г. Саратов |
|
25 июня 2015 г. |
Дело N А57-11109/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена "24" июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен "25" июня 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шалкина В.Б.,
судей Борисовой Т.С., Дубровиной О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Барышниковой В.А.,
в отсутствие участников процесса, уведомлённых надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области на решение Арбитражного суда Саратовской области от 17 апреля 2015 года по делу N А57-11109/2014 (судья Большедворская Е.Л.) по исковому заявлению Управления по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области (ИНН 6439071023, ОГРН 1096439000943) к обществу с ограниченной ответственностью "Волгамет" (ИНН 6450926240, ОГРН 1076450006820) о взыскании задолженности по договору аренды,
УСТАНОВИЛ:
Управление по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области (далее по тексту - истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Волгамет" (далее по тексту - ООО "Волгамет", ответчик) о взыскании задолженности по арендной плате по договору аренды земли N 470 от 09.11.2011 за период с 01.07.2013 по 31.03.2014 в размере 130 712,86 руб., пени за несвоевременное внесение арендной платы за период с 11.10.2013 по 16.04.2014 в размере 3 137,22 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области суда от 17 апреля 2015 года с ООО "Волгамет" в пользу Управления по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, взыскана задолженность по договору аренды N 470 от 09 ноября 2011 года за период с 01.07.2013 по 31.03.2014 в размере 32 813 руб. 55 коп., пени за период с 11.10.2013 по 16.04.204 в размере 722 руб. 98 коп.
В остальной части исковых требований - отказано.
С ООО "Волгамет" в доход Федерального бюджета Российской Федерации взыскана госпошлина в размере 2000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, Комитет по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области обратился с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда изменить в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании задолженности по договору аренды земли N 470 от 09.11.2011 в сумме 97 899, 31 руб. пени, в размере 2 414, 24 руб. и принять новый судебный акт, которым удовлетворить требования истца в полном объёме.
Комитет в своей апелляционной жалобе, указывает, что при расчёте арендной платы истец был вправе применять ставку выше 2 процентов от кадастровой стоимости. Ответчик не представил в материалы дела доказательств того, что спорный земельный участок находится на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Ответчик в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду апелляционной инстанции письменный отзыв, не представил.
Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в пределах, установленных статьёй 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 09.11.2011 между управлением по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области (арендодатель) и ООО "Волгамет" (арендатор) на основании распоряжения комитета по управлению имуществом Саратовской области N Т-1134-р от 21.02.2008, постановлений администрации Балаковского муниципального района Саратовской области N 3914 от 12.10.2011 и N 4203 от 31.10.2013 был заключен договор аренды земли N 470, предметом которого является пользование арендатором на правах аренды земельным участком из земель населённых пунктов с кадастровым номером 64:40:03 01 03:225, расположенным по адресу: г. Балаково, промзона, район базы "Балаковское потребительское общество", с разрешённым использованием - земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, площадью 4 257 кв. м, в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, с имеющейся на участке железнодорожной веткой со стрелкой протяженностью 310 м и установленным ограничением в использовании - охранная зона теплотрассы, площадью 558,43 кв. м. Договор заключен сроком на 49 лет с 12.10.2011 по 11.10.2060.
Договор зарегистрирован надлежащим образом в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждается отметкой регистрирующего органа на договоре аренды, N регистрации 64-64-27/150/2011-046 от 30.11.2011.
Поскольку ответчик не произвёл оплату, истец обратился в суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования в части, руководствовался следующим.
Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В соответствии со статьёй 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Применительно к статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации пользование имуществом является платным. Арендная плата является формой оплаты собственнику за право пользования переданным в аренду имуществом.
Из вышеуказанной нормы следует, что основной обязанностью арендатора в силу возмездного характера договора является своевременное внесение платы за пользование имуществом. Эта обязанность возникает только после того, как арендодатель исполнит свою обязанность по предоставлению ему объекта аренды в пользование.
В соответствии со статьёй 608 Гражданского кодекса Российской Федерации право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
В соответствии со статьёй 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Земельный кодекс Российской Федерации предусматривает определённый и исчерпывающий перечень прав на земельные участки: собственность (статья 15), постоянное (бессрочное) пользование (статья 20), пожизненное наследуемое владение (статья 21), аренда (статья 22), право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) (статья 23), безвозмездное срочное пользование земельными участками (статья 24).
