г. Пермь |
|
24 июня 2015 г. |
Дело N А50-10792/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 июня 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н. В.
судей Риб Л.Х., Щеклеиной Л.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Базановой Т.С.
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Альянс" (ОГРН 1115905003170, ИНН 5905285739): Гилева М.Д., предъявлен паспорт, доверенность от 18.09.2014;
от заинтересованного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (ОГРН 1025900536749, ИНН 5902290360): Михеев С.В., предъявлено служебное удостоверение, доверенность от 12.01.2015;
от третьих лиц 1) индивидуального предпринимателя Мейтес В.И.: Андреев А.В., предъявлен паспорт, доверенность от 24.12.2014;
2) Министерства транспорта Пермского края, 3) Муниципального унитарного предприятия "Автотранспортное предприятие N 2 г. Березники", 4) общества с ограниченной ответственностью "Транспорт-связь", 5) индивидуального предпринимателя Шкляр Н.Г., 6) индивидуального предпринимателя Железов В.К.: представители не явились;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя общества с ограниченной ответственностью "Альянс"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 19 марта 2015 года по делу N А50-10792/2013,
принятое судьей Мухитовой Е.М.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Альянс"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
о признании недействительными решения и предписания,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Альянс" (далее - ООО "Альянс", общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - УФАС по Пермскому краю, антимонопольный орган) о признании незаконными решения и предписания от 22.05.2013 по делу N 389-12-2.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 19.03.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Альянс" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В апелляционной жалобе указывает, на незаконность оспариваемых ненормативных актов антимонопольного органа, при этом ссылается на то, что антимонопольным не доказано доминирующее положение ООО "Альянс" в г. Березники и п. Полазна; не доказан факт навязывания перевозчику условий договоров; считает, что выводы суда первой инстанции по п. 3.2 договора не соответствуют позиции Верховного Суда Российской Федерации (дело N А50-23563/2012). Присутствовавший в судебном заседании суда апелляционной инстанции представителя заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Антимонопольный орган с доводами апелляционной жалобы не согласен по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемых решения и предписания. Присутствовавший в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель третьего лица ИП Мейтес В.И. в судебном заседании суда апелляционной инстанции против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Документы, приложенные к отзыву ИП Мейтеса В.И. на апелляционную жалобу, приобщены судом апелляционной инстанции к материалам дела на основании ч. 2 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Министерство транспорта Пермского края, МУП "Автотранспортное предприятие N 2 г. Березники", ООО "Транспорт-связь", ИП Шкляр Н.Г., ИП Железов В.К. о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей для участия в судебном заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании ч.2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в УФАС по Пермскому краю поступили обращения перевозчиков, в том числе ИП Мейтеса В.И., с жалобой на навязывание автовокзалами невыгодных условий договора на услуги автовокзалов (автобусных станций), в связи с чем антимонопольным органом возбуждено дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства, по результатам рассмотрения которого вынесено решение N 389-12-А (резолютивная часть оглашена 06.05.2013, в полном объеме изготовлено 22.05.2013):
1. В силу ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон "О защите конкуренции") признать положение ООО "Альянс" доминирующим на рынке услуг автовокзалов в границах г. Перми, г. Березники, г. Лысьва, г. Добрянка, п. Полазна Добрянского муниципального района, с. Калинино и с. Серьга Кунгурского муниципального района Пермского края.
2. Признать действия ООО "Альянс" по включению в Договор на оказание услуг при осуществлении пассажирских перевозок на пригородных и междугородных автобусных маршрутах с перевозчиком ИП Мейтесом В.И. пунктов 2.2.17, 3.2, 4.7,4.8, 4.9, 6.4 невыгодных для перевозчика или не относящихся к предмету договора, нарушением п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
3. Выдать ООО "Альянс" предписание об устранении выявленных нарушений Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" путем исключения из текста действующих договоров (и не включения в текст вновь заключаемых) с ИП Мейтесом В.И. пунктов 2.2.17, 3.2, 4.7, 4.8, 4.9, 6.4 договора.
Полагая, что решение и предписание антимонопольного органа являются незаконными, нарушают права и законные интересы, ООО "Альянс" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемых решения и предписания антимонопольного органа недействительными.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
В ст. 39.1 Федерального закона "О защите конкуренции" предусмотрена выдача предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки указанного выше нарушения антимонопольного законодательства, когда в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение) Предупреждение выдается хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, в случае выявления признаков нарушения п. 3 и п. 5 ч. 1 ст. 10 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении п. 3 и п. 5 ч. 1 ст. 10 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается. В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Как видно из материалов дела, УФАС Пермского края в адрес ООО "Альянс" было направлено предупреждение от 13.09.2012 о прекращении действий (бездействия), в ответе на которое заявитель сообщил антимонопольному органу о том, что оказывает перевозчикам услуги автовокзала и обоснованно взимает плату за оказание услуг.
Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона "О защите конкуренции" доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Судом первой инстанции указано, что доминирующее положение на рынке по оказанию услуг автовокзалов (автостанций) с конца 2011 года на территории города Перми группы лиц ООО "Автовокзалы Прикамья" и группы лиц в составе ООО "Альянс" и ООО "Пегас", антимонопольным органом установлено по результатам анализа рынка услуг автовокзалов (автостанций) в границах города Перми, изложенным в аналитическом отчете (аналитической записке) от 30.07.2012.
Доминирующее положение ООО "Альянс" в географических границах г. Лысьва, г. Добрянка, с. Калинино и с. Серьга Кунгурского муниципального района антимонопольным органом установлено по результатам анализа рынка услуг автовокзалов (автостанций) на территории Пермского края, изложенным в аналитическом отчете от 23.04.2012. Суд апелляционной инстанции отмечает, что в этом же аналитическом отчете имеются выводы о наличии у хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги автовокзалов (автостанций), в том числе, в п. Полазна Пермского края, монопольного положения с долей в 100% в силу того, что в данном населенном пункте один автовокзал (автостанция), при этом осуществление ООО "Альянс" соответствующей деятельности на автовокзале (автостанции) п. Полазна подтверждается имеющимися в материалах дела договорами с перевозчиком. В связи с чем соответствующие доводы, изложенные в апелляционной жалобе отклоняются.
Доминирующее положение заявителя в географических границах г.Березники Пермского края подтверждается аналитическим отчетом от 10.02.2015, который составлен антимонопольным органом в связи с устранением недостатков аналитического отчета от 29.03.2013. Нарушений антимонопольным органом порядка анализа рынка при составлении аналитического отчета от 10.02.2015 судом апелляционной инстанции не установлено, соответствующие доводы ООО "Альянс" судом апелляционной инстанции отклоняются.
Из содержания оспариваемого решения антимонопольного органа следует, что им рассматривались правоотношения между ООО "Альянс" и перевозчиком Мейтесом В.И., возникшие при осуществлении ИП Мейтесом В.И. деятельности по перевозке пассажиров по маршруту Краснокамск-Березники-Краснокамск (следует, в том числе через г. Пермь и п. Полазна). При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что из имеющихся в материалах дела доказательств и пояснений сторон следует, что по указанному маршруту между ООО "Альянс" и перевозчиком Мейтесом В.И. заключен договор N 21 от 01.01.2012 (по п. Полазна), договор N 39 от 15.02.2012 (по г.Березники), на данные договоры имеется ссылка в тексте решения антимонопольного органа. В связи с чем изложенные в апелляционной жалобе доводы ООО "Альянс" о том, что из решения и предписания антимонопольного органа не ясно, условия какого договора являются спорными, судом апелляционной инстанции отклоняются.
Антимонопольным органом признаны невыгодными для перевозчика или не относящимися к предмету договора условия, указанные в пункте 2.2.17, 3.2, 4.7, 4.8, 4.9 и 6.4 договора на оказание услуг при осуществлении пассажирских перевозок на пригородных и междугородных автобусных.
Согласно п. 2.2.17 договора перевозчик обязан производить остановку автобуса по требованию для проверки, осуществляемой в соответствии с п. 6.4 договора.
В соответствии с п. 6.4 договора автовокзал имеет право бесплатно осуществлять проверки на предмет наличия у пассажиров кассовых билетов на проезд данным рейсом. Проверки производятся в промежутке от пункта отправления автобуса до первой тарифной остановки (включая эту тарифную остановку), которая определена паспортом маршрута. Нарушения фиксируются актом-рапортом.
В п. 4.7 договора предусмотрено, что за незаезд на тарифную остановку, где имеется кассовая продажа билетов, а также за отклонение автобусом перевозчика от маршрута, указанного в паспорте маршрута, перевозчик уплачивает автовокзалу штраф в размере 1000 рублей за каждый случай.
В п. 4.8 договора установлено, что перевозчик уплачивает штраф в размере 1000 рублей за не остановку автобуса, недопущение лиц для проверки, осуществляемой согласно п. 6.4 договора.
В соответствии с п. 4.9 договора перевозчик уплачивает штраф в размере 500 рублей за каждого пассажира за посадку и провоз пассажира без кассового билета Автовокзала на основании пункта 6.4 Договора.
В решении антимонопольного органа правомерно указано, что данными пунктами нарушаются основные принципов гражданско-правовых отношений, а именно нарушение равенства сторон, баланса прав и обязанностей сторон договора. Кроме того, из положений действующих нормативных актов следует, что контроль за соблюдением маршрута при пассажирских перевозках, за наличием у пассажиров билетов и багажных квитанций должен осуществляться перевозчиком, а также должностными лицами органов власти, на которых такой контроль возложен в соответствии с действующим законодательством. Автовокзал, как объект транспортной инфраструктуры, не наделен полномочиями на предмет остановки автобуса и по контролю на предмет наличия у пассажиров кассовых билетов на проезд данным рейсом, и не наделен полномочиями по контролю за соблюдением паспорта маршрута.
Суд апелляционной инстанции полагает, что данные выводы антимонопольного органа являются обоснованными по следующим основаниям.
