г. Ессентуки |
|
17 июня 2015 г. |
Дело N А25-2371/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 июня 2015 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Цигельникова И.А., судей: Афанасьевой Л.В., Белова Д.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивашиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край,
апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу
на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 07.04.2015 по делу N А25-2371/2014 (судья Гришин С.В.) по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу (ОГРН 1112651028676, ИНН 2626800494) о привлечении открытого акционерного общества "Флора Кавказа" (ОГРН 1060912008970, ИНН 0912001280) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ,при участии в судебном заседании:
от Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу - представитель Лопатин А.С. по доверенности от 12.01.2015 N дов8-3, представитель Колесников Р.О. по доверенности от 12.01.2015 N дов8-6; от открытого акционерного общества "Флора Кавказа" - представитель Хасанова Г.Ю. по доверенности от 15.07.2014,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Флора Кавказа" (далее - Общество) к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 07.04.2015 в удовлетворении заявленных требований Управления отказано. Судебный акт мотивирован тем, что из представленных в материалы дела доказательств не представляется возможным установить, что обнаруженная на территории Общества жидкость с характерным запахом этилового спирта не является фармацевтической субстанцией. Обществом представлены документы, подтверждающие производство фармацевтической жидкости. Сведений о том, что производимая Обществом фармацевтическая субстанция используется не для производства лекарственных средств, а для иных видов использования, в материалы дела не представлено. Проверочные мероприятия проведены неуполномоченным органом.
Не согласившись с решением суда, Управление обжаловало его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе Управление просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым привлечь Общество к административной ответственности.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
В судебном заседании представители Управления поддержали позицию, изложенную в апелляционной жалобе. Пояснили, что Общество осуществляло оборот этилового спирта без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность его производства и оборота.
Представитель Общества возразил по существу доводов, изложенных в апелляционной жалобе Управления, просит оставить решение суда без изменения. Указывает на осуществление Обществом фармацевтической деятельности по производству лекарственных средств на основании имеющейся лицензии. На территории Общества хранилась именно фармацевтическая субстанция, а не этиловый спирт.
Представители сторон представили суду судебную практику по делам со схожими с настоящим делом обстоятельствами.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, Общество осуществляет фармацевтическую деятельность согласно лицензии, выданной Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения от 17.07.2012 N ФС-99-02-002459 на оптовую торговлю, хранение и перевозку лекарственных средств для медицинского применения и лицензии от 18.07.2013 N 12527, выданной Министерством промышленности и торговли Российской Федерации на осуществление производства лекарственных средств.
Согласно приложению к лицензии от 18.07.2013 N 12527, выданной Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Общество имеет право на осуществление деятельности по: производству, хранению и реализации фармацевтических субстанций, получаемых методами выделения из химического сырья; производству, хранению и реализации фармацевтических субстанций, получаемых методами выделения из источников растительного происхождения; производству, хранению и реализации нестерильных лекарственных препаратов: препараты, получаемые из лекарственного растительного сырья: настойки, порошок, сироп, сырье растительное измельченное, сырье растительное цельное, экстракты сухие, экстракты жидкие; препараты, не требующие специального выделения в отдельное производство: капли, масло, порошок, раствор.
Решением Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.02.2013 N 20-2-422285/Р/ФС производимая Обществом фармацевтическая субстанция - жидкость, неиспользуемая при производстве лекарственных препаратов, с торговым наименованием - этиловый спирт 95 %, международное наименование - этанол, включена в государственный реестр лекарственных средств для медицинского применения.
Согласно письму Управления Федеральной службы безопасности по Карачаево-Черкесской Республике от 22.09.2014 сотрудником УФСБ по КЧР совместно с главным специалистом - экспертом Управления 24.09.2014 было проведено обследование территории Общества. По результатам обследования составлен протокол обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств от 24.09.2014 б/н, согласно которому в помещении, принадлежащем Обществу, была обнаружена емкость объемом 20 м3 с бесцветной жидкостью с характерным запахом спирта.