Статья 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" устанавливает пределы разграничений государственной собственности на землю между федеральной, субъектов федерации и муниципальной собственностью на землю.
Согласно пункту 3 указанной статьи в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Согласно статье 19 Земельного кодекса Российской Федерации в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 10 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" N 137-ФЗ от 25.10.2001, распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Статья 1 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает принципы земельного законодательства, одним из которых является платность использования земли.
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Расчёт арендной платы указан в пункте 10 настоящего договора.
Пунктами 3.2.-3.6. договора установлено, что арендная плата вносится арендатором поквартально до 10 числа месяца, следующего за оплачиваемым кварталом (не позднее 10 апреля, 10 июля, 10 октября, 10 января) путём перечисления по реквизитам, указанным в пункте 3.2. договора аренды.
Плата начисляется со дня государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество - с 15.09.2010 года. Исполнением обязательства по внесению арендной платы является поступление денежных средств на реквизиты, указанные в пункте 3.2., и предоставление арендодателю копии платёжного поручения (квитанции) об оплате в течение 5 календарных дней после осуществления оплаты.
Размер арендной платы изменяется арендодателем в одностороннем порядке в случае: изменения ставки арендной платы; изменения кадастровой стоимости земельного участка; изменения показателей, влияющих на размер арендной платы и ее составляющие в соответствии с утвержденной методикой; в других случаях, предусмотренных нормативными актами Российской Федерации, Саратовской области и органами местного самоуправления. Уведомление о перерасчёте арендной платы вместе с расчётом направляются арендатору, являются обязательными для него и составляют неотъемлемую часть настоящего договора. Новый размер арендной платы устанавливается с момента, определённого соответствующим нормативным актом. Заключения дополнительного соглашения к договору не требуется.
Пункт 10 договора содержит расчёт арендной платы за период с 15.09.2010 по 31.12.2012 с использованием показателей кадастровой стоимости в размере 1 825,54 руб. за 1 кв. м и процентной ставки 2%.
Во исполнение указанного пункта договора аренды истец, ссылаясь на нормативно-правовые акты, установившие размер и порядок расчёта арендной платы (постановление Правительства Саратовской области от 27.11.2007 N 412-П "Об установлении размера арендной платы за земельные участки и сроков её внесения", постановление Правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 270-П "Вопросы государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области"), производил начисления арендной платы ответчику, что подтверждается представленным истцом расчётом.
Пунктом 5.2. (подпункты 5.2.1., 5.2.3.) установлена обязанность арендатора выполнять в полном объёме все условия договора, а также уплачивать арендную плату в размере и на условиях, установленных договором, с последующими изменениями и дополнениями к нему.
В пункте 7 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлен принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
По смыслу статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, если цена на определённые товары (работы, услуги) устанавливается уполномоченными государственными органами, стороны не вправе применять в договорных отношениях иные цены.
Арендная плата за земли, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности, в силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 21 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", части 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации является устанавливаемой уполномоченными на то государственными органами.
Поэтому стороны обязаны руководствоваться устанавливаемым размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности, и не вправе применять другую арендную плату. Независимо от механизма изменения арендной платы, предусмотренного договором, новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу нормативного акта. Условие о том, что изменение арендной платы производится путём заключения дополнительного соглашения или направления в адрес арендатора уведомления, не соответствует закону.
Стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учётом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды (пункт 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации), в связи с чем, независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы, новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом, стороны не лишены права требовать друг от друга внесения изменений, обусловленных изменениями законодательства, в заключенный ими договор аренды.
Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Постановлением Правительства Саратовской области от 27.11.2007 N 412-П "Об установлении размера арендной платы за земельные участки и сроков её внесения" арендная плата на год за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Саратовской области, а также за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, установлена в размере двух процентов от кадастровой стоимости арендуемых земельных участков. Документ официально опубликован в издании "Саратовская областная газета", официальное приложение, N 4 (79), 01.04.2008.
С принятием указанного постановления от 27.11.2007 N 412-П признано утратившим силу постановление Правительства Саратовской области от 10.04.2007 N 159-П "Об определении размера арендной платы и сроков её внесения за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Саратовской области" (пункт 4 постановления от 27.11.2007 N 412-П).