В соответствии с п. 11 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112 (далее - Правила перевозок пассажиров), остановка транспортных средств для посадки (высадки) пассажиров осуществляется во всех остановочных пунктах маршрута регулярных перевозок, за исключением остановочных пунктов, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию.
Проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам (п. 42 Правил перевозок пассажиров).
В п. 49, п. 50 указанных Правил предусмотрено, что продажа билетов для проезда в городском и пригородном сообщениях производится:
а) в транспортных средствах (кондукторами или водителями);
б) в специализированных пунктах и иных местах продажи билетов вне транспортных средств.
Продажа билетов для проезда в междугородном сообщении производится в кассах автовокзалов, автостанций или иных пунктах продажи билетов, а при отсутствии таких пунктов - водителями или кондукторами непосредственно при посадке пассажиров в транспортное средство до отправления его из остановочного пункта.
Согласно п. 82 Правил перевозок пассажиров наличие у пассажиров билетов, багажных квитанций и квитанций на провоз ручной клади контролируется должностными лицами, уполномоченными перевозчиками, а также иными лицами, на которые такой контроль возложен в соответствии с федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации.
В ст. 21 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.
Таким образом, условия пунктов 2.2.17, 4.7, 4.8, 4.9, 6.4, предусматривающие право автовокзала осуществлять проверки на предмет наличия у пассажиров кассовых билетов на проезд данным рейсом в промежутке от пункта отправления автобуса до первой тарифной остановки (включая эту тарифную остановку), которая определена паспортом маршрута, а также право автовокзала устанавливать штрафы за не остановку автобуса, недопущение для проверки, за отклонение автобусом перевозчика от маршрута, указанного в паспорте маршрута, за незаезд автобуса на тарифную остановку, не связаны непосредственно с предметом договора на оказание услуг при осуществлении пассажирских перевозок на пригородных и междугородных автобусных маршрутах, не соответствуют требованиям действующего законодательства.
В соответствии с п. 3.2 Договора Перевозчик оплачивает услуги Автовокзала по обслуживанию пассажиров, пользующихся бесплатным проездом по социальным проездным документам, в размере 15,61% от стоимости билетов за вычетом страхового сбора по обязательному страхованию.
Суд также соглашается с выводом антимонопольного органа о необоснованности включения данного пункта в договор с перевозчиком, судом принято во внимание, что необоснованность включения в договоры с перевозчиком аналогичных пунктов подтверждена вступившими в законную силу судебными актами по делу N А50-23563/2012, при этом в определении Верховного Суда Российской Федерации по делу N 309-КГ14-481 указано, что предусмотренный оспариваемым положением договора (п. 3.2 договора) принцип определения размера платы является экономически не обоснованным, не имеет какого-либо правового основания, и является нарушением п. 3 ч. 1 ст.10 Федерального закона "О защите конкуренции". В связи с чем соответствующие доводы, изложенные в апелляционной жалобе ООО "Альянс" судом апелляционной инстанции отклоняются.
Доводы заявителя о недоказанности факта навязывания перечисленных выше условий договора судом апелляционной инстанции также отклоняются, поскольку из материалов дела видно, что перевозчиком ИП Мейтесом В.И. в адрес ООО "Альянс" направлялся протокол разногласий от 21.02.2012 в части спорных пунктов, однако ООО "Альянс" уклонялся от согласования и подписания предложений перевозчика, что подтверждается имеющейся в материалах перепиской ИП Мейтеса В.И. с ООО "Альянс" по условиям спорных договоров (т. 3 л.д. 67-100). Ссылки заявителя на то, что, несмотря длительное неподписание ООО "Альянс" разногласий, договор исполнялся им с учетом представленных перевозчиком разногласий, судом отклоняются, поскольку из представленных в материалы дела доказательств (анализ расчетов ООО "Альянс" с ИП Мейтес В.И. за период 2012-2014 годы по п. Полазна, г.Березники видно, что ИП Мейтесу В.И. предъявлялись штрафы по договору (т. 3 л.д. 70-71).
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 АПК РФ, фактические обстоятельства в совокупности с представленными в дело доказательствами, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что действия заявителя обоснованно признаны антимонопольным органом нарушением п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
В связи с чем антимонопольным органом в адрес заявителя правомерно вынесено предписание, направленное на устранение указанного нарушения антимонопольного законодательства.
Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе административного органа, судом апелляционной инстанции отклоняются, так как не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права и по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств. Оснований для переоценки установленных судом первой инстанции обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания недействительными оспариваемых решения и предписания антимонопольного органа.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 19 марта 2015 года по делу N А50-10792/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альянс" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Н.В.Варакса |
Судьи |
Л.Х.Риб |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-10792/2013
Истец: ООО "Альянс"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ, УФАС по ПК
Третье лицо: Железов В. К., Железов Владимир Константинович, Мейтес В. И., Мейтес Владимир Иванович, Министерство транспорта Пермского края, МУП "Автотранспортное предприятие N 2 г. Березники", ООО "Транспорт-Связь", Шкляр Н. Г., Шкляр Надежда Гавриловна