город Москва |
|
19 июня 2015 г. |
Дело N А40-104707/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 июня 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Барановской Е.Н.,
судей: Панкратовой Н.И., Кузнецовой Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Меликсетяном А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на решение Арбитражного суда города Москвы от 17 февраля 2015 года по делу N А40-104707/2013, принятое судьей Коноваловой Е.В.
по иску Закрытого акционерного общества "Борисовские пруды" (ОГРН 5087746008026, ИНН 7727659590)
к Правительству Москвы (ОГРН 1027739813507, ИНН 7710489036), Департаменту городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423, ИНН 7705031674), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (ОГРН 1097746680822, ИНН 7726639745), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (в лице филиала по Москве) (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340)
3-и лица - Общество с ограниченной ответственностью "Городской кадастр", Общество с ограниченной ответственностью "Коллиерз Интернешнл" о признании кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Роньжин А.А. по доверенности от 09.06.2015 г., Федьков А.А. по доверенности от 24,12.2014 г.
В судебное заседание не явились: представители ответчиков, 3-их лиц - извещены.
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Борисовские пруды" (далее - ЗАО "Борисовские пруды") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра") и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве) о признании кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: город Москва, ул. Борисовские Пруды, вл. 26, с кадастровым номером 77:05:0012003:71, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2012 года в размере 204 091 000 руб. с удельным показателем кадастровой стоимости 1 кв.м. - 11 797,16 руб., и обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" внести в государственный кадастр недвижимости указанные сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Протокольным определением от 04.12.2013 года судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27 декабря 2013 года по делу N А40-104707/2013, оставленному без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2014 г., в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 04.12.2014 года названные выше решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
В процессе нового судебного разбирательства истец уточнил исковые требования в части размера рыночной стоимости земельного участка и просит установить ее в размере 286 346 000 руб. Данное заявление истца судом было принято в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
По результатам нового судебного разбирательства решением суда от 17.02.2015 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Департамент городского имущества города Москвы и Правительство Москвы обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просят указанное выше решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
По мнению заявителей апелляционной жалобы, непосредственно в суде могут оспариваться решения комиссии, созданной для пересмотра кадастровой стоимости по определенным в Законе основаниям, однако истец с соответствующим заявлением в такую комиссию не обращался.
Заявители жалобы также ссылаются на то, что представленный истцом в материалы дела отчет по определению рыночной стоимости спорного земельного участка не отвечает признакам достоверного доказательства и не может быть принят судом как доказательство, устанавливающее размер рыночной стоимости спорного земельного участка.
Заявители полагают, что истец, являющийся арендатором земельного участка, не вправе оспаривать кадастровую стоимость земельного участка.
Представитель истца доводы апелляционной жалобы отклонил за необоснованностью. Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Ответчики, 3-и лица, будучи надлежащим образом извещены о месте и времени настоящего судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание апелляционной инстанции не обеспечили.
Проверив правильность применения норм материального и норм процессуального права, соответствие выводов Арбитражного суда города Москвы фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, заслушав представителей истца и исследовав материалы дела, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта.
Материалами дела установлено, что ЗАО "Борисовские Пруды" на праве долгосрочной аренды владеет земельным участком с кадастровым номером 77:05:0012003:71 площадью 17300 кв.м., находящимся по адресу: город Москва, улица Борисовские Пруды, 6, предоставленным на условиях аренды для проектирования, строительства и последующей эксплуатации многофункционального торгового комплекса, что подтверждается договором долгосрочной аренды земельного участка N М-05-017974 от 20.12.2001 г. и дополнительным соглашением к нему от 24.10.2008 г., зарегистрированными в установленном законом порядке в ЕГРП соответственно 19.03.2002 г. и 22.12.2008 г.
Указанный земельный участок был поставлен на кадастровый учет 12.10.2007 года, что подтверждается данными кадастрового паспорта земельного участка от 17.07.2913 г.
Постановлением Правительства Москвы от 27.11.2012 г. N 670-ПП по результатам государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 01.01.2012 г. утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:05:0012003:71 в размере 561 449 875 руб., что нашло отражение в кадастровом паспорте земельного участка.
Ссылаясь на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, следствием чего является нарушение прав ЗАО "Борисовские пруды" как владельца земельного участка, арендатора по договору аренды и плательщика арендной платы, истец обратился в суд с настоящими исковыми требованиями.
В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре недвижимости) кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 названного Закона).
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Законом (часть 5 статьи 4 названного Закона).
