Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 30 октября 2015 г. N Ф06-1096/15 настоящее постановление оставлено без изменения
г.Самара |
|
09 июля 2015 г. |
Дело N А65-27406/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июля 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Балакиревой Е.М., судей Николаевой С.Ю. и Пышкиной Н.Ю., при ведении протокола судебного заседания Коноваловой Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.02.2015 г. по делу N А65-27406/2014, (судья Андриянова Л.В.)
по иску Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства" (ОГРН 1021603620323, ИНН 1660061210)
к обществу с ограниченной ответственностью "Автодорстрой" (ОГРН 1041605006728, ИНН 1639028805)
к обществу с ограниченной ответственностью "Эстэр ЛТД" (ОГРН 1101650002354, ИНН 1650204194)
об обязании ликвидировать примыкание (въезд и выезд), размещенное в границах полос отвода на км. 1051+500 (справа), км. 1043+000 (справа), федеральной автомобильной дороги М-7 "Волга" Москва-Владимир- Н.Новгород-Казань-Уфа", и привести полосы отвода в нормативное состояние путем разборки асфальто-бетонного покрытия на съездах и выездах, восстановить откоса насыпи путем укрепления обочины федеральной автодороги и восстановления травяного покрытия в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу,
при участии в судебном заседании:
от заявителя апелляционной жалобы - представитель Хайруллина Г.В. по доверенности от 04.10.2013 г.,
от ответчиков: ООО "Автодорстрой" - представитель Шаймарданова А.Н. по доверенности от 01.01.2015 г.; от ООО "Эстэр ЛТД" - представители Шаймарданова А.Н. по доверенности от 09.06.2015 г. и Ахметшин Р.Г. по доверенности от 01.07.2015,
установил:
Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства" (далее - Истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Автодорстрой" (далее - Ответчик-1), обществу с ограниченной ответственностью "Гранд ЛТД" (далее - Ответчик-2) и обществу с ограниченной ответственностью "Арсенал ЛТД" об обязании ликвидировать примыкание (въезд и выезд), размещенное в границах полос отвода на км.1045+150 (слева), 1043+000 (справа), 1051+500 (справа) федеральной автомобильной дороги М-7 "Волга" Москва-Владимир-Н.Новгород-Казань-Уфа", и привести полосы отвода в нормативное состояние путем разборки асфальто-бетонного покрытия на съездах и выездах, восстановить откоса насыпи путем укрепления обочины федеральной автодороги и восстановления травяного покрытия в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
Истец заявил об отказе от исковых требований к Ответчику-1 в части требования об обязании ликвидировать примыкание (въезд и выезд), размещенное в границах полос отвода на км. 1051+500 (справа) федеральной автомобильной дороги М-7 "Волга" Москва-Владимир-Н.Новгород-Казань-Уфа", и привести полосы отвода в нормативное состояние путем разборки асфальто-бетонного покрытия на съездах и выездах, восстановить откоса насыпи путем укрепления обочины федеральной автодороги и восстановления травяного покрытия в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с частью 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд принял отказ от части иска.
На основании ст.48 АПК РФ в связи с реорганизацией ООО "Арсенал ЛТД" в форме присоединения к ООО "ЭСТЭР ЛТД" произведена процессуальная замена на правопреемника.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.02.2015 принят отказ от иска к ООО "Автодорстрой" и в части требований об обязании ликвидировать примыкание (въезд и выезд), размещенное в границах полос отвода на км. 1051+500 (справа) федеральной автомобильной дороги М-7 "Волга" Москва-Владимир-Н.Новгород-Казань-Уфа", и привести полосы отвода в нормативное состояние путем разборки асфальто-бетонного покрытия на съездах и выездах, восстановить откоса насыпи путем укрепления обочины федеральной автодороги и восстановить травяное покрытие в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу. Производство по делу в указанной части прекращено.
Исковые требования в отношении ООО "Эстэр ЛТД" оставлены без удовлетворения.
Истец с решением суда не согласился и подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. По мнению истца, суд неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с этим неправильно применил нормы материального и процессуального права.
При этом истец исходит из того, что судом не дана надлежащая оценка его доводам и представленным в материалы дела доказательствам.
Протокольным определением от 11.06.2015 Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в соответствии с пунктом 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отложил судебное разбирательство на 02.07.2015.
Распоряжением председателя пятого судебного состава Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда Терентьева Е.А. от 02.07.2015 в судебном составе произведена замена судьи Романенко С.Ш. в связи с нахождением ее в отпуске на судью Николаеву С.Ю. В связи с изменением состава суда рассмотрение дела начато сначала.
Представитель истца в судебном заседании 02.07.2015 доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал и просил ее удовлетворить.
Представители ответчиков с доводами апелляционной жалобы не согласились по основаниям, изложенным в отзыве, представленном в материалы дела ООО "Эстэр ЛТД", просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется в соответствии со статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве ответчика-2 на апелляционную жалобу, выступлении присутствующих в судебном заседании представителей сторон, арбитражный апелляционный суд установил.