Определением Управления о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования N 07-14/766 от 25.09.2014 в отношении Общества возбуждено производство по делу об административном правонарушении по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
25.09.2014 Управлением проведен осмотр помещений, принадлежащих Обществу, и составлен протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов N 07-14/766-1, согласно которому в помещении N 1 Общества обнаружена емкость вместимостью около 20 м?, в которой находится жидкость прозрачного цвета с характерным запахом этилового спирта в количестве около 9 м? (900 дал). Указанная жидкость арестована протоколом ареста товаров и иных вещей от 25.09.2014 N 07-14/766-3 и передана на хранение коммерческому директору Общества Гугнинскому П.В.
Протоколом о взятии проб и образцов от 25.09.2014 N 07-14/766-2 для проведения экспертизы были отобраны 6 бутылок бесцветной жидкости с характерным запахом этилового спирта емкостью 1,0 л.
Отобранные образцы жидкого бесцветного вещества с характерным запахом этилового спирта согласно определению о назначении экспертизы от 26.09.2014 по делу об административном правонарушении N 07-12/766-5 были направлены в Базовый межрайонный отдел на КМВ экспертно-криминалистического центра ГУ МВД России по Ставропольскому краю для проведения экспертизы на предмет соответствия требованиям ГОСТа.
Согласно заключению эксперта от 02.10.2014 N 1566 представленные на исследование образцы бесцветной жидкости с характерным запахом этилового спирта являются спиртосодержащей жидкостью крепостью 95,5 %, соответствующие по органолептическим показателям и по качеству спирта требованию ГОСТ Р 51652-2000 "Спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья. Технические условия" и не соответствующие по крепости спирта ГОСТу Р 51652-2000 "Спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья. Технические условия".
Определением от 20.11.2011 N 07-14/766 Управлением отказано в удовлетворении ходатайства о проведении повторной экспертизы изъятых образцов.
Согласно государственному сводному реестру выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство, хранение и оптовую реализацию этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Общество не имеет действующих лицензий на производство, хранение и оптовую реализацию этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
По сведениям Управления, по состоянию на 01.07.2014 остатков этилового спирта у Общества не значится, данных, свидетельствующих о закупке этилового спирта Обществом во 2 квартале, не имеется.
21.11.2014 Управлением в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении N 07-14/766-12.
На основании составленного протокола, в соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ, Управление обратилось в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований Управления, исходил из следующего.
Правовую основу производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции в Российской Федерации составляет Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 2 Закона N 171-ФЗ под спиртосодержащей непищевой продукцией понимается непищевая продукция (в том числе денатурированная спиртосодержащая продукция, спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция, любые растворы, эмульсии, суспензии), произведенная с использованием этилового спирта, иной спиртосодержащей продукции или спиртосодержащих отходов производства этилового спирта, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции.
Пунктом 2 статьи 18 Закона N 171-ФЗ предусмотрено, что деятельность по производству, хранению и поставке спиртосодержащей непищевой продукции, а также другие виды деятельности, при осуществлении которых в качестве сырья или вспомогательного материала используется этиловый спирт, подлежит лицензированию.
Действие Закона N 171-ФЗ не распространяется на деятельность по обращению лекарственных средств, содержащих этиловый спирт, зарегистрированных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и включенных в государственный реестр лекарственных средств (пункт 3 статьи 1 Закона N 171-ФЗ).
Как было указано выше, из материалов дела следует, что Общество осуществляет деятельность по производству лекарственных средств на основании лицензии N 12527-ЛС-П от 18.07.2013, выданной Министерством промышленности и торговли Российской Федерации. Решением Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.02.2013 N 20-2-422285/Р/ФС производимая Обществом фармацевтическая субстанция - жидкость, неиспользуемая при производстве лекарственных препаратов, с торговым наименованием - этиловый спирт 95 %, международное наименование - этанол, включена в государственный реестр лекарственных средств для медицинского применения. Запись в реестре N ФС-000490.
Производство лекарственных средств, в том числе спиртосодержащих, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12.06.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон N 61-ФЗ).
В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" производство лекарственных средств подлежит лицензированию.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 20 августа 2010 г. N 650 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Правительства Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" лицензирование деятельности по производству лекарственных средств для медицинского применения отнесено к полномочиям Минпромторга России.
Обществом в материалы дела представлены документы, подтверждающие производство им фармацевтической субстанции.