Размер кадастровой стоимости земельных участков определялся в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 30.11.2007 N 423-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов в Саратовской области". Первоначальный текст документа опубликован в издании "Собрание законодательства Саратовской области", N 7, ноябрь, 2007 года.
В последующем кадастровая стоимость земельного участка рассчитывалась на основании результатов государственной оценки земель города Саратова, утверждённых Постановлением Правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 270-П "Вопросы государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов в Саратовской области" (текст документа опубликован в издании "Собрание законодательства Саратовской области", N 15, июль, 2009 года, выход в свет 17.07.2009).
Постановление Правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 270-П "Вопросы государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов в Саратовской области", которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков населённых пунктов в Саратовской области по состоянию на 01.01.2007, согласно приложению N 3, вступило в силу со дня его официального опубликования - текст документа опубликован в издании "Собрание законодательства Саратовской области", N 15, июль, 2009 года (выход в свет 17.07.2009).
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, в соответствии с положениями статей 424 и 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны руководствуются установленным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы, поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами. Новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта (Постановление Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09).
Поскольку сведения, содержащиеся в постановлениях Правительства Саратовской области от 27.11.2007 N 412-П "Об установлении размера арендной платы за земельные участки и сроков её внесения" и от 07.07.2009 N 270-П "Вопросы государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов в Саратовской области", являются общедоступными, в том числе, опубликованы в соответствующих средствах массовой информации, следовательно, арендатор считается извещённым о размере арендной платы за спорный период в соответствии с пунктом 3.5. договора аренды, заключенного между сторонами.
Пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год. Законом могут быть предусмотрены иные минимальные сроки пересмотра размера арендной платы для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества (пункт 3 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании статей 307, 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства возникают из договора, иных оснований, предусмотренных законом, и должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Фактические обстоятельства дела свидетельствуют о том, что стороны вступили в гражданско-правовые отношения по аренде имущества, которые подлежат регулированию нормами главы 34 Гражданского Кодекса Российской Федерации.
Системный анализ положений договора аренды земельного участка позволяет суду, рассматривающему настоящее дело, сделать вывод о том, что в договоре аренды предусмотрена возможность изменения в одностороннем порядке утверждённой методики расчёта арендной платы, что согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 02.02.2010 N 12404/09 и Постановлении Президиума от 05.07.2011 N 1709/11.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к выводу, что при расчёте задолженности по арендной плате следует применять методику расчёта арендной платы с применением в качестве базы исчисления кадастровой стоимости земельного участка.
Кадастровая стоимость конкретного земельного участка определяется путём умножения его площади на утверждённый субъектом Российской Федерации удельный показатель кадастровой стоимости, определяемый с учётом месторасположения земельного участка и вида разрешённого использования.
Расчёт задолженности по арендной плате по договору аренды земельного участка, находящегося в пользовании ответчика, как следует из искового заявления, за период с 01.07.2013 по 31.03.2014 произведён истцом на основании постановления Правительства Саратовской области от 27.11.2007 N 412-П "Об установлении размера арендной платы за земельные участки и сроков её внесения" и постановления Правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 270-П "Вопросы государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области".
Ответчик в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, указал, что истцом при расчёте арендной платы применена неверная кадастровая стоимость земельного участка.
Как верно установлено судом первой инстанции, Постановлением Саратовской области N 58-П от 12.02.2013 "О признании утратившими силу некоторых правовых актов Правительства Саратовской области" постановление правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 270-П "Вопросы государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов в Саратовской области" признано утратившим силу 11.01.2013 вступило в силу распоряжение комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 N 989-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области", которым утверждены новые результаты кадастровой оценки.
Исходя из данного распоряжения кадастровая стоимость земельного участка, арендуемого ответчиком, составила 3 184 661,70 руб. или 748,10 руб. за 1 кв. м.
На основании статьи 11 Закона Саратовской области от 26.06.2006 N 64-ЗСО "О порядке обнародования и вступления в силу правовых актов органов государственной власти Саратовской области" постановления Губернатора области и Правительства области, нормативные правовые акты иных органов исполнительной власти области вступают в силу одновременно на всей территории области со дня их официального опубликования, если самими нормативными правовыми актами не установлен иной порядок вступления их в силу.
