по оборонному заказу в 2013 году в августе 2013 года в отношении ОАО "Всероссийский научно-исследовательский институт "Градиент" проведена плановая выездная проверка.
В соответствии с распоряжением предметом проверки являлось:
- определение законности и обоснованности действий ОАО "ВНИИ "Градиент" при выполнении государственных контрактов (договоров) по выполнению ОКР "Красуха-20", ОКР "Красуха-4";
- определение законности и обоснованности действий ОАО "ВНИИ "Градиент" при выполнении работ по договорам, заключенным ФГУП "Научно- производственное объединение "Квант", ФГУП "Брянский электромеханический завод" в период 2011-2013 г.г.;
- анализ соблюдения обязательных требований технических регламентов, ГОСТов и ТУ при выполнении государственных контрактов (договоров) по ГОЗ, проверка документов, подтверждающих соответствие качества поставляемой продукции.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 28.08.2013 N Ю1/1-05-13 дсп.
В связи с выявленными в ходе проверки нарушениями обществу "ВНИИ "Градиент" МРУ Рособоронзаказа по ЮФО выдано предписание N Ю/1-30 пк дсп от 28.08.2013.
Считая незаконным предписание, ОАО "ВНИИ "Градиент" обратилось в арбитражный суд Ростовской области с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст. 198-201 АПК РФ для признания незаконными действий (акта) должностных лиц органа местного самоуправления необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых действий (акта) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии с пунктом 1 "Положения о Федеральной службе по оборонному заказу", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 N 604 (действовавшего на момент выдачи предписания), Федеральная служба по оборонному заказу (Рособоронзаказ) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну, а также нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" контроль (надзор) в сфере государственного оборонного заказа осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 7.3 Раздела 2 Положения о Федеральной службе по оборонному заказу, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 Федеральная служба по оборонному заказу (Рособоронзаказ) осуществлял контроль (надзор):
7.3.2 за соблюдением государственными заказчиками требований, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа, в том числе за использованием бюджетных ассигнований, выделяемых из федерального бюджета на выполнение государственного оборонного заказа, и за выполнением финансовых обязательств по заключенным государственным контрактам (договорам);
7.3.3 за соблюдением головными исполнителями и исполнителями государственного оборонного заказа требований, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа;
7.3.4. за соблюдением требований технических регламентов и иных обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, к продукции (работам, услугам), поставляемой по государственному оборонному заказу, и к процессам ее проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения;
7.3.5. за обоснованностью заключения государственных контрактов (договоров) по государственному оборонному заказу и соблюдением условий их выполнения, в том числе в части приемки и оплаты товаров, выполнения работ, оказания услуг; за соблюдением порядка ценообразования на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, формированием и применением государственных регулируемых цен на такую продукцию при размещении и выполнении государственного оборонного заказа.
Согласно пункту 7.6.1 Положения N 604 Рособоронзаказ выдает (направляет) государственным заказчикам, головным исполнителям и исполнителям государственного оборонного заказа обязательные для исполнения предписания об устранении нарушения требований, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа.
В силу действовавшего на момент исполнения государственных контрактов (договоров) Федерального закона от 27.12.1995 г. N 213-ФЗ "О государственном оборонном заказе" основным критерием отнесения организации (предприятия) к исполнителям (соисполнителям) оборонного заказа является наличие контракта (договора), заключенного с головным исполнителем (исполнителем) предусматривающего обязательства сторон и их ответственность за выполнение оборонного заказа. Согласно статьи 6 Федерального закона от 27.12.1995 г. N 213-ФЗ "О государственном оборонном заказе" головной исполнитель (исполнитель):
принимает участие в размещении оборонного заказа; обосновывает цену продукции (работ в целом, по ее разделам и отдельным этапам); заключает государственный контракт (контракт) на выполнение оборонного заказа;
осуществляет выполнение работ, изготовление опытных образцов (комплексов, систем) вооружения и военной техники, освоение, серийное производство и поставки продукции (работ, услуг), авторский и гарантийный надзор за состоянием вооружения и военной техники;
обеспечивает соответствие выполненных работ, изготовленных опытных образцов (комплексов, систем) вооружения и военной техники и серийной продукции обязательным требованиям, установленным государственным заказчиком в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и (или) государственным контрактом (в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 248-ФЗ, действовала с 20.10.2011 г. До 20.10.2011 г. действовала в редакции: обеспечивает соответствие выполненных работ, изготовленных опытных образцов (комплексов, систем) вооружения и военной техники и серийной продукции требованиям государственных стандартов, тактико-технического (технического) задания государственного заказчика, технической документации, а также тактико-техническим характеристикам и условиям государственного контракта (контракта);
организует и проводит предусмотренные технической документацией испытания опытных образцов (комплексов, систем) вооружения и военной техники и серийной продукции;
обеспечивает государственному заказчику надлежащие условия для осуществления контроля за выполнением работ как на отдельных этапах, так и в целом в процессе разработки, производства и поставок вооружения и военной техники. Также, согласно части 2 статьи 7 Федерального закона от 27.12.1995 г. N 213-ФЗ "О государственном оборонном заказе" качество продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному контракту (контракту) на выполнение оборонного заказа, должно соответствовать требованиям нормативной и технической документации и условиям государственного контракта (контракта).
