город Воронеж |
|
7 июля 2015 г. |
N А08-7959/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 7 июля 2015 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Донцова П.В.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Выборновой И.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Грайворон-агроинвест": Брыкин Е.И., представитель по доверенности б/н от 27.06.2013, паспорт РФ; Борзенков А.А., представитель по доверенности б/н от 08.04.2015, паспорт РФ, Муха Д.В., представитель по доверенности от 12.01.2015.
от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Белгородской области: Никитина Е.Н., представитель по доверенности от 10.11.2014. действительна до 10.11.2015., Сапрыгина Ю.А., представитель по доверенности от 10.11.2014, действительна до 10.11.2015.
от ФГБУ "ЦАС "Белгородский": Ероховец М.А., представитель по доверенности от 12.01.2015 N 1-с, действительна до 01.01.2016.
от Прокуратуры Белгородской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Грайворон-агроинвест" и прокуратуры Белгородской области на решение Арбитражного суда Белгородской области от 05.02.2015 по делу N А08-7959/2014 (судья Белоусова В.И.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Грайворон-агроинвест" (ИНН 3108004550, ОГРН 1023100642509) к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Белгородской области (ИНН 3123116900, ОГРН 1053107030965) о признании недействительными постановления и представления, при участии третьего лица: ФГБУ "ЦАС "Белгородский",
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Грайворон-агроинвест" (далее - ООО "Грайворон-Агроинвест", Общество) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Белгородской области (далее - административный орган, Федеральная служба) о признании недействительными постановления от 16.09.2014 N 31-0763/21-ЗН, представления от 16.09.2014 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Решением от 05.02.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано. Принимая указанное решение, суд посчитал доказанным состав административного правонарушения в деянии Общества и исходил из отсутствия оснований, предусмотренных статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) для удовлетворения требования о признании недействительным представления.
Не согласившись с указанным судебным актом, Общество и прокуратура Белгородской области обратились в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда отменить и принять новый судебный акт.
В силу части 5 статьи 52 АПК РФ по делам, указанным в части 1 данной статьи (в том числе, об оспаривании ненормативных правовых актов), прокурор вправе вступить в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле, в целях обеспечения законности.
Прокуратура Белгородской области считает, что в протоколе об административном правонарушении отсутствует информация о том, какие конкретно требования и мероприятия по защите земель не исполнены Обществом, на основании каких материалов, поступивших из Центра агрохимической службы, Управлением сделан вывод о том, что именно выполнение тех или иных мероприятий привело к ухудшению качества земель.
Общество считает, что суд не дал оценки доводу о неверном определении события административного правонарушения.
Ссылается на то, что процентное расхождение результатов агрохимического анализа почвы в 2010 и в 2014 годах само по себе не свидетельствует об ухудшении состояния почвы и должно основываться на нормативных актах, которыми установлены нормативы агрохимических показателей почвы.
Указывает на то, что оспариваемыми актами не установлены конкретные мероприятия, невыполнение которых, вменялось бы заявителю.
Считает, что исследования произведены ФГБУ ЦАС Белгородский вне процедуры по делу об административном правонарушении.
Полагает, что в отсутствие картографических основ и географических координат точек отбора проб почвы, относящихся к 2010 г. у суда отсутствовала возможность сделать вывод о соответствии мест отбора проб почвы в 2010 г. местам отбора проб почвы в 2014 г. и в целом об обоснованности выводов административного органа об ухудшении состояния почвы.
Доводы отзыва ФГБУ "ЦАС "Белгородский" на апелляционную жалобу прокуратуры Белгородской области сводятся к тому, что оно имело право в рамках полученной заявки провести повторное обследование ранее 5 летнего срока.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу указывает на то, что при описании события административного правонарушения его сотрудник конкретизировал невыполненные обязательные мероприятия настолько, насколько позволяет законодательство в области земельных отношений.
Ссылается также на то, что выбор мероприятий по улучшению, защите земель зависит от многих факторов, в том числе, от климатических условий; в протоколе и оспариваемом постановлении были указаны установленные законом требования по защите земель и охране почв.
Считает, что снижение плодородия почвы свидетельствует только об одном - о нерациональном использовании почв с невыполнением комплекса агромероприятий.
Полагает, что ФГБУ "ЦАС "Белгородский" имело право в рамках полученной заявки провести повторное обследование ранее 5 летнего срока.
По мнению Управления, вынос элементов питания из почвы в должной степени в 2010-2014 Обществом не восполнялся, о чем, по его мнению, свидетельствует представленная им статистическая информация.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ООО "Грайворон-агроинвест" поддержали доводы апелляционной жалобы, просили суд обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представители Управления доводы апелляционной жалобы отклонили по основаниям, изложенным в представленном суду отзыве, считают обжалуемое решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ФГБУ "ЦАС "Белгородский" дал свои пояснения по вопросам определения состояния почвы. В частности, пояснил, что ухудшение качественного состояния земель, выразившееся, в том числе, в существенном снижении их плодородия, могло произойти без влияния человека, в связи с погодными условиями.
Прокуратура Белгородской области явку своих представителей не обеспечила. Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данного лица о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие его представителей в порядке статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
В Управление Россельхознадзора по Белгородской области 12.08.2014 поступило обращение ОАО "Белгородский земельный фонд", к которому прилагались материалы ФГБУ "Центр агрохимической службы "Белгородский", свидетельствующие о снижении плодородия земель, находящихся в собственности Белгородской области, от имени и в интересах которой действует ОАО "Белгородский земельный фонд", и арендуемых ООО "Грайворон-агроинвест", а именно: результаты испытаний образцов почв 9 и 10-го циклов агрохимического обследования на территории ООО "Грайворон-агроинвест" Грайворонского района, а также анализ их изменений, ведомости по результатам лабораторных исследований 2010 (цикл 9), 2014 (цикл 10) годов, свод данных по результатам обследования, копии договоров аренды земельных участков.
