г. Ессентуки |
|
22 июня 2015 г. |
Дело N А15-207/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июня 2015 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Цигельникова И.А.,
судьи: Афанасьевой Л.В., Параскевовой С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивашиной Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край,
апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Дагэнергосеть" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 07.04.2015 по делу N А15-207/2015 (судья Тагирова З.Т.)
по заявлению открытого акционерного общества "Дагэнергосеть" (ОГРН 1100562000208, ИНН 0562076791) о признании незаконным и отмене постановления Управления ФАС России по Республике Дагестан от 13.01.2015 по делу N 221А о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ, и назначении наказания в виде штрафа в размере 275000р,
в отсутствие представителей сторон,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Дагэнергосеть" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы России по Республике Дагестан (далее - Управление) от 13.01.2015 по делу N 221А о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 275000р.
Решением суда от 07.04.2015 заявленные требования удовлетворены частично, признано незаконным и отменено постановление Управления в части назначения наказания в виде штрафа в сумме 225000р, в остальной части в удовлетворении требований отказано. Судебный акт мотивирован наличием в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения, отсутствием признаков малозначительности. Суд первой инстанции с учетом позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, характера совершенного Обществом правонарушения, совершения правонарушения впервые, а также с учетом тяжелого финансового положения Общества посчитал возможным уменьшить размер штрафа, наложенный оспоренным постановлением на 225000р.
Не согласившись с принятым решением, Общество обжаловало его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления о наложении штрафа в размере 50000р.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Представители сторон в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, в адрес Управления 31.01.2014 поступила жалоба ГБУ Республики Дагестан "Буйнакский межрайонный диагностический центр" от 28.03.2014 N 18 по факту отключения 27.03.2014 электричества без предупреждения, без уведомления.
Приказом Управления от 15.05.2014 N 178 возбуждено дело N 59/14 по признакам нарушения ОАО "ДЭСК" и Общества пунктов 4 и 5 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ (далее - Закон N 135-ФЗ), выразившегося в ущемлении интересов ГБУ РД "Буйнакский межрайонный диагностический центр" (далее - Центр) путем прекращения подачи электроэнергии и необоснованном требовании о передаче финансовых средств.
На определение Управления от 04.06.2014 по делу N 59/14 Обществом 26.06.2014 представлены следующие документы: договор энергоснабжения, заключенный между ОАО "ДЭСК" и ГБУ РД "Буйнакский диагностический центр" от 30.12.2013 с дополнительным соглашением от 30.12.2013, акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности от 30.04.2014 к договору энергоснабжения от 21.08.2007, акт допуска в эксплуатацию узла учета электроэнергии, уведомление заявки на введение ограничения режима потребления от 17.03.2014, акт о полном или частичном ограничении режима потребления электроэнергии от 20.03.2014.
На определение Управления от 12.08.2014 по делу N 59/14 Обществом представлен договор энергоснабжения от 30.12.2013 с приложениями, акт допуска в эксплуатацию узла учета электроэнергии.
Определением Управления от 15.10.2014 рассмотрение дела N 59/2014 отложено на 11 час. 00 мин. 27.11.2014, мотивированное тем, что комиссия выявила новые обстоятельства, требующие дополнительного изучения и участники по делу не представили истребованные документы и сведения в полном объеме.
Определением от 15.10.2014 по делу N 59/14 (пункт 4, страница 3) Управление указало Обществу в срок до 20.11.2014 представить в полном объеме следующие документы и информацию: оперативно-диспетчерский журнал подачи электроэнергии ГБУ РД "Буйнаский межрайонный диагностический центр за период с 01.01.2013 до 01.05.2014; сведения о введении режима ограничения потребления и/или прекращении поставки электроэнергии для ГБУ РД "Буйнакский межрайонный диагностический центр" за период с 01.01.2013 до 01.05.2014 с указанием конкретной даты; документы, подтверждающие введение режима ограничения потребления и /или прекращения поставки электроэнергии для ГБУ РД "Буйнакский межрайонный диагностический центр" за период с 01.01.2013 до 01.05.2014; письменные объяснения о предпринятых Обществом мерах (последовательности действий сотрудников Общества) в целях выполнения заявки ОАО "ДЭСК" об ограничении 20.03.2014 режима потребления электроэнергии ГБУ РД "Буйнакский межрайонный диагностический центр"; письменные объяснения о том, кто из должностных лиц Общества осуществлял вручение акта от 20.03.2014 о полном или частичном ограничении режима потребления и произвел на нем соответствующую запись об отказе в получении; письменные объяснения о том, кому из должностных лиц ГБУ РД "Буйнакский диагностический центр" вручался акт от 20.03.214 о полном или частичном ограничении режима потребления; иные материалы и документы, имеющие отношение к рассматриваемому делу.