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Закона о кадастре недвижимости установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. а в силу пункта 3 этой же статьи Земельного кодекса в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Как видно из материалов дела, кадастровая стоимость земельного участка, арендованного истцом, была определена органом кадастрового учета в размере 561 449 875 руб. по состоянию на 01.01.2012 г. и утверждена в качестве таковой Постановлением Правительства Москвы от 27.11.2012 г. N 67-ПП.
Истцом в материалы дела представлен Отчет ООО "Коллиерз Интернешнл" от 20.05.2013 г. об оценке рыночной стоимости спорного земельного участка, свидетельствующий о том, что кадастровая стоимость существенно превышает рыночную стоимость участка, установленную в размере 204 091 000 руб.
Поскольку действующее законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, истец правомерно обратился в суд с настоящими исковыми требованиями, при этом в силу правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 г. N 913/11, предметом заявленных в таком случае требований является изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Довод заявителей апелляционной жалобы о том, что представленный истцом в материалы дела Отчет по определению рыночной стоимости спорного земельного участка не отвечает признакам достоверного доказательства, судебной коллегией не принимается, поскольку в процессе рассмотрения апелляционной жалобы истца на решение суда от 27 декабря 2013 года была проведена экспертиза с целью определения рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2012 г., заключением которой было установлено, что рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2012 г. составляет 286 346 000 руб., выводы которой и были положены в основу принятого судебного акта.
Судебная коллегия не может согласиться и с доводом заявителей апелляционной жалобы о том, что истец не является субъектом, наделенным правомочием по оспариванию кадастровой стоимости.
Как следует из материалов дела, спорный земельный участок находится во владении истца на основании договора аренды земельного участка N М-05-017974 от 20.12.2001 г., при этом на данном земельном участке расположено недвижимое имущество, принадлежащее истцу на праве собственности.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 01.03.2011 г. N 281-О-О, физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, в том числе арендаторы земельных участков, в случаях, когда кадастровая стоимость используется для расчета годовой арендной платы, не лишены возможности доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
Согласно статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции на дату обращения истца с иском в суд) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
По смыслу данной статьи арендатор земельного участка вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости такого участка или обратиться с иском в суд об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной в том случае, если размер арендной платы зависит от кадастровой стоимости и по условиям договора аренды подлежит изменению в случае изменения кадастровой стоимости.
Поскольку в договоре аренды участка N М-05-017974 от 20.12.2001 г. предусмотрено условие об изменении арендной платы в случае централизованного изменения ставок арендной платы, судебная коллегия приходит к выводу о доказанности истцом факта нарушения своих прав как арендатора названного участка установлением в 2012 году новой кадастровой стоимости.
Таким образом, истец, являясь арендатором спорного земельного участка, имеет законный интерес в установлении кадастровой стоимости этого участка в размере его действительной рыночной стоимости. Права истца, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Довод Правительства Москвы и Департамента о том, что на момент рассмотрения иска оспариваемая кадастровая стоимость утратила актуальность в связи с принятием Постановления Правительства Москвы от 26.11.2013 N 751-ПП судебной коллегией также не принимается.
На момент судебного разбирательства и принятия обжалуемого решения Закон об оценочной деятельности действовал в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ.
Согласно статье 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в указанной выше редакции от 21.07.2014 г.) в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Как следует из пункта 8 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", положения статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности, устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Учитывая, что истец обратился в арбитражный суд в 2013 году, когда в государственном кадастре недвижимости содержались сведения о кадастровой стоимости земельного участка, определенной по состоянию на 01.01.2012 г., суд первой инстанции принял правомерное решение об удовлетворении заявленного иска.
Учитывая изложенное, Девятый арбитражный апелляционный суд считает, что при принятии обжалуемого решения правильно применены нормы процессуального и материального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем апелляционная жалоба Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы по изложенным в ней доводам является необоснованной и удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 104, 110, 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 17 февраля 2015 года по делу N А40-104707/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.Н. Барановская |
Судьи |
Н.И. Панкратова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-104707/2013
Истец: ЗАО "Борисовские пруды"
Ответчик: ДГИ Г МОСКВЫ, Департамент городского имущества города Москвы, Правительство Москвы, Управление Росреестра по г. Москве, ФГБУ ФКП Росреестра по Москве, ФГУП ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ
Третье лицо: Департамент городского имущества города Москвы, ОАО "Городской кадастр", ООО "Коллиерз Интернешнл", ООО колиерз интернешнл, Правительство Москвы, АНО "Независимый центр экспертизы и оценки"
Хронология рассмотрения дела:
31.08.2015 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-13398/14
19.06.2015 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-16033/15
17.02.2015 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-104707/13
04.12.2014 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-13398/14
29.07.2014 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-4781/14
27.12.2013 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-104707/13