Согласно пунктам 3, 4 статьи 3 Федерального закона от 13.12.1994 N 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" государственный контракт определяет права и обязанности государственного заказчика и поставщика по обеспечению федеральных государственных нужд и регулирует отношения поставщика с государственным заказчиком при выполнении государственного контракта. Продукция, поставляемая по государственному контракту, должна соответствовать наряду с требованиями, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, требованиям государственного заказчика, определенным в государственном контракте.
Согласно статье 5 Федерального закона от 13.12.1994 г. N 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" продукция, не соответствующая требованиям, указанным в пункте 4 статьи 3 данного Федерального закона, а также некомплектная продукция считается непоставленной.
Как указано ранее, суд первой инстанции признал недействительными пункты N N 3.1, 3.3 - 3.6, 4.17, 4.19 - 4.23 предписания от 28.08.2013 N Ю/1-30 пк ДСП.
В соответствии с предписанием в ходе проверки выявлены следующие нарушения:
пункт 3.1 - порядок проведения авторского надзора и реализация авторского надзора в процессе производства изделий 1Л269, 1РЛ257, проводимого разработчиком ОАО "ВНИИ "Градиент" на предприятиях ОАО "НПО "Квант" и ОАО "БЭМЗ" по заданиям ГОЗ не соответствуют требованиям ГОСТ РВ 0015-305-2007 "Авторский надзор в процессе производства";
пункт 3.3 - в нарушение требований пункта 5.1.5 ГОСТ РВ 0015-305-2007 планы-графики проведения авторского надзора изделий 1Л269, 1РЛ257 не согласованы с заказчиком;
пункт 3.4 - в нарушение требований пункта 5.1.11 ГОСТ РВ 0015-305-2007 в актах комиссии авторского надзора не отражены следующие сведения:
допущенные изготовителями нарушения требований КД, ПД, ТД и ДОСП, их влияние на качество и технико-экономические характеристики изделия;
причины допущенных нарушений;
недостатки, выявленные при изготовлении изделий, ремонте, сборке, монтаже и наладке изделий, предложения по корректировке КД, ПД, ТД;
обнаруженные конструктивные недоработки изделия;
работы, проведенные комиссией авторского надзора;
работы, проводимые изготовителями при обеспечении соблюдения требований КД, ПД, ТД, правильности и своевременности внесения изменений в КД, ПД, ТД, находящуюся у изготовителя, принятия достаточных и эффективных мер по устранению дефектов, возникающих в процессе изготовления, ремонта, сборки, монтажа и наладки изделий и предотвращению их появления;
рекомендации комиссии авторского надзора;
пункт 3.5 - в нарушение требований пункта 4.18 ГОСТ РВ 0015-305-2007 отсутствуют документы, которые должны быть разработаны при организации и проведении авторского надзора в процессе производства изделий, указанные в обязательном приложении А:
задание на проведение авторского надзора (п. 5.1.9 ГОСТ РВ 0015-305-2007);
план мероприятий (работ) по реализации результатов авторского надзора (п. 5.2.8 ГОСТ РВ 0015-305-2007);
отчет о результатах авторского надзора за отчетный период (п. 5.2.7 ГОСТ РВ 0015-305-2007).
Принимая решение, суд первой инстанции согласился с доводами завода о том, что на договоры, заключенные институтом с изготовителями не распространяются требования ГОСТ РВ 0015-305-2007.
При этом, суд указал, что НИИ "Градиент" с государственным заказчиком договора на оказание услуг по авторскому надзору не заключало, соответственно исполнителем по ним не являлось.
Согласно разделу N 1 ГОСТ РВ 0015-305-2007 "Военная техника. Авторский надзор в процессе производства изделий" (введен с 01.07.2008) настоящий стандарт устанавливает цель, задачи, порядок проведения авторского надзора и реализации его результатов, а также функции основных участников авторского надзора головного разработчика (разработчика, поставщика программного изделия) (далее - разработчик) изделий военной техники: систем, комплексов, образцов, их составных частей, программных изделий, комплектующих изделий межотраслевого применения, разрабатываемых по ГОСТ РВ 15.203 и ГОСТ РВ 15.205, а также материалов, используемых в изделиях военной техники и имеющих самостоятельное применение, разрабатываемых в соответствии с требованиями ГОСТ РВ 15.108 (далее изделия), в процессе производства изделий, в том числе ремонтного производства на предприятиях промышленности, а также в процессе сборки, монтажа и наладки серийных изделий на стационарных объектах предстоящей эксплуатации. Положения настоящего стандарта подлежат применению расположенными на территории Российской Федерации, предприятиями и другими субъектами научной и хозяйственной деятельности независимо от форм собственности и подчинения, а также федеральными органами исполнительной власти РФ, участвующими в выполнении работ по производству изделий военной техники в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 4.1 ГОСТ РВ 0015-305-2007 авторский надзор разработчика в процессе производства (далее авторский надзор) содержит комплекс работ, проводимых разработчиком изделий на предприятиях - изготовителях, на ремонтных предприятиях промышленности, при сборке, монтаже и наладке на объектах монтажно-наладочными предприятиями (далее - изготовитель), по проверке соблюдения требований, установленных в КД, ТД (разработчика) и ПД, и оказанию методической помощи по устранению выявленных недостатков.
В соответствии с п. 4.2 ГОСТ РВ 0015-305-2007 целью авторского надзора является обеспечение заданного качества изделий путем оперативного проведения работ по выявлению и устранению конструктивных и производственных недостатков изделий и причин их появления.
Согласно п. 4.4 ГОСТ РВ 0015-305-2007 установлено два вида авторского надзора: плановый и оперативный. Вид авторского надзора, периодичность и объем проводимых работ, в том числе перечень изделий, подлежащих авторскому надзору, определяет разработчик по согласованию с заказчиком (с ВП - по его решению) в зависимости от специфики производства, сложности и качества изделий, изготавливаемых у изготовителя, состояния технологических процессов.
В соответствии с требованиями п. 4.5 ГОСТ РВ 0015-305-2007 авторский надзор проводят, начиная с момента передачи КД, ТД, ПД изготовителю, до утверждения решения о снятии изделия с эксплуатации.
Из изложенного следует, что стандарт подлежит применению всеми субъектами (в том числе субъектами научной деятельности), являющимися разработчиками изделий военной техники.
Таким образом, то обстоятельство, что ВНИИ "Градиент" не заключало договор авторского надзора с заказчиком - Министерством обороны, не исключает применения ГОСТ РВ 0015-305-2007, поскольку институт является разработчиком изделия военной техники.
При этом, договоры N 47 от 16.06.2011 и N 48 от 16.06.2011 заключены в рамках исполнения государственных контрактов N 249/7/С/11-11 от 26.05.2011 и N 249/7/С/11-13 от 26.05.2011.
Из материалов дела следует, что оплата по договорам авторского надзора осуществлялась исполнителями за счет авансовых платежей по государственным контрактам, заключенным с заказчиком на изготовление изделий военной техники.
Кроме того, соответствие работ ГОСТ РВ 0015-305 определено условиями договоров N N 47, 48, заключенных ОАО "ВНИИ "Градиент" с ОАО "НПО "Квант" и ОАО "БЭМЗ"
Из положений ГОСТа также следует, что авторский надзор подлежит осуществлению вплоть до принятия решения о снятии изделия с эксплуатации, то есть в течение всего "жизненного" цикла изделия военной техники.
