г. Москва |
|
02 июля 2015 г. |
Дело N А40-158146/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июля 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Свиридова В.А.,
судей: |
Каменецкого Д.В., Чеботаревой И.А. |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Сатаевым Д.Ш. |
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Департамента городского имущества г.Москвы и Правительства Москвы на решение Арбитражного суда города Москвы от 28 апреля 2015 г. по делу N А40-158146/13 (135-1406) судьи Дудкина В.В.
по заявлению 1) ЗАО "Парадис"(ОГРН 1037709092299), 2) ИП Замахаева В.Д
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве,
третьи лица: 1) Правительство Москвы, 2) ДГИ г.Москвы, 3) ФГБУ "ФКП Росреестра"
об установлении кадастровой стоимости
при участии в судебном заседании:
от заявителей: 1) не явился, извещен, 2) Пикунова Е.Н. по дов. от 05.11.2014 г.;
от ответчика: не явился, извещен;
от третьих лиц: 1-3) не явились, извещены.
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Парадис" (далее общество) и ИП Замахаева В.Д обратились в Арбитражный суд города Москвы к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве (далее Управление Росреестра по Москве) при участии третьих лиц Правительство Москвы, ДГИ г.Москвы, ФГБУ "ФКП Росреестра" с иском о признании кадастровой стоимости земельного участка площадью 5 288 кв.м., расположенного по адресу: г.Москва ул.Скотопрогонная, вл.29/1 с кадастровым номером 77:04:0001008:96 равной его рыночной стоимости в размере 102 956 000 руб. 00 коп. и обязании внести изменения в государственный кадастр недвижимости в части кадастровой стоимости земельного участка площадью 288 кв.м., расположенного по адресу: г.Москва, ул.Скотопрогонная, вл.29/1 с кадастровым номером 77:04:0001008:96, указав ее равной рыночной стоимости 102 956 000 руб.
Решением от 28.04.2015 г. арбитражный суд удовлетворил исковые требования, сделав вывод об отсутствии правовых оснований для неприятия за основу рыночной стоимости земельного участка, установленную экспертным заключением.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Департамент городского имущества г.Москвы и Правительство Москвы обратились с апелляционной жалобой, в которой просят отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению сторон, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нормы материального права применены неверно. Указали на то, что арендатор не является собственником участка, не обладает правом распоряжения участком, не вправе требовать по суду установления рыночной стоимости не принадлежащего ему земельного участка.
В отзыве на апелляционную жалобу ИП Замахаев В.Д. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Считает, что доказательством подтверждения рыночной стоимости земельного участка является отчет об определении рыночной стоимости объекта недвижимости, подтвержденный экспертным заключением. Полагает, что нормы материального права применены правильно.
Отзывы на апелляционную жалобу от сторон не поступали.
В судебном заседании представитель ИП Замахаева В.Д. поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
В судебное заседание не явились стороны, суд располагает доказательствами их надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания. Дело рассмотрено в порядке ст.156 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснение представителя ИП Замахаева В.Д, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, истцы являются арендаторами земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001008:96, расположенного по адресу: г.Москва, ул.Скотопрогонная, вл.29/1, на основании договора аренды земельного участка N М-04-022855 от 28.01.2003 г.
В соответствии с п.3.4. договора аренды N М-04-022855 от 28.01.2003 г. размер ежегодной арендной платы изменяется и подлежит обязательной уплате арендатором в каждом случае централизованного изменения (введения) ставок арендной платы и/или коэффициентов к ставкам арендной платы полномочным органом государственной власти РФ и/или г. Москвы без согласования с арендатором и без внесения соответствующих изменений в договор. При этом, в случае принятия таких актов исчисление и уплата арендатором арендной платы осуществляется на основании договора и письменного уведомления арендатора об изменении ставок арендной платы, в том числе коэффициентов индексации и/или уведомления с расчетом платежей либо с указанием коэффициентов, начиная с момента введения этих ставок, коэффициентов в действие правовым актом и без внесения изменений в договор.
Нормативным актом, определяющим размер арендной платы за землю в г.Москве является постановление Правительства Москвы от 25.04.2006 г. N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в г.Москве", в соответствии с которым размер арендной платы за земельный участок составляет 1,5% от его кадастровой стоимости.
Кадастровая стоимость рассчитана на основании кадастровой оценки земель населенных пунктов по состоянию на 01.01.2012 г. в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 27.11.2012 г. N 670-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель г.Москвы", вступившим в законную силу 01.01.2013 г. и составляет 308 973 979 руб. 76 коп., что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке.
Между тем, истцом представлен отчет ООО "БК-Аркадия" N 13-07-25/04 от 12.08.2013 г. об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001008:96, расположенного по адресу: г.Москва, ул.Скотопрогонная, вл.29/1, согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2013 г. составляет 102 956 000 руб.