Распоряжение от 28.12.2012 N 989-р опубликовано 11.01.2013 на сайте сетевого издания "Новости Саратовской Губернии" в информационно-коммуникационной сети "Интернет" (www.sarnovosti.ru) и с этой даты вступило в силу (пункт 2).
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в своих постановлениях от 02.02.2010 N 12404/09 и от 15.03.2012 N 15117/11 сформулировал следующую правовую позицию: поскольку стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса.
Данный подход поддержан Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 25.02.2014 N 15534/13, в котором указано, что ввиду изменения нормативным актом одного из показателей формулы расчёта арендной платы (размера кадастровой стоимости земельного участка) у арендодателя возникает право требовать внесения арендной платы в размере, рассчитанном с учётом данного показателя.
Со дня размещения постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в полном объёме на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации практика применения законодательства, на положениях которого основано данное постановление, считается определённой для арбитражных судов (пункт 61.9 главы 12 Регламента арбитражных судов Российской Федерации, утверждённого постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.06.1996 N 7).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в спорный период с 01.07.2013 по 31.12.2013 арендная плата должна исчисляться исходя из кадастровой стоимости, установленной распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 N 989-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов в Саратовской области" в размере 3 184 661,70 руб., и составляет 32 108,37 руб.
Кроме того, согласно произведённому истцом расчёту, за период с 01.01.2014 по 31.03.2014 ответчику начислена арендная плата в размере 39 262,95 руб., исходя из кадастровой стоимости земельного участка равной 748,10 руб. за 1 кв. м и процентной ставки в размере 5%, установленной решением Собрания депутатов Балаковского муниципального образования Саратовской области от 26.01.2007 N 197 "Об арендной плате за земли Балаковского муниципального района" в ред. решения Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области от 31.07.2013 N 575.
Вместе с тем, по мнению суда первой инстанции в рассматриваемом случае установленная указанным нормативным актом органа местного самоуправления процентная ставка не может быть применена при расчёте арендной платы в силу следующего.
В первоначальной редакции решение от 26.01.2007 N 197 было опубликовано в выпуске издания "Балаковские вести" от 02.02.2007 N 8 (3034).
Решение от 31.07.2013 N 575 "О внесении изменений и дополнений в решение Собрания депутатов Балаковского муниципального образования от 26.01.2007 "Об арендной плате за земли Балаковского муниципального района" опубликовано в выпуске издания "Вестник Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области" от 02.08.2013 N 34 и вступило в силу (согласно пункту 2) с 01.01.2014.
Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации).
Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (действующее с 04.08.2009).
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчёта, запрета необоснованных предпочтений, учёта необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении от 16.07.2009 N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а, согласно его требованиям, подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемый цены.
В силу того, что регулирование арендной платы за указанные земельные участки осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учётом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке.
При этом, принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования, и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы, дифференцированной исходя из статуса, уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.
Основываясь на названных принципах, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением установления иных ставок непосредственно федеральными законами (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11).
Поскольку Постановлением от 16.07.2009 N 582 проценты от кадастровой стоимости земельных участков установлены в пределах от 0,01% до 2% максимум, арендная плата может составлять не более 2% от кадастровой стоимости земельного участка (постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 12.09.2013 по делу N А12-3467/2013).
Постановлением правительства Саратовской области от 27.11.2007 N 412-П "Об установлении размера арендной платы за земельные участки и сроков её внесения" для иных земель, к которым относятся земельные участки 9 вида разрешенного использования, установлена ставка арендной платы в размере 2% от кадастровой стоимости.
Согласно пункту 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Саратовской области утверждены распоряжением от 28.12.2012 N 989-р, вступившим в силу с 11.01.2013.
Утверждённые данным распоряжением средние значения удельных показателей кадастровой стоимости для земель Балаковского муниципального района Саратовской области составляют, в частности 709, 52 руб. за 1 кв. м для 9 вида разрешенного использования - для размещения производственных и административных зданий.
При определении и утверждении размера кадастровой стоимости земельных участков уже была произведена их дифференциация по виду разрешенного использования путём установления прямой зависимости арендной платы от размера кадастровой стоимости земельных участков.
По мнению суда первой инстанции, указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что расчёт арендной платы должен быть произведен по ставке 2% от кадастровой стоимости, как установленной договором аренды, так и не превышающей предельной ставки, установленной для аналогичных земель федеральным и региональным законодательством.