Доказательств того, что обнаруженная на территории бесцветная жидкость с характерным запахом этилового спирта не является фармацевтической субстанцией, в материалы дела не представлено.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что из заключения эксперта от 02.10.2014 N 1566 не усматривается, что обнаруженная жидкость не является фармацевтической субстанцией. При отсутствии сведений о том, что производимая Обществом фармацевтическая субстанция используется не для производства лекарственных средств, а для иных видов использования, которые регулируются Законом N 171-ФЗ, не имеется. Проверочные мероприятия проведены неуполномоченным органом, поскольку государственный контроль (надзор) в сфере обращения лекарственных средств осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (ст. 9 Закона N 61-ФЗ, п. 5.1.4.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. N 323).
Однако судом первой инстанции не учтено следующее.
В соответствии с частью 2.1 статьи 2 Закона N 171-ФЗ под этиловым спиртом по фармакопейным статьям понимается этиловый спирт, который произведен путем добавления очищенной воды в закупленный ректификованный этиловый спирт, произведенный из пищевого сырья и используемый в качестве лекарственного средства и (или) для производства лекарственных препаратов, содержащих этиловый спирт, зарегистрированных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и включенных в государственный реестр лекарственных средств. Содержание этилового спирта в этиловом спирте по фармакопейным статьям изменяется путем добавления в него очищенной воды.
Ка видно из материалов дела, в ходе проведенных Управлением проверочных мероприятий на территории Общества обнаружена емкость с бесцветной жидкостью с характерным запахом спирта.
Согласно государственному сводному реестру приостановленных и аннулированных лицензий на производство, хранение и оптовую реализацию этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Общество не имеет действующих лицензий на производство, хранение и оптовую реализацию этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Управлением в ходе проверки установлено, что Общество не закупало этиловый спирт.
По состоянию на 01.07.2014 на остатках у Общества этилового спирта не значится.
От Общества не поступало уведомления в адрес Управления о закупке этилового спирта.
В ходе проведенной Управлением проверки не нашел своего подтверждения довод Общества о том, что обнаруженная жидкость является фармацевтической субстанцией, приобретенной у ООО "Фармалайн".
В ответ на запрос Управления (определение от 10.11.2014 N 07-14/766-9) ООО "Фармалайн" письмом от 10.11.2014 N 4/2014 сообщило, что не поставляло в адрес Общества лекарственное средство "Этиловый спирт 95 %", что позднее подтвердило и само Общество в своих объяснениях.
Не нашел своего подтверждения довод Общества о том, что обнаруженная в ходе проверки жидкость произведена самим Обществом, а оборудование, на котором жидкость произведена, находится на ремонте, поскольку доказательств, подтверждающих указанные обстоятельства, Обществом не представлено.
Основным компонентом для приготовления фармацевтической субстанции "этиловый спирт-субстанция жидкость 95%" является этиловый спирт, произведенный по фармакопейным статьям.
Оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, указанных в статье 10.2 Закона N 171-ФЗ.
Пунктом 2 статьи 10.2 Закона N 171-ФЗ предусмотрено, что этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.
Поскольку Обществом не представлена документация, отражающая в полном объеме технологию производства лекарственных средств, а также учитывая, что согласно протоколу осмотра от 25.09.2014 N 07-14/766-1 Общество не имеет необходимого оборудования для производства эпилогового спирта, судом апелляционной инстанции принимается довод Управления о том, что Общество осуществляло оборот этилового спирта без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность его производства и оборота.
Представленные в материалы дела копии лицензий на осуществление фармацевтической деятельности, на осуществление производства лекарственных средств не подтверждают намерения Общества на использование обнаруженной Управлением жидкости для изготовления лекарственных средств, поскольку деятельность по производству лекарственных средств, содержащих этиловый спирт, не подпадает под действие Закона N 171-ФЗ (пункт 3 статьи 1 Закона N 171-ФЗ), в связи с чем у организации, планирующей производство, оборот и (или) использование этилового спирта по фармакопейным статьям, возникает обязанность по лицензированию такого вида деятельности.
Таким образом, проверочные мероприятия проведены уполномоченным органом (Управлением).