В соответствии с пунктами 4.4.2 в установленном порядке в соответствии с действующими нормативными документами использовать земельный участок в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле, как природному объекту, в том числе, приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Кроме этого, соблюдать природоохранные требования, агротехнические требования, требования по рекультивации и мелиорации, а также установленные режимы использования земельного участка. За счет выделяемых государственных средств и за свой счет проводить обязательные мероприятия по недопущению либо ликвидации природных техногенных процессов (образование оврагов, смыв плодородного слоя почвы, засорение карантинной сорной растительностью, сохранение или восстановление лесозащитных насаждений).
Проведение оросительных, осушительных и других мелиоративных работ арендатор осуществляет за счет собственных средств.
В ходе изучения поступивших материалов Управлением установлено невыполнение ООО "Грайворон-агроинвест" установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, выразившееся в существенном снижении плодородия используемых земель сельскохозяйственного назначения, а именно:
- на земельном участке (кадастровый номер 31:13:0601002:13) площадью 20,57 га, входящем в состав земельного участка общей площадью 2105,14 га (кадастровый номер 31:13:0:121), арендуемом ООО "Грайворон-агроинвест" по договору аренды от 01.10.2009 N 273/1, установлено существенное снижение плодородия земель: повышение кислотности почвы на 22,6 % (по данным 9 цикла агрохимического обследования почв в 2010 г. - 6,2 ед. pH, по данным 10 цикла агрохимического обследования почв в 2014 г. - 4,8 ед. pH), снижение содержания подвижного фосфора на 26,9 % (по данным 9 цикла агрохимического обследования почв в 2010 г. - 294 мг/кг, по данным 10 цикла агрохимического обследования почв в 2014 г. - 215 мг/кг); снижение содержания подвижного калия на 52,0 % (по данным 9 цикла агрохимического обследования почв в 2010 г. - 448 мг/кг, по данным 10 цикла агрохимического обследования почв в 2014 г. - 215 мг/кг); снижение содержания органического вещества на 15,0 % (по данным 9 цикла агрохимического обследования почв в 2010 г. - 4 %, по данным 10 цикла агрохимического обследования почв в 2014 г. - 3,4 %);
- на земельном участке (кадастровый номер 31:13:0503001:39) площадью 78,73 га, входящем в состав земельного участка общей площадью 2251,86 га (кадастровый номер 31:13:0:179), арендуемом ООО "Грайворон-агроинвест" по договору аренды от 01.10.2009 г. N 273/2, установлено существенное снижение плодородия земель: снижение содержания подвижного фосфора на 34,7 % (по данным 9 цикла агрохимического обследования почв в 2010 г. - 150 мг/кг, по данным 10 цикла агрохимического обследования почв в 2014 г. - 98 мг/кг); снижение содержания подвижного калия на 45,5 % (по данным 9 цикла агрохимического обследования почв в 2010 г. - 165 мг/кг, по данным 10 цикла агрохимического обследования почв в 2014 г. - 90 мг/кг); снижение содержания органического вещества на 15,2 % (по данным 9 цикла агрохимического обследования почв в 2010 г. - 3,3 %, по данным 10 цикла агрохимического обследования почв в 2014 г. - 2,8 %);
- на земельных участках (кадастровые номера 31:13:0503003:25, 31:13:0503003:28) площадь 146,25 га, входящих в состав земельного участка общей площадью 2251,86 га (кадастровый номер 31:13:0:179), арендуемых ООО "Грайворон-агроинвест" по договору аренды от 01.10.2009 N 273/2, установлено существенное снижение плодородия земель: снижение содержания подвижного фосфора на 45,5 % (по данным 9 цикла агрохимического обследования почв в 2010 г. - 211 мг/кг, по данным 10 цикла агрохимического обследования почв в 2014 г. - 115 мг/кг); снижение содержания подвижного калия на 59,4 % (по данным 9 цикла агрохимического обследования почв в 2010 г. - 234 мг/кг, по данным 10 цикла агрохимического обследования почв в 2014 г. - 95 мг/кг); снижение содержания органического вещества на 23,3 % (по данным 9 цикла агрохимического обследования почв в 2010 г. - 3,0 %, по данным 10 цикла агрохимического обследования почв в 2014 г. - 2,3 %);
- на земельном участке (кадастровый номер 31:13:1601002:30), площадью 101,06 га, входящем в состав земельного участка общей площадью 430,4 га (кадастровый номер 31:13:0:191. арендуемом ООО "Грайворон-агроинвест" (договор аренды от 14.05.2010 N 425, договор уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 29.05.2010 N 4), установлено существенное снижение плодородия земель: снижение содержания подвижного фосфора на 38,5 % (по данным 9 цикла агрохимического обследования почв в 2010 г. - 187 мг кг, по данным 10 цикла агрохимического обследования почв в 2014 г. - 115 мг/кг); снижение содержания подвижного калия на 32,0 % (по данным 9 цикла агрохимического обследования почв в 2010 г. - 100 мг/кг, по данным 10 цикла агрохимического обследования почв в 2014 г. - 68 мг/кг); снижение содержания органического вещества на 18,9 % (по данным 9 цикла агрохимического обследования почв в 2010 г. - 5,3 %, по данным 10 цикла агрохимического обследования почв в 2014 г. - 4,3 %);
- на земельных участках (кадастровые номера 31:13:0902002:32, 31:13:0902002:33) площадью 97,22 га, входящих в состав земельного участка общей площадью 2432,94 га (кадастровый номер 31:13:0:189), арендуемых ООО "Грайворон-агроинвест" (договор аренды от 24.02.2010, договор уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 08.04.2010 N 2 установлено существенное снижение плодородия земель: снижение содержания подвижного фосфора на 36,4 % (по данным 9 цикла агрохимического обследования почв в 2010 г. - 176 мг ст. по данным 10 цикла агрохимического обследования почв в 2014 г. - 112 мг/кг); снижение содержания подвижного калия на 39,9 % (по данным 9 цикла агрохимического обследования почв в 2010 г. - 178 мг/кг, по данным 10 цикла агрохимического обследования почв в 2014 г. - 107 мг/кг); снижение содержания органического вещества на 16,7 % (по данным 9 цикла агрохимического обследования почв в 2010 г. - 3,0 %, по данным 10 цикла агрохимического обследования почв в 2014 г. - 2,5 %).