В связи с чем, в спорный период с 01.01.2014 по 31.03.2014 для целей расчёта арендной платы подлежит применению кадастровая стоимость, утверждённая распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 N 989-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов в Саратовской области" в размере 3 184 661,70 руб., и процентная ставка 2% от кадастровой стоимости земельного участка, что составляет 15 705,18 руб.
Однако, определяя размер арендной платы за период с 01.01.2014 по 31.03.2014, суд первой инстанции не учел следующего.
Решением Балаковского районного суда Саратовской области от 26.08.2014 по делу N 2-3426/2014 признано недействующим и не подлежащим применению с момента вступления в законную силу решения суда решение Собрания депутатов Балаковского муниципального образования Саратовской области от 26.01.2007 N 197 "Об арендной плате за земли Балаковского муниципального района" (в редакции решения Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области от 31.07.2013 N 575) в части установления в пункте 9 таблицы пункта 1 "Ставки арендной платы за земли Балаковского муниципального района" ставки арендной платы за земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок в размере 5 процентов от кадастровой стоимости земельных участков. А57-8687/2014.
Однако, указанное решение отменено апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 13.11.2014.
При указанных обстоятельствах, у суда первой инстанции отсутствовали основания для расчета арендной платы с 01.01.2014 по 31.03.2014 с применением ставки 2 % от кадастровой стоимости земельного участка, а не 5 %.
Используя, при определении арендной платы с 01.01.2014 по 31.03.2014 с ставку 5 % от кадастровой стоимости земельного участка, апелляционный суд установил, что размер арендной платы за данный период составит 39808, 27 руб.
Истцом за указанный период заявлено к взысканию сумма 39262,95 руб., что является правом истца.
Из материалов дела усматривается, что 09.01.2014 ответчиком была произведена частичная оплата арендной платы на сумму 15 000 руб. (платежное поручение N 6 от 09.01.2014).
Исходя из изложенного, апелляционный суд пришёл к выводу, что с учётом произведённой ответчиком оплаты арендной платы на сумму 15 000 руб., с ООО "Волгамет" в пользу истца подлежит взысканию задолженность по договору аренды земли N 470 от 09.11.2011 за период с 01.07.2013 по 31.03.2014 в размере 56371, 32 руб. долга.
Также, из материалов дела следует, что истцом заявлены требования о взыскании с ответчика пени за несвоевременное внесение арендной платы за период с 11.10.2013 по 16.04.2014 в размере 3 137,22 руб.
Неустойка рассчитана истцом на основании пункта 6.1. договора аренды, предусматривающего ответственность арендатора, в случае неуплаты арендной платы в установленный договором срок, в виде уплаты арендодателю пени в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, деленной на количество дней в году, от суммы неуплаты за каждый день просрочки.
Согласно пункту 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательства может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В силу пункта 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Таким образом, гражданское законодательство предусматривает неустойку (штраф, пени) в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение, право снижения неустойки предоставлено суду в целях устранения явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств.
Поскольку ответчиком оплата арендной платы своевременно не производилась, с него подлежит взысканию неустойка за период с 11.10.2013 по 16.04.2014 включительно. Определяя ее размер в сумме 722,98 руб., суд первой инстанции указал на то, что она рассчитана из неверной суммы долга.
Исходя из рассчитанной апелляционным судом задолженности, следует, что сумма пени за период с 11.10.2013 по 16.04.2014 включительно составляет 751, 44 руб.
В остальной части требования истца удовлетворению не подлежат.
При указанных обстоятельствах, обжалуемый судебный акт следует изменить. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Волгамет" в пользу Управления по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области 56 371, 32 руб. долга и 751, 44 руб. пени. В иске в остальной части следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 17 апреля 2015 года по делу N А57-11109/2014 изменить.
Резолютивную часть решения изложить в следующей редакции: "Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Волгамет" в пользу Управления по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области 56 371, 32 руб. долга и 751, 44 руб. пени. В иске в остальной части отказать.".
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Волгамет" в доход Федерального бюджета Российской Федерации 3 420, 75 руб. государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Б. Шалкин |
Судьи |
Т.С. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-11109/2014
Истец: Комитет по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, Управление по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами Администрации Балаковского муниципального района
Ответчик: ООО "Волгамет"