Истцы полагают, что завышенная кадастровая стоимость влечет необоснованное увеличение арендных платежей, исчисляемых от кадастровой стоимости, что нарушает права и законные интересы истцов.
Суд первой инстанции правомерно рассмотрел дело в порядке искового производства, с учетом правой позиции ВАС РФ определенной в постановлении от 14.12.2011 г. N 12651/11.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с п.1 ст.65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Согласно п.5 ст.65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 ст.66 Земельного кодекса РФ установлено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п.3 ст.66 Земельного кодекса РФ. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земли утвержден Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 г. N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее Правила), в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (п.4).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно п.8 Правил в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории.
Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков.
В зависимости от территориальной величины оценочных зон их границы совмещаются с границами земельных участков с учетом сложившейся застройки и землепользования, размещения линейных объектов (улиц, дорог, рек, водотоков, путепроводов, железных дорог и др.), а также границами кадастровых районов или кадастровых кварталов.
По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.
Пунктом 10 Правил установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Постановлением N 687-ПП от 21.11.2014 г. утверждены результаты оценки по состоянию на 01.01.2014 г., в том числе в отношении спорного земельного участка.
В силу ст.66 ЗК РФ допускается не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 г. N 913/11 по делу N А27-4849/2010 разъяснено, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Президиум ВАС РФ исходил из того, что кадастровая и рыночная стоимость объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной только методом ее проведения (массовым характером).
При этом закон не ограничивает возможность обращения с подобными требованиями арендаторов земельных участков.
Определение рыночной стоимости земельного участка путем заключения договора на проведение оценки с целью последующих действий по изменению кадастровой стоимости является правом лица, обязанного уплачивать за использование земли те или иные платежи (земельный налог, арендную плату).
В силу п.1 ст.43 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено Земельным кодексом РФ, федеральными законами.
Согласно п.1 ст.41 Земельного кодекса РФ лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные ст.40 Земельного кодекса РФ, за исключением прав, установленных подпунктом 2 п.2 ст.40 Земельного кодекса РФ.
Таким образом, арендатору земельного участка принадлежат права собственника земельного участка, предусмотренные ст.40 Земельного кодекса РФ, в том числе, осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством (п/п.4 п.1).
В силу ст.24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации") (далее Закон об оценочной деятельности) результаты кадастровой оценки могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Поскольку арендная плата арендуемого у города Москвы земельного участка зависит от его кадастровой стоимости, то и обязательства арендатора такого земельного участка напрямую зависят от того, какова кадастровая стоимость арендуемого им земельного участка.
Из материалов дела видно, что истцом в материалы дела представлен отчет оценщика ООО "БК-Аркадия" N 13-07-25/04 от 12.08.2013 г., которым установлена рыночная стоимость спорного земельного участка.
Истцом также представлено положительное экспертное заключение Некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация ассоциации российских магистров оценки" от 22.10.2013 г. N 0207-О/13 на вышеуказанный отчет оценщика о соответствии его действующему законодательству, в том числе положениям Закона об оценочной деятельности.
Сравнение рыночной стоимости земельного участка, определенной оценщиком, свидетельствует о том, что рыночная стоимость значительно меньше его кадастровой стоимости, установленной на основании Постановления N 687-ПП.
Наличие существенного расхождения между кадастровой стоимостью спорных земельных участков и их рыночной стоимостью, установленной в отчете, обусловлено тем, что при определении кадастровой стоимости применяется метод массовой оценки без учета уникальных характеристик конкретного земельного участка.
Из материалов дела видно, что рыночная стоимость спорных земельных участков определялась экспертом по состоянию на дату установления его кадастровой стоимости (01.01.2013 г.).
Вместе с тем, в силу ст.12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены упомянутым Федеральным законом признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что упомянутый документ составлен в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, при этом правовых оснований для непринятия рыночной стоимости спорного земельного участка не имеется.
При этом учтено наличие положительного экспертного заключения Некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация ассоциации российских магистров оценки" на вышеуказанный отчет.
Какие-либо доводы, свидетельствующие о несоответствии отчета требованиям закона, стандартам оценки ответчиком и третьими лицами по делу не приведены.
Таким образом, требования истцов законны и обоснованы.
Кроме того, суд первой инстанции правомерно указал, что органом, на который возложены полномочия по внесению сведений в государственный кадастр недвижимости является ФГБУ "ФКП Росреестра" и возложил на него обязанность по внесению в кадастр сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости рассчитанной на основании отчета N 13-07-25/04.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
С учетом изложенного апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, что влечет оставление апелляционной жалобы без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 28.04.2015 г. по делу N А40-158146/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
Д.В. Каменецкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-158146/2013
Истец: ЗАО "Парадис"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по т. Москве, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
Хронология рассмотрения дела:
23.09.2015 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-10815/14
02.07.2015 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-23909/15
27.04.2015 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-158146/13
10.11.2014 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-10815/14
30.07.2014 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-27898/14
20.05.2014 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-158146/13