С учетом изложенного судом апелляционной инстанции отклоняются доводы института о неисполнимости предписания в связи с выполнением работ по договорам N N 47, 48, заключенным ОАО "ВНИИ "Градиент" с ОАО "НПО "Квант" и ОАО "БЭМЗ".
Судом также отклоняются доводы о неисполнимости предписания ввиду противоречивости одновременного осуществления планового и оперативного авторского надзора.
Материалами дела подтверждается, что институт фактически осуществлял два вида авторского надзора, в том числе оперативный, что следует из Акта от 10.04.2012 (л.д. 101 том 7).
Судом апелляционной инстанции также не принимаются доводы института о том, что ГОСТ РВ 0015-305-2007 подлежит применению не в полном объеме.
Институтом не представлено доказательств невозможности исполнения требований ГОСТа в полном объеме.
В соответствии с пунктом 4.8 ГОСТ РВ 0015-305-2007 ответственность за организацию авторского надзора возлагается на разработчика. Взаимоотношения между разработчиком изделий, изготовителем изделий и ВП при них в процессе организации и проведении авторского надзора устанавливают согласно Положению "О военных представительствах МО РФ", утвержденному постановлением Правительства РФ от 11.08.1995 N 804.
Военные представительства Министерства обороны Российской Федерации (далее именуются - военные представительства) создаются для контроля качества и приемки военной продукции на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности (далее именуются -организации), осуществляющих в интересах обороны разработку, испытания, производство, поставку и утилизацию этой продукции как непосредственно, так и в порядке кооперации. В настоящем Положении под военной продукцией понимается вооружение, военная техника, военно-техническое и иное имущество, научно-техническая и иная продукция, а также работы, выполняемые в интересах обороны.
В соответствии с Положением на военные представительства возлагается контроль за соблюдением организациями государственных стандартов по разработке и производству военной продукции.
Руководители организаций обязаны: предоставлять военным представительствам для ознакомления все документы по качеству военной продукции; своевременно принимать меры по устранению недостатков и дефектов военной продукции, выявленных при ее разработке, производстве, монтаже, испытаниях, приемке и передаче воинским частям в эксплуатацию; предоставлять руководителям военных представительств информацию о номенклатуре и содержании работ, выполняемых организациями, независимо от источника их финансирования в целях определения работ, имеющих военное значение; своевременно предъявлять военным представительствам расчетно-калькуляционные материалы к проектам договорных оптовых цен на военную продукцию.
С учетом содержания договоров N N 47, 48 - ссылок на осуществление авторского надзора по ГОСТ РВ 0015-305-2007, работа по их реализации должна проходить под контролем генерального заказчика (МО РФ).
В соответствии с п. 4.4 ГОСТ РВ 0015-305-2007 план-график проведения планового авторского надзора должен быть согласован с генеральным заказчиком (или ВП при разработчике- по его указанию). В соответствии с п. 5.1.6 ГОСТа утвержденный план-график не позднее, чем за месяц до начала выполнения авторского надзора, рассылают: изготовителю, ВП при разработчике и заинтересованным предприятиям.
В нарушение указанных требований план-графики проведения авторского надзора на ФГУП "ПО "Квант" по договору N 47 от 16.06.2011 и на ФГУП "БЭМЗ" по договору N 48 от 16.06.2011 на 2011-2012 гг. не согласовывались ни с заказчиком - так как договор с ним не заключался, ни с ВП МО при разработчике.
Суд первой инстанции указал, что согласно представленному в материалы дела заключению 3 Управления по существу заявленных возражений, утвержденному заместителем директора Федеральной службы Рособоронзаказа, доводы общества о наличии ошибочности выводов по порядку несоблюдения порядка проведения авторского надзора в соответствии с ГОСТ РВ 0015-305-2007 были приняты (том 6 л.д. 37, 38).
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что согласно мнению Управления работы по авторскому надзору финансировались по договору N 47 и N 48 в рамках госконтракта с МО РФ. 1277 ВП МО и 2845 ВП МО согласовали Перечень работ выполняемых разработчиком; представители ВП контролировали ход работ по авторскому надзору (л.. 37 том 6).
Вместе с тем, институтом не представлено доказательств согласования военным представительством планов-графиков проведения авторского надзора.