Доказательств, свидетельствующих о том, что Общество приняло все зависящие от него меры по соблюдению установленных законодательством Российской Федерации требований, либо подтверждающих невозможность принятия этих мер в связи с чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, не представлено.
Процессуальных нарушений Управлением при составлении протокола об административном правонарушении в отношении Общества не допущено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.
Основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ отсутствуют.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 200000р.
Пунктом 15.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дела об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 10) установлено, что конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения является видом административного наказания (статьи 3.2, 3.7 Кодекса), может быть применена арбитражным судом только при принятии решения о привлечении лица к административной ответственности и назначении административного наказания и только в том случае, если такой вид административного наказания предусмотрен соответствующей статьей (частью статьи) Особенной части Кодекса. Поэтому арбитражный суд, вынося решение об отказе в привлечении лица к административной ответственности, в том числе по мотиву пропуска установленного статьей 4.5 Кодекса срока давности привлечения к административной ответственности, не вправе применить административное наказание в виде конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения.
Вместе с тем в резолютивной части соответствующего решения вопрос об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, должен быть разрешен с учетом положений пунктов 1 - 4 части 3 статьи 29.10 КоАП РФ.
Согласно пункту 15.1 Постановления N 10, если в ходе судебного разбирательства с очевидностью установлено, что вещи, явившиеся орудием совершения или предметом административного правонарушения и изъятые в рамках принятия мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, изъяты из оборота или находились в незаконном обороте (этиловый спирт, алкогольная или спиртосодержащая продукция, о которых упоминает статья 25 Закона N 171-ФЗ, контрафактная продукция), то в резолютивной части решения суда указывается, что соответствующие вещи возврату не подлежат, а также определяются дальнейшие действия с такими вещами (например, в отношении этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции в соответствии с Законом N 171-ФЗ).
Поскольку на обнаруженную и арестованную (протокол ареста товаров и иных вещей от 08.10.2014 N 07-14/799-3) продукцию какие-либо документы, подтверждающие легальность ее происхождения и нахождения в обороте, не представлены, она в силу пунктов 7, 16 статьи 2, статьи 10.2 Закона N 171-ФЗ не подлежит признанию введенной в установленном порядке в гражданский оборот.
Соответственно, обнаруженная у Общества продукция (бесцветная жидкость) подлежит изъятию и последующей передаче Управлению для решения вопроса об ее уничтожении или переработке в установленном порядке.
При таких обстоятельствах апелляционную жалобу надлежит удовлетворить, решение суда - отменить. Изъять и передать на переработку или уничтожение этиловый спирт, арестованный согласно протоколу ареста товаров и иных вещей от 25.09.2014 N 07-14/766-3 в количестве 900 дал.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 07.04.2015 по делу N А25-2371/2014 отменить.
Привлечь открытое акционерное общество "Флора Кавказа (ОГРН 1060912008970, ИНН 0912001280) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 200000р.
Изъять и передать на переработку или уничтожение этиловый спирт, арестованный согласно протоколу ареста товаров и иных вещей от 25.09.2014 N 07-14/766-3 в количестве 900 дал.
Административный штраф подлежит уплате по следующим реквизитам:
Получатель - УФК по Карачаево-Черкесской Республике (МРУ Росалкогольрегулирования по Северо-Кавказскому федеральному округу);
ИНН/КПП 2626800494/262601001 (л/с 04791А65541).
Наименование банка-получателя: Отделение - НБ Карачаево-Черкесская Республика (369200, Карачаево-Черкесская Республика, г. Карачаевск, ул. Ленина, д.39)
БИК Банка: 049133001; КБК: 160 116 08010 01 6000 140; ОКТМО: 91701000 (г. Черкесск).
Наименование платежа "Денежные взыскания (штрафы) за административные правонарушения в области государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей продукции".
В соответствии со статьей 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления судебного акта о наложении административного штрафа в законную силу.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.А. Цигельников |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А25-2371/2014
Истец: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу
Ответчик: ОАО "Флора Кавказа"
Хронология рассмотрения дела:
24.09.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5703/15
17.06.2015 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-630/15
07.04.2015 Решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики N А25-2371/14
26.02.2015 Определение Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-630/15