Истец на основании распоряжения Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 10.09.2002 N 3161-р "О закреплении федеральных автомобильных дорог общего пользования на праве оперативного управления" (л.д.8,9), акта приема-передачи N 034-1284 от 28.12.2002, заключенного между Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан и истцом (л.д.11,12), владеет на праве оперативного управления федеральной автомобильной дорогой общего пользования М-7 "Волга" - от Москвы через Владимир, Нижний Новгород, Казань до Уфы (далее - Автодорога М-7), что подтверждается свидетельством о внесении в реестр федерального имущества (л.д.10), свидетельством о государственной регистрации права от 01.03.2012 серия 16-АК N 568828 (л.д.36).
Как следует из материалов дела, в придорожной полосе на км.1043+00 Автодороги М-7 на земельном участке с кадастровым номером 16:52:010304:0022 общей площадью 1372 кв.м. по адресу: г.Набережные Челны, ул.Авторемонтная, д.34, располагается автозаправочная станция (далее - АЗС), принадлежащая ответчику на праве собственности, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серия 16-АК 361681, серия 16-АЕ (л.д.84, 85, 86).
26.03.2014 истцом проведена проверка объектов дорожного сервиса в пределах полос отвода и придорожных полос Автодороги М-7, в результате которой выявлено, что в пределах придорожной полосы на км.1043+00(справа) существует примыкание от объекта дорожного сервиса АЗС. В связи с этим истцом направлено предписание от 28.04.2013 N 15-2198 демонтировать данное примыкание (л.д.24-29).
В связи с тем, что предписание не исполнено истец обратился в суд, основываясь на положениях статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми лицо, которое на праве оперативного управления владеет имуществом, вправе требовать устранений всяких нарушения его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением его права владения.
Истец указывает, что в соответствии с "СП 34.13330.2012. Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*", утвержденного Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 N 266 (далее - СНиП Автомобильные дороги), число пересечений и примыкания на автомобильных дорогах 1-3 категории должны быть меньшим. Пересечения и примыкания на автомобильных дорогах 1б и 2 категории следует предусматривать как правило не чаще чем через 5 км. При этом расстояние от АЗС до существующих примыканий не выдерживают 600 метров.
Данные обстоятельства явились поводом для настоящего иска.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку обстоятельствам дела, правильно применил нормы материального и процессуального права.
В соответствии с частью 6 статьи 22 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" объекты дорожного сервиса должны быть оборудованы стоянками и местами остановки транспортных средств, а также подъездами, съездами и примыканиями в целях обеспечения доступа к ним с автомобильной дороги. При примыкании автомобильной дороги к другой автомобильной дороге подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены элементами обустройства автомобильной дороги в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно пункту 12 Порядка установления и использования придорожных полос автомобильных дорог федерального значения, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации N 4 от 13.01.2010, в соответствии с частями 6 и 11 статьи 22 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ объекты дорожного сервиса должны быть обустроены в соответствии с техническими требованиями и условиями, выдаваемыми владельцем автомобильной дороги федерального значения, площадками для стоянки и остановки автомобилей, а также подъездами, съездами и примыканиями, обеспечивающими доступ к ним с автомобильной дороги федерального значения. При примыкании к автомобильной дороге федерального значения подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены таким образом, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения.
Часть 1 статьи 22 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) определяет, что размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории и требованиями технических регламентов.
Реконструкция, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам допускаются при наличии согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог на выполнение указанных работ. Это согласие должно содержать технические условия и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам (часть 11 статьи 22 Закона N 257-ФЗ).
Лица, осуществляющие строительство объектов дорожного сервиса или примыканий указанных объектов к автомобильным дорогам без разрешения на строительство, без согласия владельцев автомобильных дорог или с нарушением технических требований и условий, по требованию владельцев автомобильных дорог обязаны прекратить осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса или примыканий объектов к автомобильным дорогам, осуществить снос незаконно возведенных сооружений, иных объектов и привести автомобильные дороги в первоначальное состояние (часть 12 статьи 22 Закона N 257-ФЗ).
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что участок Автодороги М-7 на км 1043+00 находится в пределах населенного пункта - города Набережные Челны.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 2 Устава муниципального образования города Набережные Челны", площадь муниципального образования "Город Набережные Челны" составляет 17 103 гектара. Протяженность городской черты - 121 386 метров. Граница муниципального образования "Город Набережные Челны" проходит на северо-западе с Елабужским муниципальным районом протяженностью 9906 метров, на западе, севере, северо-востоке, юго-востоке и юго-западе с Тукаевским муниципальным районом - 111 462 метра. Граница города Набережные Челны как муниципального образования совпадает с границей города как населенного пункта.
В соответствии с пунктом 6.9 СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" автомобильные дороги общей сети I, II, III категории, как правило, следует проектировать в обход поселений в соответствии со СНиП 2.05.02-85. В случае проложения дорог общей сети через территорию поселений их следует проектировать с учетом требований СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений".