Также установлено снижение плодородия почв по одному или двум критериям существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, превышающее установленные числовые значения (снижение содержания органического вещества в пахотном горизонте на 15 процентов или более, снижение содержания подвижного фосфора на 25 процентов или более, снижение содержания обменного калия на 25 процентов или более) на следующих земельных участках:
- на земельном участке (кадастровый номер 31:13:0601002:19) площадью 7,44 га, входящем в состав земельного участка общей площадью 44,3 га (кадастровый номер 31:13:0:167), арендуемом ООО "Грайворон-агроинвест" по договору аренды от 21.01.2010 г. N 322, установлено снижение содержания органического вещества на 26,7 % (по данным 9 цикла агрохимического обследования почв в 2010 г. - 3 %, по данным 10 цикла агрохимического обследования почв в 2014 г. - 2,2 %);
- на земельном участке (кадастровый номер 31:13:0701001:11) площадью 26,18 га, входящем в состав земельного участка общей площадью 78,2 га (кадастровый номер 31:13:0701001:15), арендуемом ООО "Грайворон-агроинвест" по договору аренды от 21.01.2010 N 321, установлено снижение содержания подвижного фосфора на 26,4 % (по данным 9 цикла агрохимического обследования почв в 2010 г. - 123 мг/кг, по данным 10 цикла агрохимического обследования почв в 2014 г. - 90,5 мг/кг);
- на земельном участке (кадастровый номер 31:13:0701001:18) площадью 97,42 га, входящем в состав земельного участка общей площадью 528,88 га (кадастровый номер 31:13:0701001:17), арендуемом ООО "Грайворон-агроинвест" по договору аренды от 10.03.2010 N 347, установлено снижение содержания подвижного фосфора на 26,4 % (по данным 9 цикла агрохимического обследования почв в 2010 г. - 123 мг/кг, по данным 10 цикла агрохимического обследования почв в 2014 г. - 90,5 мг/кг);
- на земельном участке (кадастровый номер 31:13:0501002:12) площадью 32,80 га, входящем в состав земельного участка общей площадью 63,83 га (кадастровый номер 31:13:0:142), арендуемом ООО "Грайворон- агроинвест" по договору аренды от 01.02.2013 N 1436, установлено снижение содержания органического вещества на 24,1 % (по данным 9 цикла агрохимического обследования почв в 2010 г. - 2,9 %, по данным 10 цикла агрохимического обследования почв в 2014 г. - 2,2 %);
- на земельном участке (кадастровый номер 31:13:0501002:13) площадью 29,73 га, входящем в состав земельного участка общей площадью 183,84 га (кадастровый номер 31:13:0:170), арендуемом ООО "Грайворон- агроинвест" по договору аренды от 21.01.2010 г. N 320, установлено снижение содержания органического вещества на 24,1 % (по данным 9 цикла агрохимического обследования почв в 2010 г. - 2,9 %, по данным 10 цикла агрохимического обследования почв в 2014 г. - 2,2 %);
- на земельном участке (кадастровый номер 31:13:0503003:21) площадью 35,67 га, входящем в состав земельного участка общей площадью 183,84 га (кадастровый номер 31:13:0:170), арендуемом ООО "Грайворон- агроинвест" по договору аренды от 21.01.2010 N 320, установлено снижение содержания подвижного калия на 28,8 % (по данным 9 цикла агрохимического обследования почв в 2010 г. - 198 мг/кг, по данным 10 цикла агрохимического обследования почв в 2014 г. - 141 мг/кг);
- на земельном участке (кадастровый номер 31:13:0503003:24) площадью 129,43 га, входящем в состав земельного участка общей площадью 2251,86 га (кадастровый номер 31:13:0:179), арендуемом ООО "Грайворон-агроинвест" по договору аренды от 01.10.2009 N 273/2, установлено снижение содержания подвижного калия на 28,8 % (по данным 9 цикла агрохимического обследования почв в 2010 г. - 198 мг/кг, по данным 10 цикла агрохимического обследования почв в 2014 г. - 141 мг/кг);
- на земельном участке (кадастровый номер 31:13:0503003:1) площадью 8,92 га, входящем в состав земельного участка общей площадью 183,84 га (кадастровый номер 31:13:0:170), арендуемом ООО "Грайворон- агроинвест" по договору аренды от 21.01.2010 г. N 320, установлено снижение содержания подвижного калия на 65,7 % (по данным 9 цикла агрохимического обследования почв в 2010 г. - 274 мг/кг, по данным 10 цикла агрохимического обследования почв в 2014 г. - 94 мг/кг) и снижение содержания подвижного фосфора на 62,2 % (по данным 9 цикла агрохимического обследования почв в 2010 г. - 222 мг/кг, по данным 10 цикла агрохимического обследования почв в 2014 г. - 84 мг/кг);
- на земельном участке (кадастровый номер 31:13:0601001:4) площадью 84,99 га, входящем в состав земельного участка общей площадью 2105,14 га (кадастровый номер 31:13:0:121), арендуемом ООО "Грайворон- агроинвест" по договору аренды от 01.10.2009 г. N 273/1, установлено снижение содержания подвижного фосфора на 35,0 % (по данным 9 цикла агрохимического обследования почв в 2010 г. - 157 мг/кг, по данным 10 цикла агрохимического обследования почв в 2014 г. - 102 мг/кг);