Вместе с тем, с учетом заключения 3 Управления изменения в предписание в виде отмены пункта 3.3 не были внесены.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что ОАО "ВНИИ "Градиент" обязано было в полном объеме соблюдать требования ГОСТ РВ 0015-305-2007 при осуществлении работ по авторскому надзору.
Выявленные нарушения, отраженные в пунктах 3.4, 3.5 предписания по существу институтом не опровергнуты.
Кроме того, доказательством ненадлежащего осуществления авторского надзора в соответствии с ГОСТ РВ 0015-305-2007 разработчиком ОАО "ВНИИ "Градиент" являются результаты проверки соблюдения федерального законодательства при исполнении работ, оказании услуг для государственных нужд в рамках исполнения государственного оборонного заказа, проведенной Ростовской прокуратурой по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах с привлечением специалистов 109 Службы уполномоченного по качеству вооружению и ВТ (региональной) УПВ МО РФ, в том числе представление об устранении нарушений Федерального закона "О техническом регулировании" от 31.03.2014 N 7-15-14/101110, которое не были оспорено институтом.
Суд апелляционной инстанции также признает ошибочными выводы суда первой инстанции о том, что институт действовал на основании гражданско-правовых договоров, в связи с чем ему не могло быть выдано предписание надзорного органа.
Согласно части 2 статьи 7 Федерального закона от 27.12.1995 N 213-ФЗ "О государственном оборонном заказе" качество продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному контракту (контракту) на выполнение оборонного заказа, должно соответствовать требованиям нормативной и технической документации и условиям государственного контракта (контракта).
Согласно пункту 12 "Положения об особенностях стандартизации оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну, а также процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения указанной продукции", утвержденного постановлением Правительства РФ от 17.10.2009 N 822, в качестве документов по стандартизации, устанавливающих требования к оборонной продукции, а также к процессам ее проектирования (включая изыскания), разработки, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения на территории Российской Федерации, применяются следующие документы: межгосударственные военные стандарты; государственные военные стандарты; отраслевые военные стандарты; межгосударственные стандарты и военные дополнения к ним; государственные стандарты и военные дополнения к ним; отраслевые стандарты и военные дополнения к ним; межгосударственные и государственные стандарты с едиными требованиями для оборонной и народно-хозяйственной продукции; отраслевые стандарты с едиными требованиями для оборонной и народно-хозяйственной продукции; межгосударственные, национальные, отраслевые стандарты и национальные стандарты ограниченного распространения; стандарты организаций, применяемые при выполнении оборонного заказа.
Фактически, при проведении проверки было установлено нарушение обществом "ВНИИ "Градиент" статьи 6 и части 2 статьи 7 Федерального закона от 27.12.1995 N 213-ФЗ "О государственном оборонном заказе", а именно: не обеспечено соответствие выполненных работ, изготовленных опытных образцов (комплексов, систем) вооружения и военной техники обязательным требованиям, установленным государственным заказчиком в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и (или) государственным контрактом (требованиям государственных стандартов, тактико-технического (технического) задания государственного заказчика, технической документации, а также тактико-техническим характеристикам и условиям государственного контракта (контракта).
Таким образом, учитывая, что требование о соответствии продукции требованиям нормативной документации было указано в Федеральном законе от 27.12.1995 N 213-ФЗ, установлено в пункте 12 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17.10.2009 N 822, т.е. фактически содержалось в нормативно - правовых актах в сфере государственного оборонного заказа, и включено в качестве самостоятельного требования в договор, с учетом полномочий, которые были предоставлены Рособоронзаказу при проведении проверки, территориальный орган правомерно осуществил проверку и выдал предписание по вопросу соблюдения нормативно-правовых актов в сфере государственного оборонного заказа.
При таких обстоятельствах также являются законными пункты 4.17, 4.19-4.21 предписания.
Разделом 4 предписания установлены требования, которые необходимо выполнить в целях устранения выявленных нарушений.