Согласно пункту 6.17 СНиП 2.07.01-89* улично-дорожную сеть населенных пунктов следует проектировать в виде непрерывной системы с учетом функционального назначения улиц и дорог, интенсивности транспортного, велосипедного и пешеходного движения, архитектурно-планировочной организации территории и характера застройки.
Таким образом, довод истца о том, что спорное примыкание подлежит ликвидации в соответствиями с положениями СНиП Автомобильные дороги, несостоятелен. Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 03.02.2015 по делу N А65-31025/2013.
Как следует из материалов дела, АЗС к Автодороге М-7 обустраивалось в границах ее полосы отвода. Объект дорожного сервиса АЗС введен в эксплуатацию в 2001 году, что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами: актом приемки законченного строительством объекта, утвержденного постановлением администрации г.Набережные Челны от 12.02.2001 N 304, т.е. данный объект недвижимого имущества существовал задолго до организации дорожного движения на данном участке дороги в соответствии с нормами Закона об автомобильных дорогах. Ответчиком не проводилась реконструкция, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильной дороге.
Доводы истца в апелляционной жалобе о том, что ответчик в нарушение законодательства не согласовал обустройство примыкания в полосе отвода автомобильной дороги, отклоняются. Поскольку на момент ввода в эксплуатацию спорной АЗС данное согласование отдельно от объекта дорожного сервиса не было предусмотрено. Более того, постановлением Правительства РФ от 01.12.1998 N 1420 установлено, что объекты дорожного сервиса должны быть обустроены подъездами, съездами и примыканиями, обеспечивающими доступ к ним с федеральной автомобильной дороги. Следовательно, ввод в эксплуатацию АЗС производился одновременно с примыканием его к автодороге.
Кроме этого, в период строительства и ввод объекта АЗС на км.1043+000 (справа) в эксплуатацию порядок строительства и ввод объектов в эксплуатацию регламентировался Градостроительным кодексом РФ от 07.05.1998 г. и Временным положением по приемке законченных строительством объектов (приложение к письму Госстроя РФ от 09.06.1993 N БЕ-19-11/13). Таким образом, наличие актов приемки в эксплуатацию законченного строительством объекта свидетельствуют о соответствии его проектной документации, нормам, правилам, стандартам. Данные акты не были признаны в установленном законом порядке недействительными.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения прав, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно статье 305 Гражданского кодекса Российской Федерации права, предусмотренные статьями 301-304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющегося собственником, но владеющего имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
В соответствии с пунктом 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" применяя статью 304 ГК РФ, в силу которой собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, судам необходимо учитывать следующее. В силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика. Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействие), нарушающие право истца.
Таким образом, лицо, обратившееся в суд, должно представить доказательства принадлежности ему имущества на праве собственности (ином вещном праве) и совершения ответчиком действий, препятствующих осуществлению законным владельцем своих прав в отношении данного имущества, а также обязанность ответчика совершить те действия, которые, по мнению истца, устранят препятствия во владении этим имуществом.
В силу пункта 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
С учетом данного положения гражданского законодательства дополнительным условием для удовлетворения негаторного иска является отсутствие у истца возможности иным способом свободно пользоваться принадлежащим ему имуществом.
Между тем истец в нарушение ст.65 АПК РФ не доказал, что ответчик, имеющий в собственности АЗС и земельный участок, чинит ему препятствия в использовании полосы отвода федеральной дороги для обеспечения безопасного и бесперебойного движения на дороге.
Кроме этого, истец не указал, какой нормой закона предусмотрена обязанность ответчика в целях ликвидации примыкания восстановить откос насыпи путем укрепления обочины федеральной автодороги и восстановление откоса-насыпи.
Между тем, ни статьями 22, 26 Закона об автомобильных дорогах, ни Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 13.01.2010 N 4 "Об установлении и использовании придорожных полос автомобильных дорог федерального значения", на которые ссылается истец, такой обязанности ответчика не предусмотрено.
Арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных в судебном заседании в порядке ст.71 АПК РФ обстоятельств дела считает необходимым отметить, что при наличии доказательств нарушения технических регламентов при эксплуатации примыкания истец не лишен права на возможность устранения нарушений в административном порядке с учетом особого режима использования земель в пределах придорожных полос (аналогичная позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 27.03.2015 г. N 306-ЭС14-8077, а также в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 24.10.2014 по делам NА55-20215/2013 и NА55-1407/2014).
На основании изложенного арбитражный апелляционной суд считает, что доводы истца являются ошибочными, обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с нормами материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе подлежат отнесению на истца.
Руководствуясь статьями 110,268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.02.2015 года по делу N А65-27406/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.М. Балакирева |
Судьи |
С.Ю. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-27406/2014
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 30 октября 2015 г. N Ф06-1096/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства", г. Казань
Ответчик: Обществo с ограниченной ответственностью "Автодорстрой",, ООО "Арсенал ЛТД", ООО "Гранд ЛТД", ООО "Эстер ЛТД"