- на земельном участке (кадастровый номер 31:13:0604004:6) площадью 3,68 га, входящем в состав земельного участка общей площадью 2105,14 га (кадастровый номер 31:13:0:121), арендуемом ООО "Грайворон- агроинвест" по договору аренды от 01.10.2009 г. N 273/1, установлено снижение содержания подвижного фосфора на 37,1 % (по данным 9 цикла агрохимического обследования почв в 2010 г. - 105 мг/кг, по данным 10 цикла агрохимического обследования почв в 2014 г. - 66 мг/кг);
- на земельных участках (кадастровые номера 31:13:0501001:8, 31:13:0501001:22) общей площадью 184,27 га, входящих в состав земельного участка общей площадью 2251,86 га (кадастровый номер 31:13:0:179), арендуемых ООО "Грайворон-агроинвест" по договору аренды от 01.10.2009 г. N 273/2, установлено снижение содержания органического вещества на 23,3 % (по данным 9 цикла агрохимического обследования почв в 2010 г. - 3,0 %, по данным 10 цикла агрохимического обследования почв в 2014 г. - 2,3 %);
- на земельном участке (кадастровый номер 31:13:0503002:10) площадью 88,03 га, входящем в состав земельного участка общей площадью 2251,86 га (кадастровый номер 31:13:0:179), арендуемом ООО "Грайворон- агроинвест" по договору аренды от 01.10.2009 N 273/2, установлено снижение содержания подвижного калия на 41,5 % (по данным 9 цикла агрохимического обследования почв в 2010 г. - 147 мг/кг, по данным 10 цикла агрохимического обследования почв в 2014 г. - 86 мг/кг);
- на земельных участках (кадастровые номера 31:13:0503002:9, 31:13:0503002:13) площадью 176,26 га, входящих в состав земельного участка общей площадью 2251,86 га (кадастровый номер 31:13:0:179), арендуемых ООО "Грайворон-агроинвест" по договору аренды от 01.10.2009 г. N 273/2, установлено снижение содержания подвижного калия на 45,7 % (по данным 9 цикла агрохимического обследования почв в 2010 г. - 175 мг/кг, по данным 10 цикла агрохимического обследования почв в 2014 г. - 95 мг/кг; снижение содержания органического вещества на 18,2 % (по данным 9 цикла агрохимического обследования почв в 2010 г. - 3,3 %, по данным 10 цикла агрохимического обследования почв в 2014 г. - 2,7 %);
- на земельном участке (кадастровый номер 31:13:0503003:26) площадью 138,1 га, входящем в состав земельного участка общей площадью 2251,86 га (кадастровый номер 31:13:0:179), арендуемом ООО "Грайворон- агроинвест" по договору аренды от 01.10.2009 N 273/2, установлено снижение плодородия: снижение содержания подвижного фосфора на 48,3% (по данным 9 цикла агрохимического обследования почв в 2010 г. - 232 мг/кг, по данных 10 цикла агрохимического обследования почв в 2014 г. - 120 мг/кг);
- на земельном участке (кадастровый номер 31:13:0503003:23) площадью 127,53 га, входящем в состав земельного участка общей площадью 2251,86 га (кадастровый номер 31:13:0:1791 арендуемом ООО "Грайворон-агроинвест" по договору аренды от 01.10.2009 г. N 273/2. установлено снижение содержания подвижного калия на 34,0 % (по данным 10 1000003_1092504 9 цикла агрохимического обследования почв в 2010 г. - 162 мг/кг, по данным 10 цикла агрохимического обследования почв в 2014 г. - 107 мг/кг; снижение содержания подвижного фосфора на 27,9 % (по данным 9 цикла агрохимического обследования почв в 2010 г. - 208 мг/кг, по данным 10 цикла агрохимического обследования почв в 2014 г. - 150 мг/кг);
- на земельном участке (кадастровый номер 31:13:0503001:38) площадью 53,5 га, входящем состав земельного участка общей площадью 2251,86 га (кадастровый номер 31:13:0:179), арендуемом ООО "Грайворон- агроинвест" по договору аренды от 01.10.2009 г. N 273 2 установлено снижение содержания подвижного калия на 41,7 % (по данным 9 цикла агрохимического обследования почв в 2010 г. - 156 мг/кг, по данным 10 цикла агрохимического обследования почв в 2014 г. - 91 мг/кг);
- на земельном участке (кадастровый номер 31:13:0503001:36) площадью 5,08 га, входящем в состав земельного участка общей площадью 2251,86 га (кадастровый номер 31:13:0:179), арендуемом ООО "Грайворон- агроинвест" по договору аренды от 01.10.2009 г. N 273/2 установлено снижение содержания подвижного калия на 27,1 % (по данным 9 цикла агрохимического обследования почв в 2010 г. - 210 мг/кг, по данным 10 цикла агрохимического обследования почв в 2014 г. - 153 мг/кг; - на земельном участке (кадастровый номер 31:13:0503002:8) площадью 135,03 га, входящем в состав земельного участка общей площадью 2251,86 га (кадастровый номер 31:13:0:179), арендуемом ООО "Грайворон- агроинвест" по договору аренды от 01.10.2009 г. N 273/2 установлено снижение содержания подвижного калия на 36,4 % (по данным 9 цикла агрохимического обследования почв в 2010 г. - 151 мг/кг, по данным 10 цикла агрохимического обследования почв в 2014 г. - 96 мг/кг; снижение содержания подвижного фосфора на 28,7 % (по данным 9 цикла агрохимического обследования почв в 2010 г. - 174 мг/кг, по данным 10 цикла агрохимического обследования почв в 2014 г. - 124 мг/кг);
