г.Москва |
|
29 июня 2015 г. |
Дело N А40-26913/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июня 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цымбаренко И.Б.,
при ведении протокола |
помощником судьи Артюковой О.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу ООО "Акцент-Инвест"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 16.04.2015 по делу N А40-26913/15, принятое судьей Блинниковой И.А.(120-163) в порядке упрощенного производства,
по заявлению ООО "Акцент-Инвест" (ОГРН 1027739146522)
к Управлению Росреестра по Москве
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: |
Гуряшин М.Н. по дов. от 26.11.2014 N 91; |
от ответчика: |
Сухов Д.А. по дов. от 30.12.2014 N 26035/2014; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Акцент-Инвест" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - ответчик, Управление) от 30.01.2015 N 687-5/02/2014 о привлечении заявителя к административной ответственности по ст.7.1 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16.04.2015, принятым в порядке упрощенного производства, заявленные требования оставлены без удовлетворения ввиду наличия в действиях заявителя состава вмененного административного правонарушения.
Заявитель не согласился с решением и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить полностью и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу и доводов апелляционной жалобы не находит оснований для отмены судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, во исполнение распоряжения заместителя главного государственного инспектора города Москвы по использованию и охране земель от 03.10.2014 N 783/ГЗН проведена плановая выездная проверка соблюдения земельного законодательства ООО "ВИМ" на земельном участке с кадастровым номером 77:02:0005001:93, расположенном по адресу: г.Москва, Алтуфьевское шоссе, вл.48, находящегося в собственности города Москвы.
В ходе проведения проверки соблюдения земельного законодательства установлен факт использования указанного земельного участка ООО "Акцент-Инвест" под размещение в капитальном нежилом здании, расположенном по адресу: г.Москва, Алтуфьевское шоссе, д.48, корп.1, помещений, принадлежащих ООО "Акцент-Инвест" на праве собственности.
На момент проведения проверки правоустанавливающие (правоудостоверяющие) документы на земельный участок, расположенный по данному адресу обществом не представлены, земельно-правовые отношения не оформлены.
Таким образом, в результате проверки административным органом выявлено нарушение заявителем земельного законодательства, выразившееся в использовании заявителем земельного участка с кадастровым номером 77:02:0005001:93, расположенного по адресу: г.Москва, Алтуфьевское шоссе, вл.48, под эксплуатацию нежилых помещений, находящихся в собственности ООО "Акцент-Инвест", без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов, ответственность за которое установлена ст.7.1 КоАП РФ.
12.12.2014 по данному факту в отношении ООО "Акцент-Инвест" составлен протокол об административном правонарушении N 2279.
30.01.2015 рассмотрено дело об административном правонарушении и вынесено оспариваемое постановление, в соответствии с которым ООО "Акцент-Инвест" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Заявителю также выдано предписание об устранении нарушения земельного законодательства от 30.01.2015 N 159.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения ООО "Акцент-Инвест" с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Согласно ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, а также соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа, суд не связан с доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме на основании ч.7 ст.210 АПК РФ.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии в действиях ООО "Акцент-Инвест" состава вмененного заявителю административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст.7.1 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы о незаконности решения суда первой инстанции признаются судом несостоятельными.
Так, проверкой установлено, что общество использует земельный участок с кадастровым N 77:02:0005001:93 (площадью 18 500 кв.м), расположенный по адресу: г.Москва, Алтуфьевское ш., д.48, корп.1, без оформленных в установленном порядке документов на землю.
Согласно ст.7.1 КоАП РФ самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
В соответствии с ч.1 ст.25 и ч.1 ст.26 Земельного кодекса РФ права на земельные участки возникают по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, федеральными законами, подлежат обязательной государственной регистрации в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", и подтверждаются соответствующими документами о государственной регистрации прав.
Собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, согласно ст.271 ГК РФ имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком.
В силу п.1 ст.36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно ст.38 Земельного кодекса РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник. Площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с п.3 ст.33 Земельного кодекса РФ.
В случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц па стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание (п.3 ст.36 Земельного кодекса РФ).
Таким образом, любое лицо, являющееся собственником объекта недвижимого имущества (здания, строения, сооружения) приобретает право на земельный участок под ним, которое подлежит оформлению в соответствии со ст.ст.25, 26 Земельного кодекса РФ.