Поскольку истребуемые Управлением документы Обществом не представлены в указанный срок, Управление направило в адрес Общества уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ.
08.12.2014 в присутствии представителя Общества Гасановой С.Э. должностным лицом Управления составлен протокол об административном правонарушении по делу N 146/221А.
13.01.2015 в отсутствие представителя Общества должностным лицом Управления вынесено постановление по делу N 221А о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 275000р.
Не согласившись с вынесенным постановлением Общество, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Частично удовлетворяя заявленные требования Общества, суд первой инстанции правильно указал на доказанность вины Общества и снизил сумму штрафа до 50000р.
Частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ предусмотрена ответственность за непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 и 4 этой статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации).
Коммерческие организации обязаны представлять антимонопольному органу по его мотивированному требованию документы, объяснения в письменной или устной форме, необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями для рассмотрения заявлений и материалов о нарушении антимонопольного законодательства, дел о нарушении антимонопольного законодательства, осуществления контроля за экономической концентрацией при определении состояния конкуренции (часть 1 статьи Закона N 135-ФЗ).
Объективной стороной указанного административного правонарушения является непредставление в антимонопольный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, а равно представление заведомо недостоверных сведений (информации). Антимонопольный орган обязан доказать, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, располагало соответствующей информацией и намеренно не представило сведения либо представило сведения, не соответствующие действительности.
Как видно из материалов дела, в установленный срок Обществом не были представлены в Управление истребованные документы и информация, за исключением ранее представленных письмом от 26.06.2014 N 02-578 двух документов (уведомления (заявки) на введение ограничения режима потребления от 17.03.2014 N 20Ю и акта об ограничении режима потребления от 20.03.2014), что и послужило основанием для возбуждения в отношении Общества дела об административном правонарушении и привлечения его к административной ответственности по части 5 статьи 19.8 КоАП РФ.
Доказательства того, что у Общества отсутствовали запрашиваемые документы и информация либо существовали объективные причины невозможности ее предоставления, в материалах дела отсутствуют. Обществом не были предприняты все необходимые и достаточные меры для исполнения своей обязанности по представлению истребованных документов и информации.
В данном случае Общество не предприняло мер для своевременного представления запрашиваемой информации, причинив, тем самым, вред охраняемым законодательством отношениям в области антимонопольного законодательства.
Общество не представило доказательств (сведений) невозможности предоставления информации запрашиваемой Управлением.
Документы, запрошенные Управлением, необходимы для осуществления им контрольно-надзорных функций в сфере соблюдения антимонопольного законодательства.
Порядок привлечения Общества к административной ответственности Управлением не нарушен. Общество надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Протокол составлен в присутствии законного представителя Общества. О времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении Общество было уведомлено надлежащим образом.
Обстоятельства, свидетельствующие о наличии предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ признаков малозначительности административного правонарушения, судом апелляционной инстанции не установлены; доказательств наличия признаков малозначительности в действиях Общества не представлено.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 19 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административном правонарушениях" указывает, что при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в частях 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ.
К таким обстоятельствам относится характер совершенного юридическим лицом административного правонарушения, его имущественное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, смягчающие административную ответственность, обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ).
Суд первой инстанции пришел к выводу, что Управлением при назначении наказания Обществу не были учтены обстоятельства, связанные с его имущественным и финансовом положением, а также обстоятельства, смягчающие административную ответственность.
Обществом представлен в материалы дела бухгалтерский баланс на 31.12.2014 и отчет о финансовых результатах за январь-декабрь 2014 год.
Согласно отчету Общества о финансовых результатах за январь-декабрь 2014 год убытки Общества за 2014 год более на 1 млрд. рублей превышают выручку за указанный период, что свидетельствует об убыточной деятельности общества на день вынесения постановления о наложении штрафа в размере 275000р.
Обстоятельств, отягчающих и смягчающих административную ответственность Общества, Управлением не представлено.
Административное правонарушение совершено Обществом впервые.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о возможности снижения размера взыскиваемого штрафа до 50000р, поскольку штраф в указанном размере соразмерен тяжести совершенного правонарушения и служит достижению целей административного наказания.
Суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции по настоящему делу является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены судом правильно, судом полностью выяснены все обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции не рассматривался, поскольку в соответствии с ч. 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 07.04.2015 по делу N А15-207/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.А. Цигельников |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-207/2015
Истец: ОАО "Дагэнергосеть"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы России по РД
Третье лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы России по Республике Дагестан
Хронология рассмотрения дела:
20.08.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6295/15
22.06.2015 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1906/15
26.05.2015 Определение Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1906/15
08.05.2015 Определение Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1906/15
07.04.2015 Решение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-207/15