В соответствии с пунктом 4.17 предписания:
На основании требований статьи 309 Гражданского кодекса РФ, статей 3 и 5 Федерального закона от 13.12.1994N 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" порядок проведения авторского надзора и реализация результатов авторского надзора в процессе производства изделий 1Л269, 1РЛ257, проводимого разработчиком ОАО "ВНИИ "Градиент" на предприятиях ОАО "НПО "Квант", ОАО "БЭМЗ" по заданиям ГОЗ, привести в соответствие с требованиями ГОСТ РВ 0015-305.
В соответствии с пунктом 4.19 предписания:
На основании требований п. 5.1.5 ГОСТ РВ 0015-305 план-графики проведения авторского надзора изделий 1Л269, 1РЛ257 согласовать с заказчиком.
В соответствии с пунктом 4.20 предписания:
На основании требований п. 5.1.11 ГОСТ РВ 0015-305 в актах комиссии авторского надзора отразить следующие сведения:
- допущенные изготовителями нарушения требований КД, ПД, ТД и ДОСП, их влияние на качество и технико-экономические характеристики изделия;
- причины допущенных нарушений;
- недостатки, выявленные при изготовлении изделий, ремонте, сборке, монтаже и наладке изделий, предложения по корректировке КД, ПД, ТД;
- обнаруженные конструктивные недоработки изделия;
- работы, проведенные комиссией авторского надзора;
- работы, проводимые изготовителями при обеспечении соблюдения требований КД, ПД, ТД, правильности и своевременности внесения изменений в КД, ПД, ТД, находящуюся у изготовителя, принятия достаточных и эффективных мер по устранению дефектов, возникающих в процессе изготовления, ремонта, сборки, монтажа и наладки изделий и предотвращению их появления;
- рекомендации комиссии авторского надзора.
В соответствии с пунктом 4.21 предписания:
На основании требований п. 4.18 ГОСТ РВ 0015-305 ОАО "ВНИИ "Градиент" при организации и проведении авторского надзора в процессе производства изделий 1Л269, 1РЛ257, должно разработать документы, указанные в обязательном приложении А: задание на проведение авторского надзора (п. 5.1.9 ГОСТ РВ 0015-305-2007); план мероприятий (работ) по реализации результатов авторского надзора (п. 5.2.8 ГОСТ РВ 0015-305-2007); отчет о результатах авторского надзора за отчетный период (п. 5.2.7 ГОСТ РВ 0015-305-2007); предписание на право проведения оперативного авторского надзора; приказ (распоряжение) руководства разработчика о назначении ответственного представителя разработчика.
В соответствии с пунктом N 3.6 предписания выявлены следующие нарушения:
невыполнение руководством ОАО "ВНИИ "Градиент" требований пункта 18 Положения о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.08.1995 N 804 "О военных представительствах Минобороны России", поскольку по обращениям 7-го отдела 269 ВП МО руководством ОАО "ВНИИ "Градиент" не рассмотрены вопросы, указанные в обращениях и по ним своевременно не приняты решения.
В соответствии с пунктом 4.22 предписания обществу предписано исключить факты невыполнения руководством ОАО "ВНИИ "Градиент" требований пункта 18 Положения о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.08.1995 N 804 "О военных представительствах Минобороны России".
В соответствии с пунктом 4.23 предписания предписано принять следующие меры: разработать, согласовать с 578 ВП МО, заказчиком (начальником управления перспективных межвидовых исследований и специальных проектов) План организационно-технических мероприятий по устранению выявленных в ходе выездного планового мероприятия нарушений.
Начальником вооружения ВС РФ - заместителем МО РФ и директором Федеральной службы по оборонному заказу 07 марта 2006 г. утверждено "Положение о взаимодействии между рабочими группами Рособоронзаказа и военными представительствами МО РФ в ходе проведения Рособоронзаказом контрольно-надзорных мероприятий в организациях - исполнителях государственного оборонного заказа" (далее Положение).
В Положении указано, что целью взаимодействия является повышение эффективности контрольно-надзорных мероприятий Рособоронзаказа за размещением, финансированием и исполнением государственного оборонного заказа.
Задачами взаимодействия являются, в том числе взаимное информирование о ходе реализации заданий государственного оборонного заказа, а также о соблюдении предприятиями (организациями) требований нормативных правовых и иных актов, технических регламентов, стандартов и государственных контрактов (контрактов, договоров) при исполнении заданий ГОЗ.
В разделе V (п. 10 и п. 11) определены обязанности руководителя рабочей группы и обязанности начальника военного представительства соответственно.
В приложении N 1 "Перечень вопросов, по которым военными представительствами выдаются материалы (информация) в Рособоронзаказ (рабочую группу Рособоронзаказа)" к Положению (п. 5) указано, что военными представительствами, в том числе выдаются рабочей группе "Материалы учета материальных ценностей (в том числе интеллектуальной собственности), созданных и (или) приобретенных организациями - исполнителями ГОЗ за счет средств МО РФ".
В соответствии с Положением о военных представительствах на военные представительства возложены, в том числе задачи по ведению учета материальных ценностей, созданных или приобретенных организациями при разработке и производстве военной продукции за счет средств МО РФ.
В пункте 18 Положения указано, что руководители военных представительств и организаций имеют право взаимного обращения по всем вопросам, связанным с разработкой, изготовлением, испытаниями. Приемкой и поставкой военной продукции, а также с обеспечением условий работы военных представительств, и обязаны лично рассматривать эти вопросы и принимать по ним решения.
Приказом начальника управления начальника вооружения ВС РФ N 155 - 2004 утверждена "Инструкция об особенностях организации и ведения бухгалтерского учета основных средств, нематериальных активов и материальных запасов в управлении начальника вооружения ВС РФ и военных представительствах МО РФ".
В соответствии с данным приказом на военные представительства возложены обязанности по организации и ведению учета материальных ценностей, используемых для выполнения НИОКР:
- контроль за целевым использованием материальных ценностей, созданных при выполнении НИООКР;
- контроль за правильным и законным списанием материальных ценностей, используемых при выполнении НИОКР.
С учетом требований Положения рабочей группой у начальника 7 отдела 269 ВП МО РФ были запрошены информация и материалы учета, хранения, инвентаризационные описи, материальных ценностей, созданных и приобретенных ОАО "ВНИИ "Градиент" в рамках выполнения ОКР "Красуха-20" и "Красуха-4".
Информация у ВП МО на момент проверки отсутствовала по причине непредставления ОАО "ВНИИ "Градиент". В связи с этим начальником 7 отдела 269 ВП МО РФ были предоставлены письма N 269/7/3222 от 11.12.2012, N269/7/439 от 13.05.2013, направленные в адрес ОАО "ВНИИ "Градиент".
Начальник 578 ВП МО в письме, адресованном в адрес Рособоронзаказа (исх. N 578/363 от 09.12.2013) указал, что обращения ВП МО исх. N 269/7/3222 от 11.12.12, исх. N 269/7/439 от 13.05.2013 о проведении проверки наличия и технического состояния материальных ценностей МО РФ оставлены без внимания.
При таких обстоятельствах, пункты 3.6, 4.22, 4.23 предписания от 28.08.2013 N Ю/1-30 пк ДСП являются законными, поскольку обеспечение надлежащего взаимодействия разработчика, как участника исполнения государственного заказа на изготовление изделий военного назначения, с Военными представительствами адресовано целям исполнения Федерального закона N275-ФЗ, а потому находится в пределах компетенции Рособоронзаказа, обеспечивающего комплексный надзор за соблюдением нормативных требований в сфере государственного оборонного заказа всеми его участниками и на всех стадиях.
С учетом изложенного, пункты 3.1, 3.3 - 3.6, 4.17, 4.19 - 4.23 предписания от 28.08.2013 N Ю/1-30 пк ДСП соответствуют закону и не нарушают прав заявителя по делу.
Решение суда в части удовлетворения заявленных требований подлежит отмене на основании ст. 270 АПК РФ.
В части отказа в удовлетворении заявленных требований решение суда не оспорено участвующими в деле лицами, что в силу статьи 268 АПК РФ исключает проверку решения судом апелляционной инстанции в соответствующей части.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 01 апреля 2015 года по делу А53-21584/2013 в обжалуемой части отменить.
Отказать в удовлетворении заявления ОАО "Всероссийский научно-исследовательский институт "Градиент".
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Т.Г. Гуденица |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-21584/2013
Хронология рассмотрения дела:
21.09.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5929/15
19.06.2015 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-8068/15
01.04.2015 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-21584/13
01.10.2014 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5879/14
06.06.2014 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-3665/14
30.01.2014 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-21584/13