- на земельном участке (кадастровый номер 31:13:0503002:11) площадью 139,51 га, входящем в состав земельного участка общей площадью 2251,86 га (кадастровый номер 31:13:0:179), арендуемом ООО "Грайворон-агроинвест" по договору аренды от 01.10.2009 г. N 273/2, установлено снижение содержания подвижного фосфора на 28,4 % (по данным 9 цикла агрохимического обследования почв в 2010 г. - 183 мг/кг, по данным 10 цикла агрохимического обследования почв в 2014 г. - 131 мг/кг);
- на земельных участках (кадастровые номера 31:13:1601002:31, 31:13:1601002:32), площадью 131,62 га, входящих в состав земельного участка общей площадью 430,4 га (кадастровый номер 31:13:0:192), арендуемых ООО "Грайворон-агроинвест" (договор аренды от 14.05.2010 г. N 425, договор уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 29.05.2010 г. N 4), установлено снижение содержания подвижного фосфора на 36,6 % (по данным 9 цикла агрохимического обследования почв в 2010 г. - 194 мг/кг, по данным 10 цикла агрохимического обследования почв в 2014 г. - 123 мг/кг); снижение содержания подвижного калия на 29,8 % (по данным 9 цикла агрохимического обследования почв в 2010 г. - 208 мг/кг, по данным 10 цикла агрохимического обследования почв в 2014 г. - 146 мг/кг);
- на земельном участке (кадастровый номер 31:13:1603003:24) площадью 246,49 га, входящем в состав земельного участка общей площадью 5044,86 га (кадастровый номер 31:13:0:188), арендуемом ООО "Грайворон-агроинвест" (договор аренды от 24.02.2010, договор уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 08.04.2010 N 3), установлено снижение содержания органического вещества на 18 % (по данным 9 цикла агрохимического обследования почв в 2010 г. - 5,0 %, по данным 10 цикла агрохимического обследования почв в 2014 г. - 4,1 %);
- на земельном участке (кадастровый номер 31:13:1603002:34) площадью 294,33 га, входящем в состав земельного участка общей площадью 5044,86 га (кадастровый номер 31:13:0:188), арендуемом ООО "Грайворон-агроинвест" (договор аренды от 24.02.2010, договор уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 08.04.2010 N 3), установлено снижение содержания подвижного фосфора на 36,5 % (по данным 9 цикла агрохимического обследования почв в 2010 г. - 189 мг/кг, по данным 10 цикла агрохимического обследования почв в 2014 г. - 120 мг/кг;
- на земельном участке (кадастровый номер 31:13:1603002:36) площадью 143,25 га, входящем в состав земельного участка общей площадью 5044,86 га (кадастровый номер 31:13:0:188), арендуемом ООО "Грайворон-агроинвест" (договор аренды от 24.02.2010, договор уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 08.04.2010 N 3), установлено снижение содержания подвижного фосфора на 30,1 % (по данным 9 цикла агрохимического обследования почв в 2010 г. - 133 мг/кг, по данным 10 цикла агрохимического обследования почв в 2014 г. - 93 мг/кг; снижение содержания подвижного калия на 43,8 % (по данным 9 цикла агрохимического обследования почв в 2010 г. - 112 мг/кг, по данным 10 цикла агрохимического обследования почв в 2014 г. - 63 мг/кг);
- на земельном участке (кадастровый номер 31:13:1603002:35) площадью 142,1 га, входящем в состав земельного участка общей площадью 5044,86 га (кадастровый номер 31:13:0:188), арендуемом ООО "Грайворон- агроинвест" (договор аренды от 24.02.2010, договор уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 08.04.2010 N 3), установлено снижение содержания подвижного фосфора на 25,0 % (по данным 9 цикла агрохимического обследования почв в 2010 г. - 157 мг/кг, по данным 10 цикла агрохимического обследования почв в 2014 г. - 118 мг/кг);
- на земельном участке (кадастровый номер 31:13:1603002:32) площадью 116,14 га, входящем в состав земельного участка общей площадью 5044,86 га (кадастровый номер 31:13:0:188), арендуемом ООО "Грайворон-агроинвест" (договор аренды от 24.02.2010, договор уступки 13 прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 08.04.2010 N 3), установлено снижение содержания подвижного фосфора на 30,7 % (по данным 9 цикла агрохимического обследования почв в 2010 г. - 127 мг/кг, по данным 10 цикла агрохимического обследования почв в 2014 г. - 88 мг/кг);
- на земельных участках (кадастровые номера 31:13:1603002:39, 31:13:1603002:40) площадью 132,25 га, входящих в состав земельного участка общей площадью 5044,86 га (кадастровый номер 31:13:0:188), арендуемых ООО "Грайворон-агроинвест" (договор аренды от 24.02.2010, договор уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 08.04.2010 N 3), установлено снижение содержания подвижного фосфора на 33,3 % (по данным 9 цикла агрохимического обследования почв в 2010 г. - 189 мг/кг, по данным 10 цикла агрохимического обследования почв в 2014 г. - 126 мг/кг);
- на земельном участке (кадастровый номер 31:13:1603002:30) площадью 109,4 га, входящем в состав земельного участка общей площадью 5044,86 га (кадастровый номе: 31:13:0:188), арендуемом ООО "Грайворон-агроинвест" (договор аренды от 24.02.2010, договор уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 08.04.2010 N 3), установлено снижение содержания подвижного фосфора на 25,4 % (по данным 9 цикла агрохимического обследования почв в 2010 г. - 118 мг/кг, по данным 10 цикла агрохимического обследования почв в 2014 г. - 88 мг/кг);