Пунктом 7 статьи 1 Земельного кодекса РФ установлен принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Арендатор согласно ст.614 ГК РФ обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.
В соответствии с п.1 ст.28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных п.1 ст.20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п.1 ст.24 настоящего Кодекса.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, согласно ст.29 Земельного кодекса РФ осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст.ст.9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
На основании п.1 Приложения к Постановлению Правительства Москвы от 11.03.2011 N 65-ПП "Об утверждении положения о Департаменте земельных ресурсов города Москвы" Департамент земельных ресурсов города Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, и земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, использования, охраны и учета земель на территории города Москвы (далее - установленная сфера деятельности), функции по предоставлению государственных услуг и по управлению государственным имуществом в установленной сфере деятельности.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в адрес Департамент земельных ресурсов города Москвы направлен запрос по вопросу предоставления информации об оформленных земельно-правовых отношениях между Департаментом и ООО "Акцент-Инвест" по использованию земельного участка (его части) по адресу: г.Москва, Алтуфьевское ш., д.48, корп.1, с кадастровым N 77:02:0005001:93, а также (в случае отсутствия земельно-правовых отношений) порядка и срока оформления земельно-правовых отношений по использованию земельного данного участка.
В соответствии с ответом Департамента (письмо исх. от 02.02.2015 N ДГИ-1-170564/15-1) на земельный участок по адресу: г.Москва, Алтуфьевское ш., д.48, корп.1, с кадастровым N 77:02:0005001:93 с ООО "ВИМ" оформлен договор аренды земельного участка от 23.01.2004 N М-02-021470 сроком до 23.01.2053 для проектирования и строительства многофункционального центра с комплексом зданий и сооружений для размещения АУТЦ (Автомобильного учебно-технического центра). Также Департамент указал, что в границах земельного участка расположены шесть зданий, учтенные в адресном реестре зданий и сооружений города Москвы, по адресам: Алтуфьевское шоссе, д.48, корп.1-4, Алтуфьевское шоссе, д.48, корп.1, стр.1-2. Нежилые помещения в указанных объектах недвижимости в собственность города Москвы не оформлялись.
При этом на земельный участок с кадастровым номером 77:02:0005001:93 между Департаментом и ООО "Акцент-Инвест" земельно-правовые отношения не оформлялись, обращения об оформлении земельно-правовых отношений и о разделе данного земельного участка в службу "одного окна" Департамента не поступали.
На обращение ООО "Акцент-Инвест от 29.12.2014 N ДГИ-1-168266 по вопросу оформления земельно-правовых отношений на запрашиваемый земельный участок Департаментом были даны разъяснения письмом от 23.01.2015 N ДГИ-1-168266/14-1.
Согласно ст.36 Земельного кодекса РФ исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретения права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Между тем, наличие в силу закона права на использование земельного участка не освобождает от обязанности (возникшей с момента возникновения права на использование земельного участка) оформления в установленном порядке данного права и внесения платы за землю в установленных порядке и размере.
Факт совершения заявителем административного правонарушения зафиксирован в протоколе об административном правонарушении от 12.12.2014 N 2279 и подтверждается актом проверки от 01.12.2014 N 3307, фототаблицей и другими материалами дела.
На основании ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в отношении вины юридических лиц требуется установить возможность соблюдения соответствующим лицом правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие меры по их соблюдению.
В настоящем случае заявитель имел возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, однако им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, по каким-либо независящим причинам заявителем не представлено.
ООО "Акцент-Инвест" является юридическим лицом и обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим законодательством РФ и предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий.
Таким образом, исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о доказанности состава вмененного заявителю правонарушения.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, судами не установлено.
Размер штрафа правильно определен с учетом правил, установленных ст.4.1 КоАП РФ.
Срок давности привлечения заявителя к административной ответственности, установленный ст.4.5 КоАП РФ, не нарушен.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.
Нормы материального и процессуального права применены судом правильно.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут явиться основанием для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
С учетом изложенного, руководствуясь ч.3 ст.229, ст.ст.266, 268, 269, 271, 2721 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 16.04.2015 по делу N А40-26913/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.Б.Цымбаренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-26913/2015
Истец: ООО "Акцент-Инвест"
Ответчик: Управление Росреестра по г. Москве, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве