9 ноября 2006 г. |
Дело N А82-7943/2006-9 |
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Караваевой А.В.,
судей Ольковой Т.М., Черных Л.И.
при ведении протокола судебного заседания судьей Караваевой А.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Главы КФХ "Орбита" Колпакова В. М.
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 10.08.06 г. по делу N А82-7943/2006-9, принятое судьей Суховерховой И.В.
по заявлению ГУ - УПФ РФ по Гаврилов-Ямскому муниципальному округу Ярославской области
к Главе крестьянского (фермерского) хозяйства "Орбита" Колпакову В. М.
о взыскании 180 руб. 00 коп.
без участия представителей сторон,
установил:
ГУ-Управление ПФ РФ по Гаврилов-Ямскому муниципальному округу Ярославской области (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о взыскании с главы крестьянского (фермерского) хозяйства "Орбита" Колпакова В.М. (далее - ответчик) 180 руб. штрафа за непредставление в установленный законом срок сведений за 2005 г., необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением суда первой инстанции от 10.08.2006 г. заявленные требования удовлетворены частично в сумме 120 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований заявителю отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда от 10.08.2006 г., ответчик просит его отменить полностью и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя, судом первой инстанции не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для объективного рассмотрения дела, выводы, изложенные в решении не соответствуют обстоятельствам дела, неправильно применены нормы материального права. Апеллянт полагает, что он не должен уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа, т.к. крестьянское (фермерское) хозяйство фактически не ведет финансово-хозяйственную деятельности, а сам глава хозяйства получает пенсию по старости, соответственно и штраф за непредставление в установленный законом срок сведений за 2005 г., необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, с него не может быть взыскан. Кроме того, указывает на то обстоятельство, что судом первой инстанции при изготовлении и рассылке копии решения допущено нарушение сроков, установленных статьями 176, 177 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Заявитель жалобы просит предоставить ему отсрочку по уплате государственной пошлине на шесть месяцев, в связи с тем, что испытывает финансовые трудности.
Заявитель и ответчик в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, крестьянское (фермерское) хозяйство "Орбита", созданное и возглавляемое гражданином Колпаковым Валентином Михайловичем, 1938 года рождения, зарегистрировано решением Администрации Гаврилов-Ямского муниципального округа от 13.02.1992 г. и в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.1990 г. N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" приобрело статус юридического лица.
Должностное лицо Управления установило, что глава КФХ "Орбита" Колпаков Н.М. в срок до 01.03.2006 г. не исполнил обязанность по представлению сведений за 2005 г., необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, о чем составлен акт N 125 от 29.03.2006 г.
12.04.2006 г. начальник Управления принял решение N 125 о привлечении Крестьянского (фермерского) хозяйства "Орбита" к ответственности, предусмотренной в статье 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ, за непредставление в установленные законом сроки сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, в виде штрафа в размере 180 руб., что составляет 10% от суммы 1800 руб., из них 1200 руб. на страховую часть трудовой пенсии, 600 руб. на накопительную часть трудовой пенсии, причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В связи с неуплатой ответчиком штрафа в добровольном порядке Управление обратилось за его принудительным взысканием в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ, определением Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2005 N 164-О и учитывая год рождения Колпакова Н.М., пришел к выводу об отсутствии у нее обязанности уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа на накопительную часть трудовой пенсии за 2005 г. в сумме 600 руб., поэтому отказал Управлению в удовлетворении требования относительно взыскания 60 руб. штрафа с названной суммы.
Исследовав имеющиеся в деле документы, проанализировав доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Согласно статье 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ, Закон) наряду с индивидуальными предпринимателями члены крестьянских (фермерских) хозяйств являются застрахованными лицами, на которых в соответствии с Законом распространяется обязательное пенсионное страхование.
На основании пункта 1 статьи 28 названного Закона страховые взносы в виде фиксированного платежа уплачивают страхователи, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 Закона, а именно индивидуальные предприниматели, адвокаты и приравненные к ним в целях названного Закона частные детективы и занимающиеся частной практикой нотариусы.
В силу пункта 4 статьи 28 Закона порядок и сроки уплаты фиксированных платежей в размере, превышающем минимальный, определяются Правительством Российской Федерации. Во исполнение указанной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2003 N 148 утверждены Правила исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в размере, превышающем минимальный размер фиксированного платежа.
Эти Правила согласно пункту 1 распространяются на глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств.
Таким образом, нормы законодательства, регулирующие правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, приравнивают глав крестьянских (фермерских) хозяйств к индивидуальным предпринимателям. При этом установленный порядок действует независимо от того, когда и в какой форме создано крестьянское (фермерское) хозяйство, что отвечает принципу равенства субъектов обязательного пенсионного страхования (статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации, применяемая в соответствии со статьей 2 Федерального закона N 167-ФЗ).
Следовательно, глава крестьянского (фермерского) хозяйства "Орбита" Колпаков Н.М. выступает как страхователь и как застрахованное лицо.
Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В пункте 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) установлено, что страхователь представляет в органы Пенсионного фонда Российской Федерации один раз в год, но не позднее 1 марта о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в которых указывает: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу и дату увольнения; сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования; сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.
За непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ).
Таким образом, Колпаков Н.М. обязан был представить в орган Пенсионного фонда сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, на себя, как на застрахованное лицо. Неисполнение данной обязанности является основанием для применения к нему ответственности, предусмотренной в статье 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Вместе с тем из содержания данной нормы следует, что размер санкций определяется в процентном отношении от причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу статей 22 и 33 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи, производящие в 2005 году выплаты физическим лицам, не должны уплачивать страховые взносы по установленным данными статьями тарифам на финансирование накопительной части трудовой пенсии за лиц определенной возрастной группы, а именно 1966 года рождения и старше, и, соответственно, эти лица право на накопительную часть трудовой пенсии не приобретают.
Устанавливая такую дифференциацию применительно к взиманию страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии (в зависимости от возраста застрахованного лица), законодатель исходил из необходимости обеспечить к моменту достижения пенсионного возраста и назначения пенсии формирование достаточных для выплаты этой части пенсии пенсионных накоплений, для чего требуется соответствующий временной период.
Такое понимание обязанности по уплате страховых взносов лицами, достигшими определённого возраста, дано Конституционным Судом Российской Федерации в ранее принятом определении от 12.04.2005 N 164-О. Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации индивидуальные предприниматели 1966 года рождения и старше (а в 2002 - 2004 годах - мужчины 1952 года рождения и старше и женщины 1956 года рождения и старше) для приобретения пенсионных прав должны уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа в размере, установленном статьей 28 Закона N 167-ФЗ, лишь в части, направляемой на финансирование страховой части трудовой пенсии.
Следовательно, нормативные положения пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", рассматриваемые в системной связи с положениями его статей 22 и 33, а также пункта 3 статьи 6, статьи 7, пункта 5 статьи 8, пункта 9 статьи 14 и пунктов 5 и 6 статьи 15 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", не могут истолковываться как возлагающие на всех страхователей, в т.ч. глав крестьянского хозяйства - независимо от того, к какой возрастной группе они относятся, - обязанность уплачивать направляемую на финансирование накопительной части трудовой пенсии часть страхового взноса в виде фиксированного платежа.
Конституционно-правовой смысл пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", выявленный в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2005 N 164-О, в силу статьи 6 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" является общеобязательным и исключает любое иное их толкование в правоприменительной практике.
Следовательно, с учетом указанного, глава крестьянского (фермерского) хозяйства Колпаков Н.М., 1938 года рождения, в 2005 году должен был уплачивать в Пенсионный фонд страховые взносы только на финансирование страховой части трудовой пенсии, то есть 1200 рублей. Соответственно, штраф за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в размере 120 рублей взыскан судом первой инстанции правомерно и обоснованно. Уплата страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии не предполагается, соответственно и требование по взысканию штрафа с суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии удовлетворению не подлежит.
Доводы апеллянта о том, что он не должен уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа, т.к. крестьянское (фермерское) хозяйство фактически не ведет финансово-хозяйственную деятельности, а сам глава хозяйства получает пенсию по старости, соответственно и штраф за непредставление в установленный законом срок сведений за 2005 г., необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, с него не может быть взыскан, являются необоснованными в силу следующего.
Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закона о пенсионном страховании) не освобождает индивидуальных предпринимателей, являющихся пенсионерами, и приравненных к ним лиц от уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа. Это связано с тем, что реализация прав граждан на трудовую пенсию находится во взаимосвязи с уплатой страховых взносов.
Статьей 17 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон о трудовых пенсиях) установлен порядок определения, перерасчета, индексации и корректировки трудовых пенсий.
Пункт 3 статьи 17 Закона о трудовых пенсиях во взаимосвязи со статьями 3, 10 данного Закона и статьей 7 Закона о пенсионном страховании устанавливает, что в случае продолжения трудовой деятельности застрахованными лицами после назначения пенсии им по их заявлению производится перерасчет размера страховой части трудовой пенсии по старости (по инвалидности) при условии, что ими уплачиваются страховые взносы в ПФ РФ.
Пунктом 10 статьи 17 Закона о трудовых пенсиях установлен порядок перерасчета накопительной части трудовой пенсии.
Из вышеуказанных норм следует вывод о том, что с момента назначения трудовой пенсии лицу, ранее зарегистрированному в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя, не прекращается его обязанность по уплате страховых взносов, которые продолжают учитываться на его индивидуальном лицевом счете и в связи с уплатой которых производится перерасчет размера пенсии.
Обязанность по уплате страховых взносов в виде фиксированного платежа не ставится Законом о пенсионном страховании в зависимость от факта ведения предпринимательской деятельности и получения дохода. Обязательство по уплате страховых взносов возникает в силу закона и не изменяется из-за отсутствия денежных средств (дохода) у предпринимателя.
Данная позиция поддерживается Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в информационном письме от 11.08.2004 г. N 79.
Нарушение судом первой инстанции срока изготовления и рассылки решения имеет место, однако, не привело к принятию неправильного решения по делу и не является безусловным основание для его отмены.
Нормы материального и процессуального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Решение суда от 10.08.2006 г. следует оставить без изменения, а жалобу заявителя - без удовлетворения.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1000 руб. относится на заявителя жалобы и подлежит взысканию с него в доход федерального бюджета.
Заявленное апеллянтом ходатайство о предоставлении ему отсрочки по уплате государственной пошлины на шесть месяцев судом рассмотрено и отклонено, в связи с тем, что оно документально не подтверждено, реально оценить его имущественное положение не представляется возможным.
Руководствуясь статьей 258, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ярославской области от 10.08.2006 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с главы крестьянского (фермерского) хозяйства "Орбита" Колпакова Н.М. в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1000 руб.
Выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в порядке, установленном ст.ст. 273-277 АПК РФ.
Председательствующий |
А.В.Караваева |
Судьи |
Т.М.Олькова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-7943/2006
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда по Гаврилов-Ямскому МО Ярославской области
Ответчик: Глава крестьянского(фермерского) хозяйства "Орбита" Колпаков В. М.
Хронология рассмотрения дела:
09.11.2006 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-3179/06