- на земельном участке (кадастровый номер 31:13:0902003:41) площадью 146,28 га, входящем в состав земельного участка общей площадью 2432,94 га (кадастровый номер 31:13:0:189), арендуемом ООО "Грайворон-агроинвест" (договор аренды от 24.02.2010, договор уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 08.04.2010 N 2), установлено снижение содержания подвижного калия на 29,5 % (по данным 9 цикла агрохимического обследования почв в 2010 г. - 129 мг/кг, по данным 10 цикла агрохимического обследования почв в 2014 г. - 91 мг/кг);
- на земельном участке (кадастровый номер 31:13:0902003:40) площадью 74,84 га, входящем в состав земельного участка общей площадью 2432,94 га (кадастровый номер 31:13:0:189. арендуемом ООО "Грайворон-агроинвест" (договор аренды от 24.02.2010, договор уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 08.04.2010 N 2), установлено снижение содержания подвижного фосфора на 25,4 % (по данным 9 цикла агрохимического обследования почв в 2010 г. - 178 мг/кг, по данным 10 цикла агрохимического обследования почв в 2014 г. - 133 мг/кг; снижение содержания органического вещества на 20,0 % (по данным 9 цикла агрохимического обследования почв в 2010 г. - 3,0 %, по данным 10 цикла агрохимического обследования почв в 2014 г. - 2,4 %);
- на земельных участках (кадастровые номера 31:13:0902001:45, 31:13:0902001:47) площадью 57,52 га, входящих в состав земельного участка общей площадью 2432,94 га (кадастровый номер 31:13:0:189), арендуемых ООО "Грайворон-агроинвест" (договор аренды от 24.02.2010, договор уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 08.04.2010 N 2), установлено снижение содержания подвижного калия на 29,2 % (по данным 9 цикла агрохимического обследования почв в 2010 г. - 96 мг/кг, по данным 10 цикла агрохимического обследования почв в 2014 г. - 68 мг/кг);
- на земельных участках (кадастровые номера 31:13:0902002:31, 31:13:0902002:50) площадью 73,79 га, входящих в состав земельного участка общей площадью 2432,94 га (кадастровый номер 31:13:0:189), арендуемых ООО "Грайворон-агроинвест" (договор аренды от 24.02.2010, договор уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 08.04.2010 N 2), установлено снижение содержания подвижного фосфора на 33,8 % (по данным 9 цикла агрохимического обследования почв в 2010 г. - 228 мг/кг, по данным 10 цикла, агрохимического обследования почв в 2014 г. - 151 мг/кг); снижение содержания подвижного калия на 28,2 % (по данным 9 цикла агрохимического обследования почв в 2010 г. - 213 мг/кг, по данным 10 цикла агрохимического обследования почв в 2014 г. - 153 мг/кг).
Выявление указанных фактов послужило поводом для возбуждения дела о привлечении к административной ответственности.
Согласно протоколу об административном правонарушении Обществу в вину вменяется нерациональное использование земельных участков, в результате чего, произошло существенное снижение плодородия земель на 7 земельных участках и снижение плодородия почв по одному или двум критериям существенного снижения плодородия земель на 37 земельных участках; непроведение ООО "Грайворон-агроинвест" обязательных мероприятий по воспроизводству плодородия используемых земель, улучшению, защите и охране почв, что привело к истощению и деградации почвы на вышеуказанных земельных участках.
Генеральному директору Общества Кельину Н.И. 16.09.2014 выдано представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, а именно, генеральный директор Кельин Н.И. обязан рассмотреть данное представление и принять меры к недопущению в дальнейшей работе таких нарушений законодательства в сфере земельных отношений, к устранению причин и условий, способствовавших к их совершению; о результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в Управление Россельхознадзора по Белгородской области в месячный срок.
Генеральный директор ООО "Грайворон-агроинвест" Кельин Н.И. предупрежден о том, что непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, влечет за собой административную ответственность, предусмотренную статьей 19.6 КоАП РФ.
Постановлением Управления Россельхознадзора от 16.09.2014 N 31- 0763/21-ЗН Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ и подвергнуто административному штрафу в размере 41 000 рублей.
Считая оспариваемые постановление и представление незаконными и подлежащими отмене, Общество обратилось в арбитражный суд с указанными требованиями.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзывов, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, апелляционный суд приходит к следующему.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, в первую очередь, относится наличие (отсутствие) события административного правонарушения.
В структуру состава административного правонарушения входит, в том числе, субъективная сторона правонарушения.
Вина является элементом субъективной стороны административного правонарушения, а значит и элементом состава правонарушения.
Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными данным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с требованиями части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В определении от 04.04.2013 N 486-О Конституционный Суд РФ, ссылаясь на пункты 1 и 3 части 1 статьи 30.1 и части 1 и 3 статьи 30.6 КоАП РФ, указал, что проверка законности и обоснованности постановления по делу об административном правонарушении в судебном порядке предполагает обязанность судьи установить, соблюдена ли установленная законом процедура рассмотрения дела, достаточны ли собранные доказательства для сделанных в этом постановлении выводов, соответствуют ли выводы, изложенные в постановлении, фактическим обстоятельствам дела, правильно ли применен закон, не осталось ли в деле неустранимых сомнений и справедливо ли административное наказание, назначенное лицу, совершившему административное правонарушение.
В связи с чем, законность постановления о привлечении к административной ответственности проверяется, исходя из собранных в рамках производства по административному делу доказательств.
Надлежащими доказательствами являются материалы административного дела.
Суд не вправе подменять по данной категории дел надзирающие и контролирующие органы.
Сбор доказательств входит в обязанности контролирующего органа и завершается до момента вынесения постановления по административному делу.
В силу части 2 статьи 8.7 КоАП РФ невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективную сторону указанного административного правонарушения образует бездействие, выражающееся в невыполнении установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду.
Субъектом правонарушения являются лица, обязанные соблюдать установленные законом требования и обязательные мероприятия по защите земель и охране почв.
В силу статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются: 1) предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; 2) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
В соответствии со статьей 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В силу части 1 статья 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: сохранению почв и их плодородия (пункт 1); защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель (пункт 2); ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель (пункт 4); рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот (пункт 6).
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 16.07.1998 N 101-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны, в числе прочего, осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 N 369 утвержден перечень признаков неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации.
К таким признакам, в частности, относятся следующие: на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы; на сенокосах не производится сенокошение; на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка; на пастбищах не производится выпас скота; на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений; залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка; залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30 процентов; закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20 процентов площади земельного участка.
В соответствии с ГОСТ 26640-85 85 "Земля. Термины и определения" охрана земель - это комплекс организационно-хозяйственных агрономических, технических, мелиоративных, экономических и правовых мероприятий по предотвращению и устранению процессов, ухудшающих состояние земель, а также случаев нарушения порядка пользования землями.
Согласно статье 2 Федерального закона от 10.01.1996 N 4-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "О мелиорации земель" (далее - Закон о мелиорации земель) мелиорация земель - коренное улучшение земель путем проведения гидротехнических, культуртехнических, химических, противоэрозионных, агролесомелиоративных, агротехнических и других мелиоративных мероприятий.
В силу статьи 5 названного закона в зависимости от характера мелиоративных мероприятий различают следующие типы мелиорации земель: гидромелиорация; агролесомелиорация; культуртехническая мелиорация; химическая мелиорация.
В составе отдельных типов мелиорации земель настоящим Федеральным законом устанавливаются виды мелиорации земель.
В соответствии статье 6 указанного закона гидромелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий, обеспечивающих коренное улучшение заболоченных, излишне увлажненных, засушливых, эродированных, смытых и других земель, состояние которых зависит от воздействия воды.
Гидромелиорация земель направлена на регулирование водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорируемых землях посредством осуществления мер по подъему, подаче, распределению и отводу вод с помощью мелиоративных систем, а также отдельно расположенных гидротехнических сооружений.
К этому типу мелиорации земель относятся оросительная, осушительная, противопаводковая, противоселевая, противоэрозионная, противооползневая и другие виды гидромелиорации земель.
В силу статьи 7 Закона о мелиорации земель агролесомелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий, обеспечивающих коренное улучшение земель посредством использования почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств защитных лесных насаждений.
К этому типу мелиорации земель относятся следующие виды мелиорации земель:
противоэрозионная - защита земель от эрозии путем создания лесных насаждений на оврагах, балках, песках, берегах рек и других территориях;
полезащитная - защита земель от воздействия неблагоприятных явлений природного, антропогенного и техногенного происхождения путем создания защитных лесных насаждений по границам земель сельскохозяйственного назначения;
пастбищезащитная - предотвращение деградации земель пастбищ путем создания защитных лесных насаждений.
Согласно статье 8 указанного закона культуртехническая мелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий по коренному улучшению земель.
Этот тип мелиорации земель подразделяется на следующие виды мелиорации земель:
расчистка мелиорируемых земель от древесной и травянистой растительности, кочек, пней и мха;
расчистка мелиорируемых земель от камней и иных предметов;
мелиоративная обработка солонцов;
рыхление, пескование, глинование, землевание, плантаж и первичная обработка почвы;
проведение иных культуртехнических работ.
В соответствии со статьей 9 указанного закона химическая мелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий по улучшению химических и физических свойств почв. Химическая мелиорация земель включает в себя известкование почв, фосфоритование почв и гипсование почв.
В силу статьи 24 названного закона планирование мелиорации земель проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию, в соответствии с федеральными и региональными (территориальными) программами в области мелиорации земель, а также по заказам собственников, владельцев и пользователей земельных участков.
В федеральных и региональных (территориальных) программах в области мелиорации земель предусматриваются приоритеты определенных видов мелиорации земель в зависимости от природно-климатических особенностей соответствующих территорий и нужд сельского хозяйства.
При планировании мелиорации земель по заказам собственников, владельцев и пользователей земельных участков виды и масштабы применения мелиорации земель определяются на основе стандартов, норм и правил.
Согласно статье 25 Закона о мелиорации земель мелиорация земель проводится на основе проектов, разработанных в соответствии с технико-экономическими обоснованиями и учитывающих строительные, экологические, санитарные и иные стандарты, нормы и правила.
Порядок разработки, согласования и утверждения проектов мелиорации земель устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию.
Проектирование и строительство мелиоративных систем, в процессе функционирования которых используются водные объекты, осуществляются в соответствии с водным законодательством.
Проведение агролесомелиорации земель осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом и лесным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 36 указанного закона культуртехническая и химическая мелиорация земель финансируется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств собственников, владельцев и пользователей земельных участков.
Объективную сторону вменяемого Обществу правонарушения составляет невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель, а не факт ухудшения каких-либо показателей химического состава почв.
Земельные участки, указанные в протоколе об административном правонарушении и в постановлении административного органа, входят в состав земельных участков, арендуемых Обществом.
В соответствии с договорами аренды земельных участков, Общество является лицом, обязанным выполнять мероприятия по улучшению, защите земель.
В ходе судебного разбирательства, из пояснений представителей лиц, участвующих в деле установлено, что результаты исследований почвы определяют величины количества элементов, характеризующих ее состояние.
Однако, эти показатели зависят в том числе от времени года, погодных условий, природных явлений.
Представленные результаты испытаний образцов почв 9 и 10-го циклов агрохимического обследования на территории ООО "Грайворон-агроинвест" Грайворонского района, а также анализ их изменений достаточными доказательствами не являются, так как, в том числе, из пояснений ФГБУ "ЦАС "Белгородский" в судебном заседании суда апелляционной инстанции следует, что существенное снижение плодородия почв могло произойти без влияния человека, в связи с погодными условиями.
Административным органом не доказано, что выявленное в ходе обследования снижение плодородия почв является следствием незаконного бездействия землепользователя, не установлено какие обязательные мероприятия не были выполнены. Представленное исследование суд считает правильным расценивать лишь как повод для возбуждения дела о привлечении к административной ответственности. Выводов о невыполнении обязательных установленных мероприятий оно не содержит и само по себе, без исследования объема и характера принятых Обществом мер, об этом не свидетельствует.
Административный орган в ходе производства по делу не исследовал вопрос о характере необходимых мероприятий и объеме выполненных Обществом.
Административным органом не доказано, что на спорном земельном участке не выполнялись обязательные мероприятия (агротехнические, фитосанитарные, мелиоративные, агрохимические) по сохранению плодородия почв.
Из протокола об административном правонарушении, оспариваемого постановления не усматривается признаков неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства.
Следовательно, административным органом не были установлены обстоятельства, входящие в предмет доказывания и подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, что при установленных обстоятельствах свидетельствует о недоказанности состава административного правонарушения.
Из представленных Обществом дополнительных материалов следует, что Обществом планировалась и велась работа по внесению фильтрационного дефеката, органических удобрений (навоза), посеву многолетних трав, внесению фосфорных, калийных и азотных удобрений, произведен посев сидеральных культур (по согласованию с департаментом АПК), посев многолетних трав.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд полагает правильным руководствоваться принципом презумпции невиновности, в соответствии с которым, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Отсутствие состава административного правонарушения, в силу положений части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах, решение суда в части оспаривания постановления административного органа подлежит отмене, а заявленное требование - удовлетворению.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом ненормативные правовые акты могут быть признаны недействительными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Оспариваемое представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, от 16.09.2014 выдано должностному лицу - генеральному директору Общества Кельину Н.И..
Данным представлением обязанность принять меры к недопущению в дальнейшей работе таких нарушений законодательства в сфере земельных отношений, к устранению причин и условий, способствовавших к их совершению; о результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в Управление Россельхознадзора по Белгородской области в месячный срок, - возложена на генерального директора Общества Кельина Н.И.
Генеральный директор - должностное лицо, предупрежден об административной ответственности за неисполнение представления.
При таких обстоятельствах, оспариваемое представление прав и законных интересов Общества не затрагивает.
В связи с чем, отсутствует совокупность оснований, предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ для удовлетворения требования о признании недействительным представления.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции в данной части не имеется.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, допущено не было.
По смыслу статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционных жалоб на решения суда об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственная пошлина уплате не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Белгородской области от 05.02.2015 по делу N А08-7959/2014 отменить в части.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Белгородской области N 31-0763/21-ЗН от 16.09.2014 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Грайворон-агроинвест" к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В остальной части решение Арбитражного суда Белгородской области от 05.02.2015 по делу N А08-7959/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок согласно части 1 статьи 275, части 5.1 статьи 211 АПК РФ.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
П.В. Донцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-7959/2014
Истец: ООО "Грайворон-агроинвест"
Ответчик: Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Белгородской области
Третье лицо: ФГБУ "Центр агрохимической службы "Белгородский", Прокуратура Белгородской области
Хронология рассмотрения дела:
03.12.2015 Определение Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3238/15
20.10.2015 Определение Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3238/15
29.09.2015 Определение Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3238/15
15.09.2015 Определение Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3238/15
17.08.2015 Определение Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3238/15
07.07.2015 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-1187/15
08.05.2015 Определение Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-1187/15
27.04.2015 Определение Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-1187/15
05.02.2015 Решение Арбитражного суда Белгородской области N А08-7959/14